Триумфальная и Ходынка: подробности

Репортаж о подведении итогов двух московских конкурсов: на архитектурную концепцию комплексного благоустройства Триумфальной площади и проект парка на Ходынском поле.

mainImg
Ранее мы уже публиковали проекты финалистов обоих конкурсов, выстроенные согласно составленным жюри рейтингам работ (см проекты для Ходынки и для Триумфальной). Однако окончательных победителей этих конкурсов определяли не судьи конкурса, а заказчик и профильные департаменты. На пресс-конференции в Москомархитектуре 7 апреля 2014 было объявлено, что в конкурсе на Ходынское поле первое место занял проект, разработанный итальянской компанией LAND Milano Srl, который был первым и по итогам предварительного голосования (в эту команду также входили архитекторы Mario Cucinella Architects, графические дизайнеры LeftLoft и художник Томас Шёнауер, Thomas Schönauer). А во втором конкурсе – на Триумфальную площадь – победила концепция, представленная российской мастерской Buromoscow, Юлией Бурдовой и Ольгой Алексаковой, разработанная совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza.
Пресс-конференция, посвященная подведению итогов конкурсов на Ходынское поле и Триумфальную площадь. На фото: Евгения Муринец, Олег Ларин, Сергей Капков, Сергей Кузнецов, Антон Кльбачевский. Фотография А.Павликовой

Ходынка
Напомним, что конкурс на архитектурную концепцию парка на Ходынском поле, организованный ГК «ИНТЕКО» при поддержке Москомархитектуры, проходил в два этапа: со 2 сентября по 15 ноября 2013 состоялся первый отборочный тур, затем, 19 декабря, определилась десятка финалистов, а 31 марта был объявлен итоговый рейтинг, в котором три призовых места заняли компании LAND Milano Srl, Perkins Eastman и студия ландшафтной архитектуры Максима Коцюбы, соответственно. Все десять проектов финалистов мы уже представляли на нашем сайте, а еще раньше писали о реализованном проекте LAND Milano Srl и Чарльза Дженкса – парке в новом районе Милана.
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL, 2014

Как отметил в ходе пресс-конференции главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, выбор заказчика и профильных департаментов лишь подтвердил составленный высокопрофессиональным международным жюри рейтинг. Сергей Кузнецов так прокомментировал это решение: «Наш выбор был продиктован такими явными преимуществами проекта, как бережная интеграция существующей инфраструктуры и благоустройства в структуру создаваемого парка. Особенно ценно здесь – грамотное включение объектов культуры, в частности – будущего ГЦСИ. Парк активно взаимодействует с ними, предлагает различные сценарии использования своих площадок для проведения фестивалей, размещения всевозможных инсталляций и т.д.
zooming
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL

Для данного района не характерны водоемы, поэтому и среди проектов конкурсантов мы отмечали те, которые компенсировали отсутствие фонтанов и прочих водных элементов, кажущихся здесь слишком искусственными и надуманными, например, активной работой с ландшафтом и рельефом. Особенно выразительно и ярко это получилось как раз у итальянцев. Их предложение довольно просто реализовать, а в отличие от зеленых насаждений, вырастить которые можно только спустя годы, рельеф сразу дает видимый и эффектный результат. Безусловно, в парке будет много деревьев, но вырастут они не сразу. А работа с рельефом дает разнообразные сценарии времяпрепровождения в парке. Нам важна и зимняя программа использования – катание с горок на лыжах, санках, ледяной каток.

Еще одним существенным плюсом проекта стало предложение по очередности реализации, которое позволит очень быстро приступить к работе, правильно распределить ресурсы и завершить проект в обозначенные сроки. Учтены были даже такие факторы, как сооружаемая рядом станция метро, которая занимает довольно большую территорию под строительную площадку.

