«Лондон – современный музей»

Британский архитектор и исследователь Питер Мюррей – о политике, экономике и исторической ДНК в развитии Лондона.

mainImg


Проблема соотношения старого и нового в таком сложном и комплексном вопросе, как градостроительство, где каждое решение связано не только с жизнью миллионов горожан, но и с миллионными и миллиардными инвестициями, становится все более актуальной. И кажется, что общего рецепта для решения этого вопроса пока не найдено: каждый город выбирает свой путь развития. Питер Мюррей, директор независимого центра New London Architecture, занимающегося проблемами архитектуры и урбанизма британской столицы, в своем интервью Архи.ру раскрыл суть выбора Лондона.

Прошлой весной NLA организовал беспрецедентную выставку «Лондон растет вверх» (London's Growing Up!), где была представлена панорама высотного строительства в городе (Архи.ру писал об этом). У нас была возможность поговорить с Питером Мюрреем о результатах проделанного исследования, о выявленных проблемах и их возможных решениях.

 
Архи.ру:
– Исторические виды Лондона для Британии всегда были важным брэндом. Сегодня этот устоявшийся, известный веками облик резко меняется, что вызывает немало критики. Как вы думаете, на основе какого главного принципа должен быть выстроен диалог между историческим и современным слоями Лондона?
 
Питер Мюррей:
– Я думаю, что в наше время – время культурной глобализации – важно найти способ сохранения характера места. Этот характер формируется из множества составляющих, включая характер соотношения между историческими слоями, между старым и новым. Но, в первую очередь, город отражает суть данного общества, что ярко выражено, например, в контрастной среде Таллина советского и постсоветского периодов. В этом городе, где я недавно побывал, мы видим две совершенно разные системы и два вида отношения людей к системе.
 
То же самое можно сказать и о Лондоне, который исторически был коммерческим городом, где влияние городских властей было относительно невелико. В средние века Лондон стал домом для многих итальянских и немецких банкиров, которые ссужали деньги королю и благодаря этому пользовались некой властью. Так формировались отношения между властями и городом, которые отражалось на архитектурном и урбанистическом характере Лондона и, в общем-то, стали частью его ДНК. Это видно и в сегодняшней структуре города, в частности, в прагматической системе его планировки, которая находится под давлением бизнеса и следует скорее частным аргументам для конкретных случаев, чем общей градостроительной концепции.
 
Эта система контрастирует с системой планировки многих европейских городов, в том числе и Москвы, где власти – будь то царская или партийная власть в советское время – создавали цельно спланированные градостроительные структуры – проспекты, площади, памятники и т. д. В Лондоне – иначе, эта идея никогда нам не казалась удобной: у нас практически нет единой планировки, разве что вокруг Букингемского дворца и Риджент-стрит.
 
Питер Мюррей. Фото предоставлено NLA
Панорама Лондона © CPAT / Hayes Davidson / Jason Hawkes. Изображение предоставлено NLA



– Чем обусловлена эта специфика развития Лондона?
 
– Влияние общества исторически всегда было велико, мы очень демократичная страна, и, если взглянуть на историю, то можно вынести ДНК развития нашего города. История – это то, на что надо опираться, создавая будущее, история – это та основа, которая дает уверенность, когда надо принимать решения – как удачно привнести современный слой в исторический контекст. Например, в 1666 году, после Великого пожара, король с помощью Кристофера Рена очень быстро, за десять дней разработал новый план Лондона с широкими проспектами, площадями, монументами и прочим, который был типичным европейским планом – наподобие Рима, Парижа, Берлина. Но торговцы не хотели ждать десять лет, пока этот план воплотится в жизнь, и сами стали заново возводить свои дома на старых местах по старому плану – с некоторыми улучшениями, конечно, такими, как более широкие улицы, использование кирпича и т. д. Они практически воссоздали сгоревший средневековый город в камне по той же системе, что существовала до пожара.
 
