Александр Бродский,
автор дизайна экспозиции:
«Мне представилась уникальная возможность организовать выставку двух моих друзей – Олега Кудряшова и Петера Меркли, людей, чьё творчество много лет оказывает на меня огромное влияние, – говорит Бродский. – Один из них – мой любимый художник, другой – мой любимый архитектор. Я впервые увидел работы Олега Кудряшова в 1968 году в Москве и впервые встретил его в 1988 в Лондоне. Книга с архитектурой Петера Меркли впервые попала мне в руки в 2002 в Москве, а познакомился я с ним в 2012 в Базеле. Меня не оставляла мысль о внутреннем родстве этих людей, о том, что они сделаны из одного теста, что подтвердилось, когда они встретились в 2014 в Москве.
Каждый из них представляется мне планетой с собственной системой гравитации, абсолютно независимой от каких бы то ни было других объектов в космосе. Их тотальная бескомпромиссность и внутренняя свобода вызывают во мне восторг, граничащий с благоговением. Я горжусь дружбой с этими людьми и счастлив, что могу организовать их совместную выставку в таком месте, где она наверняка будет оценена по достоинству».
Маркус Ляхтеенмяки,
куратор выставки:
«В центре выставочного пространства – разделенный на две части ящик, внутри которого – рисунки и модели архитектора Петера Меркли. Выставочный прием способствует изображению движения одинокой планеты, фиксируя стадии рисунка, исследования и моделирования, посредством которых развивается архитектурное воображение Меркли. Сопоставление рисунков, в которых происходит поиск формы и композиции, с более крупными проектными чертежами и моделями, раскрывает процесс воплощения идеи в реальные архитектурные объекты.
Оставшееся пространство занято работами Олега Кудряшова, выполненными в технике сухой иглы. Каждая мысль и движение тела вырезаны и воспроизведены на бумаге. Мощные линии создают окна в миры, в которых линия устанавливает собственные правила для собственной архитектуры.
В фойе возле галереи размещена 1/8 павильона для водочных церемоний Александра Бродского. Эта копия, созданная Антоном Горленко совместно с Антоном Грибановым, воспроизводит павильон, построенный для фестиваля Арт-Клязьма в 2003 году. Павильон создан из 83 окон, обращенных внутрь и тем самым выворачивает базовые параметры архитектуры наизнанку. Вместо комнаты в ландшафте он становится ландшафтом в комнате. Размещение точной копии в масштабе 1:8 вместе с документацией о ее строительстве и фотографиями оригинального павильона, сделанными Юрием Пальминым, обращает зрителя к вопросам масштаба и напряженности между ландшафтом и интерьером.
Планетарий – это устройство, которое расширяет наше понимание и показывает нам что-то, чего мы обычно не видим. Он способен сжать вечность в пространство одной комнаты и превратить ее в бесконечный ландшафт, в котором границы между прошлым, настоящим и будущим, между процессом и объектом становятся размытыми. Планетарий в галерее gta Exhibitions также обладает этими качествами – он смещает внимание с небесной сферы на вселенную в архитектурном масштабе».
***
Олег Кудряшов – художник, родился в 1932 году, учился в изостудии при Доме пионеров (1942-47), в Московской детской художественной школе им. И.Э. Грабаря (1949-1951). После трех лет учебы на курсах мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм» (1956-1958 гг.) был принят в Московскую организацию Союза художников РСФСР (1961 г.). В 1974 был вынужден эмигрировать, с 1997 вновь живет в Москве. См. интервью журналу «Искусство», 2012.Петер Меркли – родился в 1953 году, швейцарский архитектор, работает в Цюрихе. Изучал архитектуру в ETH c 1972 по 1977. В 1978 основал свою мастерскую в Цюрихе. Преподавал дизайн и архитектуру (IEA) в Высшей технической школе Цюриха, с 2013 сотрудничает с московской школой МАРШ как внештатный преподаватель. Зданиям Меркли свойственен лаконичный брутальный подход, нередко – комбинации скульптурно разорванных структур с простыми материалами, преимущественно бетоном. Среди знаковых построек архитектора – «дом искусства» Ла Конгуинта 1992, построенный в 1992 в небольшом тиссинском городке Джорнико, где выставлены скульптуры и рельефы Ханса Джозефсона. Меркли построил достаточно много жилых зданий в Швейцарии. Он также – автор реконструкции органа базельского собора, школьного дома Im Birch в Цюрихе, посетительского центра Novartis в Базеле, офисного здания Picasso-haus там же, и других.