Дез-ориент-ированный Восток

В издательстве Strelka Press вышла книга Дэниела Брука «История городов будущего», описывающая четыре примера вестернизации: Петербург, Шанхай, Мубаи и Дубай.

Автор текста:
Ася Белоусова

mainImg
Дэниел Брук (Daniel Brook) – американский журналист, публикующийся в таких изданиях, как New York Times Magazine, Harper’s, The Nation и Slate. Автор книги The Trap: Selling Out to Stay Afloat in Winner-Take-All America. В 2010 году удостоился премии Winterhouse Award for Design Writing and Criticism, учрежденной Американским институтом графического искусства и Институтом Винтерхаус, за архитектурную критику.



«История городов будущего» возникла случайно – из воспоминаний наблюдательного американского журналиста Дэниела Брука  о поездке в 12-летнем возрасте в Санкт-Петербург, которые преследовали его, 22-летнего, во время редакционной командировки в Мумбаи. «Я бродил по улицам города, вглядывался в неоготические здания университета, суда, железнодорожного вокзала и снова и снова вспоминал Петербург. В жаркой, солнечной Индии странно было думать о России с ее туманами и снегами. Но Бомбей, куда британский колониальный губернатор Генри Бартл Эдвард Фрер пригласил ведущих архитекторов Англии, чтобы построить на берегу Аравийского моря тропический Лондон, однозначно напоминал придуманный Петром Великим арктический Амстердам-на-Неве. Так из прогулок по Мумбаю и воспоминаний о Петербурге родилась идея этой книги».
zooming
Вид набережной Банд в Шанхае в 1928
Фото: Wikimedia Commons



Если только вы не лингвист, вы вряд ли отдавали себе отчет в том, что глагол «ориентироваться» произошел от слова orient (восток) и буквально означает определение своего местоположения в пространстве по солнцу, которое встает на востоке. В самом начале книги Брук, играя словами, называет четыре выбранных восточных города – к Петербургу и Бомбею добавились Шанхай и Дубай – «дез-ориент-ированными», поскольку своей западной архитектурой и стилем жизни они начисто сбивают человека с толку. Правда, в отличие от путешественников, их коренные жители задаются не вопросом «где мы?», а, скорее, «кто мы такие?». Что значит быть современным русским, индийцем, китайцем, арабом, обитая в таком окружении?

На первый взгляд, в «Истории городов будущего» Брук выступил с критикой поверхностной вестернизации – перенесения в патриархальные страны Востока внешних проявлений прогрессивной западной цивилизации (инфраструктуры, образования, архитектуры, товаров) без освоения таких неотъемлемых общественно-политических институтов и ценностей западнохристианского мира, как выборные представительные органы власти, равенство всех граждан перед законом, права человека, свобода слова, печати и т. д. Но это упрощение. Невозможно не заметить, что для автора повествование об истории четырех городов-«выскочек», ставших полигонами модернизационных проектов авторитарных правителей и колонизаторов – это повод порассуждать и об огромной цене, которую местное население обычно платит за насаждаемый прогресс, и о гигантском потенциале, который сближение культур и наций раскрывает в «подопытном» народе.
Здание муниципалитета Мумбаи. 1893
Фото: Vegpuff. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported



Брук делает вывод о нежизнеспособности «кураторского» подхода к модернизации, когда царь/колонизатор/шейх на свое усмотрение отбирает, что годится для его проекта, а что кажется ему излишним. Простое возведение современных зданий по проектам приглашенных из-за рубежа архитекторов, не свойственные традиционной культуре «импортные» развлечения и т.д. – словом, ограниченное копирование не позволяет действительно сравняться со страной-источником заимствований и оставляет горькое послевкусие неполноценности и несвободы у местных жителей, которые уже чувствуют себя носителями «той» культуры во всей полноте. Звучит парадоксально, но один из делегатов первой конференции Индийского Национального Конгресса, состоявшейся в Шанхае в 1885 году, упрекал британцев в «не-британском» правлении Индией – в том смысле, что метрополия не позволяла своим индийским подданным иметь свой парламент. Такое кураторство наказуемо. События неминуемо выходят из-под контроля: прогрессивные города рождают свободных граждан, готовых на протесты, восстания, даже революции.

