За пределами СССР процесс возведения церквей шел непрерывно, и религиозная архитектура развивалась параллельно. Поэтому по всему миру за последние десятилетия появилось немало армянских церквей с современной архитектурой. Среди новейших примеров – церковь Святого Саркиса в Карролтоне, пригороде Далласа, штат Техас. Ее торжественное освящение состоялось 24 апреля 2022 года, в День памяти жертв Геноцида армян в Османской империи. Этот символический посыл непосредственно отражен в архитектуре церкви, о чем мы скажем ниже. В армянских общинах вне постсоветского пространства, особенно в западных странах, преобладают потомки бежавших от Геноцида, в связи с чем построенные ими церкви отражают память об этой трагедии. Конечно, самыми распространенными мемориальными символами в армянской культуре являются хачкары, но церкви нередко тоже несут в себе этот смысл.
Около 30 лет назад армянская община (в основном, выходцы из ближневосточных стран, перебравшиеся сюда в 1970-е – 1980-е годы) основала в Карролтоне церковь Сурб-Саркис. Она разместилась в существовавшем одноэтажном здании на улице Рэндом-роуд в юго-западной части города, и ее торжественное освящение состоялось 3 ноября 1991 года. Однако это сооружение не удовлетворяло нуждам общины, и впоследствии та обратились к Восточной Епархии Армянской Апостольской Церкви США для содействия в возведении новой церкви. Решение об этом было принято в 2018 году. Созданием комплекса, состоящего из зданий церкви, общественного центра и спортивных сооружений, руководил предприниматель Эли Акилян. Автором проекта выступил нью-йоркский архитектор Дэвид Хотсон (David Hotson_Architect), а его соавтором – обосновавшийся в Техасе ереванский архитектор Степан Терзян, знакомый с Хотсоном еще по работе в столице Армении. Там в 2004 году по проекту Хотсона планировалось возведение музея современного искусства имени Джерарда Л. Гафесчяна, и в течение нескольких лет у его бюро был там открыт филиал. Проект музея в итоге остался на бумаге, но знание армянского контекста стало важным для реализации другого, меньшего по масштабу, но немаловажного по значению проекта Хотсона для армянского сообщества.
Церковный комплекс расположен на Чарльз-стрит, на участке примерно в 1,8 га в северо-восточной части города. К югу от него находится одноэтажная жилая застройка, к западу – спортивные площадки, а к северу – парковка; к востоку проходит улица. Церковь на 250 прихожан расположена в южной части участка и строго ориентирована алтарем на восток.
В комплексе охвачены и другие функции для нужд общины. В него входят открытые спортивные площадки, крытый спортивный зал и здание общественного центра, где есть зал для проведения мероприятий на 400 человек, образовательные помещения, сцена под открытым небом и т. д.
Композиция комплекса горизонтальна, что продиктовано окружающей застройкой и ландшафтом. Именно природный рельеф территории, по словам автора, стал основополагающим для создания образа храма. При этом Хотсон обратился к одному из шедевров армянской религиозной архитектуры – церкви Святой Рипсимэ, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это сакральное сооружение находится в городе Эчмиадзине с относительно равнинными ландшафтами, на фоне которых величественно выделяется его архитектура. Подобного эффекта стремились добиться и авторы новой церкви: выделить ее силуэт среди живописных равнин Техаса. Определенную роль в обращении к образу церкви Святой Рипсимэ сыграла также и символика чисел: между его основанием католикосом Комитасом в 618 году и принятием решения о строительстве нового храма в Карролтоне в 2018 году прошло ровно 1400 лет, что своеобразно подчеркнуло интуитивный выбор авторов.
Продолжая эту тему, Хотсон отмечает: «Выдержав четырнадцать столетий потрясений, церковь Святой Рипсимэ служит архетипом армянской архитектуры и символом выносливости, упорства и стойкости армянского народа». Именно этот нарратив в виде прообраза-Абсолюта архитектор и хотел передать техасской общине.
Сама церковь стремится предельно точно повторить основную композицию и пропорции храма крестово-купольного типа. Однако это было сделано с отрицанием декора в желании максимально подчеркнуть силуэт и придать ему линейность. Придерживаясь эстетики минимализма, авторы оригинально подошли к разработке рисунка проемов: так, многие арочные силуэты даны в прямоугольной трактовке. В этом контексте выделяются окна барабана. Согласование их ширины с шагом облицовочных плит привело к увеличению размера окон. Поэтому барабан получился более проницаемым и менее граненным по сравнению с древним прототипом. В противоположность этому, в стенах церкви сделан минимум проемов, придавая им «замкнутый» образ. При этом характерные арочные ниши на южном и северном фасадах даны в смелой нелинейной интерпретации, которая аккуратно скрыла их добавленную функцию – тонкий световой проем во всю высоту каждой из них.
Желание придать новому храму характерную целостность тектоники армянских церквей проявилось в выборе единой цветовой гаммы для облицовочных материалов – серой, в отличие от более распространенного решения – облицовки природным камнем. Стены церкви покрыты гладкими светло-серыми керамическими панелями, а кровля, барабан, купол – цинковыми. Однако более темный тон и раскладка этого металла создает тонкий контраст между материалами.
