English version

В стиле кода

Открыта экспозиция павильона России на архитектурной биеннале в Венеции.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

28 Августа 2012
mainImg
Дизайн экспозиции российского павильона был секретом вплоть до дня его открытия. В начале августа кураторы Сергей Кузнецов и Сергей Чобан и комиссар павильона Григорий Ревзин рассказали журналистам о том, что планируют показать на биеннале проекты иннограда Сколково, однако загадочно умолчали о том, как именно это будет сделано, поведав только, что экспозиция будет «весьма неожиданной». Теперь секрет раскрыт окончательно и результат доступен для осмотра.

Основная экспозиция павильона построена на QR-кодах (быстро считываемых, quick response, двухмерных штрих-кодах) – квадратных графических картинках, которые сейчас активно используются для зашифровывания любой информации, от номеров железнодорожных билетов до справок об истории московских улиц. Однако в экспозиции павильона эти QR-коды используются отнюдь не привычным образом: из них составлены стены и потолки боковых залов, а в центральном зале – даже купол с оккулюсом. На зеркальный пол тоже нанесены подобия кодов. За панелями стен расположены лампы, которые плавно включаются и выключаются, то обозначая отдельные квадраты, то загораясь целиком – тогда стены начинают светиться мягким светом, и решетка кодов выглядит особенно ажурно.
Павильон России на архитектурной биеннале в Венеции. Фотография Ю. Тарабариной
Фотография Ю. Тарабариной
Сергей Чобан, бюро SPEECH, куратор и автор экспозиции. Фотография Ю. Тарабариной

В остальном залы совершенно пусты, но всем входящим выдают планшеты: ими нужно прицелиться на любой квадратик стены, затем нажать кнопку и посмотреть на планшете информацию об одном из экспонентов выставки. На которой показаны: информация о конкурсе на генплан иннограда, генпланы районов, сделанные их звездными кураторами, а также и результаты недавнего конкурса на жилье квартала Технопарка.

Планшеты прекрасно различают разницу между квадратами и каждый из них выдает информацию о «своем» проекте. Но человеческий глаз разницы между рисунками кодов не улавливает, и поэтому просмотр выставки либо получается несколько хаотическим (какой квадратик попался, тот проект и посмотрели), либо требует недюжинного упрямства: можно, подчиняясь машинной логике, последовательно смотреть квадрат за квадратом. Впрочем, можно посмотреть и с другой стороны: поиск информации превращается в увлекательную игру «найди проект» (архитектор Юрий Григорян на открытии долго, и кажется безуспешно, искал свой собственный).
Фотография Ю. Тарабариной

Но смысл экспозиции, конечно же, не в том, чтобы познакомиться с проектами Сколково – они известны, к тому же входящим дарят значок с QR-кодом, в котором зашифрован адрес специального сайта, сделанного специально для выставки. На сайте все проекты представлены в более привычном виде. Суть же выставки в том, что она показывает будущую архитектуру Сколкова инновационно-цифровым способом, одновременно погружая зрителя в технологичную оболочку, заставляя взаимодействовать с ней посредством технических приспособлений. В кулуарах не раз вспомнили про «Газонокосильщика».
Один из боковых залов павильона России. Фотография Ю. Тарабариной

Образ интерьера (авторы экспозиции: куратор – Сергей Чобан, со-кураторы – Сергей Кузнецов, Валерия Каширина (nps tchoban voss)) получился сильным – стоит зайти в павильон только для того, чтобы ощутить эффект сетчатого купольного пространства. Это примерно как оказаться внутри фантастического фильма о космическом корабле, но не современного (где корабли чаще похожи на проекты Захи Хадид), а какой-нибудь фантазии 1970-х или даже скорее 1930-х.

