Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.09.2022

Королевство зеркал

Юлия Тарабарина

На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.

Тридцатое по счету Зодчество демонстрирует критическое нарастание градуса юбилейности. N-летие новой российской архитектуры отмечают уже некоторое время, а теперь еще и фестивалю 30 лет, союзу архитекторов 90 лет, и страшно еще подумать, кому сколько. Цифры подстерегают на каждом шагу, начиная от входа.

Другая особенность это, конечно, расслоение реальности: выставка богатая, почти роскошная, – я сама не слышала, но говорят, Николай Шумаков на открытии то ли хвастался, то ли жаловался, что скольким-то потенциальным участникам коммерческой части пришлось отказать, – и в то же время, бродя тут, все время слышишь обрывки разговоров о другом, читаешь сообщения и комментарии в телефоне и очень-очень странно: что мы тут делаем? – что правда, то правда. В мозгу какие-то вспышки, с некоторыми объектами они входят в резонанс; другим противоречат.

Не спрашивайте меня больше, что такое когнитивный диссонанс.

На стенде Москомархитектуры. Фестиваль Зодчество 2022
На стенде Москомархитектуры. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Зодчество 2022
Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Зодчество 2022
Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект нижегородских архитекторов. Фестиваль Зодчество 2022
Проект нижегородских архитекторов. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Зодчество 2022
Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Расслоение наблюдается и в экспозиции, впрочем, на Зодчестве это бывает всегда, параллельное существование слоев реальности – как существование параллельных миров, – давно перестало вызывать эстетические разногласия с фестивалем. Есть даже что-то любопытное в том, чтобы пройти через «слои» поперек: от журналов к коммерческим экспозициям, через мокап – модель кирпичного ЖК в Мытищах в натуральную величину – возвышающийся в центре. 

Параллелизм наблюдается и в дизайне выставки. Куратор ее некоммерческой программы, второй год подряд – Алексей Комов, а для него свойственна узнаваемая дизайнерская стилистка, обычно в ней много реек красного и белого цвета, причем белый играет, очевидно, подсобную роль. Поскольку на красных и белых делиться было, видимо, неспортивно, часть экспозиций выставки разделились на красных и синих, – причем если у красного в данном случае прочитываются совершенно определенные коннотации, то синий ассоциируется с костюмами, которые носят представители администраций. 

Не знаю, случайно ли, но два главных стенда, которые встречают нас на входе, как пропилеи: Москомархитектуры и Мособлархитектуры, – решены именно в этом цвете. Получились они убедительно, хорошо, и, как кажется, соперничают деликатно и на равных. Москва показывает «звезды» – архитектурные бюро, которые начали успешно работать в столице в период правления главного архитектора Сергея Кузнецова. Показывают только названия в виде проекции на потолке – но, говорят, что в списке больше ста героев, а полный перечень можно найти по приведенному рядом QR-коду. Зато на синем настиле можно лежать, а зеркало по контуру (дизайн стенда – Planet9) создает иллюзию пространственного разрыва и парения потолка.
Стенд Москомархитектуры. Фестиваль Зодчество 2022
Стенд Москомархитектуры. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Область показывает результаты руководства главного архитектора Александры Кузьминой (см. интервью с ней) – но не имена, а проекты и постройки, отчего выглядит более материальной и даже реальной. Замечу, что стенд оказался удачным, сомасштабным и проекты на нем показаны крупно, многие известны и узнаваемы, и, в общем-то, кажется, удалось доказать, что хорошего спроектировано достаточно много. Здесь тоже есть зеркала: можно и на себя посмотреть, и проекты они отражают, поскольку стенд построен по принципу призматрона. 
Александра Кузьмина на стенде Мособлархитектуры. Фестиваль Зодчество 2022
Александра Кузьмина на стенде Мособлархитектуры. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще один «синий» объект – выгородка Станислава Горшунова с неработающим (? в среду не работал) телевизором – находится в конце зала и он совершенно о другом, но каким-то образом композиционно (а может быть, и по смыслу?) поддерживает входные пропилеи. Апдейт: в четверг телевизор работал в качестве «зеркала». Что довольно символично: мы отражаемся в некоем устройстве из семидесятых. К чему бы это? 
Проект ГОРА. Фестиваль Зодчество 2022
Проект ГОРА. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В красно-решетчатой схеме Комова выступают многие проекты, особенно на входе: не только экспозиция «вигвамов» молодых архитекторов, достаточно любопытная и разнообразная по подбору городов и по содержанию – и похожая на палаточный (?) лагерь, но и Тотан Кузембаев с решеткой красной юрты, Юрий Аввакумов с красным стулом, студенты кафедры дизайна среды МАРХИ и студенты Влада Савинкина и Владимира Кузьмина – белые и желтые. Это вообще довольно распространенный способ подачи работ, особенно студенческих, на выставках. А получается, что со всех сторон то ли сети, то ли строительные леса. 
Входной знак XXX. Фестиваль Зодчество 2022
Входной знак XXX. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Зодчество 2022
Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Зодчество 2022
Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Зодчество 2022
Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стул Юрия Аввакумова. Фестиваль Зодчество 2022
Стул Юрия Аввакумова. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
EDAS. Фестиваль Зодчество 2022
EDAS. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект А. Анисимова. Фестиваль Зодчество 2022
Проект А. Анисимова. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Эдуард Кубенский склеил свой объект из листков издательства TATLIN – по его собственным словам, получилось около «36 кг макулатуры». 
Проект Э.Кубенского. Фестиваль Зодчество 2022
Проект Э.Кубенского. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Илья Машков поместил меч из скульптурной композиции Вучетича в объемно-планировочную сетку Москвы – и, по его словам, объекту можно приписать до 15 смыслов. 
Проект И.Машкова. Фестиваль Зодчество 2022
Проект И.Машкова. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Между тем, поскольку тема – «Отражение», – на выставке ощутимо много зеркал. С одной стороны, это приятно, с другой – они путают, сбивают с толку, то усиливают, то ослабляют эффекты. Зеркала на выставках – вообще распространенный прием, а здесь, видя очередное, автоматически отмечаешь про себя: ах, да, тема. 

