Деталь в творчестве Палладио и декоративное убранство церквей Венеции

2008. Текст доклада на Международной научной конференции XVIII Алпатовские чтения. Андреа Палладио и мировое искусство

Архитектура эпохи Возрождения вдохновлялась пластическим языком античности и ее композиционными схемами. В своих венецианских церквях Палладио использовал фасадную тему разорванного фронтона малого ордера и доминирования четырехколонного портика. Подобное ордерное декорирование торца базилики не было Палладио изобретено, оно встречается в нескольких памятниках начала XVI века. Однако Палладио блестяще развил этот мотив, разрешил вопросы стыков карнизов, сформулировал и реализовал канон ордерной архитектуры. Открытая, активированная Палладио эта фасадная схема, одновременно гармоническая и экспрессивная, после него почти не использовалась. У Палладио не учились, ему не наследовали, приемы палладианской архитектуры лишь копировали. Лишенная и фантазии, и античной сложности архитектура, пришедшая на смену Палладио, вряд ли может быть названа продолжением его дела. Палладио учился у античности, обмерял ее руины, но творчески переосмыслял ее детали, искал гармонию пластики и пространства, создавал шедевры.

Каковы же новации декоративной манеры Палладио? Декоративному богатству зданий XV века мастера маньеризма и академизма ответили упрощением сложности деталей. Палладио ориентировался на приемы античной классики, добивался покоя и гармонии композиций. Но его архитектуре свойственна и оригинальность в решении новых сложных узлов. Палладио был не только создателем академичных капителей и карнизов, но он был новатором, изобретателем ордерных решений. Эти декоративные и композиционные изобретения, новаторство в рамках классики, отличают Палладио от классицизма XVIII века. Простота и одинаковость деталей Палладио были продиктованы скромностью возможностей заказчика, количеством одновременно создаваемых памятников. За 40 лет своей творческой карьеры Палладио построил более 60 зданий. Эго творчество отличается стилистической цельностью, уверенным движением к ясно читаемому идеалу архитектуры. За исключением совершенно античной по качеству базилики в Виченце, самыми богатыми произведениями мастера стали его четыре беломраморных церкви в Венеции.

В своей первой венецианской церкви Сан Пьетро ин Кастелло, 1558, Палладио демонстрирует все те приемы, что будут разрабатываться им в дальнейшем. Фасадная схема разорванного фронтона наследует композиции проторенессансного фасада Сан Миньато во Флоренции. Главный неф оформлен четырех колонным портиком композитных колонн. Малый ордер решен коринфскими капителями, что соответствует иерархии капителей Колизея. Контраст большого и малого ордера наследует фасаду Перуцци церкви Санта Мария ин Кастелло в Карпи, 1514. В церкви Сан Пьетро ин Кастелло использован новаторский прием Палладио – уплощенный карниз. Это сделано для того, чтобы вынос карниза не врезался в пилястру. Ради пропорций фасада полуфронтоны, наследующие рынку Трояна в Риме, закомпонованы ниже кровли. Наклонный аттик, параллельный карнизу оформляет торец бокового нефа. Карнизы фронтона малого ордера обрываются не доходя до колонн большого ордера и грамотно крепуются. Центр фасада решен малым фронтоном, эта схема использована и в Иль Реденторе. Как и других церквях Палладио астрагал капители и база продолжаются по стене.

В Сан Франческо делла Винья, 1564 г., Палладио несколько меняет схему. Большой и малый ордера стоят на одной горизонтали пьедестала, как бы выражая античный характер фасада. Можно сравнить уплощение карниза, сочиненное Палладио, с утонением колонны, энтазисом. Это не просто функциональная необходимость, решение узла, это грамотность, одаренность, настоящее чувство архитектуры. Этот прием встречается не так часто, даже у последователей Палладио. В Венеции его можно встретить лишь на фасаде церквей Сан Лозарио де Медиканси, В.Скамоцци, 1601, и Сан Витале. Впрочем, если Палладио оставлял от карниза в уплощенном варианте лишь гусек, то в Сан Витале карниз малого ордера сокращается за счет выноса плиты. Эта церковь стала единственным ответом наследию Палладио. Архитекторы А.Гаспари и А.Тирали, 1650, постарались в фасаде Сан Витале выполнить все по заветам мастера.