И, конечно, нас не оставили равнодушными такие милые идеи, как привлечение к процессу создания парка жителей данного района, которые, например, сами смогут посадить в парке деревья и кустарники. Одним словом, концепция итальянского бюро оказалась самой продуманной из всех».
zooming
Концепция парка «Ходынское поле». Амфитеатр © Land Milano SRL

Антон Кульбачевский, глава столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды, напомнил о прошлом Ходынки, которая прежде служила аэродромом. Сегодня на смену летной тематике пришло современное искусство: исходя из этого и нужно было проектировать парк. «В проекте-победителе мы не видим естественного ландшафта, близкого к природному, нет и слишком активного озеленения, – прокомментировал Кульбачевский. – Эти территории требуют несколько иного подхода. Бюджет проекта не позволяет высадить сразу крупномерные деревья. Да и в целом, Москва – город, богатый зелеными территориями, идти по пути создания в центральных ее частях девственной природы не совсем верно. Поэтому современный и необычный проект парка итальянской компании нам всем показался самым актуальным».
Сергей Кузнецов и Антон Кульбачевский. Фотография А.Павликовой
Сергей Капков. Фотография А.Павликовой

Сергею Капкову, главе Департамента культуры Москвы, в проекте итальянцев понравился амфитеатр для представлений на открытом воздухе, а также концепция парка как рекреационной зоны перед музеем современного искусства, обозначающей зеленой линией подступы к столь значимому для города объекту. Но, по мнению Капкова, это парк в первую очередь – местного значения, столь необходимый жителям этого довольно молодого района Москвы.
Евгения Муринец и Олег Ларин. Фотография А.Павликовой

«Для города это редкая возможность создать парк практически с нуля, – заметил Сергей Капков. – Жители района ждали этого более 13 лет. Ведь в районе Ходынского поля сегодня проживает около 30 тысяч молодых семей, и при этом им совершенно негде элементарно погулять с детьми. Жители хотят получить уникальный и большой парк. Поэтому нашей первостепенной задачей было создание места отдыха для жителей района. При этом парк имеет очень высокую смысловую нагрузку, почему и было так важно провести серьезный конкурс. По своей значимости этот проект практически не уступает парку Зарядье».

Надо сказать, что идея создания парка на Ходынском поле была очень активно поддержана самими жителями, имевшими возможность участвовать в выборе проекта-победителя и открыто выражать свое мнение. В пресс-конференции принял участие один из членов жюри, лидер общественного движения «За парк» Олег Ларин, который с удовольствием отметил, что мнение жителей полностью совпало с выбором судей: они почти единодушно высказались за концепцию LAND Milano Srl. При этом он выразил надежду, что реализация будет не хуже представленных картинок.

Компания-победитель будет воплощать проект парка совместно с Департаментом культуры Москвы. Прежде всего пройдет тендер по выбору российской команды, которая займется адаптацией проекта. Сергей Капков наметил даже сроки реализации – в районе двух лет, с 2014 по 2016 годы, и обозначил стоимость проекта – около 536 млн рублей.

Триумфальная
Что касается конкурса на разработку архитектурной концепции комплексного благоустройства и перспективного развития Триумфальной площади, то здесь выиграл проект, продемонстрировавший наиболее тактичное отношение к этой давно сложившейся и исторически важной части города. Сергей Капков подчеркнул, что Триумфальная площадь – это очень сложный объект, который долго обсуждался как профессионалами, так и общественностью: «Одно дело – разбить парк на пустыре (имеется в виду Ходынское поле – прим. автора), и совсем другое – преобразовать многослойное пространство старого города. Цель настоящей пресс-конференции – показать самую щадящую, по мнению жюри, концепцию из всех представленных на конкурс».

Конкурс проходил в сжатые сроки: официальный старт ему был дан 22 января, а работы принимались до 23 февраля 2014 года включительно. За это время поступило 127 заявок на участие и было сделано 44 проекта. Заказчиками конкурса выступила ГКУ «Дирекция капитального ремонта», которая и будет отвечать за реализацию проекта, организаторами – Департамент капитального ремонта и Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. С финалистами конкурса, которыми стали бюро ST Raum A, занявшее в рейтинге жюри первую строчку, Buromoscow и Wowhaus, мы уже знакомили наших читателей.

