Стеклянное копье в фашистской архитектуре

Архивно-документационный центр Гюнтера Доменига в нюрнбергском Зале съездов Национал-социалистической партии.

mainImg
11 сентября 1935 года в Нюрнберге на берегу озера Дутцендтайх Адольф Гитлер на глазах у шести тысяч собравшихся заложил первый камень в основание Зала съездов. Это монументальное здание, которое сам Гитлер называл «колоссом», должно было вмещать 50 тысяч человек во время съездов НСДАП и других массовых собраний. Проекту, однако, не было суждено завершиться: строительство остановили, когда зал был готов чуть более, чем наполовину.
 
zooming
Зал съездов в Нюрнберге. Фото: Nicohofmann via Wikimedia Commons
zooming
Закладка первого камня Зала съездов в 1935. Фото: Bundesarchiv, Bild 183-2004-0312-505 / CC-BY-SA

Самая масштабная из сохранившихся постройка Третьего рейха действительно достигла колоссальных размеров: 275 х 265 метров с внутреннем двором 180 х 160 метров. Первые этапы проекта были выполнены архитектором Людвигом Руффом, а когда в 1934 году его не стало, руководство проектом принял его сын – Франц Руфф.
 
Людвиг Руфф. Проект Зала съездов в Нюрнберге. Изображение дано по книге: Täubrich Ch.H. Faszination und Gewalt. Nürnberg, 2006.

Для того, чтобы подчеркнуть размах проходящих в зале съездов, Людвиг Руфф после консультаций с Гитлером разработал концепцию, основанную на приемах театральной архитектуры. Решение фасада напоминало о Колизее в Риме, только, пожалуй, здесь сильнее проявился архитектурный язык власти. Гладкая гранитная облицовка, ряды «слепых» окон (сегодня они остеклены), аркады – все эти элементы должны были показать мощь Национал-социалистической партии. Гранит, кстати, Гитлер лично выбирал из каталогов, предоставленных студией Руффа, и камень был доставлен из 80 областей Германии.
 
zooming
Зал съездов в Нюрнберге. Фото: Tobias Bär via Wikimedia Commons

Изначально стоимость строительства оценивалась в 42 миллиона рейхсмарок, но в 1935 году планируемый бюджет достиг 60–70 миллионов. Однако затраты продолжали расти, и, в результате, только «оболочка» здания обошлась в более чем 70 миллионов. На строительстве были заняты 1 400 рабочих. Компании, работавшие над реализацией проекта, обязаны были привлекать людей со всех концов Германии для создания дополнительных рабочих мест.
Зал съездов в Нюрнберге. Фото: Sven Teschke, Büdingen via Wikimedia Commons
 


Для того, чтобы проверить визуальное впечатление от этого монументального здания, некоторые его части были выполнены в виде макетов масштаба 1:1. Так, к примеру, в 1937 была сооружена огромная деревянная модель секции фасада; она простояла на строительной площадке до начала войны.
 
Во время войны в результате многочисленных бомбардировок, которым подвергся Нюрнберг, недостроенное здание было значительно разрушено. В 1943–1944 большинство проемов там была заложено кирпичом, а часть помещений использовалась как склад вооружения. Огромные пространства были отведены «Машиностроительной фабрике Аугсбург-Нюрнберг» (ныне известной как MAN) с 900 рабочими. В 2 больших залах первого этажа устроили госпиталь.
 
После 1945 года Зал съездов перешел в собственность городских властей и получил название «Круглое выставочное здание», так как именовать его «Зал съездов» стало не политкорректным. В 1949 там прошла Немецкая строительная выставка, организованная комитетом по реконструкции Нюрнберга, чтобы восстановить репутацию города, пострадавшую от его тесной связи с нацистским режимом. Рассматривались варианты возможного нового использования экс-Зала съездов – в качестве футбольного стадиона, выставочного центра, кинотеатра, дома престарелых. Но все эти идеи ни к чему не привели, так как не учитывали огромный масштаб здания и потенциальные затраты на его реконструкцию и эксплуатацию. Так что в 1969 властями города было решено оставить все, как есть, и прагматично сдавать часть помещений в аренду частным компаниям. В 1987 возникла новая идея – превратить зал в торговый центр, но она была немедленно отклонена Баварским агентством по охране наследия, так как «…проект не отвечал особенностям характера монумента». Дискуссии продолжались до 1998, когда Департамент культуры организовал симпозиум «Наследие: как поступать с нацистской архитектурой», где было решено, что она должна быть использована «обыденно», но при этом снабжаться полной информацией о ее прошлом и так служить образовательным материалом для будущих поколений.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Проект Архивно-документационного центра в Зале съездов. Изображение дано по книге: Täubrich Ch.H. Faszination und Gewalt. Nürnberg, 2006.

