Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Закончилась очередная, седьмая по счету биеннале «Архитектура Петербурга», представляющая собой подборку новых проектов и построек ведущих бюро города, объединившихся в независимую ассоциацию ОАМ в 2000 году. Традиционная площадка проведения биеннале – Мраморный зал Этнографического музея, подчеркивает особый статус выставки и ее участников. Работы наиболее востребованных и активно строящих в Санкт-Петербурге бюро наглядно представляют уровень и состояние архитектурно-строительного рынка города, фиксируя в чертежах, макетах, визуализациях и фотографиях его сегодняшние и завтрашние тенденции.
Репрезентативную функцию биеннале дополняет деловая программа, привлекающая участников, в том числе, и из смежных областей – девелоперов, строителей, поставщиков и производителей материалов. Потребность в налаживании диалога не только с горожанами и потенциальными партнерами, но и с представителями своего цеха ведет к поискам новых форматов. Об изменениях и о тенденциях, которые биеннале продемонстрировала в 2019 году, а также о возможных путях дальнейшего развития мы поговорили с несколькими членами ОАМ и приглашенными участниками программы.
***
Экспозиция «Студия 44» на выставке «Архитектура Петербурга 2019»
На биеннале традиционно представляются проекты и постройки бюро, входящих в ОАМ, за последние два года. Получается своего рода «выставка достижений народного хозяйства», калейдоскоп разных проектных культур, разного понимания питерского стиля. Участвующие в выставке бюро – очень разные. Например, Герасимов и Земцов – абсолютно разные архитектурные миры и разное мироощущение. И каждый показывает свое видение прошедшего периода, свои достижения. Создать из этого единое программное высказывание практически невозможно. Нельзя состыковать нестыкуемое. Единственное, что несколько нивелирует различие подходов – единая форма подачи. А изображать единство там, где его нет и не может быть, бессмысленно.
Для создания каких-то программных выставок есть два пути: либо делать индивидуальные выставки, к чему, наверное, мы придем в той или иной мере, либо делать групповые или тематические экспозиции с куратором и его кураторским видением. Но у биеннале Санкт-Петербурга есть своя традиция и, мне кажется, ее стоит сохранять, экспериментируя больше с дизайном экспозиций.
Мы попробовали сделать свою часть немного иначе, чтобы акцентировать проект Музея обороны и блокады. В чем-то этот эксперимент был удачным, что-то нужно еще додумать. Но уже понятно, что есть возможность и смысл в поисках каких-то новых форматов презентации архитектуры в рамках Биеннале.
«Студия 44» сейчас готовится к большой юбилейной выставке, которую хотим сделать через год и на ней мы постараемся учесть опыт и участия в биеннале «Архитектура Петербурга», и других выставок, в которых мы принимали участие за последнее время.
***
Фрагмент экспозиции бюро «Евгений Герасимов и партнеры» на выставке «Архитектура Петербурга 2019»
Из тенденций, которые демонстрирует биеннале 2019 года, я могу выделить прагматизм представленных проектов. Видно, как под влиянием все более жестких рыночных реалий архитектурное сообщество избавляется от иллюзий. Все меньше проектируется «воздушных замков», завлекательных и при этом нереализуемых в силу несоответствия текущей экономической ситуации. Я рад, что биеннале точно отражает актуальный уровень развития общества, развития строительной технологии и развитие рынка недвижимости в Санкт-Петербурге. Мы точно понимаем, где мы, какие мы и где мы будем в ближайшее время.
Круглый стол «Архитектура общественных пространств. Прорывы и ошибки» в рамках деловой программы Биеннале.
Налицо повышение стандартизации и особенно это заметно в области жилья, составляющего едва ли не 95% объема строительства в нашем городе. Доходы населения падают. Жилья высокого уровня проектируется и строится все меньше. Подавляющее большинство проектов – это комфорт- и эконом-класс, которые собираются по единым стандартам и моделям, как автомобиль Жигули.
Большой интерес вызвали дискуссии, посвященные развитию Серого пояса и общественных пространств Санкт-Петербурга. Эти темы будут все более актуальны в ближайшее время.
Круглый стол «Архитектура общественных пространств. Прорывы и ошибки» в рамках деловой программы Биеннале. Модератор круглого стола – Евгений Герасимов.
Круглый стол «Архитектура общественных пространств. Прорывы и ошибки» в рамках деловой программы Биеннале. Один из спикеров круглого стола – Олег Шапиро, бюро Wowhaus
Приятно, что все активнее заявляют о себе своими проектами и постройками молодые архитектурные бюро. Хотелось бы, чтобы они были больше вовлечены в выставочный процесс. Люди работают и работают много, упорно, и мы хотели бы их видеть в рядах экспонентов. Полагаю, на следующем биеннале будет более разнообразная экспозиция. И вероятно мы продолжим эксперименты с форматами презентации проектов, чтобы сделать ее более понятной для неспециалистов. В этом году мы показываем макеты наших домов, но это могут быть и видео-ролики, показывающие проекты в развитии.