Итак, победителем стала команда, которая в рейтинге располагалась на втором месте. Как пояснил Сергей Кузнецов, по количеству и качеству возможных доработок концепция Buromoscow показалась самой реалистичной. Ранее все три проекта финалистов были оценены как нуждающиеся в доработке, и в целом конкурс был направлен на поиск идеи, которая стала бы основой для реализации замысла. Детальный анализ ситуации, по словам Кузнецова, показал, что именно компания Buromoscow предложила оптимальный вариант дальнейшего развития площади.
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza

«Девизом проекта мы выбрали девиз легендарной литературной группы СМОГ: Смелость, Мысль, Образ, Глубина, – рассказывает автор проекта Ольга Алексакова. – Смелость – в масштабе площади, знакового пространства городской пустоты, которое необходимо максимально сохранить. Мысль – в возможности многофункционального использования площади. Образ Триумфальной площади – площадь молодости, свободы и романтики. Глубина подхода –  результат внимательного и многоуровневого дизайна».
zooming
Триумфальная площадь. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza

Высокую оценку получило решение по озеленению в форме каре из крупномерных деревьев, окаймляющих все пространство Триумфальной площади. Первоначальный проект предполагал несколько иное решение, но после выхода в финал авторы немного доработали свой проект. «Мы хотели подчеркнуть то потрясающее пространство, которое образует площадь, для этого мы предложили выровнять ее и придать более четкую форму. Кулисы из лип и каштанов акцентируют первый план, сохраняя вид на перспективу Садового кольца, – рассказывает Юлия Бурдова, – а за счет дополнительных павильонов площадь стала более функциональной». Антон Кульбачевский подчеркнул, что «это будет единственный зеленый островок на Тверской улице, которая, к сожалению, утратила всю свою зелень. Здесь будут высаживаться уже взрослые, крупномерные растения – липы и ясени». Помимо расположенных по периметру деревьев также будет устроен сквер перед гостиницей «Пекин».
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza

Кроме того, победивший проект предложил разнообразные идеи по наполнению площади всевозможными событиями, а ведь одна из первостепенных задач города как раз и состоит в оживлении общественных пространств, в привлечении горожан на улицы столицы. Buromoscow предложило самые интересные сценарии, в том числе – круглогодичного использования. По замечанию Кузнецова, очень красивая, «архитектурная» работа бюро ST Raum a. с точки зрения массового использования не обладает достаточным потенциалом. Элементов, побуждающих провести время на площади, в проекте Buromoscow оказалось в несколько раз больше: здесь и многофункциональные павильоны, и навесы с качелями, и круглогодичные кафе, и объекты городской информации для туристов. Все это позволит проводить на площади ежегодные рождественские и новогодние ярмарки, праздники с уличными музыкантами и т.п.
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza

Сергей Капков выделил в качестве существенного преимущества проекта-победителя попытку создать в центре шумного мегаполиса живое, но достаточно тихое, «тактильное» место. Сквер, окружающий памятник Маяковскому, хорошо взаимодействует с такими значимыми городскими объектами, как привлекающие ежедневно тысячи людей Концертный зал им. Чайковского и театры Сатиры и Моссовета, не говоря уже о расположенной здесь станции метро, создающей сквозное транзитное движение. По мнению Капкова, предложенное решение позволит площади функционировать по принципу обжитого и комфортного пешеходного пространства, свободного от автомобилей и насыщенного зеленью и городской мебелью.
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza

Реализовать проект предполагается стремительно – до конца текущего года. Архитекторы Buromoscow в кратчайшие сроки должны доработать проект, и уже в мае он будет представлен для общественного обсуждения со всеми внесенными корректировками. Доработки затронут преимущественно детали, например, типологию павильонов; суть же идеи будет сохранена. Сергей Капков пообещал, что будут по возможности учтены замечания и пожелания населения. Также спикеры заверили, что строительные работы не предполагают даже временного демонтажа памятника Маяковскому: он останется на своем месте. Существенно не изменится и транспортная схема, поворот на 1-ю Брестскую улицу будет сохранен, как и закрытый для обычных автомобилей технический выезд на Тверскую улицу, проезд же между площадью и Концертным залом им. Чайковского также станет техническим. Под сквером перед гостиницей предполагается устроить подземный паркинг.