На этот же результат работает и социальная несправедливость, которая свойственна изучаемым модернизационным экспериментам. В имперской России XVIII века, в колониальных Индии и Китае, даже в сегодняшнем ультрасовременном Дубае на масштабных инфраструктурных стройках практически голыми руками (при существовании эффективных инструментов) работают местные крестьяне и/или иммигранты из более бедных стран. Для заказчиков модернизации они – не более, чем расходный материал. Брук особое внимание уделяет привилегированному положению «несущих прогресс»иностранцев по сравнению с аборигенами. В колониальном Шанхае действовали законы экстерриториальности, делавшие жителей иностранных концессий (французов, британцев, американцев и т.д.) неподсудными в Китае; в Бомбее, как, впрочем, и в Шанхае, действовала жесткая сегрегация, и людям с не белым цветом кожи вход в парки, рестораны, отели для европейцев был заказан. В ответ на эти запреты растет недоверие к власти, а также возмущение существующими порядками – как простолюдинов, так и представителей новой просвещенной элиты, в которых просыпается национальное самосознание.
Часовая башня Раджабай в Мумбаи. Архитектор Джордж Гилберт Скотт. 1869-1878
Фото: Nikkul. Лицензия Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License



И вот в этом пробуждении Брук видит благо от навязываемого прогресса. Как бы унизительна ни была порой игра по чужим правилам, в народе рано или поздно просыпаются достоинство и творческие силы, способные породить сложную и поистине космополитическую культуру. Примером тому служит Золотой век русской культуры, расцветший в Петербурге, межвоенный декадентский Шанхай, бомбейская архитектура ар деко…

В истории этих трех великих городов Брук усматривает закономерности, которые, по его мнению, служат уроками для Дубая, и от их усвоения зависит стабильность и значение для современной цивилизации этого грандиозного проекта современности – а именно таковым его считает Брук. Дубай, глобальный мегаполис будущего, возводится силами рабочих мигрантов, живущих в самых примитивных условиях трудовых лагерей на окраине города. Местные жители вытеснены за пределы города высокой стоимостью недвижимости, а занявшие их место экспаты из самых разных стран мира составляют порядка 95% его нынешнего населения. Брук прямо предостерегает правителей Дубая, говоря о неизбежных последствиях сценария, когда-то уже испробованного в Петербурге, Бомбее и Шанхае: «Когда местные жители разочаровывались в возможности равноправного общения между народами, эти города отгораживались от внешнего мира. Не случайно именно Петербург породил большевиков, Шанхай – китайских коммунистов, а Мумбаи – Индийский Национальный Конгресс: силы, которые в той или иной мере оборвали связи своих стран с остальной планетой. И если эти старшие города-побратимы дают хоть какое-то представление о будущем Дубая, то его правителям стоит задуматься об опасной игре во Франкенштейна, которую они затеяли, создавая свой город».
zooming
Здания таможни и «Банка Гонконга и Шанхая» на набережной Банд в Шанхае. Первая половина XX века
Фото: Mr. Tickle. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported



В заключении книги от частных историй четырех ориентальных, но «дез-ориент-ированных» городов Брук неожиданно переходит на высокий уровень обобщений. По его мнению, привычная для исторической науки и всеобщего понимания концепция разделения цивилизации на Восток и Запад в век взаимопроникновения культур и экономик понемногу утрачивает свой смысл. Обычно, приступая к чтению, никто не заглядывает в конец книги, но в этот раз мы предлагаем вам это сделать. Это ни в коем случае не «спойлинг» – наслаждения от текста, к слову, в блестящем переводе, прочтение заключительной главы точно вас не лишит. А вот нужную рамку восприятия задаст.

