Сердце в Альпах

Райнхольд Месснер, великий альпинист с архитектурным образованием, и его шестой музей – постройка Захи Хадид.

Автор текста:
Елизавета Эбнер

03 Апреля 2017
mainImg
0 «Мужчины считают, что они покоряют горы. Вон он идет по леднику. Медленно, с опущенной головой. Скользит по мне взглядом, ничего не сознавая. Лицо желтое, губы вздулись, растрескались. Такое впечатление, что вернулась только часть него. Этот самый сильный человек на пределе, выработан до самой души. На него жалко смотреть. Он обессилен до такой степени, что только победа могла дать ему силы вернуться живым» (из дневниковых записей Нены – американской подруги Месснера, сопровождавшей его во время подъема на Эверест). В тот день один из величайших альпинистов в мире, уроженец Южного Тироля Райнхольд Месснер в полном одиночестве, без кислородной маски, с самым простым снаряжением покорил эту гору.
 
Горный музей Месснера – Corones © Werner Huthmacher
Горный музей Месснера – Corones © Inexhibit

Изучая разного рода публикации другие материалы о Месснере, ловишь себя на мысли, что этот человек обладает невероятной харизмой, его можно слушать и читать бесконечно: вот он уже в возрасте с улыбкой, небрежно смахивая волосы с лица, замечает на видео, что горы нужно понимать не разумом, а сердцем. А здесь он снимается в документальном фильме, как всегда веселый и улыбчивый, но вдруг на вопрос журналиста о своем брате, погибшем в одной из сложнейших экспедиций, закрывает лицо руками и даже не плачет – воет.
 
Горный музей Месснера – Corones © Werner Huthmacher

Месснер начал заниматься альпинизмом в 5 лет, и тогда, как он сам признается, для него, родившегося в 1944 в маленькой южнотирольской деревне в окружении величественных гор и с совсем небольшой видимой полосой неба, вдруг открылся бескрайний горизонт. Он получил диплом архитектора в Падуанском университете, но полностью посвятил себя горам, без которых до сих пор не представляет своей жизни. Сегодня, как и много лет назад, Месснер занимается популяризацией альпинизма среди молодежи, ездит по всему миру с лекциями, публикует статьи и пишет книги. На своей родине он совместно с властями провинции Южного Тироля открыл 6 музеев, каждый из которых посвящен определенной теме, связанной с альпинизмом.
 
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова

История их создания началась с покупки Райнхольдом Месснером замка Юваль за совершенно смешную, по его словам, сумму в 30 тысяч долларов. Замок требовал реставрации, и Месснер вложил в нее все свои тогдашние сбережения, чтобы поселиться там со своей женой и детьми. Когда дети подросли и потребовалось водить их в школу, супруга Месснера предложила ему переехать в город, а Юваль использовать для отдыха, в качестве летней резиденции. Тогда Месснер решил превратить замок для общедоступный музей, посвященный теме гор как месту тайн и духовности. Сегодня, наряду с другими экспонатами, в определенное время года посетители могут увидеть здесь материалы по горам Кайлаш, Фудзи, Эйерс-Рок, подивиться на драгоценные статуи Будды и гигантское молитвенное колесо. Месснер признается, что был очень приятно удивлен, когда в первый же год работы замка Юваль как музея он не только окупился, но и принес прибыль.
 
Горный музей Месснера – Corones. Окружение © Елизавета Клепанова

Расходы на создание остальных пяти музеев были поделены между Месснером и провинцией Южного Тироля с условием, что он сможет без дополнительных субсидий со стороны властей обеспечивать там экспозиции в течении 30 лет, но кажется, что великому альпинисту не о чем беспокоиться: ведь шесть его музеев принадлежат к числу наиболее посещаемых достопримечательностей в Зюдтироле.
 
Горный музей Месснера – Corones. Окружение © Елизавета Клепанова

Когда знаменитый человек развивает яркий, амбициозный проект, на него, и на его детище, как правило, обрушивается волна критики. Местное, южнотирольское население обвинило Месснера в создании мавзолеев имени себя и окрестило музеи Диснейлендом, портящим культурный пейзаж Зюдтироля. Такая негативная реакция как на родине, так и в международной прессе явно волнует альпиниста, и в одной из своих книг он даже отводит несколько страниц критике в свой адрес, впрочем, отвечая на нее предельно коротко: «Что можно сказать на это? Разве я надеялся на понимание? И да, и нет.»
 