В целом, смелое, минималистское прочтение образа церкви Святой Рипсимэ сделало формы техасского храма в какой-то мере более утонченными. Но, в то же время, из-за специфики облицовочных материалов здесь отсутствуют глубина колорита и фактурность, характерные для традиционной каменной кладки. Поэтому формы Сурб-Саркис кажутся более плоскостными и отчасти эфемерным, а новые материалы придают ей своего рода футуристический, идеалистический образ.
Как сказано выше, участок церкви обращен к Чарльз-стрит восточной стороной, с которой и организован въезд. Редко, когда именно восточный фасад христианского храма играет по сути роль главного. Здесь это привело к его особой трактовке, в частности, почти автономному решению абсиды. Она напоминает космические модернистские образы. Это впечатление усиливает светопрозрачный контур, через который свет проникает в алтарь и в интерьер в целом.
Обращенный во двор официально главный – западный – фасад выполняет функцию мемориала. На его поверхности из 1,5 миллионов пикселей, символизирующих число жертв Геноцида, создан орнамент по национальным мотивам – древо жизни с большим крестом посредине, что напоминает характерный для хачкаров декор. Это оригинальный и смелый подход к увековечиванию памяти о трагедии: каждый пиксель отождествляется с жизнью отдельного человека и собран в объединяющей их системе.
Важно отметить, что такое решение, крест на стене церкви, напоминает об очень распространенной традиции, когда в кладку стен церкви в качестве облицовочных камней интегрированы хачкары. В Сурб-Саркис архитектор своеобразно гипертрофировал этот мотив в виде характерного для постмодернизма гротескного приема, нацеленного на усиление эффекта изначально задуманного символа.
Чтобы не контрастировать с рисунком фасада, проемы здесь не акцентированы, а решены предельно лаконично. В частности, входной портал выполнен в виде чистого прямоугольника со стеклянными створками. В плане притвор имеет сегментовидный контур, а над ним нависают хоры, поэтому с трех сторон его пространство сужается к востоку – в среднюю часть храма, создавая ощущение большей глубины.
Для традиционных армянских церквей характерна целостность композиции, единая тектоника и стилевая система, где стирается грань между внутренним и внешним. Чаще всего интерьеры не отделаны, сохраняя естественную фактуру и цвет природного камня, что создает подчас впечатление таинственной мрачности. Интерьер техасской церкви, в отличие от внешней облика, не стремится формально придерживаться прототипа и решен более радикально. Изначально заданную стилевую минималистскую линию Хотсон сохранил и внутри, однако поменял суть тектоники, конструктивной и эстетической логики традиционных решений. В противовес традиционным цилиндрическим сводам, перекрытия Сурб-Саркис имеют совсем другую конфигурацию. Внутренне пространство существует как автономная скорлупа, непрерывная поверхность с характерными нелинейными фрагментами, перетекающая к проемам, где аккуратно скрыты естественные и искусственные источники освещения. В результате, эта целостная композиция создает фантастический эффект мягкого освещения без теней. При этом чистый белый интерьер напоминает скорее протестантскую церковь, нежели традиционную армянскую.
Снаружи церкви расположены прямоугольные одноэтажные объемы общественного центра и спортивного зала, занимающие почти всю северную часть участка. Несмотря на свои внушительные размеры, они решены предельно деликатно, с фасадами из стекла и тех же керамических панелей, что и у церкви, тем самым выступая в качестве фона для нее. Кажущуюся целостность двум зданиям придает соединяющий их тонкий навес, который создает между ними полуоткрытое пространство наподобие внутреннего двора. Там устроен прямоугольный бассейн, расположенный перпендикулярно к северному фасаду церкви. Его появление продиктовано местным жарким климатом, но он также формирует «срежиссированный» вид на церковь, напоминающий приемы японского минимализма.
Церковь композиционно контрастирует с зданиями общественного центра и спортивного зала и одновременно, благодаря единой минималистской стилистике и выбранным материалам, вписана в общинный комплекс, создавая гармоничный ансамбль.
* * *
Церковь – символ истории и идентичности армянского народа, собирающая в себе национальные идеи. Поэтому архитектор Дэвид Хотсон в работе над техасским проектом на первое место поставил именно символическое содержание. Взяв в качестве прототипа древнее воплощение вечности и стойкости, он переместил по временной траектории его неизменный образ, и стремление сохранить его композицию соединил с современной трактовкой.
Как прообраз церковь Святой Рипсимэ использована в проектах многих армянских храмов в США, например в Сан-Диего. Самая известная из них – собор Святого Вардана в Нью-Йорке (1968), построенный по проекту Народного архитектора СССР Рафаела Исраеляна (реализован Эдуардом Утуджяном и бюро Steinman, Cain & White). Но, в отличие от нью-йоркского сооружения, в Техасе образ Сурб-Рипсимэ взят за основу скорее как Абсолют, а не «референс». В карролтонской церкви в большей степени проявилось подражание выбранному прототипу (особенно в аспекте внешнего облика), нежели переосмысления, интерпретации или цитатности. Это обусловлено стремлением укрепить идентичность, выстроив символическую связь через повторение.