Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.11.2022

Ось Савеловского

Юлия Тарабарина
Объект:
БЦ Twist на Бутырской улице
Адрес:
Россия, Москва. Бутырская улица, з/у 1
Архитектор:
Андрей Романов
Екатерина Кузнецова
Мастерская:
ADM
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: А.С. Романов
Е.И. Кузнецова, М.Н. Кочетова, Б.Н. Заец, К.А. Шафеева 

БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.

Бизнес-центр Twist, который компания Sminex строит рядом с Савеловским вокзалом, планируется расположить на треугольном участке – «пятачке» в составе крупной развязки между ТТК и Дмитровским шоссе. В северной части треугольника – один из выходов метро, в юго-западном углу автозаправка. В остальном он совершенно свободен, хотя его и «обтекают» потоки машин, но те, что по гипотенузе и малому катету – не самые интенсивные. Выход из метро удобен для офисного здания, да и в целом расположение среди скопления транспортных путей ему скорее полезно. А сама территория в районе Савеловской выглядит сейчас как-то очень просторно, размашисто и как будто даже напрашивается на визуальное уплотнение. Так что появление здесь нового БЦ выглядит достаточно логично. 

БЦ Twist на Бутырской улице. Ситуационный план
БЦ Twist на Бутырской улице. Ситуационный план
© ADM

Эффектное решение – не побоимся этого слова, пластический жест, предложенный Андреем Романовым и Екатериной Кузнецовой, ADM architects, – стал следствием стечения нескольких обстоятельств. Во-первых, верхние этажи офисных зданий ценятся выше и заказчик попросил сделать их площадь больше. Поэтому дом раскрылся кверху «как цветок», девятый этаж почти вдвое больше второго.
БЦ Twist на Бутырской улице. Схематический разрез
БЦ Twist на Бутырской улице. Схематический разрез
© ADM

Во-вторых, местность вокруг, как уже было упомянуто, довольно рыхлая. В ближайшем окружении нет никаких зацепок: линий, объемов или направлений, к которым можно было бы «прислониться», апеллировать, сослаться на них как на значимую часть градостроительного контекста. Развязка – она и есть развязка, все расположенные в относительной близости здания и улицы, будь то новостройки, «сталинские» дома или даже вокзал XIX века – достаточно далеки и не очень влиятельны.

Здание будущего БЦ в окружении дорог – само по себе, само для себя ось и ориентир – заключили архитекторы. И закрутили объем против часовой стрелки – так, что каждый последующий этаж не только увеличивает свою площадь, но и поворачивает на небольшой угол, порядка 3°, относительно предыдущего; в общей сложности на все 8 этажей, от второго до девятого, получается поворот на порядка 27°. Винт. Спираль. Скульптура. Ей особенно идут цельностеклянные фасады со скругленными моллированными углами. 
БЦ Twist на Бутырской улице
БЦ Twist на Бутырской улице
© ADM

В целом закрученный по спирали дом – известный прием современной архитектуры, но встречается он чаще в небоскребах, а здесь 9 этажей над землей (3 под землей) – не очень много. Зато объем недвусмысленно берет на себя роль центра, к которому так или иначе сойдутся все углы, пластины и многие направления в окрестностях. Нередко приходится говорить, с той или иной долей метафоричности, что здание «закручивает» вокруг себя пространство («как пряха веретено» ©) – так вот, в данном случае это выражение ощутимо приближается к буквальному. Взгляды, определенно, будет привлекать. Этакий винт – то ли в землю, то ли в небо, сложно сказать. 
БЦ Twist на Бутырской улице
БЦ Twist на Бутырской улице
© ADM

В то же время здание не преступает границ избыточной скульптурности: из доступного «выжимает» всю возможную образность, но не становится ни круглым, ни звездообразным, ни похожим на Гуггенхайм в Бильбао. Все же это бизнес-центр, ему, помимо стеклянных фасадов, обеспечивающих хороший световой фронт и некоторой доли высокотехнологичного блеска, показана деловая серьезность. 

В истории столь емкой формы есть, разумеется, свои нюансы и сюжеты. К примеру, согласно ТЗ предполагалось увеличить не только верхние, но и нижние этажи, и если строго следовать заданию, дом получился бы «с талией»: широкий вверху и внизу, суженный по центру. Архитекторам удалось, однако, убедить заказчиков в преимуществах последовательного развития формы – что случается относительно редко: вероятно, и «картинки», и авторы оказались достаточно убедительны. Так что все доступное пятно (а на участке много технических ограничений) занимает прямоугольный первый этаж с ритейлом, кафе и магазинами, второй этаж – небольшой, а дальше ярусы нарастают постепенно, безо всяких «талий». 
БЦ Twist на Бутырской улице
БЦ Twist на Бутырской улице
© ADM

Другие тонкости связаны с поворотом этажей и вентиляцией. Верхним и нижним стенам нежелательно пересекаться так, чтобы выступ консоли переходил в уступ: это затратно, поскольку требует двойного утепления и понижения потолков в месте пересечения, – рассказывают архитекторы, применившие такой прием на практике в составе фасада-волны БЦ Alcon II. Так что в здании на Савеловском все линии последовательны, «перекрестий» не возникает: это разумная экономия: не только денег, но и «экономия формы». 