08 Апреля 2014

Пресса: Маяковского не тронут
В Москве началась реконструкция Триумфальной площади. Работы должны закончиться ко Дню города, их проведет петербургская компания ЗАО «Балтстрой».
Пресса: Результаты конкурса на благоустройство Триумфальной...
Город объявил конкурс на благоустройство Триумфальной площади. Как сообщает Портал госзакупок, заявки на участие принимаются до 5 мая. На выполнения работ по благоустройству выделят около 360 миллионов рублей.
Пресса: Объем застройки Ходынского поля в Москве достигнет...
Проектируемая территория площадью 70 гектаров входит в состав трех зон Хорошевского района - зону жилых микрорайонов, многофункциональную общественную зону и зону особо охраняемых природных и озелененных территорий.
Пресса: Парк искусственных газонов
Власти Москвы решили, как обустроить свободную территорию на Ходынском поле: там разобьют парк и одновременно застроят разными объектами. Как такое возможно, остается загадкой. Экологи и жители окрестных кварталов возмущаются: по их мнению, это место должно охраняться как памятник природы, а одобренный мэрией проект стоимостью почти 600 млн руб. представляет интерес разве что с точки зрения освоения бюджета.
Пресса: Триумфальной площади нарисовали будущее
Столичные власти определились с тем, как будет выглядеть Триумфальная площадь. Победителем архитектурного конкурса на ее благоустройство вчера была объявлена компания BuroMoscow, предложившая выровнять площадь серым гранитом, смонтировать на ней качели, выкопать небольшое озеро, а у гостиницы "Пекин" разбить сквер с колоннадой. В Союзе архитекторов России не исключают, что соревнование проведено "для галочки", поскольку власти не определили ни бюджет стройки, ни внятные требования к самим участникам конкурса.
Пресса: Российско-итальянский успех
В понедельник завершились сразу два знаковых архитектурных конкурса – концепций комплексного благоустройства Триумфальной площади и парка на Ходынском поле. На пресс-конференции в Москомархитектуре главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил победителей – итальянское бюро LAND Milano Srl разработало лучший проект для Ходынки, а российская компания BuroMoscow – для Триумфальной.
Пресса: Триумфальная станет интимной
Архитектурная компания BuroMoscow стала победителем конкурса на концепцию благоустройства и развития Триумфальной площади и будет осваивать исторический и культурный объем в центре Москвы.
Пресса: Триумфаторы Триумфальной
Конкурс на реконструкцию Триумфальной площади завершен – победил проект мастерской Buromoscow. О будущем площади и особенностях московских общественных пространств рассказывают авторы проекта – основатели мастерской Юлия Бурдова и Ольга Алексакова.
Пресса: Архитектор Марио Кучинелла: В нашем дизайне парка...
31 марта были подведены итоги конкурса на лучшую архитектурную концепцию парка на Ходынском поле. Комиссия под председательством главного архитектора Москвы пока не выявила победителя, однако составила рейтинг финалистов. На первом месте в этом списке – проект компании архитекторов LAND Milano Srl. «Вечерняя Москва» побеседовала с ее представителем, итальянским архитектором Марио Кучинелла.
Пресса: «Просто рисунок с продуманной плиточкой»: Кац, Лимонов...
Московские власти объявили победителей конкурса на реконструкцию Триумфальной площади. «Город» подробно описал проекты трех финалистов и узнал у архитекторов и неравнодушных людей, что они думают о выборе жюри.
Пресса: Триумфальную призовут к сдержанности
Старомосковский дворик, русские авангардисты, контуры снесенного «Современника»: объявлена тройка финалистов конкурса по развитию Триумфальной площади. Жюри отдало предпочтение проектам сдержанным, экономически выгодным — и похожим.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.