04.02.2010

Мягкая монументальность

Терминал Хаджа международного аэропорта Джидды, спроектированный в конце 1970-х годов бюро SOM, получил «Премию 25 лет» Американского института архитекторов (AIA).

информация:

Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
Премия отмечает постройки, с момента сдачи которых прошло 25-35 лет (терминал открылся в 1981), но которые не потеряли своей ценности как выдающиеся архитектурные сооружения и прекрасно соответствуют своей функции с точки зрения сегодняшнего дня.

Терминал Хаджа Аэропорта имени Короля Абдул Азиза площадью 260 тыс. м2 (общая площадь прилегающей территории — 50 га) рассчитан на использование только во время хаджа, когда за шесть недель Мекку посещают миллионы мусульман (в 2009 их было 2,5 млн.). Эта специализация наложила на проект решающий отпечаток: во-первых, ключевым стало религиозное и культурное назначение постройки как отправной точки паломничества (в Мекки нет своего аэропорта, поэтому туда можно попасть только из Джидды, на наземном транспорте). Второй аспект — более практический: из-за огромного числа прибывающих им приходится ждать в терминале от 24 до 36 часов, пока автобус не сможет доставить их в Мекку.

Чтобы решить эти проблемы, сотрудники SOM лауреат Притцкеровской премии Гордон Буншафт и выдающийся инженер Фазлур Хан обратились к местной традиции, точнее — устройству шатров бедуинов Аравии. В итоге появилась идея конусообразной тентовой конструкции, поддерживаемой стальными вантами и 45-метровыми опорами. Каждый из двух «корпусов» терминала состоит из 105 подобных секций, перекрытых нетканым материалом с внешним слоем из тефлона. Он пропускает свет, но сдерживает жар солнечных лучей, поэтому температура там держится на уровне около 26 градусов по Цельсию, хотя снаружи она достигает 50 градусов. Стен у сооружения нет, поэтому оно вентилируется естественным образом, что делает его вполне «зеленым», хотя стандарт LEED появился гораздо позже.

Внутри терминала, кроме обычных зон паспортного контроля, получения багажа и т. д., находится огромное пространства для ожидающих транспорта в Мекку: там установлены скамьи для отдыха, устроены зоны для приготовления пищи на открытом огне, а также кафе, информационные стойки, филиалы банков и магазины. Между двумя корпусами находится зеленый «бульвар».

На момент окончания строительства это было самое большое вантовое перекрытие из ткани в мире. В начале 1980-х годов Терминал Хаджа получил несколько национальных наград AIA и Премию Ага Хана, и уже тогда, наряду с блестящим техническим решением, отмечался тонко продуманный архитектурный образ постройки, ее «мягкая монументальность». Следует отметить, что это сооружение — уже пятая работа SOM, получившая «Премию 25 лет». До нее были отмечены небоскребы Левер-Хаус в Нью-Йорке и Джон-Хенкок-Центр в Чикаго, капелла Академии ВВС в Колорадо-Спрингс и штаб-квартира компании Weyerhaeuser близ Такомы в штате Вашингтон.
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джиддеоткрыть большое изображение
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джиддеоткрыть большое изображение
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде

comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Комплекс Helix London
Кен Шаттлворт, 2008 – 2009
Комплекс Helix London

Другие новости (зарубежные):

Белая нить
25.09.2018

Белая нить

Александр Попов
Дмитрий Васильев
Мастер ушедшей эпохи
20.09.2018

Мастер ушедшей эпохи

Роберт Вентури
Слоистый фасад
19.09.2018

Слоистый фасад

Кенго Кума

Проект из каталога (случайный выбор):

Центр LLLibrary
Джошуа Принс-Рамус, 2009
Центр LLLibrary

Технологии:

25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
24.09.2018

Фасадная система ALUCORE® XXL

Компании 3A Composites и HILTI разработали новую систему для навесных вентилируемых фасадов, которая обеспечивает простой монтаж крупногабаритных сотовых панелей.
ALUCOBOND®
11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи