05.12.2013

Архитектура Огюста Перре. Шедевр? Шедевр!

В Йенском дворце в Париже открылась выставка «Огюст Перре. Восемь шедевров !/?». Интригующей и одновременно ожидаемой деталью стало участие в подготовке выставки бюро ОМА/АМО и самого Рема Колхаса.

информация:

Церковь Нотр-Дам де Ренси. Фото предоставлено ОМА
Церковь Нотр-Дам де Ренси. Фото предоставлено ОМА

Восклицательный и вопросительный знаки даны в названии выставки «на выбор». Конечно, организаторы не сомневаются в том, что восемь представленных ими работ французского архитектора Огюста Перре – подлинные шедевры мировой архитектуры. Но вопросительный знак как бы намекает: несмотря на то, что творчество этого пионера строительства из железобетона достаточно хорошо изучено, публике есть еще над чем подумать и что открыть для себя.
Йенский дворец в Париже. Гипостильный зал © Benoît Fougeirol
Йенский дворец в Париже. Гипостильный зал © Benoît Fougeirol

Выбор Йенского дворца (Palais d'Iéna) для размещения экспозиции также вполне понятен: это здание – одна из построек Перре, возведенная в 1937 для размещения в ней Национального музея гражданского строительства. В 1959 это здание перешло к Экономическому и социальному совету Франции (CESE), который, совместно с фондом Prada, выступил организатором нынешней выставки. Таким образом, наряду с чертежами, фотографиями и макетами зданий, возведенных Перре, посетители могут увидеть и подлинную постройку мастера.
Огюст Перре. 1925 
© CNAM/SIAF/CAPA, Archives d’architecture
du XXe siècle/Auguste Perret/UFSE/SAIF
Огюст Перре. 1925 © CNAM/SIAF/CAPA, Archives d’architecture du XXe siècle/Auguste Perret/UFSE/SAIF

Научным куратором выступил исследователь Жозеф Абрам (Joseph Abram), а художественное руководство выставкой было поручено давнему партнеру фонда Миуччи Прады – бюро OMA, точнее, его подразделению АМО, причем команду проекта возглавил сам Рем Колхас. Напомним, что АМО – эта своего рода исследовательская лаборатория, занимающаяся, помимо прочего, вопросами моды, дизайна, медиа и организацией выставок. АМО работает с пространством Йенского дворца с 2011, принимая участие в оформлении и организации проходящих там мероприятий Prada (например, 24-часового музея). Поэтому сценография нынешней выставки – это и результат долгого исследования этого пространства, и современное переосмысление архитектуры Перре. То, что в итоге предстало перед взорами публики – это настоящая архитектура в архитектуре.
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Vittorio Zunino Celotto © Getty Images For Prada
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Vittorio Zunino Celotto © Getty Images For Prada

Пространство зала-гипостиля Йенского дворца разделено на несколько зон. Вдоль всей его левой продольной стены расположена железная решетчатая конструкция, на которой выставлены материалы, посвященные восьми «шедеврам» архитектурной мастерской Перре. Это постройки в Париже и его окрестностях – жилой дом на улице Франклина (1903), театр Елисейских полей (1913), церковь Нотр-Дам де Ренси (1923), концертный зал Корто в Школе музыки (1928), здание министерства государственного имущества Франции (Mobilier National, 1934) и Йенский дворец (1937), а также ратуша (1950) и церковь Святого Иосифа (1951) в Гавре. Каждый проект проиллюстрирован чертежами, планами, разрезами, эскизами и историческими фотографиями, сделанными во время и по окончании строительства. Также в параллель к каждому зданию выбраны постройки и проекты, предшествовавшие ему по времени и развивающие те же архитектурные идеи.
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Florian Kleinefenn. Предоставлено Fondazione Prada и CESE
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Florian Kleinefenn. Предоставлено Fondazione Prada и CESE

Основной задачей выставки кураторы называют не столько анализ архитектурного наследия Огюста Перре (и так уже хорошо изученного), сколько проникновение в его «творческую кухню». Выбранные ими постройки – ключевые работы мастера, которые позволяют проследить эволюцию его отношения к стилю и к «работе» материала в архитектуре. Эта эволюция шла от увлечения идеями Виолле-ле-Дюка и стилем модерн к конструктивной архитектуре из железобетона и к решению масштабных градостроительных задач на примере послевоенной реконструкции исторического центра Гавра, завершенной уже после смерти мастера. «Все подвижное или неподвижное, что заполняет пространство, относиться к области архитектуры,» – писал Перре.
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Vittorio Zunino Celotto © Getty Images For Prada
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Vittorio Zunino Celotto © Getty Images For Prada

