Прозрачное присутствие

В Канзас-Сити открылся новый корпус Музея искусства Нельсон-Эткинс, возведенный по проекту Стивена Холла.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
0 Главной целью архитектора – и основной сложностью его задачи – было согласование новой постройки, названной «Корпус Блока», с основным зданием музея, внушительным неоклассическим сооружением 1930-х гг. Последнее распложено посреди просторного парка, и любая пристройка нарушила бы строгую симметрию его архитектурной композиции.
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс. Фото: Charvex via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс © Andy Ryan


В 1999, во время архитектурного конкурса на проект нового крыла музея, Холл был единственным из финалистов (в число которых вошли Тадао Андо и Кристиан де Портзампарк), кто поместил свое сооружение не у северного (заднего) фасада старого здания, а с его торца. Архитектор спроектировал свой вариант по принципу «комплиментарного контраста»: рядом с тяжелым каменным храмом появилось легкое сооружение из стекла; рядом с постройкой, «поставленной» на лужайку, Стивен Холл добился слияния архитектуры и природного окружения.
Такой подход принес ему победу восемь лет назад, а сейчас, по завершении строительства  - аплодисменты критиков и одобрение публики.
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс. Фото: Charvex via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе


«Корпус Блока» состоит из пяти «линз», как называет их сам архитектор. Речь идет о полупрозрачных блоках неправильно формы, частично утопленных в землю. Но это лишь видимая снаружи часть нового крыла: в действительности, практически все оно находится под землей.
Музей искусства Нельсон-Эткинс


В первой и самой крупной «линзе» расположен новый главный вестибюль музея, административные помещения, магазин и библиотека. Вход в нее оформлен декоративным прудом со скульптурой Вальтера Де Мария, устроенным перед северным фасадом старого здания. Но это не единственный способ попасть внутрь музея – благодаря тому, что посещение его бесплатно, и проверять билеты нет необходимости, Холл смог спроектировать еще семь входных дверей в разных точках нового крыла. Поэтому возможно в любой момент прервать свой осмотр экспонатов и выйти наружу, в парк скульптуры, а потом вновь вернуться в залы.
Переходя из первого во второй блок «Корпуса Блока», посетитель оказывается перед выбором: он может спуститься вниз, в следующую галерею, перейти в главный атриум старого здания музея, или выйти в парк.
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс


Со второй «линзы» начинаются собственно выставочные помещения музея, по большей части скрытые под землей (три последних стеклянных блока всего лишь отмечают расположение световых колодцев, освещающих залы под ними). Уровень пола там постепенно понижается из зала в зал, но то же самое происходит и с высотой насыпи, в которой утоплен «Корпус Блока», поэтому посетитель, полагая, что он находится глубоко под землей, может неожиданно обнаружить в следующем помещении окна и выход в парк.
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс


Изящные формы и продуманный план не выделяли бы музейное здание Холла из десятков, подобных ему, построенных в США и по всей Европе за последние годы, если бы не особое отношение архитектора к свету. Он сделал его главным действующим лицом своего проекта, именно его присутствие и особые качества вдыхают жизнь в новую постройку, превращая ее в нечто выдающееся.
Свет всегда играл особую роль в музейных помещениях: без достаточно сильного освещения невозможно рассмотреть экспонаты, но, в то же время, оно может повредить почти любой из них. Холл выбрал в качестве материала для стен своей постройки стекло, что кажется, на первый взгляд, рискованным. Но именно это сделало и внешний вид, и интерьер здания замечательным образцом современной музейной архитектуры.
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс


Стены «линз» состоят из 6000 панелей из стекла с низким содержанием железа, что уменьшает характерный зеленоватый оттенок. Внешний слой состоит из двух сплавленных листов такого стекла, обработанных пескоструйным аппаратом, а также слоя - пористого изоляционного материала Okalux, задерживающего до 68% света и тепловой энергии солнца. Затем идет техническое пространство шириной в 1 метр, стены которого сделаны из обработанного кислотой стекла, ламинированного пластиком, что еще снижает силу света. Оставшиеся 18% контролируются тремя видами жалюзи. В результате точных инженерных расчетов, были установлены оптимальные позиции этих солнцезащитных экранов для всех сезонов, погодных условий и часов дня, что дало возможность освещать залы максимальным количеством дневного света, безопасным для экспонатов. Несмотря на расположение под землей, галереи «Корпуса Блока» наполнены солнечным светом, и посетитель сразу заметит по изменению в освещении, если снаружи проплывет облако или начнется дождь. Такая тесная связь с природной средой обогащает восприятие произведений искусства, не давая возникнуть «музейной усталости».
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс


Снаружи молочно-белые стены крыла Холла меняют свой цвет в зависимости от часа дня: от нежно-голубого утром до красного на закате, но никогда не дают бликов, благодаря своей матовой поверхности. В ночное время включаются флуоресцентные светильники внутри стен пяти блоков, которые превращают их в подобие расставленных в парке огромных фонарей.
Создавая свое здание в гармонии с природой, Стивен Холл сделал все, чтобы оно никогда не утратило своей свежести: ведь с каждым днем солнце будет освещать его по-иному, превращая в совершенно новый музей.
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс. Фото: Daderot via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс. Фото: Charvex via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс

02 Июля 2007

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Преемственность силуэта
Доходный дом «Астория» в центре Стокгольма реконструирован архитекторами 3XN, которые добавили к нему новый корпус со схожим профилем кровли.
От контраста к контексту
Herzog & de Meuron расширили музей Кюпперсмюле в Дуйсбурге – комплекс индустриальной мельницы, который они сами приспособили для устройства экспозиций еще в 1999.
Камертон озера
Новый жилой комплекс в Тюмени спроектирован при участии французских архитекторов, сочетает башню с таунхаусами и домиками на крыше, но прежде всего настроен на озеро, которое способно подарить ощущение загородной жизни.
В кольцах пандусов
Словенские архитекторы ENOTA и косовское бюро OUD+ Architects выиграли конкурс на проект спортивного центра в Приштине.
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.
В дуэте с ареной
Жилой комплекс West Half по проекту ODA в Вашингтоне построен рядом с бейсбольным стадионом и учитывает все аспекты такого соседства, включая свою «роль» в телетрансляциях матчей.
Высотная дактилоскопия
Ламели на фасадах высотного жилого комплекса Arté MK в Куала-Лумпуре по проекту SPARK обеспечивают защиту от солнца днем и декоративную подсветку ночью, а также повторяют узор отпечатка пальца заказчика.
Скелет суккулента
Сотрудники и студенты Штутгартского университета построили павильон с несущей конструкцией из льняного волокна, которая повторяет строение кактуса.
Старое и новое с коммерческим интересом
Реставрация и реконструкция исторического универмага La Samaritaine в центре Парижа повысила его «ценовую категорию», но дополнила его 96 социальными квартирами и яслями на 80 малышей. Новую часть комплекса спроектировало бюро SANAA.
Код пяти столетий
Старейшее существующее социальное жилье в мире, квартал Фуггерай в Аугсбурге, отмечает 500-летие: бюро MVRDV спроектировало для него юбилейный павильон и займется поисками «кода Фуггерай» для доступного жилья будущего.
Острые профили
На фасадах жилого дома в Иокогаме тонкие панели из преднапряженного бетона защищают интерьер от солнца, разделяют балконы соседних квартир и кадрируют виды города. Авторы проекта – Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects.
Технологии и материалы
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
BTicino: сделано в Италии
Компания BTicino, итальянский бренд Группы Legrand, пересмотрела подход к электрике дома и сделала из розеток и выключателей функциональные произведения искусства.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Топовые BIM-модели Cersanit для интерьера ванной под ключ
BIM-технологии позволяют проектировщикам не только создавать 3D картинку, но и разрабатывать целую базу данных, где будет храниться вся информация об объекте с детальными характеристиками. Виртуальная копия здания хранит всю информацию об изменениях на каждом этапе, помогает поддерживать высокую производительность работы, сокращает время на пересчёт, позволяет детально проработать параметры и размеры блоков.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Сейчас на главной
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Вход в горы
Смотровая площадка в Пермском природном парке привлекает внимание к природным достопримечательностям края и готовит путешественников к восхождению на скальный массив.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Две стихии
Еще один проект-победитель конкурса Малых городов от Аб «Вещь!», на этот раз для солнечного Ахтубинска: благоустройство, вдохновленное стихиями воды и воздуха, а также фотогеничный памятник досаждающей мошке.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Променад на тракте
Проект-победитель конкурса Малых городов для Клина: длинный променад с точками притяжения, смотровыми площадками и всесезонно активными пространствами.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Дача от архитектора
Дом.рф подводит промежуточные итоги конкурса на лучшие типовые проекты с использованием деревянных конструкций. Публикуем некоторые из проектов-победителей первой номинации конкурса, благодаря которой уже в следующем году любой желающий сможет построить загородный дом по проекту от мастерской Тотана Кузембаева и десятка других талантливых бюро.
Соль земли
Проект-победитель конкурса Малых городов для Усолья от АБ «Вещь!»: восстановление планировочной структуры посадской части и деликатное включение объектов благоустройства по соседству с памятниками строгановского барокко.
Сарай, огород и очаг
Ищем национальную идею российской архитектуры среди проектов финалистов конкурса на разработку многоквартирного жилья для поселка Соловецкий. В первом выпуске: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко + NORMA, Александр Бродский и бюро Katarsis.
Нет плохой погоды
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает для сибирского города Мегион всесезонный парк и необычные элементы благоустройства, отвечающие суровому климату: источники витамина D, укрытия от холода и непогоды и преобразователи ветра.
Искусство света и цвета
Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
На крутом берегу
После вручения премии АрхиWOOD 2021 начинаем вспоминать о победителях прошлого года и проектах шорт-листа этого года. Жизнь показывает, что один из основных трендов – черный или серый цвет фасадов.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Преемственность силуэта
Доходный дом «Астория» в центре Стокгольма реконструирован архитекторами 3XN, которые добавили к нему новый корпус со схожим профилем кровли.
От контраста к контексту
Herzog & de Meuron расширили музей Кюпперсмюле в Дуйсбурге – комплекс индустриальной мельницы, который они сами приспособили для устройства экспозиций еще в 1999.