Впервые полукруглый фриз Палладио использует в своей базилике в Виченце, 1549 г. Таким фриз сделан и в малом ордере фасада церкви Сан Пьетро ин Кастелло. В последствии, он станет частью композитного антаблемента по канону Палладио. Истоки этого приема, вероятно, требуют отдельного исследования, однако можно считать такую форму фриза новацией Палладио, которая также осталась почти не замеченной. Полукруглого фриза нет ни в каноне Альберти, ни у Виньолы. Альберти использовал похожий лавровый вал только в своих порталах. В Сан Франческа делла Винья фриз «дутиком» использован в малом коринфском ордере, в Сан Джорджо Маджоре – в большом композитном. В 1564 г. он использует полукруглый фриз в фасаде церкви Сан Франческа делла Винья, в 1565 г. – в фасаде палаццо Вальмарана в Виченце. В целом, коринфские капители в Сан Франческа делла Винья не производят палладианского впечатления, аканты нарезаны несколько странно.

Прямоугольный модульон встречается еще в Колизее. Но Палладио использует не только его, но и его укороченный вариант. Он использует укороченные модульоны в большом ордере во всех церквях, за исключением последней, Иль Реденторе. Редкие решения Палладио почти всегда оставались незамеченными. Внимание к подобным тонкостям было характерной чертой работы последователя Палладио – Жолтовского. В его доме на Моховой, как и у Палладио, большой ордер имеет укороченный модульон, малый ордер – каноничный. Модульон третьего яруса Колизея имеет простой абрез, новацией Палладио становится модульон с силуэтом аканта в нижней части. Палладио экспериментирует, в его книге «Четыре книги об архитектуре», 1570 г., в композитном ордере приводится прямой укороченный модульон. Однако в своем шедевре, - лоджии дель Капитанио в Виченце, 1571 г., он осуществляет модульон полной длинны, с силуэтом аканта.

Соотношение карнизов и капителей, приведенное в издании Палладио, использовано им в двух церковных фасадах их четырех. Более сложный карниз из 6 частей венчает коринфскую капитель, крупно расчлененный карниз из 4 частей употреблен в композитном ордере. Так выглядят детали Сан Пьетро ин Кастелло и Сан Джорджо Маджоре. При этом, Палладио рекомендует по-античному нарезать ионики и сухарики в карнизе, чего нет в его работах. Малый ордер Палладио почти всегда решает коринфскими капителями, большой – композитными. Исключением стал его фасад церкви Сан Франческа делла Винья, где обе капители коринфские, хотя антаблементы и различны. В лоджии дель Капитанио Палладио совмещает композитную капитель с коринфским по книге антаблементом. В своем издании Палладио предлагает архитекторам античные каннелированные колонны, но его здания всегда лишены их. Но Палладио создавал прекрасную архитектуру, и неважно, что она не совсем как та, что была в Древнем Риме. В этом монументализм работ Палладио, его представление о присущем декору масштабе. В отличие от архитекторов XV века он не решается нарезать детали раз они сильно меньше, чем античные оригиналы.

Для создания подлинных шедевров необходима редкая художественная воля заказчика, одаренность мастеров. Этим архитектура Италии отличается от ордерного опыта Севера. Достижение Палладио – создание простого гармоничного пространства, в котором обитали герои фресок Веронезе и их заказчики. Простое использование схем Палладио, или копирование античных портиков не всегда приводило архитекторов к созданию великого искусства.
В Сан Пьетро ин Кастелло и Сан Джорджо Маджоре Палладио использует ненарезанные акантовые листы капителей.

