Архсовет Москвы–31

На архитектурном совете 15 июля рассмотрены проекты второй очереди театра Et Cetera на Тургеневской площади, многофункционального научно-производственного комплекса «Технопарк» на Варшавском шоссе и жилого комплекса на Серебрянической набережной. Все три проекта отправлены на доработку.

mainImg
Театр Et Cetera на Тургеневской площади: версия 2
zooming
Вторая очередь театра Александра Калягина Et Cetera, 07.2015, один из вариантов. Проект ООО «СатКо-Альянс», Е.А. Нечай. Заказчик ООО «Юнинетстрой». Пересъемка

Театр Александра Калягина построен десять лет назад архитекторами «Моспроекта-4» (многие перипетии строительства описаны здесь усилиями Николая Малинина): сам Калягин активно участвовал в проектировании и результат получился, мягко говоря, спорным, кичевым, хотя и не лишенным определенного обаяния и уж точно – своеобразия. Но в 2005 году театр не достроили до конца: так как здесь, на углу Мясницкой, начиналось строительство станции метро «Сретенский бульвар» Люблинской линии, а театр требовалось построить за два года, то часть здания Et Cetera – приблизительно треть, назвали второй очередью и перенесли на неопределенный срок. В этой отложенной части планировался главный вход, обращенный к Мясницкой, Почтамту и дому Юшкова, на Тургеневскую площадь, образовавшуюся в 1935 году после сноса церкви Флора и Лавра. Тогда же, в 2005 году, озвучивались планы восстановления церкви по проекту Н.Д. Недовича (история подробно описана Константином Михайловым на сайте «Хранители наследия»); от планов отказались. Из-за множества подземных коммуникаций, принадлежащих метро, театр, также лишился запланированной ранее подземной парковки – теперь предполагается, что посетители могут воспользоваться паркингом, вход в который расположен на другой стороне бульвара.
Ситуационный план и генплан. Вторая очередь театра Александра Калягина Et Cetera, 07.2015, один из вариантов. Проект ООО «СатКо-Альянс», Е.А. Нечай. Заказчик ООО «Юнинетстрой». Пересъемка

Теперь, в 2015, над проектом второй очереди театра работает компания «СатКо-Альянс». В апреле ее проект был раскритикован архсоветом и оправлен на усовершенствование с массой пожеланий. Проект, показанный архсовету теперь, остался в целом похожим, но авторы предложили множество вариантов: шесть основных, и еще около восьми промежуточных эскизов, наглядно демонстрирующих усердность проведенной работы и наводящих на мысль, что все возможные версии уже предложены, осталось только выбрать. Все версии, впрочем, ощутимо похожи: в плане пристройка представляет собой сегмент, дуга фасада продолжает линию, заданную старым зданием. Авторы постарались выполнить замечания архсовета: оставили на площади только один венткиоск метро, второй включили в стилобат здания, который они постарались редуцировать, насколько это возможно. Обильно повторенные ранее детали фасада первой очереди теперь встречаются редко и, по словам архитектора, это было личным пожеланием Калягина. Немного различаются варианты фасадов и вымостка площади, чье благоустройство входит в состав проекта.
zooming
Вторая очередь театра Александра Калягина Et Cetera, 07.2015, один из вариантов. Проект ООО «СатКо-Альянс», Е.А. Нечай. Заказчик ООО «Юнинетстрой». Пересъемка
zooming
Вторая очередь театра Александра Калягина Et Cetera, 07.2015, один из вариантов. Проект ООО «СатКо-Альянс», Е.А. Нечай. Заказчик ООО «Юнинетстрой». Пересъемка

Эксперты долго придирчиво рассматривали проект. Спрашивали: нужны ли деревья на площади, почему внутренние помещения устроены именно так, и особенно – зачем нужны озелененные пандусы, предложенные в одной из версий, если по ним нельзя будет прогуливаться горожанам. «Говорите о нехватке бюджета, а строите «хвосты» (пандусы) которые никому не несут радости», – сказал Сергей Кузнецов. Представитель управления уличной сети заметил, что встроенной в здание решетки будет недостаточно для вентиляции метро.