Мы открыты к диалогу с городом и горожанами и хотим показать результаты своей работы всем, кто интересуется архитектурой и готов к конструктивному диалогу.
***
Выставка «Архитектура Петербурга 2019» в Мраморном зале Этнографического музея
В биеннале 2019 года мы пригласили представить свои проекты несколько архитектурных бюро, которые сейчас активно работают и, возможно, в будущем станут членами ОАМ. Их немного, но то, что они делают, очень интересно.
Если судить по работам, представленным в обеих, основной и дополнительной, экспозициях, можно сказать, что, как всегда бывает во время кризиса, уровень архитектуры опять подрос. Это происходит каждый раз, когда ухудшается экономическая ситуация, падает объем работ, а конкуренция, наоборот, растет.
В этом году впервые в программу биеннале включена параллельная выставка на сторонней площадке – своего рода пробный шар – в «Голицин Лофт» молодые архитекторы представили проект «Манифест». Чем больше таких мероприятий, тем лучше. Мы хотели что-то сделать в новом питерском АртПлее, но решили пока не разбрасываться. Может быть, в следующий раз попробуем развить этот формат, будем экспериментировать.
Еще одной отличительной особенностью этой биеннале стало отсутствие приглашенных иностранных гостей. Создается ощущение, что последние десять лет слишком много внимания и поддержки оказывалось нашим зарубежным коллегам, тогда как российские архитекторы не получают никакой поддержки в продвижении заграницей. Западные зодчие приезжают на грантовые средства, выделяемые посольствами и государственными департаментами. Более того, наше законодательство позволяет им открывать в России практику и конкурировать с российскими архитекторами. Мы в свою очередь такой возможности за рубежом не имеем. Наше государство не поддерживает своих архитекторов, а западные страны жестко защищают свои рынки. Я убежден, что нужно восстанавливать паритет. Уровень российской архитектуры сильно подрос за последние лет. И мы в состоянии конкурировать с коллегами. Не уступая им в качестве проектов, мы имеем возможность вести более гибкую ценовую политику. Например, те стадии, которые иностранные бюро делают за 14-15% от стоимости строительства, мы, по факту, делаем за 1,5-2%.
***
Панельная дискуссия «Судьба «серого» пояса» в рамках деловой программы Биеннале.
Биеннале «Архитектура Петербурга 2019», проходящая уже в седьмой раз, отражает высокий профессиональный уровень и требовательность к оформлению экспозиций бюро, входящих в объединение ОАМ. Несмотря на влияние глобализма, им удается демонстрировать приемы петербургской архитектурной школы: следование контексту, уважительное отношение к исторической застройке. Петербургская архитектура страдает из-за несовершенства нормативной базы, конъюнктуры строительного рынка, агрессивного популизма определенного круга общественных организаций.
Несколько последних выставок Объединение архитектурных мастерских проводит с участием Гильдии управляющих и девелоперов (РГУД). Это придало новое качество и актуальность деловой программе выставки, привлекло большое количество участников и зрителей. Одним из наиболее значимых мероприятий выставки этого года можно назвать панельную дискуссию «Судьба серого пояса Петербурга», поскольку редевелопмент промышленных зон города действительно является одним из главных направлений дальнейшего развития городских территорий.
Панельная дискуссия «Судьба «серого» пояса» в рамках деловой программы Биеннале.
Вместе с Гильдией управляющих и девелоперов, мы продолжим работу над программой, чтобы сократить количество малозначительных мероприятий и сфокусировать внимание аудитории на программных и наиболее значимых для сообщества темах. ОАМ – Объединение людей со сложившейся, надеюсь, хорошей репутацией, и ей надо дорожить.
В этом году биеннале посвящена теме нового строительства и исторической застройки, как центра Санкт-Петербурга, так и его городов-спутников, которые имеют свою историю. Возможно ли строить новое в центре? Есть ли способы остановить отток обеспеченной части населения из центра? Как бороться с деградацией рядовой фоновой застройки, которая начинает разрушаться? Как город должен развиваться, чтобы центр оставался комфортным и привлекательным для проживания? Как обеспечить необходимую социальную инфраструктуру и качественную среду, отвечающую современным требованиям? Эти и многие другие вопросы мы обсуждаем в рамках программы биеннале. Ответами на них могут служить экспозиции членов ОАМ, а также проекты из дополнительной выставки на антресолях, для участия в которой мы пригласили наших коллег, не членов ОАМ, показать их работы. В результате на биеннале представлен достаточно широкий спектр питерской архитектуры, позволяющий выявить тенденции.