Горный музей Месснера – Corones. Окружение © Елизавета Клепанова

Архитектора последнего из шести музеев – здания на высоте 2 275 метров над уровнем моря, на вершине горы Кронплатц, коллекция которого посвящена более чем 250-летней истории альпинизма, всю ее профессиональную карьеру критиковали не меньше, чем Месснера, но, тем не менее, она вошла в историю мировой архитектуры и изменила ее навсегда. Заха Хадид, единственная иностранка среди проектировщиков музеи Месснера, победила в закрытом конкурсе, организованном великим альпинистом совместно с провинцией Южного Тироля, и создала здание, от которого захватывает дух.
 
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова

К подножию горы Кронплатц можно подняться пешком примерно за два часа, либо доехать туда на машине, а затем пройти от парковки до подъемника, который доставляет до вершины горы – к музею. Большинство приезжает сюда зимой для катания на горных лыжах или же летом для езды на горном велосипеде и занятий спортивной ходьбой, и каждый турист обязательно заходит в музей. Основным спонсором строительства стала компания Skirama, которая является владельцем местной лыжной инфраструктуры, но за все ежедневные расходы по содержанию музея Месснер по-прежнему отвечает сам. В бюро Захи Хадид непростой участок проектирования восприняли с большим энтузиазмом, а Патрик Шумахер даже подчеркнул в одном из интервью: «Нам нравится работать в экстремальных условиях. Такие возможности выпадают нечасто». В процессе проектирования музея архитекторы отталкивались от образа южнотирольских замков, доминирующих над окружающим ландшафтом, одновременно развивая тему театральности и драматизма в интерьере, большая часть которого находится под землей.
 
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова

В проекте музея на горе Кронплатц бюро Захи Хадид, как и всегда в своей практике, не следовало традиционным нормам пропорций и симметрии – поэтому Месснер сначала, как он сам признается, даже беспокоился о размещении экспонатов на таких неровных поверхностях. Посетитель, проходя через вход из необработанного бетона, сразу попадает на подобие неровной дороги, пересекающей все здание и ведущей к балконам с панорамными видами гор. По стенам то тут то там написаны фразы, связанные с альпинизмом, причем на трех языках: немецком, итальянском и ладинском. Как известно, в Южном Тироле два официальных языка, итальянский и немецкий, но часть населения продолжает говорить на ладинском, впрочем, вполне понятном для людей, знающих итальянский. В одной из своих книг Месснер, описывая свою ночевку на Эвересте, рассказывает: «Оборачиваюсь. Убеждаюсь, что я один. Говорю сейчас по-итальянски, хотя мой родной язык немецкий.» На вопросы о том, во славу какой страны он покоряет горы, альпинист отвечает: «Я сам для себя родина, а мое знамя – носовой платок».
 
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова

Консольные балконы и панорамные окна – это самое большое эмоциональное переживание в музее, который архитекторы, как режиссеры, спланировали в мельчайших деталях, чтобы посетители могли почувствовать, что ощущают альпинисты, находясь на вершине горы. Все стекла с внешней стороны сделаны зеркальными, и, если вы выйдете на балкон, то увидите в окнах отражения гор и бесконечное небо. Каждый из трех балконов обращен к вершинам, важным для Райнхольда Месснера и связанным с его детством и личными достижениями. В интерьере много потрясающе красивых и продуманных элементов «от Хадид» с характерными для ее построек деталировкой швов, завершением перил, обработкой ступеней.
 
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова

В планах Месснера было совместить торжественное открытие музея со своим 70-летием, но строительные работы продолжались еще год после юбилея. Задержка объяснялась сложными условиями: зимней температурой, которая опускалась до –20 градусов по Цельсию, отсутствием асфальтированной дороги к вершине, сильными ветрами – и так далее. Строили так: сначала сняли слой камней и земли, не врезаясь в скалу, затем отлили здание из бетона на месте, а затем укрепили его со всех сторон извлеченным ранее грунтом. В результате, температура в музее всегда остается на одном и том же уровне, а визуально он прекрасно вписан в среду, напоминая со стороны абрис горы с стекающими по ней потоками воды. Многие архитектурные СМИ, впрочем, сравнивают здание с короной, подчеркивая связь формы и названия вершины, на которой оно расположено – Кронплатц.
 
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова

Каждый из музеев Месснера лучше увидеть лично – и даже не один, а много раз. Сам выдающийся альпинист рассказывает, что ему каждый день звонят несколько желающих с предложением построить еще один музей, но он всегда отвечает отказом, так как поставил точку в своей архитектурной истории альпинизма, показав в последнем здании, что горы могут быть спокойными, неагрессивными и располагающими к глубоким размышлениям. Месснер, описывая музей на вершине Кронплатц, цитирует Уильяма Блейка: «Великие вещи случаются, когда встречаются человек и горы. Они не произойдут в уличной сутолоке.»
 