Евгений Асс начал свое выступление со слов: Боюсь, что буду резок. У меня весь этот проект вызывал и сейчас вызывает недоумение, я не увидел ни одной картинки, которая бы убедительно показала мне, как это вещь живет на Тургеневской площади <…> на мой взгляд весь этот пустырь (перед театром – прим. ред) не увязан с площадью <…> Здание Калягинкого театра было одиозным, но выходило в переулок, теперь все это выплеснулось в город. В Москве такая площадь есть только перед Большим театром, но если сравнивать с Большим театром – то у меня нет слов, вся эта нелепость с пандусами, бессмысленное ландшафтное решение с абстрактной картиной пятен… <…> ощущение выстрела мимо по всем позициям.
zooming
Вторая очередь театра Александра Калягина Et Cetera, 07.2015, один из вариантов. Проект ООО «СатКо-Альянс», Е.А. Нечай. Заказчик ООО «Юнинетстрой». Пересъемка
zooming
Вторая очередь театра Александра Калягина Et Cetera, 07.2015, один из вариантов. Проект ООО «СатКо-Альянс», Е.А. Нечай. Заказчик ООО «Юнинетстрой». Предоставлено Москомархитектуры

Многие члены совета оказались солидарны в том, что фасад нужно «успокоить, отказаться от мишуры» – «нет оснований создавать тут такую невротическую композицию» (Евгений Асс). «Проект кажется очень слабым <…> фасад мог бы быть спокойнее, быть результатом объемно-пространственной композиции. Решение должно быть менее эксцентричное, максимально обоснованное. Категорически не хватает высоты и есть ошибки с масштабом» (Андрей Гнездилов). «В слову прямоугольный я бы не цеплялся – нужен спокойный, рациональный фасад <…> Вы зачем-то начинаете травмировать городское пространство, взрывать его деконструктивистски» (Сергей Кузнецов). ».
zooming
Вторая очередь театра Александра Калягина Et Cetera, 07.2015, один из вариантов. Проект ООО «СатКо-Альянс», Е.А. Нечай. Заказчик ООО «Юнинетстрой». Предоставлено Москомархитектуры
zooming
Вторая очередь театра Александра Калягина Et Cetera, 07.2015, один из вариантов. Проект ООО «СатКо-Альянс», Е.А. Нечай. Заказчик ООО «Юнинетстрой». Предоставлено Москомархитектуры

Позиция Александра Кудрявцева не вполне совпала с высказанным коллегами мнением о необходимости «успокоить фасад»: по словам президента РААСН, «если бы можно было повернуть на площадь», кардинально переработав решение, то «градостроительно это – шанс. Тогда и прием пандусов мог бы иметь смысл». К примеру, один пандус входной, второй – эвакуационный. «Не стоит упускать возможность организации потоков», впрочем, сейчас это «непосильная задача, сложная, но интересная для конкурса», – подытожил академик, подняв таким образом, сразу две больные темы: о вероятности проведения конкурса (по-видимому, стремящейся к нулю) и вопрос о том, где все-таки у театра главный фасад – в 2005 он планировался выходящим на площадь, отчего, то есть от необходимости акцентировать главный вход, по-видимому и происходят все «невротические композиции»; а сейчас все идет к тому, что, если фасад будет «успокоен», главным останется вход с переулка.
zooming
Вторая очередь театра Александра Калягина Et Cetera, 07.2015, один из вариантов. Проект ООО «СатКо-Альянс», Е.А. Нечай. Заказчик ООО «Юнинетстрой». Предоставлено Москомархитектуры
zooming
Вторая очередь театра Александра Калягина Et Cetera, 07.2015, один из вариантов. Проект ООО «СатКо-Альянс», Е.А. Нечай. Заказчик ООО «Юнинетстрой». Предоставлено Москомархитектуры

Сергей Кузнецов обратил внимание на планы здания, сразу же обнаружив в них множество нерационально организованных помещений, немотивированных острых углов («зачем такое помещение? ставить в угол самого плохого актера?») и трапеций. Усложнение плана – очевидное следствие того, что фасад подчинен дуге: «…я понимаю ваше желание, но поверьте никаких премий Вам за эту «находку» не дадут» – так прокомментировал главный архитектор данный пластический жест. С другой стороны, по словам Сергея Кузнецова, он «даже не против элементов старого здания», в ситуации пластического взрыва наличники смутили главного архитектора менее всего.

