Прозрачное присутствие

В Канзас-Сити открылся новый корпус Музея искусства Нельсон-Эткинс, возведенный по проекту Стивена Холла.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

02 Июля 2007
mainImg
Главной целью архитектора – и основной сложностью его задачи – было согласование новой постройки, названной «Корпус Блока», с основным зданием музея, внушительным неоклассическим сооружением 1930-х гг. Последнее распложено посреди просторного парка, и любая пристройка нарушила бы строгую симметрию его архитектурной композиции.
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс. Фото: Charvex via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе


В 1999, во время архитектурного конкурса на проект нового крыла музея, Холл был единственным из финалистов (в число которых вошли Тадао Андо и Кристиан де Портзампарк), кто поместил свое сооружение не у северного (заднего) фасада старого здания, а с его торца. Архитектор спроектировал свой вариант по принципу «комплиментарного контраста»: рядом с тяжелым каменным храмом появилось легкое сооружение из стекла; рядом с постройкой, «поставленной» на лужайку, Стивен Холл добился слияния архитектуры и природного окружения.
Такой подход принес ему победу восемь лет назад, а сейчас, по завершении строительства  - аплодисменты критиков и одобрение публики.
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс © Andy Ryan


«Корпус Блока» состоит из пяти «линз», как называет их сам архитектор. Речь идет о полупрозрачных блоках неправильно формы, частично утопленных в землю. Но это лишь видимая снаружи часть нового крыла: в действительности, практически все оно находится под землей.
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс. Фото: Charvex via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе


В первой и самой крупной «линзе» расположен новый главный вестибюль музея, административные помещения, магазин и библиотека. Вход в нее оформлен декоративным прудом со скульптурой Вальтера Де Мария, устроенным перед северным фасадом старого здания. Но это не единственный способ попасть внутрь музея – благодаря тому, что посещение его бесплатно, и проверять билеты нет необходимости, Холл смог спроектировать еще семь входных дверей в разных точках нового крыла. Поэтому возможно в любой момент прервать свой осмотр экспонатов и выйти наружу, в парк скульптуры, а потом вновь вернуться в залы.
Переходя из первого во второй блок «Корпуса Блока», посетитель оказывается перед выбором: он может спуститься вниз, в следующую галерею, перейти в главный атриум старого здания музея, или выйти в парк.
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс


Со второй «линзы» начинаются собственно выставочные помещения музея, по большей части скрытые под землей (три последних стеклянных блока всего лишь отмечают расположение световых колодцев, освещающих залы под ними). Уровень пола там постепенно понижается из зала в зал, но то же самое происходит и с высотой насыпи, в которой утоплен «Корпус Блока», поэтому посетитель, полагая, что он находится глубоко под землей, может неожиданно обнаружить в следующем помещении окна и выход в парк.
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс


Изящные формы и продуманный план не выделяли бы музейное здание Холла из десятков, подобных ему, построенных в США и по всей Европе за последние годы, если бы не особое отношение архитектора к свету. Он сделал его главным действующим лицом своего проекта, именно его присутствие и особые качества вдыхают жизнь в новую постройку, превращая ее в нечто выдающееся.
Свет всегда играл особую роль в музейных помещениях: без достаточно сильного освещения невозможно рассмотреть экспонаты, но, в то же время, оно может повредить почти любой из них. Холл выбрал в качестве материала для стен своей постройки стекло, что кажется, на первый взгляд, рискованным. Но именно это сделало и внешний вид, и интерьер здания замечательным образцом современной музейной архитектуры.
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс


Стены «линз» состоят из 6000 панелей из стекла с низким содержанием железа, что уменьшает характерный зеленоватый оттенок. Внешний слой состоит из двух сплавленных листов такого стекла, обработанных пескоструйным аппаратом, а также слоя - пористого изоляционного материала Okalux, задерживающего до 68% света и тепловой энергии солнца. Затем идет техническое пространство шириной в 1 метр, стены которого сделаны из обработанного кислотой стекла, ламинированного пластиком, что еще снижает силу света. Оставшиеся 18% контролируются тремя видами жалюзи. В результате точных инженерных расчетов, были установлены оптимальные позиции этих солнцезащитных экранов для всех сезонов, погодных условий и часов дня, что дало возможность освещать залы максимальным количеством дневного света, безопасным для экспонатов. Несмотря на расположение под землей, галереи «Корпуса Блока» наполнены солнечным светом, и посетитель сразу заметит по изменению в освещении, если снаружи проплывет облако или начнется дождь. Такая тесная связь с природной средой обогащает восприятие произведений искусства, не давая возникнуть «музейной усталости».
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс


Снаружи молочно-белые стены крыла Холла меняют свой цвет в зависимости от часа дня: от нежно-голубого утром до красного на закате, но никогда не дают бликов, благодаря своей матовой поверхности. В ночное время включаются флуоресцентные светильники внутри стен пяти блоков, которые превращают их в подобие расставленных в парке огромных фонарей.
Создавая свое здание в гармонии с природой, Стивен Холл сделал все, чтобы оно никогда не утратило своей свежести: ведь с каждым днем солнце будет освещать его по-иному, превращая в совершенно новый музей.
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс. Фото: Daderot via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс. Фото: Charvex via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс
zooming
Музей искусства Нельсон-Эткинс


02 Июля 2007

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.