Решение надо признать характерным для бюро SPEECH, не чуждого орнаментам и классическим мотивам. Архитекторы превратили совершенно прикладную форму QR-кода в рапорт геометрического орнамента, в ажурные модули, и построили из этих модулей очень жесткую сетку-схему классического симметричного интерьера с куполом в центре. Таким образом находясь внутри человек оказывается, с одной стороны, окружен работающей интерактивной сетью кодов, своего рода инфо-сферой. С другой стороны, составные части инфосферы трактованы как часть декоративного ковра, который мог бы существовать и вне информационного контекста как простое украшение.

Если куратор биеннале Дэвид Чипперфильд призывает в своем манифесте искать связи и корни – то можно сказать, что в павильоне архитекторов SPEECH найдена связь между современными технологиями и классической формой. Если же говорить о насыщении архитектуры смыслом – то здесь отыскивается, прямо как в манифестах Чипперфильда, несколько слоев помимо основного и уже названного (инновационная оболочка для показа архитектуры иннограда). В частности, хорошо известно, что в древних обществах орнамент был частью ритуала и наделялся магическим смыслом; потом он стал украшением; затем «преступлением». Теперь одну из его разновидностей сделали графическим кодом, то есть наделили вполне определенным цифровым смыслом, хотя он и продолжает оставаться красивым.

Надо сказать, что идея использовать красоту наделенных информационным смыслом точек QR-кода не нова, они встречаются в архитектурных проектах все чаще с тех пор, как эта технология получила распространение. Коды уже использовались как на фасадах (например, N Building в Токио, построенный бюро TERADADESIGN или колл-центр Телетек в Дижоне от MVDRV), так и в интерьерах. Так что SPEECH в данном случае вписались в рамки развивающейся (и вполне актуальной благодаря ее электронности и инновационности) темы. Но пошли дальше: не просто оформили стены кодовой шифровкой, но превратили сам код в оболочку, слепив эту оболочку по архетипическим архитектурным законам – последние компьютером не считаешь, но их может ощутить человек, находясь под сетчатым пантеонообразным куполом павильона, считав культурные паттерны исторической традиции (о которой, к слову, тоже часто напоминает куратор Дэвид Чипперфильд как о важной разновидности common ground-a).

На первом этаже павильона России показана символическая предыстория Сколкова: советские шарашки-наукограды, 37 рассекреченных в 1990-е городов из 62 существовавших. Два зала построены как своего рода черный (изнутри) «ящик», прорезанный светящимися круглыми отверстиями, которые светятся как звезды и отражаются в зеркальном полу. Через отверстия побольше на уровне глаз можно рассматривать увеличенные линзами картинки старых наукоградов и читать объяснения. По словам комиссара павильона Григория Ревзина, зрители в этих залах уподобляются иностранным шпионам послевоенного времени, подглядывающим за советскими строителями атомных подлодок и ракет – наукограды, как известно, занимались в основном оружием. Впрочем, памятники ракетам на зеленоватых картинках за выпуклыми линзами выглядят совсем не страшными, как старые газеты. И как-то не очень чувствуешь себя шпионом, а скорее – начинаешь сопереживать советским ученым с их лупами, кульманами и прочими доисторическими инструментами, вынужденных создавать свои инновации буквально «на коленке». Предполагается, что в Сколкове будет всё не так. Что же, поживем-увидим.

NB: Павильон России получил special mention (специальную премию) архитектурной биеннале в Венеции с формулировкой «за диалектический подход к российскому прошлому, настоящему и будущему, превращающий зрителей в своего рода электронных шпионов. Жюри погрузилось в его магическую мистерию и было увлечено ее визуальной подачей».
Первый этаж экспозиции: советские наукограды. Фотография Ю. Тарабариной
Один из наукоградов в круглом окошке. Фотография Ю. Тарабариной
Комиссар павильона Григорий Ревзин. Фотография Ю. Тарабариной
Константин Чернозатонский (бюро Treelev): именно он предложил кураторам идею QR-кодов, которая впоследствии стала основой дизайна павильона бюро SPEECH. Фотография Ю. Тарабариной
Фотография Ю. Тарабариной
Архитектор Юрий Григорян
Главный редактор журнала Проект Россия Алексей Муратов
Отражение купола в полу центрального зала павильона. Фотография Елены Сычевой

