Описание предоставлено архитекторами
Комплекс Рязанской ВДНХ – это мини-копия Московского. Он представляет собой ансамбль сталинской архитектуры из 21 павильона, построенный ударными темпами в 1955 году. Комплекс открылся незадолго до выхода постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», поэтому имеет красивые пропорции, отличается проработкой деталей и богат украшениями. ВДНХ проработала в круглогодичном формате несколько лет, а территория была излюбленным местом горожан: здесь представляли отрасли народного хозяйства региона, работал фонтан, были скульптуры и клумбы с цветами. Однако позже место начало деградировать, функция замещалась простой торговлей (выставку переименовали в Торговый городок), к 2000-м годам пространство пришло в упадок, павильоны и элементы среды частично разрушились.
С 2016-го года городское отделение ВООПИиК, градозащитники и горожане привлекали внимание к ценности территории, жители провели серию субботников. Постепенно подключились фотографы, ландшафтные дизайнеры, архитекторы и местные чиновники. В 2019 году территория наконец получила статус достопримечательного места регионального значения.
В 2020 году правительство области инициировало разработку мастер-плана Торгового городка. Ключевой задачей проекта стало выстраивание стратегии и поиск эффективных инструментов для перезапуска и восстановления территории и объектов, которые более двадцати лет находились в аварийном состоянии. Над мастер-планом работал консорциум из трех команд: Архитектурное бюро APRELarchitects, ООО «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика».
Комплексный проект ревитализации территории Рязанского ВДНХ включает мастер-план перезапуска территории, предынвестиционную подготовку объектов, благоустройство территории, реконструкцию исторических павильонов и единый дизайн-код.
Миссия и видение мастер-плана – переосмысление изначальной функции территории, создание места для репрезентации и работы с локальными историческими и современными символическими, гастрономическими, ремесленными брендами Рязанской области.
Важной составляющей проекта стал принцип максимального сохранения и проявления подлинных элементов и исторической объемно пространственной структуры ансамбля. Одновременно с этим – создание необходимых условий для эффективной работы территории и павильонов с точки зрения современных функций и экономики, появления интереса у местных предпринимателей реализовывать в этом месте свои проекты.
Для привлечения внимания и работы с местным бизнесом, а также выстраивания программирования территории и объектов был проведен их всесторонний анализ и предынвестиционная подготовка каждого павильона. Была определена этапность запуска территории. В целях появления необходимого начального трафика первые павильоны получили мотивирующую функцию: Музей, МФЦ, Городская гостиная, Детский павильон. Благоустройство территории, комплексное обновление всей инженерной инфраструктуры и перезапуск первых павильонов дал необходимый импульс для захода коммерческих проектов в оставшиеся павильоны: рестораны, бары, гастромаркет.
Проект благоустройства опирался на нереализованный проект озеленения 1955 года, и восстановил историческую планировку территории: утраченное озеленение партерного характера, пешеходные дорожки, главную событийную площадь, центральную площадь с фонтаном и исторические входы в здания.
Совместно со студией MORE design была разработана концепция бренда и айдентики территории, которая еще на момент стройки позволила заявить об обновлении и перезапуске территории. Единый дизайн-код, подготовленный в рамках проекта для управляющей компании территории позволил соблюсти преемственность в решениях по работе с объектами на втором этапе, когда на территории появились новые арендаторы и собственники
Торговый городок – проект федерального уровня, который демонстрирует современный подход к работе с наследием и общественными пространствами. Это пространство досуга жителей, площадка для развития креативных индустрий городских, творческих и образовательных проектов, фестивалей и событий, важная точка в туристском каркасе города.