Музей письменности и ее дешифровки

Во французском городе Фижаке открылся новый музей, посвященный разнообразным типам письма, существовавшим в разные эпохи у разных народов Земли.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

25 Октября 2007
mainImg
В качестве основы комплекса, спроектированного архитекторами Аленом Моатти [Alain Moatti] и Анри Ривьером [Henri Rivière], были взяты два средневековых жилых дома в центре города, в одном из которых в 1790 году родился создатель египтологии Жан Франсуа Шампольон. С самого начала было решено, что музей в Фижаке должен носить его имя, но его экспозиция не ограничивается древнеегипетскими системами письменности – хотя зал Шампольона там все же есть.
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Фрагмент вымостки внутреннего двора - копии Розеттского камня
zooming
Музей Шампольона и письменности мира


Перед архитекторами стояла сложная задача: соединить памятники архитектуры, которыми являются оба здания, отведенные под музей, и современные приемы решения внутреннего пространства и дизайна экспозиции, особенно нужные здесь, учитывая необычность представленных экспонатов. Было необходимо заинтересовать посетителей, так как их вниманию предлагалась череда текстов и знаков, абсолютно им непонятных. Ответом Моатти и Ривьера стало создание в музее ярко выраженной среды, охватывающей и пространство перед фасадом, и внутренний двор, и крышу здания.
zooming
Музей Шампольона и письменности мира


Эта подчеркнуто таинственная, непривычная для современного человека атмосфера, складывающаяся из использования необычных для современного здания материалов, таких, как медь, минимального освещения, ярких цветов, отсылающих нас к естественным красителям древних, сделала посещение музея схожим на проникновение в древнюю гробницу или пещерный храм, и экспонаты превратились из пояснительного материала в значимые элементы среды, заслуживающие самого внимательного изучения.
zooming
Музей Шампольона и письменности мира


Готический каменный фасад родного дома Шампольона скрывает за собой другой, новый – стеклянную навесную стену с наклеенными на нее тончайшими листами меди. В металле вырезаны отверстия в форме тысячи знаков 42 систем письменности, от китайских иероглифов до грузинского алфавита, от письма этрусков и арамейцев до майя и догон.
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Внутренний двор. Его вымостка из черного гранита - копия Розеттского камня


Между двумя слоями фасада находится пространство глубиной 1 м, куда могут выйти посетители первых трех этажей музея (на этих уровнях находятся металлические решетчатые галереи).
Сквозь прорези в меди внутрь музея попадает солнечный свет, и через них можно с верхнего яруса постройки взглянуть на раскинувшийся внизу город. В темное время суток здание светится, как волшебный фонарь, причем свет частично пропускают и тончайшие листы металла.
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Главный вход


Внутреннее пространство музея демонстрирует компромисс между сохранением каменных средневековых сооружений и дополнением их новыми конструкциями из стекла, стали и дерева, что создает в результате тонкий контраст.
zooming
Музей Шампольона и письменности мира


Вестибюль музея, куда посетитель попадает через готический портал, дополненный надписью «Музей письменности» египетскими иероглифами, является переходной зоной с серебристой стальной конструкцией билетной кассы и обязательным музейным магазином; его красные стены ведут к полностью окрашенной в этот цвет лестничной клетке. Она позволяет легко попасть в любой из семи выставочных залов, расположенных на четырех этажах здания. Вместе с тем, архитекторы предусмотрели для публики продуманный маршрут осмотра, предполагающий еще одну остановку на первом уровне: в мемориальном зале Шампольона. Его экспозиция рассказывает о гениальном открытии французского ученого и о его коротком жизненном пути; там выставлена небольшая коллекция древнеегипетских экспонатов, стены декорированы рельефными изображениями иероглифов из черного стекла.
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Мемориальный зал Шампольона


Залы следующих этажей окрашены в разные цвета, отмечающие переход от культуры к культуре, от эпохи к эпохе. Основной цвет каждого помещения отражен в цвете пола, потолка и широкой зоны карниза, которая почти во всех помещениях музея используется для мультимедийных инсталляций. Второй зал посвящен письменности как явлению, объединяющему все человечество, ее назначению и использованию, основным типам знаков и кодов.
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Мемориальный зал Шампольона


Затем следуют четыре «исторических» зала, а завершается осмотр в седьмом зале, просторном и светлом, откуда открываются виды на город и окружающие его холмы. Это «зал цифровых лекций», в котором зритель постепенно возвращается в современный мир, о существовании которого он почти забыл во время посещения «Музея Шампольона и письменности мира».
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Лестничная клетка
zooming
Музей Музей Шампольона и письменности мира. Лестничная клетка
zooming
Музей Шампольона и письменности мира
zooming
Музей Шампольона и письменности мира
zooming
Музей Шампольона и письменности мира
zooming
Музей Шампольона и письменности мира
zooming
Музей Шампольона и письменности мира
zooming
Музей Шампольона и письменности мира
zooming
Музей Шампольона и письменности мира
zooming
Музей Шампольона и письменности мира
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Вид на город через прорезь в фасаде
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Зал и терраса верхнего яруса
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Ситуационный план
zooming
Музей Шампольона и письменности мира. Разрез


25 Октября 2007

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.