Другой пример: на планировку города до периода Возрождения большое влияние оказывала топография, с границами между полями и фермами, или дороги, проложенные римлянами – все эти слои сохранились или оставили свой отпечаток на планировочной системе города. Лондон отражает историю в прямом, физическом смысле. Даже после Второй мировой войны, когда целые участки города были практически сметены бомбардировками, они были восстановлены опять-таки на основе старого плана, который был создан в средние века, в XIV – XV вв. Таким образом, у нас сейчас существует такая странная ситуация в современном Лондоне, который является мировым финансовым и технологическим центром, где международный бизнес XXI века с цифровыми медиа, системой коммуникаций и компьютерами работает на базе средневекового слоя. У нас есть здания в 30–40 этажей, которые встроены в средневековую планировочную систему, которая была предусмотрена для 3 – 4-этажных домов. И, несмотря на то, что в Лондоне за последние 25 лет было перепланировано около 60% исторической ткани города, здесь все еще сохранилось влияние, ощущение исторической системы.
 
Вид от моста Ватерлоо на север в 3 часа дня. Современное состояние © Hayes Davidson. Изображение предоставлено NLA
Вид от моста Ватерлоо на север в 3 часа дня. Коллаж с рендерами ныне строящихся или запланированных высотных зданий © Hayes Davidson. Изображение предоставлено NLA



– Последнее время в Англии проводится множество архитектурных мероприятий – выставки, дебаты, презентации, которые посвящены изучению соотношения исторического и современного слоев Лондона. Почему так много разговоров об этом и почему именно сейчас? Сейчас какой-то особенный момент в истории Лондона?
 
– Это особенный момент в том смысле, что мы ожидаем большой рост населения города, которое сегодня составляет 3 миллиона, но может вырасти до 10 миллионов к 2030 году. В связи с этим возникает потребность в уплотнении инфраструктуры центра города, и это уплотнение в некотором смысле является требованием стратегий по развитию города, так как плотно застроенные города более ресурсоэффективны (sustainable), чем застроенные более свободно. Концентрация ресурсоэффективна. План развития Лондона основан на идее: развитие инфраструктуры Лондона должно идти в границах его территории. И это неизменно приводит к конфликту между существующей застройкой, необходимостью развития, желаниями местных жителей, которые могут быть против изменений, и потребностью в обеспечении горожан жильем. Так что –  да, сейчас особенный момент, так как все эти небоскребы и высотные здания, которые строятся и будут построены в будущем, изменят облик Лондона так резко, как, наверное, не случалось со времен возведения собора Св. Павла.
 
– Каким образом NLA занимается этой проблемы и какова цель проекта «Лондон растет вверх»? Вы планируете давать по итогам ваших исследований какие-то конкретные рекомендации, или же ваше намерение – просто выявить проблему и представить ситуацию обществу?
 
– Наша задача – вовлечь общественность в дискуссию о развитии Лондона. Система регулирования развития и планирования Лондона у нас достаточно открытая, но она не способствует интенсивной дискуссии. Между тем, мало кто – в том числе и мы до проведения этого исследования – осознает темпы идущего сейчас строительства высотных зданий и их количество. И мы были обеспокоены тем, что система управления (т. е. городские власти) Лондона недостаточно сильна для того, чтобы справиться с тем огромным давлением, которому Лондон и другие «глобальные» города противостоят сегодня. Причина такого давления – это, во–первых, огромные деньги, которые поступают сюда со всего света и которым нужен «дом» для инвестиций, из-за чего стоимость земли растет. Это нехватка земельных ресурсов, это зарубежные покупатели, которые хотят получить хороший вид на Лондон, и поэтому им нравится идея высотных зданий; это налоговая система, суть которой – в том, что местные власти получают прибыль во время строительства объектов инфраструктуры. Так что все эти виды давления в городе обуславливают те радикальные изменения, которые мы выносим на широкое обсуждение для того, чтобы помочь мэру Лондона Борису Джонсону найти наилучшее решение.
 
Вид от моста Ватерлоо на север в 10 часов вечера. Современное состояние © Hayes Davidson. Изображение предоставлено NLA
Вид от моста Ватерлоо на север в 10 часов вечера. Коллаж с рендерами ныне строящихся или запланированных высотных зданий © Hayes Davidson. Изображение предоставлено NLA



– Нельзя ли удовлетворить все эти потребности малоэтажной застройкой, которая привнесет меньше изменений в облик города?
 
– Да, можно. В градостроительном смысле, конечно же, это возможно. Но проблема в том, что во многих случаях дорогие участки земли имеют много разных владельцев, которые хотят получить от них максимум выгоды. Во время правления консерваторов у нас была очень социально-ориентированная система земельного управления. Тогда государство приобретало земли для того, чтобы застроить их более целостно и целенаправленно. Мы больше так не делаем, и, в результате, застройка ведется на основе множества законов, которые делают объединенную застройку всех участков практически невозможной. Так что высотное строительство – это наглядное отражение стоимости земли.
 