28 Августа 2012

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Сергей Кузнецов: «Кураторские проекты – лучшее, что...
Архитектурные выставки, и фестиваль «Зодчество», в том числе, – это всегда поиск баланса между профессиональным дискурсом и популярной подачей. О специфике трансляции профессиональной информации для широкой аудитории мы говорим с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым
«Храм высоких технологий»
В Венеции завершается 13-я архитектурная биеннале. В этом году выставка в павильоне России i-city удостоилась не только специальной премии жюри, но и пристального внимания зарубежной прессы. Публикуем обзор самых интересных публикаций.
Пресса: О венецианском призе
На Венецианской архитектурной биеннале проект "Сколково" представляет Россию. "Золотого льва" биеннале получила Япония, а Россия получила вторую премию, разделив ее с США. Биеннале продлится до 25 ноября. О венецианском павильоне и Сколково — специальный корреспондент "Ъ" Григорий Ревзин, исполнявший в этом году обязанности комиссара павильона.
Пресса: Обобщение архитектуры
Common Ground, слайд-шоу Нормана Фостера, самодеятельное благоустройство в Америке и QR-коды Сколково на XIII Архитектурной биеннале в Венеции.
Архитектурное вторсырье
На 13-й Венецианской биеннале актуальной оказалась тема реконструкции «новой» архитектуры: ей посвятили выставки в своих павильонах немцы и эстонцы.
Пресса: «У вас жесткий климат и невыносимое автомобильное...
Что такое человеческий масштаб в организации городской среды? Может ли мегаполис в принципе быть комфортным для жизни? На эти и другие градостроительные темы французский архитектор Жан Пистр размышляет в интервью «Газете.Ru».
Пресса: Города будущего на Архбиеннале в Венеции
Снаружи - классический особняк начала 20 века, построенный в 1914 году по проекту Алексея Щусева, а внутри - инновационный город будущего. Преобразование возможно только при помощи ай-пэда. Планшетники при входе получают все посетители российского павильона. На 13-ой Архитектурной биеннале в Венеции он был признан одним из лучших и отмечен специальным призом жюри.
Пресса: Сколково представляет Россию на венецианской выставке
На престижной Венецианской биеннале архитектуры Россию представляет команда из Сколкова, проектируемого города будущего. Елена Шипилова побеседовала с Григорием Ревзиным, членом градсовета Сколкова, о том, что Сколково планирует достичь на выставке.
Пресса: Своим путем на биеннале
На 13-й архитектурной биеннале в Венеции российскому павильону, пространство которого стало великолепной метафорой современной России, достался специальный приз жюри.
Пресса: Биеннале архитектуры. Что было на главном архитектурном...
Как искали «общие основания», почему в павильоне Америки оказался партизанский урбанизм, за что Израиль назвали «авианосцем» и заслужила ли Россия «специальное упоминание» жюри — корреспондент «Афиши» побывал на 13-й Биеннале архитектуры в Венеции.
Пресса: О происхождении понтов
Я думаю, что одним из главных бизнесов, которые существуют в России, является как раз бизнес по продаже идеалов. Идеалы у нас получается продавать лучше всего, потому что продавать их мы начали раньше, чем что-либо другое, и они не были в дефиците.
Пресса: Код в помощь. XIII Архитектурная биеннале
Развитие общественных пространств, новые взаимоотношения архитектора и общества, реабилитация неоклассики — мировая повестка дня, как можно судить по XIII Архитектурной биеннале.
Пресса: Вжик, вжик, вжик – уноси готовенького!
Давно прошли те времена, когда знаток искусств Григорий Ревзин воспевал стройные колоннады и гулкие анфилады. Сейчас он – боец, его слово – разящий булат. Именно такой человек нам был нужен, чтобы подвести итоги минувшего года в области архитектуры.
Пресса: Сиротский год