Можно отметить, что изменился типологический состав проектов. Если десять лет назад преобладали офисные и общественные здании, то сейчас в основном проектируется и строится жилье. И сам характер жилой архитектуры начал меняться. С введением правил, регламентирующих высоту застройки, стало меньше комплексов выше 40 метров. Все, что выше этой отметки, должно проходить Градостроительный совет и комиссии, на которых надо доказать необходимость и корректность доминанты. Все активнее внедряются решения, направленные повышение комфорта, например – дворы без машин.
Биеннале «Архитектура Петербурга 2019» стало для нашего бюро первым опытом полноценного участия в выставке в Этнографическом музее, а для меня – первым опытом создания авторской выставки «Манифест» в креативном кластере «Голицын Лофт». Впервые за всю историю петербургской биеннале мне и Илье Юсупову удалось убедить организаторов в том, что необходимо развивать биеннальный формат и использовать возможности привлечения большего количества посетителей на разных площадках.
Концепция нашей выставки была ориентирована на основную тему биеннале этого года – взаимодействие архитектуры и общества. Сегодня общество и архитектура находятся в разных плоскостях и их интересы практически не пересекаются. Это происходит потому, что архитектура воспринимается не как искусство, а только как бизнес и оценивается только с точки зрения стоимости и эффективности. Чтобы вернуть внимание общества к архитектуре, необходимо добавить еще один критерий для ее оценки – эмоции, которые будет испытывать каждый житель города при взаимодействии с архитектурным объектом. Люди скорее запомнят пережитые эмоции, чем слова или дела.
В этом году к участию в выставке приглашали не только членов ОАМ, что, как мне кажется, хорошо дополнило общее впечатление от выставки. Было приятно видеть новые имена, новые мнения и новые подходы. Особенно понравились стенды компании «Б2» Феликса Буянова и «Проектной культуры» под руководством Александра Зюзина. Работы этих мастерских, особенно общественные проекты, отличает свежий взгляд и эффектные решения.
Как обычно, интересной и насыщенной была деловая программа с участием известных архитекторов Санкт-Петербурга, но хотелось бы, чтобы к участию в ней активнее приглашали коллег из других городов России и Европы. Очень важно знать, что происходит за пределами родного города «из первых рук». Особенно сейчас, когда объемы строительства снизились и возможностей внедрять новейшие технологии становится все меньше в связи с тотальной экономией на стройке.
***
Лекция "Public space: от микро к макро" Степана Кухарского, партнера бюро SA lab
Биеннале показывает общий срез архитектуры в городе на данный момент в рамках деятельности членов ОАМ. Можно посмотреть в одном пространстве, что проектируют мастерские с опытом более двадцати лет. Преимущественно показаны жилые здания и комплексы. Это говорит о снижении спроса к общественно-деловой застройке. Скорее всего эта тенденция сохранится, а возможно, и усилится в ближайшем будущем.
Выставка «Архитектура Петербурга 2019» в Мраморном зале Этнографического музея
В архитектуре прослеживается стабильно консервативный подход в большинстве проектов. Благодаря деловой программе биеннале работает и как площадка для общения между архитекторами, девелоперами и представителями администрации. В этом году наиболее полезными были мастер-классы с практическими кейсами от юристов и адвокатов. Такие знания можно использовать на практике.
Но есть ощущение некой консервации формата, который не меняется на всем протяжении существования биеннале. Хотелось бы более насыщенной программы, актуальных тем, воркшопов и масштабности самой экспозиции в целом. Стоит подумать о развитии и даже о смене площадки, что могло бы быть любопытно.
***
Выставка приглашенных участников Биеннале на антресолях Мраморного зала Этнографического музея
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
Евгений Герасимов: «Мы призываем к рабочему диалогу,...
Биеннале «Архитектура Петербурга» пройдет уже на следующей неделе – с 23 по 27 ноября. Евгений Герасимов рассказал о том, что ждет посетителей и участников и чему в этом году посвящена выставка.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Манифест в «Манифесте»
Публикуем программный текст выставки Олега Манова, вошедшей в параллельную программу петербургской биеннале. Ее задача – «сформировать запрос общества на более сложную архитектуру».
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Весь в белом: особенности производства и применения...
Светлый кирпич – перспективный и востребованный продукт. Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным об особенностях производства белого кирпича и потенциале российского рынка.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Решение в малом масштабе
В основе схемы жилой застройки Cityplot Buiksloterham на месте портовой промзоны в Амстердаме – активное смешение масштабов и типов зданий.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
«Индийский дворец для XXI века»
Новый конгресс- и Экспоцентр по проекту бюро IDOM и CP Kukreja Architects в Нью-Дели должен стать ключевой мировой площадкой для конференций и выставок.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
От органики к «зеленым» прямым углам
Консорциум во главе с UNStudio занимается новым мастерпланом для территории дубайской Экспо-2020: она должна стать ресурсоэффективным жилым и деловым районом.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...