Такими «языками» в стиле деталей Колизея стали делать листы капителей венецианские мастера XVII-XVIII вв. Одной из самых ярких церквей эпохи барокко, выходящих на канал Гранде, является церковь Сан Эстай, архитектора Доменико Росси, 1709 г. Фасад решен спокойным портиком большого ордера и бурными вставками малого ордера. Листья капителей в обоих случаях не нарезаны. Экспрессия разорванного фронтона малого ордера в центре и барочные сгустки колонн по бокам фасада поражает. Вторая венецианская церковь Росси, Санта Мария Ассунта детта Джезуити, знаменита своим интерьером, архитектор Якопо Антонио Поццо, 1714 г. Пиршество мраморной инкрустации, отделка стен, колонн, и особенно «ткани» кафедры могут быть сравнимы лишь с убранством интерьера собора в Сиене. В композиции фасада Санта Мария Джезуити использован лишь малый ордер, коринфские капители не нарезаны. Уникальность фасада Росси еще и в том, что раскрепованные колонны примыкают не к стене и не пилястре, а к нише, с полностью выполненными капителью и базой.
 
В эпоху Палладио профессиональный интерес заставлял мастеров спускаться в подземелья, изучать руины, искать ответы на вопросы искусства. В античной архитектуре редко встречаются ненарезанные детали. Основой своего пластического языка Палладио избрал упрощенный декор Колизея. Ненарезанные карнизы и капители Колизея выявляли иерархию сооружений Рима, храмы форума и термы поражали богатством. Но в XVI веку они были не только утрачены, но слишком сложны, невозможны для копирования. И если архитекторы XV века нарезали детали свои небольших объектов, то Палладио пошел по иному пути. Экономика церквей и палаццо XV века позволяла создавать мраморные шкатулки, все капители многочисленных аркад и дворов той эпохи произведения ювелирного искусства. Достаточно привести в пример детали двора палаццо Гонди во Флоренции Джулиано да Сангалло. Карнизы Палладио всегда академичны и просты, в отличие от известных ему карнизов Древнего Рима. Оштукатуренные кирпичные колонны Палладио лишены каннелюр. Его протянутые карнизы расчленены лишь модульонами. Палладио отвечает декоративности Венеции, например работам Мауро Кодуччи, иным масштабом, иным представлением об архитектуре. Для своих фасадов Палладио берет не грандиозную мелко расчлененную архитектуру форумов, он ориентируется на Колизей.

Античную сложность архитектурного декора в XVI веке возродил Микеле Санмикеле. Это в первую очередь его работы в Вероне палаццо Бивелаква (1531) и небольшая капелла Пеллегрини в церкви Сан Бернардино (1527). Витые каннелированные колонны порта Борсари переносятся Санмикеле в палаццо Бивелаква, античные ворота стоят на одной улице с памятником эпохи Возрождения. В своих творениях Санмикеле показывает пример возрождения античной манеры, великолепные пропорции, фасадные схемы триумфальной арок, сложный декор. Одновременно с Палладио Санмикеле строит в Венеции еще один свой шедевр – палаццо Гримани 1559. Наиболее совершенные детали Палладио – мраморные капители Иль Реденторе, они выглядят как античные. Так в античности были расчленены и карнизы, и базы, для этого достаточно посмотреть на руины римского форума.

Вероятно впервые Палладио применяет ненарезанные коринфские капители в свеем палаццо Тьене в Виченце, 1550. Рустованные колонны наличников, редкий для Палладио прием, вдохновлен архитектурой собственного дома Джулио Романо в Риме, 1524 г. Огрубленный декор Колизея попадает и к Микеланджело, например его Порта Пиа, 1562 г. Ненарезанные листья коринфских колонн Колизея, монументализм его ионических капителей неоднократно вдохновляли архитекторов. Для архитекторов XVI века это был поиск нового пластического языка в ответ сложной декоративной манере мастеров XV века. Это была и необходимость работать более экономно, быстро. Так мыслили и мастера итальянского ардеко, и советские архитекторы в 1930-е гг. Примером могут служить капители дома правительства в Киеве И.А.Фомина, дома Безрукова у Савеловского вокзала и детали станции метро Парк культуры (рад.) в Москве.