В этом году не только урбанистическая, но и архитектурная деятельность в России продемонстрировала свою бессмысленность. Не обошлось и без курьезов.
«Храм высоких технологий»
В Венеции завершается 13-я архитектурная биеннале. В этом году выставка в павильоне России i-city удостоилась не только специальной премии жюри, но и пристального внимания зарубежной прессы. Публикуем обзор самых интересных публикаций.
Пресса: О венецианском призе
На Венецианской архитектурной биеннале проект "Сколково" представляет Россию. "Золотого льва" биеннале получила Япония, а Россия получила вторую премию, разделив ее с США. Биеннале продлится до 25 ноября. О венецианском павильоне и Сколково — специальный корреспондент "Ъ" Григорий Ревзин, исполнявший в этом году обязанности комиссара павильона.
Пресса: Обобщение архитектуры
Common Ground, слайд-шоу Нормана Фостера, самодеятельное благоустройство в Америке и QR-коды Сколково на XIII Архитектурной биеннале в Венеции.
Пресса: Города будущего на Архбиеннале в Венеции
Снаружи - классический особняк начала 20 века, построенный в 1914 году по проекту Алексея Щусева, а внутри - инновационный город будущего. Преобразование возможно только при помощи ай-пэда. Планшетники при входе получают все посетители российского павильона. На 13-ой Архитектурной биеннале в Венеции он был признан одним из лучших и отмечен специальным призом жюри.
Пресса: Сколково представляет Россию на венецианской выставке
На престижной Венецианской биеннале архитектуры Россию представляет команда из Сколкова, проектируемого города будущего. Елена Шипилова побеседовала с Григорием Ревзиным, членом градсовета Сколкова, о том, что Сколково планирует достичь на выставке.
Пресса: Своим путем на биеннале
На 13-й архитектурной биеннале в Венеции российскому павильону, пространство которого стало великолепной метафорой современной России, достался специальный приз жюри.
Пресса: Биеннале архитектуры. Что было на главном архитектурном...
Как искали «общие основания», почему в павильоне Америки оказался партизанский урбанизм, за что Израиль назвали «авианосцем» и заслужила ли Россия «специальное упоминание» жюри — корреспондент «Афиши» побывал на 13-й Биеннале архитектуры в Венеции.
Пресса: i-да-city!
Проект инновационного города Сколково, представленный Россией на 13й Венецианской архитектурной биеннале, получил специальный приз. Российская экспозиция (куратор Сергей Чобан, комиссар Григорий Ревзин, программное обеспечение – Константин Чернозатонский) уникальна, красива и, как не раз бывало, идет вразрез с общей тенденцией. И потому побеждает. Когда мы показываем что-нибудь этическое: студенческие мастерские или возрождение умирающих городов, мы не выигрываем. А награждают нас, когда показываем красивое. В 2000м году Россия получила приз за экспозицию «Руины рая». В 2012 - за i-city.
Пресса: О происхождении понтов
Я думаю, что одним из главных бизнесов, которые существуют в России, является как раз бизнес по продаже идеалов. Идеалы у нас получается продавать лучше всего, потому что продавать их мы начали раньше, чем что-либо другое, и они не были в дефиците.
Пресса: Код в помощь. XIII Архитектурная биеннале
Развитие общественных пространств, новые взаимоотношения архитектора и общества, реабилитация неоклассики — мировая повестка дня, как можно судить по XIII Архитектурной биеннале.
Пресса: Дружба просит кирпича
Архитектурная биеннале в Венеции доказывает, что архитектура способна объединить людей, страны, эпохи
Пресса: Дигитальный павильон в Джардини
Открылась 13-я Биеннале архитектуры в Венеции. Тема ее, как обычно на подобных смотрах, сформулирована широко. Нынешний куратор Дэвид Чипперфилд ищет Common Ground, что можно перевести и как «Общие основания», и как «Общая почва», и пожалуй даже как «Точки соприкосновения».
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.