С другой стороны, в ТЗ присутствовало пожелание, несмотря на наличие централизованной вентиляции и кондиционирования, предусмотреть на фасадах форточки: не столько для корректировки результатов работы автоматических систем, сколько для психологического комфорта сотрудников. Но обычные форточки сломали бы всю выразительность обтекаемого стеклянного фасада. ADM architects предложили следующее: в каждой межэтажной полосе имеется заглубление – уступ, порядка полуметра в глубину. Шелевидные отверстия размещены именно в нем, их можно будет открывать и закрывать пультом удаленно. Там же, в углублениях между этажами, разместили подсветку: она направлена снизу вверх и поэтому будет давать не слишком яркий, отраженный свет, акцентируя границы вечером. Днем уступы будут давать глубокую тень, «отчеркивая» этажи. 
БЦ Twist на Бутырской улице. Узел межэтажных перекрытий
БЦ Twist на Бутырской улице. Узел межэтажных перекрытий
© ADM

 
Андрей Романов, ADM
Для нас было важно сохранить цельность формы; и в то же время мы понимаем запросы людей, будущих сотрудников офиса, которые могут захотеть открыть форточку ради свежего воздуха. Так что мы приложили максимум усилий к тому, чтобы правильно «прорисовать» межэтажные узлы.
 
При открытой форточке прохладный воздух должен будет двигаться вдоль стекла сверху вниз, постепенно смешиваясь с теплым воздухом внутри помещения – так мы приходим к деликатному проветриванию без сквозняков. Между тем первостепенным было качество пластической идеи и ее будущей реализации, мы предложили это решение прежде всего ради того, чтобы сохранить и подчеркнуть пластику фасадов.

Действительно, визуализации показывают, что межэтажные консоли и углубления должны сыграть значительную роль в восприятии: не исключено, что если бы необходимости в форточках не было, их следовало бы «придумать». Четкое разграничение ярусов хорошо контрастирует с до нереального блестящей поверхностью стекла и акцентирует внутреннюю динамику. Известно, что, если смотреть на некоторые дома косым взглядом из машины, они становятся подвижны, а в лучших примерах это движение-в-восприятии содержит продуманный автором сюжет. Вот здесь, кажется, именно такой случай. Углубления помогают прорисовать мизансцену. 
БЦ Twist на Бутырской улице © ADM
БЦ Twist на Бутырской улице
© ADM
БЦ Twist на Бутырской улице © ADM
БЦ Twist на Бутырской улице
© ADM
БЦ Twist на Бутырской улице © ADM
БЦ Twist на Бутырской улице
© ADM

Первый и минус-первый этажи, в которых помещены ритейл, офисное лобби и столовая, связаны между собой, в том числе, приямками и лестницами, которые делают «пространство пешехода вокруг» здания и внутри него более сложным, многосоставным и насыщенным. «Плоский город» нравится не всем, а лестницы и углубления создают интригу. Как и благоустроенная кровля-терраса на крыше первого этажа (второй этаж, как мы помним, меньше других в сечении, именно с него начинается рост спирали, поэтому и пространства на кровле стилобатного яруса остается достаточно много). 
БЦ Twist на Бутырской улице
БЦ Twist на Бутырской улице
© ADM
БЦ Twist на Бутырской улице
БЦ Twist на Бутырской улице
© ADM

Продольные фасады, витрины магазинов и кафе первого этажа, решены в виде зигзага-«гармошки», причем с южной стороны «зубья» ровные с небольшим выступом, а с северной, со стороны выхода из метро, выстроены более интенсивной «пилой». «Как правило ожидается, что основной поток будет двигаться ко входу по прямой, тогда композиция предсказуема; в нашем же случае люди идут от метро сбоку, по касательной, и прямой фасад воспринимался бы слишком просто и нейтрально. Мы повернули витрины к посетителям, акцентировали ритейл и несколько усложнили, оживили таким образом пластику первого этажа», – рассказывает Андрей Романов. Входы оказались помещены в треугольные углубления-«лоджии», над ними образовались естественные козырьки. 
БЦ Twist на Бутырской улице
БЦ Twist на Бутырской улице
© ADM
БЦ Twist на Бутырской улице
БЦ Twist на Бутырской улице
© ADM

Вокруг Савеловского вокзала и рынка сейчас интенсивно развивается строительство – со всех сторон: и внутри ТТК на территории комбината «Правда», и севернее, за рынком. Новый бизнес-центр среди этих построек далеко не самый большой, – он даже, можно вероятно так сказать, выступает «в малом или среднем», по меркам московских мегапроектов, весе. Совершенно, однако, не кажется, что он будет незаметен. Напротив: место, окруженное специфическим простором мегаполиса, открытое для взглядов с разных ракурсов, и найденная авторами проекта форма, откликающаяся и на задачу, и на окружение, – вместе дали новый городской «шарнир», заметный акцент. Который хотя и перекликается скругленными углами с некоторыми сооружениями в округе – к примеру, с общественным центром, бывшим кинотеатром «Прага» (AL_A+ФОРМ) – но выступает совершенно самостоятельно, независимо и чуточку даже гордо. Не часто в городе появляются такие независимые акценты.