02.07.2007

Прозрачное присутствие

В Канзас-Сити открылся новый корпус Музея искусства Нельсон-Эткинс, возведенный по проекту Стивена Холла.

информация:

Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Главной целью архитектора – и основной сложностью его задачи – было согласование новой постройки, названной «Корпус Блока», с основным зданием музея, внушительным неоклассическим сооружением 1930-х гг. Последнее распложено посреди просторного парка, и любая пристройка нарушила бы строгую симметрию его архитектурной композиции.
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс


В 1999, во время архитектурного конкурса на проект нового крыла музея, Холл был единственным из финалистов (в число которых вошли Тадао Андо и Кристиан де Портзампарк), кто поместил свое сооружение не у северного (заднего) фасада старого здания, а с его торца. Архитектор спроектировал свой вариант по принципу «комплиментарного контраста»: рядом с тяжелым каменным храмом появилось легкое сооружение из стекла; рядом с постройкой, «поставленной» на лужайку, Стивен Холл добился слияния архитектуры и природного окружения.
Такой подход принес ему победу восемь лет назад, а сейчас, по завершении строительства  - аплодисменты критиков и одобрение публики.
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинсоткрыть большое изображение


«Корпус Блока» состоит из пяти «линз», как называет их сам архитектор. Речь идет о полупрозрачных блоках неправильно формы, частично утопленных в землю. Но это лишь видимая снаружи часть нового крыла: в действительности, практически все оно находится под землей.
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс


В первой и самой крупной «линзе» расположен новый главный вестибюль музея, административные помещения, магазин и библиотека. Вход в нее оформлен декоративным прудом со скульптурой Вальтера Де Мария, устроенным перед северным фасадом старого здания. Но это не единственный способ попасть внутрь музея – благодаря тому, что посещение его бесплатно, и проверять билеты нет необходимости, Холл смог спроектировать еще семь входных дверей в разных точках нового крыла. Поэтому возможно в любой момент прервать свой осмотр экспонатов и выйти наружу, в парк скульптуры, а потом вновь вернуться в залы.
Переходя из первого во второй блок «Корпуса Блока», посетитель оказывается перед выбором: он может спуститься вниз, в следующую галерею, перейти в главный атриум старого здания музея, или выйти в парк.
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс


Со второй «линзы» начинаются собственно выставочные помещения музея, по большей части скрытые под землей (три последних стеклянных блока всего лишь отмечают расположение световых колодцев, освещающих залы под ними). Уровень пола там постепенно понижается из зала в зал, но то же самое происходит и с высотой насыпи, в которой утоплен «Корпус Блока», поэтому посетитель, полагая, что он находится глубоко под землей, может неожиданно обнаружить в следующем помещении окна и выход в парк.
Музей искусства Нельсон-Эткинс. Фото: Daderot via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе
Музей искусства Нельсон-Эткинс. Фото: Daderot via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе


Изящные формы и продуманный план не выделяли бы музейное здание Холла из десятков, подобных ему, построенных в США и по всей Европе за последние годы, если бы не особое отношение архитектора к свету. Он сделал его главным действующим лицом своего проекта, именно его присутствие и особые качества вдыхают жизнь в новую постройку, превращая ее в нечто выдающееся.
Свет всегда играл особую роль в музейных помещениях: без достаточно сильного освещения невозможно рассмотреть экспонаты, но, в то же время, оно может повредить почти любой из них. Холл выбрал в качестве материала для стен своей постройки стекло, что кажется, на первый взгляд, рискованным. Но именно это сделало и внешний вид, и интерьер здания замечательным образцом современной музейной архитектуры.
Музей искусства Нельсон-Эткинс. Фото: Charvex via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе
Музей искусства Нельсон-Эткинс. Фото: Charvex via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе


Стены «линз» состоят из 6000 панелей из стекла с низким содержанием железа, что уменьшает характерный зеленоватый оттенок. Внешний слой состоит из двух сплавленных листов такого стекла, обработанных пескоструйным аппаратом, а также слоя - пористого изоляционного материала Okalux, задерживающего до 68% света и тепловой энергии солнца. Затем идет техническое пространство шириной в 1 метр, стены которого сделаны из обработанного кислотой стекла, ламинированного пластиком, что еще снижает силу света. Оставшиеся 18% контролируются тремя видами жалюзи. В результате точных инженерных расчетов, были установлены оптимальные позиции этих солнцезащитных экранов для всех сезонов, погодных условий и часов дня, что дало возможность освещать залы максимальным количеством дневного света, безопасным для экспонатов. Несмотря на расположение под землей, галереи «Корпуса Блока» наполнены солнечным светом, и посетитель сразу заметит по изменению в освещении, если снаружи проплывет облако или начнется дождь. Такая тесная связь с природной средой обогащает восприятие произведений искусства, не давая возникнуть «музейной усталости».
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс


Снаружи молочно-белые стены крыла Холла меняют свой цвет в зависимости от часа дня: от нежно-голубого утром до красного на закате, но никогда не дают бликов, благодаря своей матовой поверхности. В ночное время включаются флуоресцентные светильники внутри стен пяти блоков, которые превращают их в подобие расставленных в парке огромных фонарей.
Создавая свое здание в гармонии с природой, Стивен Холл сделал все, чтобы оно никогда не утратило своей свежести: ведь с каждым днем солнце будет освещать его по-иному, превращая в совершенно новый музей.
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс. Фото: Charvex via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе
Музей искусства Нельсон-Эткинс. Фото: Charvex via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе
Музей искусства Нельсон-Эткинс © Andy Ryan
Музей искусства Нельсон-Эткинс © Andy Ryan
Музей искусства Нельсон-Эткинс. Фото: Charvex via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе
Музей искусства Нельсон-Эткинс. Фото: Charvex via Wikimedia Commons. Фото находится в общественном доступе
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс
Музей искусства Нельсон-Эткинс

comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Технологии:

24.09.2018

Фасадная система ALUCORE® XXL

Компании 3A Composites и HILTI разработали новую систему для навесных вентилируемых фасадов, которая обеспечивает простой монтаж крупногабаритных сотовых панелей.
ALUCOBOND®
11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
22.08.2018

Как предотвратить потерю концентрации сотрудников в open space?

Рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Комментирует Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors
HAWORTH
другие статьи