С любезного разрешения Strelka Press публикуем отрывок из книги: читайте его здесь.

25 Ноября 2014

Автор текста:

Ася Белоусова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Сквозняк из вечности
Книга Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура. Антология», изданная Музеем современного искусства «Гараж» при поддержке фонда AVC Charity, – важный шаг на пути осмысления яркого культурного феномена. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Возвращение НЭР
Рецензия Ольги Казаковой, директора Института модернизма и старшего научного сотрудника НИИТИАГ, на книгу «НЭР. Город будущего».
Капля и Снежинка
Книга «Капля» об архитекторе Александре Павловой (1966-2013) выпущена издательством «МГНМ» бюро «Меганом» и построена как венок воспоминаний ее друзей, близких и коллег. Кураторы проекта – Александр Бродский и Юрий Григорян.
Икона vs картина
Куратор выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича» Аркадий Ипполитов смешал произведения разных веков, а экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Агнии Стрелиговой помогает упорядочить сложное переплетение сюжетов и даже объединяет их свечением святости.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Блеск и нищета городов
Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Постмодернизм до постмодернизма
Книга Анны Вяземцевой «Искусство тоталитарной Италии» – первый на русском языке подробный исторический труд об итальянской архитектуре, градостроительстве, изобразительном искусстве межвоенных лет.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Палладио между Набоковым и Борхесом
Рецензия на книгу Глеба Смирнова «Палладио. Семь философских путешествий» и отрывки из двух глав: «Вилла Пойяна, или Новое доказательство бытия Божия» и «Вилла Бадоэр, или Первая заповедь искусства».
Сложности с основой основ
В издательстве Strelka Press вышла книга американского критика Пола Голдбергера «Зачем нужна архитектура». Автор стремился просветить широкую публику, но, как доказывает его труд, эта задача гораздо сложнее, чем может казаться.
Пролетая над городом
Для своей книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017) фотограф Денис Есаков снял с высоты птичьего полета самые известные московские здания.
Мастер фасадов
Монографическая выставка Дэвида Аджайе в московском музее современного искусства «Гараж» демонстрирует не только результат, но и процесс его архитектурной практики.
Италия – на благо общества
Павильон Италии на Венецианской биеннале архитектуры традиционно привлекает интерес как экспозиция страны-организатора знаменитой выставки. В этом году его курирует бюро TAMassociati, известное своими социальными проектами в Африке и на родине.
Архитектура, встроенная в жизнь
Португальский павильон на Венецианской биеннале располагается в доме по проекту Алваро Сизы и рассказывает об этом социальном жилом комплексе, а также о трех других – в Порту, Берлине и Гааге. А еще этот павильон побудил венецианские власти завершить начатый ими 30 лет назад проект.
Листья травы
О книге Валерия Нефедова «Как вернуть город людям», посвященной ландшафтному урбанизму и проблеме качества городской среды.
Технологии и материалы
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.
Дворцовый переворот
Еще один ДК, который возвращает к жизни команда «Идентичность в типовом», на этот раз – в Ельце. Согласно программе, универсальные решения встречаются с локальными особенностями, благодаря чему появляется новая точка притяжения.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Игра в кубе
В Minecraft создана виртуальная копия двух зданий Дарвиновского музея: модернистского и постмодернистского, типично-«лужковского». Можно гулять как снаружи, так и по залам.
Зигзаг фасада
Офисное здание в Майнце защищает новый район на Рейне от шума порта. Авторы проекта – MVRDV и morePlatz.
Стальная живопись
Панели из нержавеющей стали на «Башне» Фрэнка Гери в арт-центре LUMA в Арле задуманы как мазки кисти Ван Гога.
Возгонка авангарда
В Москве завершено строительство Tatlin apartments на Бакунинской улице. Дом включает в себя фрагмент отреставрированной АТС конца 1920-х годов, заставляя это спокойное, в сущности, здание с технической функцией стать более футуристичным, чем оно было задумано когда-то.