Музей письменности и ее дешифровки

Во французском городе Фижаке открылся новый музей, посвященный разнообразным типам письма, существовавшим в разные эпохи у разных народов Земли.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

25 Октября 2007
mainImg
В качестве основы комплекса, спроектированного архитекторами Аленом Моатти [Alain Moatti] и Анри Ривьером [Henri Rivière], были взяты два средневековых жилых дома в центре города, в одном из которых в 1790 году родился создатель египтологии Жан Франсуа Шампольон. С самого начала было решено, что музей в Фижаке должен носить его имя, но его экспозиция не ограничивается древнеегипетскими системами письменности – хотя зал Шампольона там все же есть.
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Фрагмент вымостки внутреннего двора - копии Розеттского камня
zooming
Музей Шампольона и письменности мира


Перед архитекторами стояла сложная задача: соединить памятники архитектуры, которыми являются оба здания, отведенные под музей, и современные приемы решения внутреннего пространства и дизайна экспозиции, особенно нужные здесь, учитывая необычность представленных экспонатов. Было необходимо заинтересовать посетителей, так как их вниманию предлагалась череда текстов и знаков, абсолютно им непонятных. Ответом Моатти и Ривьера стало создание в музее ярко выраженной среды, охватывающей и пространство перед фасадом, и внутренний двор, и крышу здания.
zooming
Музей Шампольона и письменности мира


Эта подчеркнуто таинственная, непривычная для современного человека атмосфера, складывающаяся из использования необычных для современного здания материалов, таких, как медь, минимального освещения, ярких цветов, отсылающих нас к естественным красителям древних, сделала посещение музея схожим на проникновение в древнюю гробницу или пещерный храм, и экспонаты превратились из пояснительного материала в значимые элементы среды, заслуживающие самого внимательного изучения.
zooming
Музей Шампольона и письменности мира


Готический каменный фасад родного дома Шампольона скрывает за собой другой, новый – стеклянную навесную стену с наклеенными на нее тончайшими листами меди. В металле вырезаны отверстия в форме тысячи знаков 42 систем письменности, от китайских иероглифов до грузинского алфавита, от письма этрусков и арамейцев до майя и догон.
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Внутренний двор. Его вымостка из черного гранита - копия Розеттского камня


Между двумя слоями фасада находится пространство глубиной 1 м, куда могут выйти посетители первых трех этажей музея (на этих уровнях находятся металлические решетчатые галереи).
Сквозь прорези в меди внутрь музея попадает солнечный свет, и через них можно с верхнего яруса постройки взглянуть на раскинувшийся внизу город. В темное время суток здание светится, как волшебный фонарь, причем свет частично пропускают и тончайшие листы металла.
Музей Шампольона и письменности мира. Главный вход


Внутреннее пространство музея демонстрирует компромисс между сохранением каменных средневековых сооружений и дополнением их новыми конструкциями из стекла, стали и дерева, что создает в результате тонкий контраст.
zooming
Музей Шампольона и письменности мира


Вестибюль музея, куда посетитель попадает через готический портал, дополненный надписью «Музей письменности» египетскими иероглифами, является переходной зоной с серебристой стальной конструкцией билетной кассы и обязательным музейным магазином; его красные стены ведут к полностью окрашенной в этот цвет лестничной клетке. Она позволяет легко попасть в любой из семи выставочных залов, расположенных на четырех этажах здания. Вместе с тем, архитекторы предусмотрели для публики продуманный маршрут осмотра, предполагающий еще одну остановку на первом уровне: в мемориальном зале Шампольона. Его экспозиция рассказывает о гениальном открытии французского ученого и о его коротком жизненном пути; там выставлена небольшая коллекция древнеегипетских экспонатов, стены декорированы рельефными изображениями иероглифов из черного стекла.
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Мемориальный зал Шампольона


Залы следующих этажей окрашены в разные цвета, отмечающие переход от культуры к культуре, от эпохи к эпохе. Основной цвет каждого помещения отражен в цвете пола, потолка и широкой зоны карниза, которая почти во всех помещениях музея используется для мультимедийных инсталляций. Второй зал посвящен письменности как явлению, объединяющему все человечество, ее назначению и использованию, основным типам знаков и кодов.
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Мемориальный зал Шампольона


Затем следуют четыре «исторических» зала, а завершается осмотр в седьмом зале, просторном и светлом, откуда открываются виды на город и окружающие его холмы. Это «зал цифровых лекций», в котором зритель постепенно возвращается в современный мир, о существовании которого он почти забыл во время посещения «Музея Шампольона и письменности мира».
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Лестничная клетка
zooming
Музей Музей Шампольона и письменности мира. Лестничная клетка
zooming
Музей Шампольона и письменности мира
zooming
Музей Шампольона и письменности мира
zooming
Музей Шампольона и письменности мира
zooming
Музей Шампольона и письменности мира
zooming
Музей Шампольона и письменности мира
zooming
Музей Шампольона и письменности мира
zooming
Музей Шампольона и письменности мира
zooming
Музей Шампольона и письменности мира
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Вид на город через прорезь в фасаде
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Зал и терраса верхнего яруса
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Ситуационный план
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Разрез


25 Октября 2007

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.