Одним из актуальных вопросов обсуждения стало благоустройство площади, которую многие эксперты оценили вслед за Евгением Ассом как редкое для Москвы явление, а на Бульварном кольце – едва ли не единственную площадь такого рода. По убеждению Евгения Асса, площадь должна принадлежать городу: «это угол, который мог бы быть освоен, быть городским». На что технический директор театра возразил, что площадь, как недавно подтвердил новый глава Департамента культуры Александр Кибовский, и так принадлежит городу, а к театру относится технически, в смысле подключения и техники и прочего, а предназначена она будет для проведения городских праздников. А решение рассматривать здание и площадь вместе принято совещании с Хуснуллиным.
zooming
Дополнительные варианты. Вторая очередь театра Александра Калягина Et Cetera, 07.2015, один из вариантов. Проект ООО «СатКо-Альянс», Е.А. Нечай. Заказчик ООО «Юнинетстрой». Пересъемка
zooming
Дополнительные варианты. Вторая очередь театра Александра Калягина Et Cetera, 07.2015, один из вариантов. Проект ООО «СатКо-Альянс», Е.А. Нечай. Заказчик ООО «Юнинетстрой». Пересъемка
zooming
Дополнительные варианты. Вторая очередь театра Александра Калягина Et Cetera, 07.2015, один из вариантов. Проект ООО «СатКо-Альянс», Е.А. Нечай. Заказчик ООО «Юнинетстрой». Пересъемка

Между тем Юрий Григорян предложил решить вопрос с площадью «организационно», разделив проекты здания и благоустройства, и может быть даже провести конкурс на пространство площади (в этом его поддержал Сергей Кузнецов, обратившись к представителям Департамента строительства с идеей, чтобы площадью занялся «…кто-то, кто в Москве уже работал с благоустройством»).

В остальном оценка Юрия Григоряна оказалась одной из самых благожелательных, хотя архитектор и «подписался» под всеми предыдущими высказываниями, он заметил, что «в целом проект продвинулся гораздо, но есть еще над чем поработать. Авторам было предложено поработать в течение двух недель и затем показать проект архсовету еще раз.
zooming
Дополнительные варианты. Вторая очередь театра Александра Калягина Et Cetera, 07.2015, один из вариантов. Проект ООО «СатКо-Альянс», Е.А. Нечай. Заказчик ООО «Юнинетстрой». Пересъемка
zooming
План 1 этажа. Вторая очередь театра Александра Калягина Et Cetera, 07.2015, один из вариантов. Проект ООО «СатКо-Альянс», Е.А. Нечай. Заказчик ООО «Юнинетстрой». Пересъемка
zooming
План 3 этажа. Вторая очередь театра Александра Калягина Et Cetera, 07.2015, один из вариантов. Проект ООО «СатКо-Альянс», Е.А. Нечай. Заказчик ООО «Юнинетстрой». Пересъемка
***
 
Технопарк – многофункциональный научно-производственный комплекс
zooming
«Технопарк – многофункциональный научно-производственный комплекс». Проект ООО «Хант-Холдинг» (А.П. Бирюков, Г.В. Чернышенко, А.О. Жорник, И.В. Ковецкая, Е.С. Заворотищева, А.П. Догадаева). Заказчик ООО «ХАНТ-ХОЛДИНГ». 2015. Предоставлено Москомархитектуры

Участок расположен на Варшавском шоссе, 36, рядом с метро «Нагатинская». Сейчас он занят промзоной и технопарк, состоящий, по словам автора проекта, из модулей с административной и производственной функциями, должен в некотором роде продолжить характерную для места тему. Комплекс состоит из четырех корпусов: три из них четырехэтажные, четвертый – двадцатиэтажная башня c зигзагообразным планом. Здания расположены на углах прямоугольного участка, формируя относительно свободную планировку в зигзагообразными дорожками и некоторым количеством газонов благоустройства. Расположенные ближе к шоссе два четырехэтажных объема вныесены на его красную линию и в первом варианте имеют сравнительно спокойные клетчатые фасады, а во втором – следуя вкусам заказчика ориентированы на классику с глубоко вынесенными карнизами, ризалитами и внушительным рустом.
zooming
«Технопарк – многофункциональный научно-производственный комплекс». Проект ООО «Хант-Холдинг» (А.П. Бирюков, Г.В. Чернышенко, А.О. Жорник, И.В. Ковецкая, Е.С. Заворотищева, А.П. Догадаева). Заказчик ООО «ХАНТ-ХОЛДИНГ». 2015. Пересъемка
«Технопарк – многофункциональный научно-производственный комплекс». Проект ООО «Хант-Холдинг» (А.П. Бирюков, Г.В. Чернышенко, А.О. Жорник, И.В. Ковецкая, Е.С. Заворотищева, А.П. Догадаева). Заказчик ООО «ХАНТ-ХОЛДИНГ». 2015. Пересъемка
«Технопарк – многофункциональный научно-производственный комплекс». Проект ООО «Хант-Холдинг» (А.П. Бирюков, Г.В. Чернышенко, А.О. Жорник, И.В. Ковецкая, Е.С. Заворотищева, А.П. Догадаева). Заказчик ООО «ХАНТ-ХОЛДИНГ». 2015. Пересъемка

