На Алтае задумана «великая стройка»

14 апреля в галерее ВХУТЕМАС в рамках параллельной программы Дней архитектуры стартовала программа подготовки к очередному фестивалю из серии «Города», который состоится на Алтае в конце июля – начале августа.

mainImg

Молодежные архитектурные фестивали «Города» проводятся с 2005 года, когда они появились в подмосковном санатории союза архитекторов Суханово. В течение нескольких последних лет фестивали постоянно меняют свою дисклокацию, стремясь забраться куда-нибудь подальше: в Крым, на Байкал, в Каргополь… По словам организаторов, максимальная удаленность места от городской цивилизации – это часть концепции «Городов». Фестивали проводят дважды в год, летом и зимой, позволяя молодым архитекторам проявить себя в области шутливого лэнд-арта, а заодно – вдоволь повеселиться на свежем воздухе. Отчего, вероятно, они неизменно популярны. «Города» хорошо известны среди своих почитателей. Однако же их организаторы регулярно напоминали о себе также и в межсезонье, устраивая выставки на «Арх-Москве» и «Зодчестве». Там они развешивали, как правило, гигантские фотографии прежних фестивальных свершений, а иногда – показывая макеты будущих объектов.

Однако нынешняя программа превзошла по масштабам все предыдущие московские выставки «Городов». Она сама превратилась в мини-фестиваль под крышей «ВХУТЕМАСА». Пространство галереи с 6 апреля занято выставкой-ретроспективой «Городов». Огромные плакаты с изображениями объектов предыдущих фестивалей и лицами их участников свисают с потолка, разгораживая пространство на три части подобно трехнефной базилике. Базилика, как и полагается, наделена полукруглой апсидой, где устроен маленький конференц-зал – в нем в течение 10 дней, с 14 по 24 апреля будут проходить лекции об эко-архитектуре, мастер-классы по работе с деревом и прочие мероприятия, предназначенные для подготовки следующего летнего фестиваля на Алтае.

Мероприятия по подготовке начались 14 апреля с пресс-конференции, на которой устроители «Городов» рассказали о концепции алтайского фестиваля. Его главной темой станет экологичная архитектура – в этом смысле будущий фестиваль продолжает прошедший, каргопольский, экологичный и антикризисный, участники которого пытались построить дешевые жилища из снега. И хотя все без исключения «Города», включая самые ранние, работают на природе и с экологически чистыми материалами, сейчас их концепция изменяется. Раньше развлекались арт-объектами, а теперь – стали говорить о кризисе, экологии, об использовании опыта лэнд-арта в «большой» архитектуре. Теперь (начиная с Каргополя) перед участниками ставится несколько иная задача – смоделировать настоящее жилище из чистых и дешевых природных материалов.

Таким образом устроители ожидают от алтайского фестиваля эка-архитектуры нового качества, перехода от артистической шутки к чему-то более основательному. Возможно, экологический уклон, отличавший все фестивали с момента старта, на Алтае достигнет своего максимального значения. В конце концов, по степени удаленности от цивилизации это место практически не имеет себе равных (и может соперничать только с Байкалом, где «Города» проходили летом 2007 года). По словам организаторов, Алтай – идеальная эко-сфера для эко-проектов, первозданная и нетронутая. Строительство жилищ из естественных материалов в первозданной среде горного Алтая должно стать экспериментом в идеальных условиях, позволяющим воспроизвести начальной этап возникновения и развития архитектуры, как убежище от непогоды и диких зверей. В течение 10 дней архитекторы-участники и просто гости, порой даже не имеющие никакого отношения к архитектуре, но охваченные всеобщим страстным порывом строить, будут уподоблены хомо сапиенсам каменного века, создавая себе жилища под землей, на земле, на деревьях и на воде и примитивную инфраструктуру (имеются в виду мосты), чтобы выжить и одержать верх в борьбе с силами природы.

Алтайский фестиваль впервые будет организован как настоящий туристический поход, с забросом  в горы, проживанием в палатках, полевой кухней и остальными «прелестями» походной жизни. Кураторы «Городов» собираются организовать групповой трансфер из Москвы на Алтай самолетами и поездами, в последнем случае даже были обещаны тематические лекции и семинары прямо в вагоне поезда. На месте также предполагается интересная программа досуга в свободное от стройки время: лекции, экскурсии, рафтинг, ходят слухи, что для особо креативных участников фестиваля будет проведен конкурс эко-костюмов.

