Стеклянное копье в фашистской архитектуре

Архивно-документационный центр Гюнтера Доменига в нюрнбергском Зале съездов Национал-социалистической партии.

mainImg
11 сентября 1935 года в Нюрнберге на берегу озера Дутцендтайх Адольф Гитлер на глазах у шести тысяч собравшихся заложил первый камень в основание Зала съездов. Это монументальное здание, которое сам Гитлер называл «колоссом», должно было вмещать 50 тысяч человек во время съездов НСДАП и других массовых собраний. Проекту, однако, не было суждено завершиться: строительство остановили, когда зал был готов чуть более, чем наполовину.
 
zooming
Зал съездов в Нюрнберге. Фото: Nicohofmann via Wikimedia Commons
zooming
Закладка первого камня Зала съездов в 1935. Фото: Bundesarchiv, Bild 183-2004-0312-505 / CC-BY-SA

Самая масштабная из сохранившихся постройка Третьего рейха действительно достигла колоссальных размеров: 275 х 265 метров с внутреннем двором 180 х 160 метров. Первые этапы проекта были выполнены архитектором Людвигом Руффом, а когда в 1934 году его не стало, руководство проектом принял его сын – Франц Руфф.
 
Людвиг Руфф. Проект Зала съездов в Нюрнберге. Изображение дано по книге: Täubrich Ch.H. Faszination und Gewalt. Nürnberg, 2006.

Для того, чтобы подчеркнуть размах проходящих в зале съездов, Людвиг Руфф после консультаций с Гитлером разработал концепцию, основанную на приемах театральной архитектуры. Решение фасада напоминало о Колизее в Риме, только, пожалуй, здесь сильнее проявился архитектурный язык власти. Гладкая гранитная облицовка, ряды «слепых» окон (сегодня они остеклены), аркады – все эти элементы должны были показать мощь Национал-социалистической партии. Гранит, кстати, Гитлер лично выбирал из каталогов, предоставленных студией Руффа, и камень был доставлен из 80 областей Германии.
 
zooming
Зал съездов в Нюрнберге. Фото: Tobias Bär via Wikimedia Commons

Изначально стоимость строительства оценивалась в 42 миллиона рейхсмарок, но в 1935 году планируемый бюджет достиг 60–70 миллионов. Однако затраты продолжали расти, и, в результате, только «оболочка» здания обошлась в более чем 70 миллионов. На строительстве были заняты 1 400 рабочих. Компании, работавшие над реализацией проекта, обязаны были привлекать людей со всех концов Германии для создания дополнительных рабочих мест.
Зал съездов в Нюрнберге. Фото: Sven Teschke, Büdingen via Wikimedia Commons
 


Для того, чтобы проверить визуальное впечатление от этого монументального здания, некоторые его части были выполнены в виде макетов масштаба 1:1. Так, к примеру, в 1937 была сооружена огромная деревянная модель секции фасада; она простояла на строительной площадке до начала войны.
 
Во время войны в результате многочисленных бомбардировок, которым подвергся Нюрнберг, недостроенное здание было значительно разрушено. В 1943–1944 большинство проемов там была заложено кирпичом, а часть помещений использовалась как склад вооружения. Огромные пространства были отведены «Машиностроительной фабрике Аугсбург-Нюрнберг» (ныне известной как MAN) с 900 рабочими. В 2 больших залах первого этажа устроили госпиталь.
 
После 1945 года Зал съездов перешел в собственность городских властей и получил название «Круглое выставочное здание», так как именовать его «Зал съездов» стало не политкорректным. В 1949 там прошла Немецкая строительная выставка, организованная комитетом по реконструкции Нюрнберга, чтобы восстановить репутацию города, пострадавшую от его тесной связи с нацистским режимом. Рассматривались варианты возможного нового использования экс-Зала съездов – в качестве футбольного стадиона, выставочного центра, кинотеатра, дома престарелых. Но все эти идеи ни к чему не привели, так как не учитывали огромный масштаб здания и потенциальные затраты на его реконструкцию и эксплуатацию. Так что в 1969 властями города было решено оставить все, как есть, и прагматично сдавать часть помещений в аренду частным компаниям. В 1987 возникла новая идея – превратить зал в торговый центр, но она была немедленно отклонена Баварским агентством по охране наследия, так как «…проект не отвечал особенностям характера монумента». Дискуссии продолжались до 1998, когда Департамент культуры организовал симпозиум «Наследие: как поступать с нацистской архитектурой», где было решено, что она должна быть использована «обыденно», но при этом снабжаться полной информацией о ее прошлом и так служить образовательным материалом для будущих поколений.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Проект Архивно-документационного центра в Зале съездов. Изображение дано по книге: Täubrich Ch.H. Faszination und Gewalt. Nürnberg, 2006.

