Школа как сообщество

Лондонское бюро AdjoubeiScott-Whitby Studio превратило здание Александровского училища в Калуге в уникальную школу на 150 учеников. Здание начала XX века адаптировали под британскую образовательную систему – как в программном смысле, так и в архитектурном.

mainImg
Архитектор:
Ксения Аджубей
Мария Тюльканова
Мастерская:
AdjoubeiScott-Whitby Studio
dot.bureau
Проект:
Калужская Международная Школа
Россия, Калуга, ул. Луначарского д. 16

Авторский коллектив:
ASWStudio
Руководитель: Ксения Аджубей
Ведущий архитектор: Мария Тюльканова
Художник: Анна Кипарис

Команда школы:  М. Соколова, В. Мощалкова, Ю. Рыбина, О. Вербовская

2017 — 2019 / 2018 — 2020

dot.bureau, Строительный Альянс

Заказчик: М. Соколова, В. Мощалкова, Ю. Рыбина, О. Вербовская
В начале 2010-х пять жительниц Калуги объединились, чтобы создать семейный детский сад. Когда дети подросли и пришло время отдавать их в школу, коллектив, получивший название «5МАМ», открыл частное учебное заведение – Калужскую международную школу, которая проводит обучение по программам кембриджских квалификаций и имеет статус Международной школы Кембридж (Cambridge International School). Учебное заведение находилось в Калужской области и вскоре перестало вмещать всех желающих.
Калужская Международная Школа. Открытие школы. Школьный двор
© Калужская Международная Школа

Следующей целью стало расширение школы и ее перенос в центр Калуги. Для этого «Пять мам» договорились с городом о долгосрочной аренде небольшого двухэтажного здания на улице Луначарского. Сведений о постройке мало. Известно, что она закончена в 1906 году по типовому проекту, однако имя ее автора утрачено. Поначалу здание принадлежало Александровскому училищу на 170 человек: в правой половине размещалось мужское училище, в левой – женское, для каждого из них на главном фасаде отдельный вход. Затем, после революции, в здании находилась семилетняя школа № 9, в военные годы – госпиталь, а с 1972 года – коррекционная школа № 40, также известная как «Гармония».
Александровское училище. Архивное фотография
Фотография предоставлена ASWStudio

От основного объема здания, вытянутого вдоль улицы, отходят два крыла, скомпонованные в каре вокруг внутреннего двора. Из кирпича на фасадах составлены портики из четвертных колонн на постаментах, филенчатые фризы и фронтоны, наличники с карнизами и сандриками и все прочие элементы оформления. В первой половине 2010-х наружную кладку весьма неудачно выкрасили алой краской.

Судя по этому комментарию местного Минобра, интерьеры, в отличие от фасадов, не обновляли вовсе: в 2015 году во время приемки школы перед началом 1-й четверти комиссия обнаружила просевшие полы и трещины в стенах и потолках. Перед Новым годом воспитанникам «Гармонии» предписали покинуть здание – как выяснилось позже, навсегда. Прежде, чем в здании открылась Калужская международная школа, оно два года пустовало.
  • zooming
    Калужская Международная Школа. Коридор. Фотографии здания до реконструкции
    Фотография © ASWStudio
  • zooming
    Калужская Международная Школа. Учебный класс. Фотографии здания до реконструкции
    Фотография © ASWStudio
Калужская Международная Школа. План 1 и 2 этажа
© ASWStudio

«Пять мам» заключили с городом контракт об аренде с условием полного восстановления школы. За проектом реставрации и переприспособления обратились к ASWStudio – британскому бюро с офисами в Москве и Лондоне. Название расшифровывается как AdjoubeiScott-Whitby Studio – бюро основано Ксенией Аджубей и Алексом Скоттом-Уитби в 2012 году. По-видимому, выбор был продиктован тем, что знали архитекторов лично – познакомились на одном из фестивалей «Архстояние» в арт-парке Никола-Ленивец, где ASWStudio на тот момент работали над мастер-планом кемпинга и кафе «Угра». К тому же в Великобритании у них за плечами был большой опыт бережной адаптации памятников, проектирования с участием местных сообществ и развития малых городов – все эти навыки сыграли ключевую роль в проекте Калужской школы.
Калужская Международная Школа. Открытие школы. Школьные коридоры
© Калужская Международная Школа