Обсуждение проекта вращалось, в числе прочего, вокруг функции запланированных зданий: начальник Управления архсовета Евгения Муринец напомнила коллегам, что «гостиничную функцию» в башне было решено убрать, но ее планировки по-прежнему напоминают жилые. Юрий Григорян также заметил, что размещение коммуникаций высотного корпуса с северной стороны больше характерно для жилья, тогда как в офисах принято размещать коммуникации с юга, и классические фасады малых корпусов тоже больше похожи на жилые здания, чем на технопарк. Впрочем, авторы проекта заверили собравшихся, что об апартаментах речь не идет, так как современная наукоемкая инженерия не требует специфических планировок, а размещение коммуникаций с юга объяснили рационализацией освещения.

Евгений Асс, согласившись с планом и композицией комплекса, о его архитектуре сказал: «как-то ничего мне тут не близко», выразив сомнение в том, что употребляемые авторами по отношению к проекту слова «эстетика» и «изыск» также не слишком согласуются с функцией технопарка. Он предложил «несколько успокоить архитектуру», сделав планы менее прихотливыми, фасады проще и деликатнее, и облегчив чересчур громоздкую башню. Андрей Гнездилов также назвал решение башни странным, «так как по плану кажется, что здесь существуют две башни. И их сопряжение некой диагональной связью кажется даже вредным для всего объема». Гнездилов предложил рассмотреть решение в виде двух отдельных башен.

Александр Кудрявцев, напротив, согласился с прихотливыми решениями объемов, отметив лишь, что стоит отказаться от пестроты и проработать все корпуса в едином материале: «тогда комплекс будет отличаться от своих соседей не столько по функциональным особенностям, сколько по технологическим, качественным решениям деталей». Кроме того, представитель префектуры района предложила проектировщикам согласовать свой проект с концепцией единого благоустройства района, конкурс на которую сейчас проводится: «чтобы не получилось так, что Ваш проект никак не будет стыковаться с комплексным благоустройством вдоль Варшавского шоссе, которое делается в этом году».

Подводя итог, Сергей Кузнецов отметил, что мнения членов совета оказались похожими, поэтому с генеральным планом проекта комиссия готова согласиться, а вот над решениями объемов и стилистическими деталями авторам придется еще поработать. Проект решено доработать в рабочем порядке, не вынося больше на рассмотрение архсовета.
zooming
«Технопарк – многофункциональный научно-производственный комплекс». Проект ООО «Хант-Холдинг» (А.П. Бирюков, Г.В. Чернышенко, А.О. Жорник, И.В. Ковецкая, Е.С. Заворотищева, А.П. Догадаева). Заказчик ООО «ХАНТ-ХОЛДИНГ». 2015. Предоставлено Москомархитектуры
zooming
«Технопарк – многофункциональный научно-производственный комплекс». Проект ООО «Хант-Холдинг» (А.П. Бирюков, Г.В. Чернышенко, А.О. Жорник, И.В. Ковецкая, Е.С. Заворотищева, А.П. Догадаева). Заказчик ООО «ХАНТ-ХОЛДИНГ». 2015. Предоставлено Москомархитектуры
zooming
«Технопарк – многофункциональный научно-производственный комплекс». Проект ООО «Хант-Холдинг» (А.П. Бирюков, Г.В. Чернышенко, А.О. Жорник, И.В. Ковецкая, Е.С. Заворотищева, А.П. Догадаева). Заказчик ООО «ХАНТ-ХОЛДИНГ». 2015. Предоставлено Москомархитектуры
zooming
«Технопарк – многофункциональный научно-производственный комплекс». Проект ООО «Хант-Холдинг» (А.П. Бирюков, Г.В. Чернышенко, А.О. Жорник, И.В. Ковецкая, Е.С. Заворотищева, А.П. Догадаева). Заказчик ООО «ХАНТ-ХОЛДИНГ». 2015. Предоставлено Москомархитектуры
***