Так что в том же 1998 году городским музейным объединением и властями Нюрнберга был объявлен конкурс на проект реконструкции северного крыла Зала съездов под Центр архивной документации нацистской партии. В задание входила не только собственно разработка проекта, но и решение вопроса о том, как обойтись с нацистской архитектурой и ее «духом». Победил в конкурсе австрийский архитектор Гюнтер Домениг, профессор архитектуры из Граца.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Проект Архивно-документационного центра в Зале съездов. Изображение дано по книге: Täubrich Ch.H. Faszination und Gewalt. Nürnberg, 2006.

Он сам ребенком столкнулся с нацистским режимом, поэтому задача для него была необычной и чрезвычайно сложной. Домениг писал: «Музей архивной документации нацистской партии – мемориал в полном смысле этого слова. Элементарное здание невероятным образом демонстрирует свою мощь. Выставочные залы музея архивной документации… непосредственно показывают фашистскую архитектуру. Важным и постоянным элементом такой архитектуры является ее симметричность. Нет ни одного, даже малейшего элемента в залах, который бы не демонстрировал идеологию. Так что разрушить эту историческую ось и таким образом обойтись с прошлым кажется мне очевидным решением. Я столкнул существующую симметрию и стоящую за ней идеологию с новыми линиями. Для того, чтобы побороть тяжеловесность бетона, кирпича и гранита, я обратился к более легким материалам: стеклу, стали и алюминию. Исторические же стены остались без изменений и нигде не тронуты новым проектом».
 
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Museen der Stadt Nürnberg/Marcus Buck. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Позиция Гюнтера Доменига особенно ярко проявилась в северо-западном углу здания. Гранитный фасад был аккуратно «раскрыт» снизу доверху, чтобы создать главный вход в музей. Лестница ведет в зону, где находятся вестибюль, офисы, стеклянные лифты, кафе, кино- и лекционный зал, а затем продолжается до уровня моста, идущего к экспозициям архивного центра.
 
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Gerd Dollhopf. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Реализация проекта стала сложной задачей не только для архитектора, но и для всех вовлеченных в реконструкцию специалистов. В ходе проектирования стало ясно, что в документах по Залу съездов указаны неверные размеры, и все помещения пришлось измерять заново. Все работы по малейшим изменениям в конструкции приходилось выполнять с чрезвычайной осторожностью из-за хрупкости материалов.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Museen der Stadt Nürnberg. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Самым значительным новым элементом, предложенным Доменигом, стал стеклянный «разрез» – коридор шириной 2 метра и длиной 130 метров, идущий по диагонали через северное крыло. В конце осмотра экспозиции посетители приходят к началу этого коридора, и им открывается вид во внутренний двор: с этой точки зрения огромное здание больше похоже на груду кирпичей. По пути назад, в вестибюль, посетители движутся все по тому же коридору; при этом им открываются необычные перспективы на Зал съездов.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Helmut Meyer zur Capellen. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Архитектору удалось, за исключением небольших (и необходимых) технических усовершенствований, практически нигде не затронуть существующую структуру постройки. Домениг признавался, что ни в коем случае не хотел притрагиваться к архитектуре с таким страшным прошлым и, тем более, каким-либо образом завершать ее.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Stefan Meyer. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Постоянная экспозиция архивного центра называется «Очарование и ужас» и рассказывает о страшных временах и чудовищных деяниях нацистов. Здесь представлены разнообразные документы, фото- и видео-материалы, раскрывающие в деталях события тех лет. Выставка сделана максимально интерактивной, чтобы быть понятной и туристам из-за рубежа, не знающим немецкого языка.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Stefan Meyer. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Во внутреннем дворе архивно-документационного центра устроена парковка для автомобилей, а не используемая музеем часть Зала съездов отдана под гараж немецкого аналога МЧС. Зал съездов до сих пор поражает своим масштабом даже в своем нынешнем, сильно обветшавшем виде. Но, тем не менее, кажется очень верным, что Домениг, по его словам, «…пронзил фашистскую архитектуру стеклянным копьем».
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Stefan Meyer. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Stefan Meyer. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Stefan Meyer. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

21 Октября 2014

Похожие статьи
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.