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова

Подруга Месснера Нена в своем дневнике продолжила описание того, что происходило с ним после покорения Эвереста: «Когда мы подходим к палатке и все опасности позади, Райнхольд опять падает. Да, он был на вершине, и люди снова будут говорить, что он покорил самую могучую гору земли. Да, он добился успеха, достиг своей цели – но еще большего успеха добилась гора. Она взяла свою цену от этого человека.»
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова
Горный Музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова
Горный музей Месснера – Corones © Елизавета Клепанова

03 Апреля 2017

Автор текста:

Елизавета Эбнер
Похожие статьи
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
В тон птичьего оперения
Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.
Танцы с вулканом
Бюро MAD представило свой первый проект в Южной Америке: многофункциональная башня станет самым высоким зданием столицы Эквадора – Кито.
Сбалансированное решение
Жилой комплекс Balance на Рязанском проспекте – один из масштабных, сравнительно экономных московских комплексов. Его первая очередь уже построена и благоустроена, работа с другими в процессе. Тем не менее он наделен целостной внутренней логикой, которая основана на равновесии функций, высотности, даже образного и объемно-пространственного построения. Предложенные решения узнаваемы и лаконичны, так что каждое из них авторы свели к графическому «логотипу». Чтобы увидеть все – надо долистать до конца.
Каменные кубики
Многоквартирный дом Ziel для Монтевидео, спроектированный MVRDV, задуман как серия облицованных камнем разных пород блоков-вилл.
Деревянный треугольник
Новая штаб-квартира чешской деревообрабатывающей компании Kloboucká lesní от бюро Mjölk наглядно демонстрирует экологически безопасный подход к ведению подобного рода бизнеса в современном мире.
Свято место
Архитекторы АБ ASADOV взялись в Омске за очень сложную задачу: концепцию общественно-жилого комплекса с реконструкцией здания первой в городе ТЭЦ, прямо у границы бывшей омской крепости. Для этой территории было сделано уже немало проектов, а дискуссия вокруг жилой функции участка идет очень ожесточенная. Рассматриваем проект, его суть – в развитии городской ткани среднего масштаба, подходящей для исторического центра. Изучаем и дискуссию. Вот что интересно: спасет она место или погубит?
«Устойчивая» жизнь
В Нанкине строится многофункциональный комплекс по проекту UNStudio, где собраны вместе офисы, жилье, филиал знаменитого арт-центра и общественные пространства у воды.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Библиотека-базилика
Бюро Wutopia Lab превратило недостроенное здание по проекту Дэвида Чипперфильда в самую популярную библиотеку в Шанхае.
Занавес на парижском «болоте»
Жак Муссафир реконструировал небольшое здание 1970-х в историческом квартале Марэ в Париже: банальный уличный фасад получил подвижный многосоставный занавес с древовидным рисунком от нидерландской студии Inside Outside.
Грот многоликий
Небольшое, на первый взгляд невзрачное, полуразрушевшееся и даже не очень древнее здание – Грот в Саду имени Баумана – АБ «Народный архитектор» отреставрировало со всей тщательностью, применимой к памятнику наследия. Сохранили романтическую привлекательность руины, добавили медийное содержание, исследовали каскадный фонтан, который, как оказалось полностью сохранился. Это целая история, рассказываем.
Первый среди равных
Здание детского сада в Белоярском – не просто еще один пример современного образовательного пространства. Его проектирование началось давно, расположен он на Крайнем Севере, и еще он государственный, подчиняется нормативам, и на стройке пришлось экономить (ну да это как всегда). Но форма получилась актуальной, планировки современными, по ощущениям – он очень свеж. Проект планируют тиражировать.
Дворец под фонтаном
Завершилась реконструкция дворца-музея Лоо в нидерландском Апелдорне: бюро KAAN разместило под центральным двором торжественные залы, не уступающие историческим, а во дворе – фонтан.
Подводный велобульвар
У Центрального вокзала в Амстердаме, на реке Эй открылась подводная парковка на 4000 велосипедов: ее кровля одновременно служит общественным пространством. Авторы проекта – бюро VenhoevenCS.
Республика детей
Проектируя школу в Картмазово, бюро GAFA исходило из детского восприятия городской среды: башни жилого комплекса, к которому относится учебное заведение, превращаются в «донжоны» и «колокольни», а само здание школы – в средневековый отчасти «вернакулярный» квартал у подножия крепостных стен.  
Технологии и материалы
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
В тон птичьего оперения
Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.