Своеобразным соединением пластики коринфской капители с развитыми волютами и плоской волюты композитной капители стали капители барокко. В отличие от капителей лоджии дель Капитанио Палладио, архитекторы XVIII века стали делать более кудрявые волюты. Пример этому детали фасада церкви Санта Мария делла Россарио, архитектора Д.Массари, 1726 г. В некотором смысле это наследие расширяющейся волюты композитной капители Виньолы, пример этому церковь Сан Барноба, архитектора Л.Боскетти, 1776 г. Композитные капители арки Септимия Севера в Риме имеют «дисковые» волюты, так выполнены и капители Палладио. Виньола же использует менее академичную капитель, чем Палладио. В лоджии дель Банки в Болонье, 1565 г., Виньола использует «расклешенные» волюты. Такие волюты можно увидеть в Москве на капителях Пашкова дома. Вариацией на тему капители арки Тита стала и композитная капитель малого ордера нашего фасада Туполев-Плаза-2 (архитекторы Д.Б. и А.Д. Бархины, 2006 г.). Коринфская капитель большого ордера воспроизводит капитель Пантеона, с диагональным разлетом абаки, что придает пропорциям особую квадратность.

Детали дома на Моховой Жолтовского выполнены на высочайшем уровне, это и понятно, ответственность перед главной улицей города и страны требовала этого. Композитные капители имеют дисковые волюты, как у Палладио. И ионики, и сильно вынесенный цветок очень красивы. В доме уполномоченного ВЦИК в Сочи, 1935, Жолтовский использует редкий прием античности – необрезанную абаку, как, например, в капителях храма Зевса Олимпийского в Афинах. Такой прием использован и в послевоенных постройках Жолтовского в Москве, например, Горном институте. Здание Ипподрома одно из самых сложно декорированных в Москве, полно интересных тонко нарисованных деталей. Гусь в поддерживающей плите карнизов – это очень редкий прием, он встречается лишь в палаццо Гуреконсулти в Милане, 1564 г. Новация Жолтовского состоит в декорировании плиты карнизов Ипподрома, он чередует розетки, каннелюры и сложные жгуты. Интерьерный прием решения потолочных балок итальянских дворцов попадает на изысканный фасад советского зодчего.

Работая с исполнителями над фасадом на Новинском бульваре, Д.Б.Бархин своими руками лепил «рога» волют капителей. Пропорции капители были взяты из чертежей Дегодэ, где капители начерчены «по правилам». Оказалось, что капитель Дегодэ, фактически, не обмерял. Тонкость заключается в том, что диаметр абаки по правилам равняется двум нижним диаметрам колонны, т.е. 72 частям (2 раза по 36). А в Пантеоне диаметр абаки был сделан не 72 части, а - 77 частей, то есть, увеличен на 10 см в каждую сторону. В стандартной абаке не хватает «полета». Иллюстрацией каноничного размера абаки служит капитель ордера на Новинском бульваре, 1998 г. Однако на здании Туполев-Плаза-2, 2006 г., колонна высотой в 14 метров и капитель Пантеона были повторены еще раз. Здесь абака была уже сделана с учетом редких неканоничных пропорций Пантеона. Мерцание теней и света в «глазках» акантов – это очень важный эффект. В Москве такой лепной работы не было последние семьдесят лет.

Работая с большим ордером, Палладио чаще использует композитный ордер, барокко – коринфский. Палладио основывался на иерархии капителей Колизея, архитекторы XVII века вдохновлялись Пантеоном. Коринфские капители барочного Рима ориентированы на пропорции и пластику капители Пантеона. Эти капители сначала становятся украшением фасада Иль Джезу, затем церкви Санта Сусанна. Капители собора Святого Петра имеют наибольшие по размерам копии этой детали, их рисунок вполне точен. Церковь Сант Игнацио видна от портика Пантеона, но плоские пилястры большого ордера несколько отличаются от прототипа. Вытянутые пропорции анонимной коринфской капители, попавшие в книжные чертежи, отличаются от форм капители Пантеона, наиболее сохранной из всех капителей Рима. Великие храмы античности не были связаны этажностью, скромным бюджетом заказчика, они создавались ради гармонии формы, посвященной высшим целям.