Жилой комплекс на Серебрянической набережной
zooming
Первый вариант. Жилой комплекс в Серебряническом переулке, 7-11. Проект ООО «Антика Плюс» (А.С.Пшеничников, О.Маклаков). Заказчик ООО «Центр-Инвест». 2015. Предоставлено Москомархитектуры

Жилой комплекс планируется построить в Серебряническом переулке, 7–11, в одном из самых приятных мест Москвы, между церковью Троицы в Серебряниках и «Арт Хаусом» Сергея Скуратова. Авторы проекта – компания «Антика плюс» из Казани, которая с девяностых специализируется на проектировании в исторических стилях. В ее портофлио – пышный, детализированный неоисторизм.

Архитекторы предложили план в виде двух П-образных зданий, развернутых под углом 180 градусов друг к другу. Высотность объемов тщательно градуирована исходя из видовых точек: часть, обращенная в сторону площади Яузских ворот, стала трехэтажной, высокие, девятиэтажные объемы удалены от реки и приближаются к Серебряническому переулку. Здания отступают от набережной, а образовавшееся пространство сохраняет существующее озеленение и «отдано городу»; территория также запланирована проницаемой. Авторы предложили два варианта с аналогичными планами, фасадами разной степени умеренной традиционности, со стеклянными перемычками, визуально разделяющими объемы, имитируя более дробную, чем на самом деле, застройку. В первом, более спокойном варианте верхние этажи – полностью стеклянные пентхаусы.
Жилой комплекс в Серебряническом переулке, 7-11. Проект ООО «Антика Плюс» (А.С.Пшеничников, О.Маклаков). Заказчик ООО «Центр-Инвест». 2015. Пересъемка
Жилой комплекс в Серебряническом переулке, 7-11. Проект ООО «Антика Плюс» (А.С.Пшеничников, О.Маклаков). Заказчик ООО «Центр-Инвест». 2015. Пересъемка
Жилой комплекс в Серебряническом переулке, 7-11. Проект ООО «Антика Плюс» (А.С.Пшеничников, О.Маклаков). Заказчик ООО «Центр-Инвест». 2015. Пересъемка
Жилой комплекс в Серебряническом переулке, 7-11. Проект ООО «Антика Плюс» (А.С.Пшеничников, О.Маклаков). Заказчик ООО «Центр-Инвест». 2015. Пересъемка
Жилой комплекс в Серебряническом переулке, 7-11. Проект ООО «Антика Плюс» (А.С.Пшеничников, О.Маклаков). Заказчик ООО «Центр-Инвест». 2015. Пересъемка
zooming
Первый вариант. Жилой комплекс в Серебряническом переулке, 7-11. Проект ООО «Антика Плюс» (А.С.Пшеничников, О.Маклаков). Заказчик ООО «Центр-Инвест». 2015. Предоставлено Москомархитектуры
zooming
Первый вариант. Жилой комплекс в Серебряническом переулке, 7-11. Проект ООО «Антика Плюс» (А.С.Пшеничников, О.Маклаков). Заказчик ООО «Центр-Инвест». 2015. Предоставлено Москомархитектуры
zooming
Второй вариант. Жилой комплекс в Серебряническом переулке, 7-11. Проект ООО «Антика Плюс» (А.С.Пшеничников, О.Маклаков). Заказчик ООО «Центр-Инвест». 2015. Пересъемка

Строить планируется на двух участках во дворе между линией двухэтажных домов по Яузской улице и бывшим доходным домом, а теперь зданием МХПИ, изрядно отштукатуренным в девяностые. В 2000-е здесь на месте парковки планировался культурный центр. До сносов 1960-х – 1970-х эта территория была мелко нарезана на прямоугольные участки и заполнена разнообразной, не выше двух этажей, застройкой, которую сейчас принято называть контекстуальной – совершеннейшие «Покровские ворота», и место соответствующее, начало Покровского бульвара. На набережную выходило несколько двухэтажных деревянных домов, которые еще в конце пятидесятых выглядели не так уж плохо, но, видимо, были снесены первыми. Впрочем, авторы всего этого не знали, чем вызвали замечание Александра Кудрявцева, предложившего им доскональнее изучить не только опорный план и современные охранные зоны, но и историю участка. Контекст, по мнению Александра Кудрявцева, может подсказать и масштаб, и композицию комплекса.

