Геологический феномен

В Торонто открылось новое крыло Королевского музея Онтарио (ROM), спроектированное Даниэлем Либескиндом.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Новое сооружение, выступающее из старого неороманского здания музея, названо «Кристалл» - по очевидному сходству его форм с этим геологическим образованием. Но его высота в 37 м и энергия, с которой оно практически вырывается из блока основного комплекса ROM, заставляет вспомнить о других явлениях этой сферы: столкновениях тектонических плит, вулканах и землетрясениях.
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио. Фото: Open Grid Scheduler via flickr.com. Фото находится в общественном доступе


Подобные ассоциации для постройки, где выставлены естественно-научные коллекции музея, собрание произведений искусства Африки, Азии и обеих Америк и экспозиция, посвященная истории костюма, несколько неожиданны. Следует отметить, что те формы, которые привели в восхищение критиков и публику в проекте Еврейского музея в Берлине, Либескинд повторяет и развивает сейчас в несущих совершенно иную смысловую нагрузку зданиях: в художественных музеях и жилых домах, среди которых и оказался «Кристалл», носящий имя мецената, пожертвовавшего основные средства на его строительство – Майкла Ли-Чина.
zooming
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио


Но сам архитектор поясняет, что его проект вдохновлен кристаллами различных минералов, которые он увидел в экспозиции Королевского музея Онтарио и сразу же набросал эскиз будущей постройки на бумажной салфетке. По его мнению, полное внутренней динамики новое крыло вдохнет жизнь не только в остановившийся в своем развитии музей, но и в весь прилегающий район Торонто.
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио


Несмотря на то, что трудно было бы ожидать в данном случае от Даниэля Либескинда самокритики, в его словах больше истины, чем может показаться на первый взгляд.
zooming
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио


Улицу Блур Стрит, на которую обращен «Кристалл» даже противники проекта называют скучной и однообразной, а Королевскому музею Онтарио, действительно, требовалось обновление облика. Его руководство пригласило Либескинда для проектирования пристройки к старому музею, потому что популярность ROM среди горожан и туристов неуклонно падала. Теперь же, в связи с жаркими дискуссиями о его новом крыле в мировой прессе и пышной церемонией открытия, на музей обратили внимание даже те, кто до этого и не подозревал о его существовании.
zooming
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио


Но исчерпывается ли роль «Кристалла» удачным поводом для рекламной компании провинциального музея?
Интерьеры облицованного алюминием и напоминающего вздыбленные льды сооружения неожиданно спокойны и даже изящны. В отличие от нового корпуса Денверского музея искусств, также спроектированного Либескиндом и открывшегося прошлой осенью, вестибюли и выставочные залы постройки в Торонто прекрасно приспособлены для выполнения своих функций. Возможно, в этом заслуга работников музея, принявших активное участие в разработке проекта (в частности, они убедили архитектора сделать основным материалом стен «Кристалла» металл, а не стекло, чтобы избежать вредного воздействия солнечного света на большинство экспонатов), но факт остается фактом: новые пространства ROM соответствуют своему назначению и производят приятное впечатление на посетителей; а для музея этого более чем достаточно.
zooming
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио


Значительную часть 16 тысяч кв. м площадей «Кристалла» занимают переходные пространства: вестибюль, атриум и главная лестница, причем два последних носят, в стиле Либескинда, громкие названия: «Дом духов» и «Лестница чудес».
zooming
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио


Вестибюль объединяет новую постройку и два старых крыла музея, позволяя посетителям сориентироваться и выбрать интересующий их маршрут осмотра. Из него можно попасть в атриум, рассчитанный на проведение различных общественных мероприятий. Его пересекают в разных направлениях узкие мостики, соединяющие восточные и западные выставочные залы; также он постоянно наполнен звуками: от шума ветра до пения птиц и людских голосов, отсюда и его название.
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио


«Лестница Чудес» не только соединяет все пять этажей здания, но играет роль выставочного зала: на ней установлены витрины с более чем 1000 экспонатов из разных коллекций музея: от оловянных солдатиков до оленьих рогов. С нее можно попасть в галерею динозавров на втором этаже, в залы искусства Африки, Америки и Восточной Азии на третьем, или в Институт современного искусства на четвертом. На пятом уровне, в самой вершине «Кристалла», устроен ресторан с панорамными видами города.
zooming
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио


Музей сам по себе – культурный институт, рассчитанный на века, и судить об успехе или неуспехе нового здания Либескинда еще рано: с момента открытия прошло всего несколько недель. Но хорошее начало – половина дела, а в Торонто все началось лучше, чем можно было ожидать.
zooming
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио
zooming
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио
zooming
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио. Атриум
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио. Главная лестница
Кристалл – Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио. Фото: The City of Toronto via flickr.com. Лицензия CC BY 2.0
zooming
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио
zooming
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио. Фото: Gisling via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио
Кристалл - Крыло Майкла Ли-Чина Королевского Музея Онтарио


26 Июня 2007

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Зеленый холм у Потамака
Пристройка, расширившая Кеннеди-центр в Вашингтоне, почти полностью спрятана в зеленом холме. Она выстраивает задуманную в 1960-е связь центра с рекой и не закрывает никаких видов.
Дом молодежи
Реконструкция Дома молодежи на Фрунзенской, анонсированная год назад, получила АГР Москомархитектуры. Проект предполагает строительство нового здания между МДМ и парком Трубецких.
Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.