Уже сейчас ведется активная подготовка к «Городу» на Алтае. После двухнедельных лекций и мастер-классов по эко-архитектуре и работе с деревом пройдет обсуждение вопросов турподготовки, с рассказом об особенностях природы Алтая и подстерегающих там опасностях, таких как энцефалитные клещи. Для многих из нас, городских жителей, будет полезно узнать, что творится за пределами нашего каменного города с заасфальтированными улицами и искусственными газонами. В продолжение подготовки в июне на фестивале неформатной музыки «Пустые Холмы» пройдет генеральная репетиция «Города» на Алтае, где молодые архитекторы будут пробовать строить по своим проектам мосты, а также сцену Луны, где впервые в этом году будут проходить театральные представления. Вслед за Пустыми Холмами последует летний фестиваль «Города». Творите и прививайтесь от энцефалита.

Несложно заметить, что программа подготовки фестиваля на этот раз более чем насыщенная – теоретически и практически. Мастер-классы, разговоры об экологии и кризисе, турподготовка, и главное – смена концепции на более, скажем так, прагматическую. Если попытаться осмыслить все эти изменения, то выходит, что до кризиса архитекторы ездили в дальнюю даль отрываться от рутины монолитного капиталистического строительства, отдохнуть и построить что-нибудь принципиально бесполезное – может быть, в пику слишком уж полезным квадратным метрам, ожидающим их «здесь».
А теперь они отправляются туда же, к вечной истине дикой природы, но за другим – закопаться от кризиса в землянку и всем доказать, что в крайнем случае можно перезимовать и так. В последнее – в реальность землянки на Алтае как выхода – верится с трудом. Во всяком случае, если воспринимать этот первобытнообщинный порыв хоть сколько-нибудь всерьез, то следует признать – и правда, необходима очень тщательная подготовка. Но воспринимать совсем уж всерьез не стоит: скорее всего, мы имеем дело с попыткой молодых архитекторов посмеяться над кризисом, предложив столь радикальный способ бегства на природу. Впрочем, вторая сторона происходящего – очевидное усиление теоретической и вообще учебной части фестиваля, все эти лекции и семинары даже в вагоне поезда – демонстрируют какой-то очень позитивный процесс. Все это становится похожим на летние курсы английского – учитесь, развлекаясь; и развлекайтесь, учась.

Программа подготовки к фестивалю «Города» на Алтае в галерее ВХУТЕМАС:
15 апреля (среда), 19:00 - мастер-класс по работе с деревом Творческой мастерской Кирилла Баира
16 апреля (четверг), 19:00 - лекция об ЭКА-архитектуре Андрея Асадова
17 апреля (пятница), 18:00 - семинар Rogier van der Heide (главы студии светодизайна компания ARUP) "Свет - как элемент архитектуры, создающий индивидуальность" (на примере построек Захи Хадид и др.) переносится в Дом Архитектора (Гранатный пер.-7, 3 этаж), непосредственно перед лекцией Раймара фон Мединга «Нидерланды.Социальное жилье», которая состоится там же в 19.00
21 апреля (вторник), 19:00 - выступление Олега Волкова ("бюро 610") о европейской эко-архитектуре, а также мастер-класс по работе с деревом Павла Галкина
22 апреля (среда), 19:00 - обсуждение подготовки к летнему фестивалю на Алтае. Лекция по тур. подготовке.
24 апреля (пятница), 18:00 - вечеринка команды "Дети Иофана". Подробнее вКонтакте>>>

Выставка «Города» в галерее ВХУТЕМАС
Выставка «Города» в галерее ВХУТЕМАС
Выставка «Города» в галерее ВХУТЕМАС
Пресс-конференция, посвященная «Городу» на Алтае
Пресс-конференция, посвященная «Городу» на Алтае

15 Апреля 2009

Полная история «Городов»
В рамках «Зодчества»-2015 будет представлена книга «Города», подробно рассказывающая о восьми годах существования этого фестиваля. Об этом издании Архи.ру побеседовал с сооснователем «Городов» Андреем Асадовым.
Волшебники «Зеленого города»
С 1 по 9 августа в Алтайском крае на Нижнем Мультинском озере прошел 9-й летний архитектурный фестиваль из цикла «Города». На этот раз он получил название «Зеленый город» и собрал самых смелых молодых архитекторов России, которым не страшны ни сложные творческие задачи, ни испытания суровым климатом. Не взирая на отсутствие дорог, а также острую нехватку строительных материалов, 600 с лишним участников фестиваля смогли за неделю создать в горах Алтая целый город, причем не обычный, а с ярко-выраженным экологическим уклоном.
Город КА
С 21 февраля по 1 марта в городе Каргополь Архангельской области прошел зимний фестиваль из цикла «Города». Уже в 9-й раз несколько сотен архитекторов со всей России больше, чем на неделю, оторвались от компьютеров и проектных чертежей и отправились в старинной русский город – чтобы построить там дома из снега и льда, между прочем, очень экологичные по современным понятиям
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.