Четко чувствуя связь между материалом и характером архитектурного сооружения, Перре не спешил ниспровергать искусство прошлого, однако понимал, что при наличии современных материалов и технологий – в первую очередь, железобетона – подражать ему сложно, да и бессмысленно; в этом конфликте идей – причина стилевой консервативности его работ по сравнению с их новаторским инженерным решением.
Рем Колхас на экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Vittorio Zunino Celotto © Getty Images For Prada
Рем Колхас на экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Vittorio Zunino Celotto © Getty Images For Prada

Представленные на выставке макеты были позаимствованы из различных музеев Франции и изготовлены в разное время: есть среди них и работы 1950-х годов, и современные – первых лет XXI столетия: этот временной разброс позволяет, помимо прочего, проследить эволюцию архитектурного моделирования за прошедшее время. В подразделе выставки, посвященном зданию Mobilier National, показана мебель, выполненная по эскизам Огюста Перре.
Макет экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров» в гипостильном зале Йенского дворца © OMA, all rights reserved
Макет экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров» в гипостильном зале Йенского дворца © OMA, all rights reserved

В центре зала расположен ряд горизонтальных витрин, обитых искусственным материалом наподобие белой замши: это делает их одновременно оригинальными как объект дизайна и невероятно приятными на ощупь. Здесь, в разделе «Биография», выставлены письма, личные вещи и фотографии Перре: рисованный портрет Перре, выполненный Антуаном Бурделем, письма от Андре Жида и Луи Арагона, книги по архитектуре из личной библиотеки мастера и даже его необыкновенно современно выглядящий эскиз оправы очков. В этих же витринах можно найти публикации о постройках бюро Перре и личные блокноты и записные книжки архитектора, а завершается этот раздел аппаратом со стереоскопическими фотографиями из его семейного архива, а также скульптурными и живописными портретами Перре работы Бурделя, Ханы Орловой и других мастеров: так кураторы поместили фигуру выдающегося архитектора в контекст художественной среды того времени.
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Florian Kleinefenn. Предоставлено Fondazione Prada и CESE
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Florian Kleinefenn. Предоставлено Fondazione Prada и CESE

У правой стены гипостиля, близ входа в зал расположилась деревянная структура наподобие амфитеатра: на ее ступеньках на специальных подставках разложены альбомы с фотографиями восьми зданий – героев выставки, выполненные Жильбером Фастенакенсом (Gilbert Fastenaekens). Это место неизменно притягивает детей: они карабкаются и ползают по ступенькам конструкции и увлеченно листают страницы альбомов.
Йенский дворец в Париже © Benoît Fougeirol
Йенский дворец в Париже © Benoît Fougeirol

В дальнем конце зала – второй такой же амфитеатр. Его ступени – места для зрителей. Здесь можно посмотреть фильм «25 Bis» авторов Ила Бека (Ila Bêka) и Луизы Лемуан (Louise Lemoine) о нынешней жизни дома на улице Франклина и его обитателей. По субботам же для любителей фортепианной музыки эта часть экспозиции на полчаса превращается в небольшой концертный зал.
Миучча Прада, Жозеф Абрам и Рем Колхас на экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Vittorio Zunino Celotto © Getty Images For Prada
Миучча Прада, Жозеф Абрам и Рем Колхас на экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Vittorio Zunino Celotto © Getty Images For Prada

Ступени этого амфитеатра ведут к небольшой площадке под самым потолком зала: здесь представлены работы учеников высших архитектурных школ Нанси и Версаля, переосмысляющие творческое наследие Огюста Перре. Это в высшей степени необычные объемные конструкции, напоминающие макеты фантастических зданий и городских пространств, в которых, вместе с тем, читаются отсылки к стилю и творческому методу именитого архитектора.
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Vittorio Zunino Celotto © Getty Images For Prada
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Vittorio Zunino Celotto © Getty Images For Prada

Между двумя амфитеатрами расположены объекты, символизирующие интерьеры зданий и наполняющие их предметы: так организаторы возвращаются к идее обживания, использования человеком архитектурного пространства, поднятую лентой «25 Bis». Здесь факсимиле афиш «Русских сезонов» Дягилева, проходивших в Театре Елисейских полей, стеклоблоки необычной формы, украшающие лестничные пролеты жилого дома на улице Франклина и т.д. Залу Корто соответствует рояль: кроме роли экспоната, он также используется по назначению на субботних концертов.
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Florian Kleinefenn. Предоставлено Fondazione Prada и CESE
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Florian Kleinefenn. Предоставлено Fondazione Prada и CESE