Наиболее резок был Андрей Гнездилов, чье замечание также коснулось недостаточной исследованности территории – по его словам, авторы невнимательно отнеслись к собственности на соседние участки, в частности, они занимают «чужой» проезд и затрагивают интересы соседних зданий. «Я считаю, что в таком виде проект рассматривать вообще нельзя, у нас нет реальной подосновы, мы не знаем даже, какую землю мы собираемся использовать» – резюмировал Андрей Гнездилов. Многие эксперты были солидарны в том, что пока участок не получил ГПЗУ (а он не получил), говорить об архитектуре рано.

Отдельным вопросом стала высота построек. По словам начальника Центра визуально-ландшафтного анализа Марины Плужниковой, в проекте использованы предельно допустимые отметки, разрешенные для данного участка ВЛА – 29 метров, а было бы неплохо уменьшить их до рекомендованных – 22 м (семиэтажного дома), чтобы не перекрывать вида на церковь Троицы в Серебряниках. Далее в обсуждении прозвучали и другие значения: стало известно, что раньше рекомендуемой отметкой были 17 метров, заказчик же «выходил» с 37 метрами. Как выяснилось далее, ГЗК уже пройдена, и хотя «ГЗК дает предельные параметры», заказчики стремятся построить все разрешенные метры полностью – поэтому, как заметил Юрий Григорян, хотя высотность нужно понизить, есть опасность, что при сохранении той же полезной площади здания станут грузными, превратятся в «пухленькие объемы».
Рекомендации ЛВА: предельные и рекомендуемые высоты. Жилой комплекс в Серебряническом переулке, 7-11. Проект ООО «Антика Плюс» (А.С.Пшеничников, О.Маклаков). Заказчик ООО «Центр-Инвест». 2015. Пересъемка
Развертки. Жилой комплекс в Серебряническом переулке, 7-11. Проект ООО «Антика Плюс» (А.С.Пшеничников, О.Маклаков). Заказчик ООО «Центр-Инвест». 2015. Пересъемка

Взгляд Юрия Григоряна на архитектуру проекта оказался скорее позитивным: «я могу представить себе здесь гораздо худшее здание» – сказал архитектор, одобрив решение «уйти внутрь квартала», сохранение деревьев вдоль реки и разделение корпусов на разномасштабные объемы. «Это архитектура, которая знает, что внедряется в историческую застройку, и ей уступает» – одобрительно отметил Григорян, и особенно похвалил неожиданно смелый красный дом во втором варианте. Архитектор, однако, предложил убрать стеклянные надстройки и перемычки: «если б надо было решить сейчас, я бы сказал, что здание можно построить, только использовать поменьше стекла».
 
zooming
Второй вариант. Жилой комплекс в Серебряническом переулке, 7-11. Проект ООО «Антика Плюс» (А.С.Пшеничников, О.Маклаков). Заказчик ООО «Центр-Инвест». 2015. Пересъемка

Сергей Кузнецов обратил внимание на то, что некоторые из показанных визуализаций отличаются от планов, высказал сомнение в необходимости арок и стеклянных надстроек. Направление мысли – разделение комплекса на разномасштабные корпуса – Сергей Кузнецов назвал правильным, но предложил подумать, какой объем в данном случае «является единицей». Здание, по словам главного архитектора, «для центра огромно: сто лет назад здесь работали бы десятки архитекторов» – поэтому можно было бы «усилить коллектив как на заводе Каучук» (имеется в виду проект «Садовые кварталы», над которым работали несколько известных московских бюро по дизайн-коду Сергея Скуратова – прим. ред.) – и действовать согласно «идеологии большого квартала, собранного из зданий разной архитектуры». Главный архитектор города предложил авторам «еще поработать с участком», как с архитектурой, так и с транспортной схемой и высотными отметками.
 

17 Июля 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.