Многие мастера, работая с коринфским ордером, использовали не школьную, а именно коринфскую капитель Пантеона, как, безусловно, самую элегантную. Вообще же, античные детали не знают канона, постоянно варьируют используемые правила. Это отличает архитектуру, как вид искусства, и, в первую очередь, итальянскую архитектуру, от просто классической ордерной архитектуры. Для этого достаточно сравнить канон Палладио или его собственные сооружения с сложнейшим и не повторенным никем декоративным языком античности, приведенным в том же издании «Четырех книг об архитектуре». Все карнизы античных храмов различны по составу частей, нарезке и пропорциям. Удивительно, но, в отличие от эпохи Альберти и Мауро Кодуччи, архитекторы последующих веков этого старались не замечать.

Коринфская капитель Пантеона имеет неповторимые пропорции и характер движения, уникальную пластику. Книги по канону ордерной архитектуры не могли вдохнуть искусство в постройки, они показывали лишь академичный спектр ордерной архитектуры. Архитекторы барокко Борромини и Гварини, Нёйман и Растрелли не работали с анонимными деталями из книг Виньолы и Палладио. Красоту и богатство античности открыл поздний французский классицизм. Собор Святой Женевьевы и церковь Мадлен в Париже возродили роскошь древнеримских портиков, так поступали и архитекторы неоклассических зданий Вашингтона. Вероятно, Палладио писал свой трактат не архитекторам, а исполнителям его многочисленных построек на случай его отсутствия на стройке. Русское палладианство, разбросанное по огромной территории и развивавшееся более полу века, стало наиболее массовым в европейском контексте ответом работам великого зодчего. Русские усадьбы конца 18-нач. 19 вв. по масштабу и материалам, сложности композиции и деталей безусловно напоминают виллы Палладио, но не его венецианские церкви.

Капитель Пантеона имеет совершенно особый характер акантов, его лепестки накладываются друг на друга, создают бегущий извилистый рисунок. Листья мраморной капители выглядят как живые, и кажется они даже начали немного вянуть на солнце. Эта пронзительная красота была создана много веков назад, все детали портика обломаны, ранены. Между лапками аканта остаются незаполненные пустоты, сквозные глазки. Ритм этих пятен очень красив. Сразу видно, что жесткие аканты последующих веков срисованы не с природы, а с книг. Исключением нужно признать великолепные бронзовые капители Исаакиевского собора в Петербурге, Огюст Монферран подарил городу подлинный шедевр архитектуры. Прозрачные волюты с тонкими завитками выполнены на коринфских капителях «Елагина дворца», детали архитектора Д.Б.Бархина, 2003 г. Отличительная черта капители Пантеона - W-образное движение волют и поддерживающих их листьев, разлетающиеся диагонали абаки. Томные изгибы и спирали акантов капители Пантеона не создавались для массового воспроизводства. А, ведь, в Риме было немало подобных по сложности зданий, и работы производили первоклассные мастера.

Если фасад Сан Джорджо Маджоре воплощает барочную экспрессию, передает эстафету разорванного фронтона от античных полуразрушенных памятников архитекторам последующих веков, то фасад Иль Реденторе – это воплощение гармонии. Великая простота заложена в квадратный четырехколонный портик, идеальная красота ордерной архитектуры предстает перед зрителем в наивысшей степени. Храмы античности утрачены, но архитектура эпохи Возрождения жива. Церковь Иль Реденторе, 1577 г, последняя работа Палладио, в которой через много лет он возвращается к своей схеме и модифицирует ее. Однонефный храм с капеллами на фасаде решен портиком. Двойной наклонный аттик и уплощенный карниз использованы как в Сан Пьетро ин Кастелло. Фронтон малого ордера монтажно врезается в архитрав большого ордера, что, вероятно, сделано ради пропорций. Как и в Сан Пьетро ин Кастелло силуэт фасада формирует аттик над фронтоном главного портика. Кровля спускается к нему ради пропорций фасада. Качество мраморной резьбы капителей Иль Реденторе - феноменальное, одно из лучших в Италии. Отличительной чертой фасада стало использование трехчетвертных квадратных угловых колонн главного портика. В малом ордере Палладио и раньше использовал пилястры, с энтазисом, кстати. В портике композитных колонн пропорции капители пилястры и рисунок узлов отличаются от круглого варианта. Абака становится шире, что делает ее пропорции более похожими на капитель Пантеона. Композитная капитель пилястры Иль Реденторе имеет квадратное ведро, со скругленными сторонами. Плоские коринфские пилястры Пантеона имеют резкую прямую линию колокола. Палладио знает приемы древних, но он новатор, он создает новые ордерные решения.

