«Этот конкурс – оптимальный путь поиска решений, – сказал журналистам Сергей Кузнецов, – но все изменения должны идти в русле одного планирования. Нам нужна идеология развития Москвы-реки, она будет направлена как на ближайшее, так и весьма отдаленное будущее (преобразовывать реку планируется до 2035 года) с учетом тех изменений, которые происходят в архитектуре и ландшафте города сейчас, и теми, которые только запланированы. Кроме того, нужно не забывать и об экономической составляющей: проект должен быть рентабельным, а не просто красивым. При разработке концепции не учитываются Яуза и Химкинское водохранилище. Для них, возможно, будут найдены другие решения, опирающиеся на уже проработанный концепт главной реки».
Центральная часть «городского фасада» реки была осмыслена еще в 1930-е годы, а вот микрорайонные части реки, ее северо-западные и юго-восточные территории, освоены в значительно меньшей степени. Вот что сказал Андрей Гнездилов о возможной философии работы с ними: «Участникам необходимо будет учесть связанность и планировку приречной территории, логику развития трасс, чтобы навести мосты, которые будут их продолжением. Необходимо, чтобы река парками и бульварами смогла войти в город, открыться ему, а город мог выйти к реке по этим зеленым клиньям. Первые этажи возведенных зданий нужно сделать социально открытыми, общественными. Кроме того, из окон должен открываться прекрасный вид на реку, ведь ценность первой водной линии в том, что она приречная, открытая.
Москва-река обладает и огромным видовым потенциалом, который необходимо учитывать конкурсантам. Современные и исторические центры реки, потенциальные места для новых доминант, основные видовые оси – при разработке идеологии об этом нельзя забывать. Архитекторы должны потрудиться на славу, чтобы не только облагородить территорию, но и пробудить интерес у жителей и гостей столицы, которые бы с удовольствием посещали прибрежную территорию реки».
Организаторы конкурса также затронули тему водного транспорта Москвы. Речь шла и о грузовых перевозках, и о пассажирских. Сейчас пропускная способность реки снижена, отчасти это связано с двумя ее берегами – обычными и, по словам выступавших, «зыбкими», то есть дебаркадерами. Берега реки должны быть сконструированы иначе и соответствовать требованиям быстроходного транспорта. На пресс-конференции также прозвучало уже озвученное: дебаркадеры снижают пропускную и скоростную способность реки, портят ее внешний вид и в столице малоприемлемы. Однако организаторы и эксперты конкурса не исключают, что конкурсант может дать свое, оптимальное, учитывающее все особенности водного фасада, решение также и с использованием дебаркадеров.
Стать участником конкурса можно, зарегистрировавшись на сайте themoscowriver.com. Во время конкурса будут проходиться семинары и лекции, на которых специалисты рассмотрят различные аспекты работы архитекторов с территорией Москвы-реки.
Полина Тюпина