Хуже всего зеркало, пожалуй, использовано на самом большом из «губернских» стендов – Башкортостана.
Стенд Башкортостана. Фестиваль Зодчество 2022
Стенд Башкортостана. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Зеркало кривое и мутное, но зато здесь показано много проектов, в том числе довольно интересных. Но мы, в частности, узнаём, что проект Евразийской библиотеки, с которым архитекторы пытались поспорить методом сбора подписей в апреле 2022 года, остался в силе. Или вот – макет университетского кампуса, в числе прочего пребывающий на стенде, в первый день удалось показать главе Минстроя Иреку Файзуллину с целью попросить у него федеральное финансирование. Тут мы понимаем, что фестиваль работает не только и не столько на архитектуру. На некоторых стендах стендах устроены переговорные, внутри которых происходит совсем иная – скорее чиновничья, может быть, довольно продуктивная жизнь. 
Проект кампуса в УФе. Фестиваль Зодчество 2022
Проект кампуса в УФе. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Между тем очень креативно зеркала использовали Studio TA: расставили во всему пространству выставки стелы с цитатами знаменитых архитекторов. Удобный способ напоминать посетителям о себе постоянно – и в то же время стелы, встречаясь на пути, скорее радуют. Ближе к центру Гостиного двора установлена «база» – круглая рамка, объясняющая смысл проекта. 
Проект Studio TA. Фестиваль Зодчество 2022
Проект Studio TA. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект Studio TA. Фестиваль Зодчество 2022
Проект Studio TA. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект Studio TA. Фестиваль Зодчество 2022
Проект Studio TA. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но лучше всего, пожалуй, на этот раз получилось пространство фестиваля BIF под кураторством Бориса Уборевича-Боровского. Оно помещается в самом конце, перед амфитеатром, и состоит из крупных ячеек, отданных разным авторам, среди которых есть интересные. Хороши проект VOX Бориса Воскобойникова, со «стеклянным глазом».
BIF 2022. Проект VOX. Фестиваль Зодчество 2022
BIF 2022. Проект VOX. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

И объект Алексея Розенберга, где ванна с цветами обозначает «скрытый сад», католический hortus conclusus, и одновременно, по словам автора, тени неслучившейся любви.
BIF 2022. Проект «Скрытый сад». Алексей Розенберг. Фестиваль Зодчество 2022 Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
BIF 2022. Проект «Скрытый сад». Алексей Розенберг. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
BIF 2022. Проект «Скрытый сад». Алексей Розенберг. Фестиваль Зодчество 2022 Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
BIF 2022. Проект «Скрытый сад». Алексей Розенберг. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не менее хороши «этажерка» Владимира Кузьмина, собранная из двух инновационных материалов: деревянных CLT-панелей и пластиковых скульптур, напечатанных на 3D-принтере.
BIF 2022. Проект Владимира Кузьмина. Фестиваль Зодчество 2022
BIF 2022. Проект Владимира Кузьмина. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

И – рядом, еще один скрытый сад Николая Лызлова: автор предлагает нам скамейку, сидя на которой, можно сколько угодно и в относительной тишине смотреть на себя в зеркало. Идеальная, прямо скажем, инсталляция. BIF, надо думать, впервые выступил так ярко. 
BIF 2022. Проект Николая Лызлова. Фестиваль Зодчество 2022
BIF 2022. Проект Николая Лызлова. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
BIF 2022. Проект Бориса Уборевича-Боровского (куратора BIF 2022). Фестиваль Зодчество 2022
BIF 2022. Проект Бориса Уборевича-Боровского (куратора BIF 2022). Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Неплохи и стенды конкурсов Зодчества – впервые их разместили на прозрачных конструкциях и нет ощущения, что идешь сквозь строй или крадешься по задворкам. Впрочем без задворок не обошлось, на них, справа от входа, почему-то поместилась самая важная часть конкурса, постройки. Но мы привыкли искать планшеты конкурса на Зодчестве, так что в конечном счете, кажется, нашли все. 

После поисков, в конце все того же правого нефа с планшетами построек, можно отдохнуть на стенде бюро «Остоженка»: архитекторы организовали небольшой кинотеатр и показывают четыре новых здания. 
Стенд АБ «Остоженка». Фестиваль Зодчество 2022
Стенд АБ «Остоженка». Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объявлять «Делала» и вручать другие награды Зодчество планирует вечером в пятницу, 30 сентября.