«Маленькие миры»

Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.

По оценкам демографов, к 2050 во Фландрии, северной половине Бельгии, число жителей старше 65 лет вырастет с 18 до 28 процентов населения, причем население в целом увеличится на 1,2 млн (сейчас оно составляет 6,6 млн). Учитывая то, что деменция, включая раннюю, и ряд других заболеваний становятся все более распространенными, власти задумались о создании инфраструктуры нового типа, позволяющей пациентам максимально долго сохранять самостоятельность. В 2012 главным архитектором Фландрии и фламандским министром социального обеспечения был объявлен конкурс в рамках пилотного проекта «Забота», где речь шла о «невидимой заботе», когда страдающих такими заболеваниями людей поддерживают, но ровно настолько, сколько требуется, оставляя за ними значительную степень свободы.
 
Комплекс De Korenbloem
Фото © Stijn Bollaert

Среди пяти выигравших команд было объединение Studio Jan Vermeulen, Tom Thys Architecten и английского бюро Sergison Bates Architects, которым поручили комплекс De Korenbloem в Кортрейке. Мастер-план участка вне центра города, в парковом окружении, разработали все три бюро совместно, а проектирование двух комплексов уже поделили между собой. Sergison Bates Architects занималось исторической виллой Портик, где расположился центр дневного пребывания, и новым жилым зданием при ней.
 
Комплекс De Korenbloem
Фото © Stijn Bollaert

Studio Jan Vermeulen и Tom Thys Architecten совместно превратили вторую виллу, Ландхёйс, в  подобный дневной центр, и тоже пристроили к ней жилые помещения. Их проект основан на идее «маленьких миров»: человек с деменцией и схожими заболеваниями постепенно теряет ориентацию в пространстве и времени, а также свою идентичность. Чтобы замедлить этот процесс, архитекторы предлагают усилить связь сознания пациента с окружающим миром, распространить идею «дома» на серию пространств, не только жилых, но и общественных, которые были бы понятны, знакомы, безопасны. Поэтому, прежде всего, в De Korenbloem выбран небольшой масштаб всех помещений.
 
Комплекс De Korenbloem
Фото © Stijn Bollaert

Вилла Ландхёйс, классицистическая постройка 1860-х годов, много раз перестраивалась, но в ней сохранились две палладианские анфилады, которые и использовали архитекторы, создав серию разных по настроению и размеру пространств.
 
Комплекс De Korenbloem
Фото © Stijn Bollaert

Масштаб и ярусная организация фасадов перешла от виллы к новому жилому корпусу из четырех равных ей объемов, связывающих ее, парк и улицу. Галереи из бетонных, обработанных ради фактурности кислотой колонн создают переходный слой между интерьером и окружением, вдохновленный балконами, портиками и оранжереями в домах позапрошлого века.
 
Комплекс De Korenbloem
Фото © Stijn Bollaert

Между новой и старой частями расположен «зимний сад» в духе павильона-причуды, почти прямо интерпретирующий классическую архитектуру. Он предназначен для тех жителей комплекса, которым сложно выйти в сад – через его большие окна они все же смогут любоваться природой.
 
Комплекс De Korenbloem
Фото © Stijn Bollaert

В новой части расположены четыре квартиры с обслуживанием для наиболее самостоятельных пациентов и четыре больших «апартамента» типа «проживание с уходом» на восемь человек каждые. Спальни отграничены от общих пространств промежуточными помещениями, у каждой есть балкон. Ванные комнаты отделены от спален раздвижными дверьми, которые позволяют объединить эти помещения, если того требует состояние хозяина комнаты. Также есть блок краткого пребывания на шесть пациентов, находящихся на пути к выздоровлению.
Комплекс De Korenbloem
Фото © Stijn Bollaert
Комплекс De Korenbloem
Фото © Stijn Bollaert
Комплекс De Korenbloem
© Studio Jan Vermeulen i.c.w. Tom Thys Architecten
Комплекс De Korenbloem
© Studio Jan Vermeulen i.c.w. Tom Thys Architecten
Комплекс De Korenbloem
© Studio Jan Vermeulen i.c.w. Tom Thys Architecten
Комплекс De Korenbloem
© Studio Jan Vermeulen i.c.w. Tom Thys Architecten
Комплекс De Korenbloem
© Studio Jan Vermeulen i.c.w. Tom Thys Architecten
Комплекс De Korenbloem
© Studio Jan Vermeulen i.c.w. Tom Thys Architecten
Комплекс De Korenbloem
© Studio Jan Vermeulen i.c.w. Tom Thys Architecten
Комплекс De Korenbloem
© Studio Jan Vermeulen i.c.w. Tom Thys Architecten
Комплекс De Korenbloem
© Studio Jan Vermeulen i.c.w. Tom Thys Architecten
Комплекс De Korenbloem
© Studio Jan Vermeulen i.c.w. Tom Thys Architecten
Комплекс De Korenbloem
© Studio Jan Vermeulen i.c.w. Tom Thys Architecten

24 Ноября 2021

Похожие статьи
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.