Лекции, экскурсии, перформансы – неотъемлемая часть любой парижской выставки. Не обойдется без них и на этот раз: насыщенная культурная программа ждет посетителей экспозиции, которая продлится до 19 февраля 2014. Поэтому работы Огюста Перре – не только как экспонаты выставки, но и как неотъемлемая часть городского ландшафта – а также оформление экспозиции бюро ОМА/АМО – вполне солидный повод посетить Париж этой зимой!
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Florian Kleinefenn. Предоставлено Fondazione Prada и CESE
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Florian Kleinefenn. Предоставлено Fondazione Prada и CESE
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Florian Kleinefenn. Предоставлено Fondazione Prada и CESE
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Florian Kleinefenn. Предоставлено Fondazione Prada и CESE
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Florian Kleinefenn. Предоставлено Fondazione Prada и CESE
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Florian Kleinefenn. Предоставлено Fondazione Prada и CESE
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Florian Kleinefenn. Предоставлено Fondazione Prada и CESE
Вид экспозиции «Огюст Перре. Восемь шедевров». Фото: Florian Kleinefenn. Предоставлено Fondazione Prada и CESE
Церковь Нотр-Дам де Ренси. Фото предоставлено ОМА
Церковь Нотр-Дам де Ренси. Фото предоставлено ОМА
Церковь Нотр-Дам де Ренси  ©Bernhard Schulz
Церковь Нотр-Дам де Ренси ©Bernhard Schulz
Церковь Нотр-Дам де Ренси  ©Bernhard Schulz
Церковь Нотр-Дам де Ренси ©Bernhard Schulz
Ратуша в Гавре ©Bernhard Schulz
Ратуша в Гавре ©Bernhard Schulz
Застройка Гавра ©Bernhard Schulz
Застройка Гавра ©Bernhard Schulz
Квартира в жилом доме в Гавре ©Bernhard Schulz
Квартира в жилом доме в Гавре ©Bernhard Schulz
Жилой дом в Гавре ©Bernhard Schulz
Жилой дом в Гавре ©Bernhard Schulz
Гавр. Вид на церковь Св. Иосифа © CNAM/SIAF/CAPA, Archives d’architecture
du XXe siècle/Auguste Perret/UFSE/SAIF
Гавр. Вид на церковь Св. Иосифа © CNAM/SIAF/CAPA, Archives d’architecture du XXe siècle/Auguste Perret/UFSE/SAIF
Церковь Святого Иосифа в Гавре. Фото предоставлено ОМА
Церковь Святого Иосифа в Гавре. Фото предоставлено ОМА
Церковь Святого Иосифа в Гавре ©Bernhard Schulz
Церковь Святого Иосифа в Гавре ©Bernhard Schulz
Церковь Святого Иосифа в Гавре ©Bernhard Schulz
Церковь Святого Иосифа в Гавре ©Bernhard Schulz
Церковь Святого Иосифа в Гавре ©Bernhard Schulz
Церковь Святого Иосифа в Гавре ©Bernhard Schulz
Жилой дом на улице Франклина в Париже. Фото предоставлено ОМА
Жилой дом на улице Франклина в Париже. Фото предоставлено ОМАоткрыть большое изображение
Жилой дом на улице Франклина в Париже. Фото предоставлено ОМА
Жилой дом на улице Франклина в Париже. Фото предоставлено ОМАоткрыть большое изображение
Театр Елисейских полей в Париже. Фото предоставлено ОМА
Театр Елисейских полей в Париже. Фото предоставлено ОМАоткрыть большое изображение
Театр Елисейских полей в Париже. Фото предоставлено Théâtre des Champs-Elysées
Театр Елисейских полей в Париже. Фото предоставлено Théâtre des Champs-Elyséesоткрыть большое изображение
Зал Корто в Париже. Фото предоставлено ОМА
Зал Корто в Париже. Фото предоставлено ОМАоткрыть большое изображение
Mobilier National в Париже. Фото предоставлено ОМА
Mobilier National в Париже. Фото предоставлено ОМАоткрыть большое изображение

comments powered by HyperComments

ссылки:

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Технологии:

19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
другие статьи