– По каким параметрам должно оцениваться качество строящихся высотных зданий?
 
– В застройке и развитии Лондона есть некая произвольность (randomness), которая отражается и на силуэте города. Нам нужно обеспечить надежную систему, в которой каждый новый проект будет реализовываться в правильном месте, с соблюдением всех норм и условий. Например, там, где новая застройка может повлиять на виды Св. Павла или здания Парламента, строить нельзя. Но есть части Лондона, которые предоставляют прекрасную возможность для нового строительства. То, что мы можем сделать ради лучшей застройки нашего города – это собрать независимую группу профессионалов, которые будут давать рекомендации мэру по качеству проектов – по их архитектурному качеству, характеру материалов, по соотношению новых зданий друг с другом, по тому, как они связаны друг с другом на уровне земли и т. д. Это то, что мы советуем мэру, но я не уверен, что он пока что согласен с нашим предложением. Он считает, что это приведет к увеличению бюрократии и замедлит реализацию проектов. Мы же считаем, что это поможет реализовать эти проекты в лучшем качестве. Он также заинтересован в создании детальной 3-мерной модели Лондона, где будут видны все строящиеся и запланированные высотные здания, что поможет лучше оценить их влияние на виды города.
 
– Каким образом это влияние будет оцениваться? Что может считаться позитивным или негативным влиянием, как оценить эстетическое воздействие этих зданий на виды Лондона?
 
– Я думаю, что надо собрать эту группу толковых людей, которые и будут давать сбалансированное, аргументированное мнение по каждому из проектов. Когда меня спрашивают, как создать хорошую архитектуру, я отвечаю: наймите хорошего архитектора. В прошлом было построено множество зданий, например некоторые здания в стиле брутализма, которые в свое время считались весьма противоречивыми сооружениями, но будучи построенными хорошими архитекторами, они выстояли до сегодняшних дней как примеры качественной архитектуры – хотя до сих пор их восприятие обществом остается неоднозначным. Можно сказать «мне это здание не нравится, оно не в моем вкусе», но при этом осознавать его качество. Например, некоторые хорошие архитекторы строят здания в неоклассическом стиле, что, на мой взгляд, является неправильным подходом в современной архитектуре, но при этом я могу сказать, какое из них хорошее, а какое – плохое. У нас сейчас нет проблемы стиля, мы должны думать о качестве архитектуры.
 
– То есть вопрос – в выборе архитектурного языка, нежели стиля?
 
– Важен не столько язык, сколько само качество архитектуры. Это включает такие вопросы, как соотношение здания с окружающими постройками – историческими или современными. Это технические вопросы, вопросы ресурсоэффективности и долголетия, гибкости и возможности адаптации под новые требования.
 
– Важно ли учитывать такие вопросы, как эмоциональное воздействие высотных зданий? Эти огромные постройки с монотонным, зачастую глухим экстерьером – как они могут восприниматься человеком?
 
– Это, опять-таки, вопрос качества архитектуры – на уровне деталей.
 
– А как оценить качество «отношений» новых построек с историческими зданиями?
 
– Город должен жить. Приведу пример Парижа, где возникла большая проблема потому, что там сохранили всю центральную историческую часть города в неизменном виде. Париж умирает, он не живет. То же самое можно сказать и о Таллине: там сохранили средневековый центр – очень красивый и милый, но он предназначен для туристов, а вся современная жизнь протекает вне центра города. Это неживые музеи. В Лондоне же мы хотим видеть живой музей. Лондон – современный музей!

27 Августа 2014

Похожие статьи
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
На берегу
Комплекс, спроектированный Андреем Анисимовым на берегу Волги – редкий пример православной архитектуры, нацеленной на поиск синтеза: современности и традиции, разного рода исторических аллюзий и сложного комплекса функций. Тут звучит и Тверь, и Москва, и поздний XVIII век, и ранний XXI. Красивый, смелый, мы таких еще не видели.
Медийность как стиль
Студия Onda* спроектировала просторный офис для одного из подразделений компании Яндекс – платформы «Дзен» – и использовала в его оформлении приемы и элементы, характерные для новой медиакультуры, в которой визуальная эффектность дизайна является обязательным компонентом.
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.