Стеклянное копье в фашистской архитектуре

Архивно-документационный центр Гюнтера Доменига в нюрнбергском Зале съездов Национал-социалистической партии.

mainImg
11 сентября 1935 года в Нюрнберге на берегу озера Дутцендтайх Адольф Гитлер на глазах у шести тысяч собравшихся заложил первый камень в основание Зала съездов. Это монументальное здание, которое сам Гитлер называл «колоссом», должно было вмещать 50 тысяч человек во время съездов НСДАП и других массовых собраний. Проекту, однако, не было суждено завершиться: строительство остановили, когда зал был готов чуть более, чем наполовину.
 
zooming
Зал съездов в Нюрнберге. Фото: Nicohofmann via Wikimedia Commons
zooming
Закладка первого камня Зала съездов в 1935. Фото: Bundesarchiv, Bild 183-2004-0312-505 / CC-BY-SA

Самая масштабная из сохранившихся постройка Третьего рейха действительно достигла колоссальных размеров: 275 х 265 метров с внутреннем двором 180 х 160 метров. Первые этапы проекта были выполнены архитектором Людвигом Руффом, а когда в 1934 году его не стало, руководство проектом принял его сын – Франц Руфф.
 
Людвиг Руфф. Проект Зала съездов в Нюрнберге. Изображение дано по книге: Täubrich Ch.H. Faszination und Gewalt. Nürnberg, 2006.

Для того, чтобы подчеркнуть размах проходящих в зале съездов, Людвиг Руфф после консультаций с Гитлером разработал концепцию, основанную на приемах театральной архитектуры. Решение фасада напоминало о Колизее в Риме, только, пожалуй, здесь сильнее проявился архитектурный язык власти. Гладкая гранитная облицовка, ряды «слепых» окон (сегодня они остеклены), аркады – все эти элементы должны были показать мощь Национал-социалистической партии. Гранит, кстати, Гитлер лично выбирал из каталогов, предоставленных студией Руффа, и камень был доставлен из 80 областей Германии.
 
zooming
Зал съездов в Нюрнберге. Фото: Tobias Bär via Wikimedia Commons

Изначально стоимость строительства оценивалась в 42 миллиона рейхсмарок, но в 1935 году планируемый бюджет достиг 60–70 миллионов. Однако затраты продолжали расти, и, в результате, только «оболочка» здания обошлась в более чем 70 миллионов. На строительстве были заняты 1 400 рабочих. Компании, работавшие над реализацией проекта, обязаны были привлекать людей со всех концов Германии для создания дополнительных рабочих мест.
Зал съездов в Нюрнберге. Фото: Sven Teschke, Büdingen via Wikimedia Commons
 


Для того, чтобы проверить визуальное впечатление от этого монументального здания, некоторые его части были выполнены в виде макетов масштаба 1:1. Так, к примеру, в 1937 была сооружена огромная деревянная модель секции фасада; она простояла на строительной площадке до начала войны.
 
Во время войны в результате многочисленных бомбардировок, которым подвергся Нюрнберг, недостроенное здание было значительно разрушено. В 1943–1944 большинство проемов там была заложено кирпичом, а часть помещений использовалась как склад вооружения. Огромные пространства были отведены «Машиностроительной фабрике Аугсбург-Нюрнберг» (ныне известной как MAN) с 900 рабочими. В 2 больших залах первого этажа устроили госпиталь.
 
После 1945 года Зал съездов перешел в собственность городских властей и получил название «Круглое выставочное здание», так как именовать его «Зал съездов» стало не политкорректным. В 1949 там прошла Немецкая строительная выставка, организованная комитетом по реконструкции Нюрнберга, чтобы восстановить репутацию города, пострадавшую от его тесной связи с нацистским режимом. Рассматривались варианты возможного нового использования экс-Зала съездов – в качестве футбольного стадиона, выставочного центра, кинотеатра, дома престарелых. Но все эти идеи ни к чему не привели, так как не учитывали огромный масштаб здания и потенциальные затраты на его реконструкцию и эксплуатацию. Так что в 1969 властями города было решено оставить все, как есть, и прагматично сдавать часть помещений в аренду частным компаниям. В 1987 возникла новая идея – превратить зал в торговый центр, но она была немедленно отклонена Баварским агентством по охране наследия, так как «…проект не отвечал особенностям характера монумента». Дискуссии продолжались до 1998, когда Департамент культуры организовал симпозиум «Наследие: как поступать с нацистской архитектурой», где было решено, что она должна быть использована «обыденно», но при этом снабжаться полной информацией о ее прошлом и так служить образовательным материалом для будущих поколений.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Проект Архивно-документационного центра в Зале съездов. Изображение дано по книге: Täubrich Ch.H. Faszination und Gewalt. Nürnberg, 2006.