Унаследованный от Колизея пластический язык Палладио отличается от сложной декоративности мастеров XV века, от стиля Альберти и Санмикеле. Обмеры античных храмов из издания «Четыре книги об архитектуре» Палладио демонстрируют сложный неповторимый стиль. В XVII веке палладианскому лаконизму фасадов римское барокко противопоставит экспрессию своих интерьеров. Уже в своей первой венецианской церкви Палладио применяет новые детали - уплощенный карниз, варианты модульона укороченный и с силуэтом аканта. Особая гармония работ Палладио состоит в его представлении и масштабе ордерной архитектуры, в монументализме и простоте его декора. Сложная расчлененность грандиозных сооружений Древнего Рима требует от Палладио упрощать свои часто скромные постройки, Альберти и Санмикеле мыслили иначе. Палладио был не просто автором академичных деталей, но изобретателем ордерных решений, сложных узлов. Он изучал античные руины, продумывал тектоническую и декоративную логику своей архитектуры. Палладио создавал загадочную и в то же время простую архитектуру. Уже столетия эта таинственная гармония влечет к его архитектуре, к Венеции, городу, которому были дарованы самые совершенные творения великого мастера.

Д.Б. Бархин
А.Д. Бархин

А.Палладио, Сан Пьетро ин Кастелло в Венеции, 1558. Первый палладианский фасад с базиликальным, разорванным фронтоном © А.Д. Бархин
А.Палладио, Сан Пьетро ин Кастелло в Венеции, 1558. Уплощенный карниз - новация Паладио, почти не используемая впоследствии © А.Д. Бархин
А.Палладио, Сан Франческо делла Винья в Венеции, 1564. Палладио разрабатывает новые модульоны, укороченный и силуэтом аканта (впрочем пластика листов капителей удивляет) © А.Д. Бархин
А.Палладио, Сан Франческо делла Винья в Венеции, 1564. Палладио меняет схему базиликального фронтона, большой и малый ордера стоят на одном пьедестале © А.Д. Бархин
Церковь Сан Витале в Венеции, 1650. Редкий пример следования приемам Палладио в церковной архитектуре © А.Д. Бархин
А.Палладио, Иль Реденторе в Венеции, 1577. Базиликальный фронтон Палладио, как воплощение гармонии © А.Д. Бархин
А.Палладио, Иль Реденторе в Венеции, 1577. Астрагал капители и профиль базы у Палладио продолжаются по стене, ведро композитной капители сделано скругленным © А.Д. Бархин
Пантеон в Риме, 126 г. н.э.. Пилястра внутри портика - ведро капители сделано прямым © А.Д. Бархин
Пантеон в Риме, 126 г. н.э., угловая капитель. Ритм пустот между лапками аканта и их извилистый, спиралевидный рисунок, W-образное движение волют - в этом уникальность капителей Пантеона © А.Д. Бархин
О. Монферран, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, 1818-58. Одно из лучших приближений к пропорциям капители Пантеона, с увеличенным диаметром абаки © А.Д. Бархин
Пантеон в Риме, 126 г. н.э., угловая капитель. Расширение абаки придает пропорциям капители особенный, «кубоватый» характер © А.Д. Бархин
Д.Б.Бархин, Туполев плаза II в Москве, 2004-06. Капитель с увеличенным диаметром абаки в 77 частей, как в Пантеоне © А.Д. Бархин

27 Августа 2010

Похожие статьи
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.