Так что в том же 1998 году городским музейным объединением и властями Нюрнберга был объявлен конкурс на проект реконструкции северного крыла Зала съездов под Центр архивной документации нацистской партии. В задание входила не только собственно разработка проекта, но и решение вопроса о том, как обойтись с нацистской архитектурой и ее «духом». Победил в конкурсе австрийский архитектор Гюнтер Домениг, профессор архитектуры из Граца.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Проект Архивно-документационного центра в Зале съездов. Изображение дано по книге: Täubrich Ch.H. Faszination und Gewalt. Nürnberg, 2006.

Он сам ребенком столкнулся с нацистским режимом, поэтому задача для него была необычной и чрезвычайно сложной. Домениг писал: «Музей архивной документации нацистской партии – мемориал в полном смысле этого слова. Элементарное здание невероятным образом демонстрирует свою мощь. Выставочные залы музея архивной документации… непосредственно показывают фашистскую архитектуру. Важным и постоянным элементом такой архитектуры является ее симметричность. Нет ни одного, даже малейшего элемента в залах, который бы не демонстрировал идеологию. Так что разрушить эту историческую ось и таким образом обойтись с прошлым кажется мне очевидным решением. Я столкнул существующую симметрию и стоящую за ней идеологию с новыми линиями. Для того, чтобы побороть тяжеловесность бетона, кирпича и гранита, я обратился к более легким материалам: стеклу, стали и алюминию. Исторические же стены остались без изменений и нигде не тронуты новым проектом».
 
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Museen der Stadt Nürnberg/Marcus Buck. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Позиция Гюнтера Доменига особенно ярко проявилась в северо-западном углу здания. Гранитный фасад был аккуратно «раскрыт» снизу доверху, чтобы создать главный вход в музей. Лестница ведет в зону, где находятся вестибюль, офисы, стеклянные лифты, кафе, кино- и лекционный зал, а затем продолжается до уровня моста, идущего к экспозициям архивного центра.
 
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Gerd Dollhopf. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Реализация проекта стала сложной задачей не только для архитектора, но и для всех вовлеченных в реконструкцию специалистов. В ходе проектирования стало ясно, что в документах по Залу съездов указаны неверные размеры, и все помещения пришлось измерять заново. Все работы по малейшим изменениям в конструкции приходилось выполнять с чрезвычайной осторожностью из-за хрупкости материалов.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Museen der Stadt Nürnberg. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Самым значительным новым элементом, предложенным Доменигом, стал стеклянный «разрез» – коридор шириной 2 метра и длиной 130 метров, идущий по диагонали через северное крыло. В конце осмотра экспозиции посетители приходят к началу этого коридора, и им открывается вид во внутренний двор: с этой точки зрения огромное здание больше похоже на груду кирпичей. По пути назад, в вестибюль, посетители движутся все по тому же коридору; при этом им открываются необычные перспективы на Зал съездов.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Helmut Meyer zur Capellen. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Архитектору удалось, за исключением небольших (и необходимых) технических усовершенствований, практически нигде не затронуть существующую структуру постройки. Домениг признавался, что ни в коем случае не хотел притрагиваться к архитектуре с таким страшным прошлым и, тем более, каким-либо образом завершать ее.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Stefan Meyer. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Постоянная экспозиция архивного центра называется «Очарование и ужас» и рассказывает о страшных временах и чудовищных деяниях нацистов. Здесь представлены разнообразные документы, фото- и видео-материалы, раскрывающие в деталях события тех лет. Выставка сделана максимально интерактивной, чтобы быть понятной и туристам из-за рубежа, не знающим немецкого языка.
 
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Stefan Meyer. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

Во внутреннем дворе архивно-документационного центра устроена парковка для автомобилей, а не используемая музеем часть Зала съездов отдана под гараж немецкого аналога МЧС. Зал съездов до сих пор поражает своим масштабом даже в своем нынешнем, сильно обветшавшем виде. Но, тем не менее, кажется очень верным, что Домениг, по его словам, «…пронзил фашистскую архитектуру стеклянным копьем».
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Stefan Meyer. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Stefan Meyer. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände
zooming
Гюнтер Домениг. Архивно-документационный центр в Зале съездов. Фото © Stefan Meyer. Предоставлено Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände

21 Октября 2014

Похожие статьи
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.