Мягкая монументальность

Терминал Хаджа международного аэропорта Джидды, спроектированный в конце 1970-х годов бюро SOM, получил «Премию 25 лет» Американского института архитекторов (AIA).

mainImg
Премия отмечает постройки, с момента сдачи которых прошло 25-35 лет (терминал открылся в 1981), но которые не потеряли своей ценности как выдающиеся архитектурные сооружения и прекрасно соответствуют своей функции с точки зрения сегодняшнего дня.

Терминал Хаджа Аэропорта имени Короля Абдул Азиза площадью 260 тыс. м2 (общая площадь прилегающей территории — 50 га) рассчитан на использование только во время хаджа, когда за шесть недель Мекку посещают миллионы мусульман (в 2009 их было 2,5 млн.). Эта специализация наложила на проект решающий отпечаток: во-первых, ключевым стало религиозное и культурное назначение постройки как отправной точки паломничества (в Мекки нет своего аэропорта, поэтому туда можно попасть только из Джидды, на наземном транспорте). Второй аспект — более практический: из-за огромного числа прибывающих им приходится ждать в терминале от 24 до 36 часов, пока автобус не сможет доставить их в Мекку.

Чтобы решить эти проблемы, сотрудники SOM лауреат Притцкеровской премии Гордон Буншафт и выдающийся инженер Фазлур Хан обратились к местной традиции, точнее — устройству шатров бедуинов Аравии. В итоге появилась идея конусообразной тентовой конструкции, поддерживаемой стальными вантами и 45-метровыми опорами. Каждый из двух «корпусов» терминала состоит из 105 подобных секций, перекрытых нетканым материалом с внешним слоем из тефлона. Он пропускает свет, но сдерживает жар солнечных лучей, поэтому температура там держится на уровне около 26 градусов по Цельсию, хотя снаружи она достигает 50 градусов. Стен у сооружения нет, поэтому оно вентилируется естественным образом, что делает его вполне «зеленым», хотя стандарт LEED появился гораздо позже.

Внутри терминала, кроме обычных зон паспортного контроля, получения багажа и т. д., находится огромное пространства для ожидающих транспорта в Мекку: там установлены скамьи для отдыха, устроены зоны для приготовления пищи на открытом огне, а также кафе, информационные стойки, филиалы банков и магазины. Между двумя корпусами находится зеленый «бульвар».

На момент окончания строительства это было самое большое вантовое перекрытие из ткани в мире. В начале 1980-х годов Терминал Хаджа получил несколько национальных наград AIA и Премию Ага Хана, и уже тогда, наряду с блестящим техническим решением, отмечался тонко продуманный архитектурный образ постройки, ее «мягкая монументальность». Следует отметить, что это сооружение — уже пятая работа SOM, получившая «Премию 25 лет». До нее были отмечены небоскребы Левер-Хаус в Нью-Йорке и Джон-Хенкок-Центр в Чикаго, капелла Академии ВВС в Колорадо-Спрингс и штаб-квартира компании Weyerhaeuser близ Такомы в штате Вашингтон.
zooming
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
zooming
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
zooming
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
zooming
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
zooming
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде
zooming
Терминал Хаджа Международного аэропорта имени Короля Абдул Азиза в Джидде

04 Февраля 2010

Похожие статьи
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.