Так что в том же 1998 году городским музейным объединением и властями Нюрнберга был объявлен конкурс на проект реконструкции северного крыла Зала съездов под Центр архивной документации нацистской партии. В задание входила не только собственно разработка проекта, но и решение вопроса о том, как обойтись с нацистской архитектурой и ее «духом». Победил в конкурсе австрийский архитектор Гюнтер Домениг, профессор архитектуры из Граца.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Проект Архивно-документационного центра в Зале съездов. Изображение дано по книге: Täubrich Ch.H. Faszination und Gewalt. Nürnberg, 2006.

Он сам ребенком столкнулся с нацистским режимом, поэтому задача для него была необычной и чрезвычайно сложной. Домениг писал: «Музей архивной документации нацистской партии – мемориал в полном смысле этого слова. Элементарное здание невероятным образом демонстрирует свою мощь. Выставочные залы музея архивной документации… непосредственно показывают фашистскую архитектуру. Важным и постоянным элементом такой архитектуры является ее симметричность. Нет ни одного, даже малейшего элемента в залах, который бы не демонстрировал идеологию. Так что разрушить эту историческую ось и таким образом обойтись с прошлым кажется мне очевидным решением. Я столкнул существующую симметрию и стоящую за ней идеологию с новыми линиями. Для того, чтобы побороть тяжеловесность бетона, кирпича и гранита, я обратился к более легким материалам: стеклу, стали и алюминию. Исторические же стены остались без изменений и нигде не тронуты новым проектом».
 
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Museen der Stadt Nürnberg/Marcus Buck. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Позиция Гюнтера Доменига особенно ярко проявилась в северо-западном углу здания. Гранитный фасад был аккуратно «раскрыт» снизу доверху, чтобы создать главный вход в музей. Лестница ведет в зону, где находятся вестибюль, офисы, стеклянные лифты, кафе, кино- и лекционный зал, а затем продолжается до уровня моста, идущего к экспозициям архивного центра.
 
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Gerd Dollhopf. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Реализация проекта стала сложной задачей не только для архитектора, но и для всех вовлеченных в реконструкцию специалистов. В ходе проектирования стало ясно, что в документах по Залу съездов указаны неверные размеры, и все помещения пришлось измерять заново. Все работы по малейшим изменениям в конструкции приходилось выполнять с чрезвычайной осторожностью из-за хрупкости материалов.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Museen der Stadt Nürnberg. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Самым значительным новым элементом, предложенным Доменигом, стал стеклянный «разрез» – коридор шириной 2 метра и длиной 130 метров, идущий по диагонали через северное крыло. В конце осмотра экспозиции посетители приходят к началу этого коридора, и им открывается вид во внутренний двор: с этой точки зрения огромное здание больше похоже на груду кирпичей. По пути назад, в вестибюль, посетители движутся все по тому же коридору; при этом им открываются необычные перспективы на Зал съездов.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Helmut Meyer zur Capellen. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Архитектору удалось, за исключением небольших (и необходимых) технических усовершенствований, практически нигде не затронуть существующую структуру постройки. Домениг признавался, что ни в коем случае не хотел притрагиваться к архитектуре с таким страшным прошлым и, тем более, каким-либо образом завершать ее.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Stefan Meyer. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Постоянная экспозиция архивного центра называется «Очарование и ужас» и рассказывает о страшных временах и чудовищных деяниях нацистов. Здесь представлены разнообразные документы, фото- и видео-материалы, раскрывающие в деталях события тех лет. Выставка сделана максимально интерактивной, чтобы быть понятной и туристам из-за рубежа, не знающим немецкого языка.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Stefan Meyer. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Во внутреннем дворе архивно-документационного центра устроена парковка для автомобилей, а не используемая музеем часть Зала съездов отдана под гараж немецкого аналога МЧС. Зал съездов до сих пор поражает своим масштабом даже в своем нынешнем, сильно обветшавшем виде. Но, тем не менее, кажется очень верным, что Домениг, по его словам, «…пронзил фашистскую архитектуру стеклянным копьем».
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Stefan Meyer. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Stefan Meyer. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Stefan Meyer. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

21 Октября 2014

Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.