В бюро отмечают, что масштабы и изначальное состояние здания позволили вообразить себя в опустевшем замке, затерянном во времени и пространстве. Так у главного архитектора проекта Марии Тюлькановой и художница Анны Кипарис родилась концепция «Семи замков» – школы как сказочного места, учиться в котором стало бы приключением.
Калужская Международная Школа. Школьный двор
© Калужская Международная Школа

Самый большой «замок» – это непосредственно школьное здание площадью 1360 м2. Оно разграничено на семь «замков» меньшего размера по числу ключевых пространств: Входной, Рыцарский, Книжный, Художественный, Горный и Облачный. Названия подобраны в зависимости от деталей интерьера и сценариев, заложенных в помещение.
Калужская Международная Школа. Аксонометрия концепции
© ASWStudio

Архитекторы с самого начала подчеркивали, что для создания атмосферы достаточно самых простых материалов, мебели и светильников из масс-маркета. Необходимый эффект достигается за счет особого размещения элементов и вызываемых ими ассоциаций: например, Рыцарский замок, где подают обеды и устраивают праздники и общегородские мероприятия, обставлен круглыми столами и стульями с высокими спинками. В Горном замке находится спортзал с живописным скалодромом и настенным панно в виде абстрактной скалистой гряды.
Калужская Международная Школа. Проект и реализация спортивного зала
© ASWStudio

Важную роль занимают малые формы внутри больших пространств. Так как здание является памятником местного значения, у архитекторов не было возможности перестраивать внутреннюю структуру и менять габариты помещений. В то же время эти довольно внушительные пространства с пятиметровыми потолками важно было адаптировать под детское восприятие и сделать их сомасштабными даже самым юным воспитанникам. Помимо мебели, это было решено за счет отделочных материалов и объемных пространственных элементов: во Входном замке дверь на улицу предваряет сетчатый деревянный каркас из березового массива, а индивидуальные шкафчики для сменки скомбинированы таким образом, чтобы напоминать крепость в центре зала. 
Калужская Международная Школа. Входная зона
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio
Калужская Международная Школа. Спортивный зал
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio

В Книжном замке, или библиотеке, согласно изначальной концепции должен был появиться особый фанерный шкаф и уголок для библиотекаря, напоминающий келью Святого Иеронима с полотна Антонелло да Мессины. Однако эта часть проекта осталась на бумаге, поскольку оказалась слишком сложной и дорогостоящей по исполнению. «Келью» заменили стандартными икеевскими стеллажами.
Калужская Международная Школа. Школьная библиотека
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio
 
Помимо ASWStudio, за реализацию отвечали московское архитектурное бюро  dot.bureau и строительный холдинг ООО «Строительный Альянс», которые адаптировало проект под российские нормы. Работы заняли два года – с 2017 по 2019. От выцветшей штукатурки, плитки и других остатков постсоветского интерьера полностью избавились, обнажив историческую кладку. Раскрыли один из изначальных входов, фланкирующих главный фасад – в советское время их заделали, чтобы разместить больше классов, а дети заходили внутрь с боковой стороны. Увы, историческую кладку пришлось оставить под слоем краски, так как реставрация наружного кирпича не укладывалась в бюджет.
Калужская Международная Школа. Детали отделки
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio

Одно из немногих отступлений от первоначального проекта – стальные балки в столовой, прежде также служившей классом. Во время строительных работ каркас раскрыли и решили не зашивать заново. Это, с одной стороны, подчеркнуло атмосферу «рыцарского зала», а с другой – задало помещению масштаб, комфортный ребенку.
Калужская Международная Школа. Школьная столовая
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio

Балки в столовой, как и радиаторы и трубы в прочих помещениях, покрасили в пыльно-розовый цвет. Этот и другие ведущие цвета проекта – ярко-бирюзовый, охристый, темно-голубой, нежно-сиреневый – подбирали на основе палитры зданий в Калуге. Особенно непростым оказался выбор цвета для коридоров, огибающих здание по периметру со стороны П-образного внутреннего двора. Красные фасады дают розоватые переотражения на внутренних стенах – поэтому цвета для интерьеров приходилось перепроверять несколько раз, прежде чем получить нужный эффект.
Калужская Международная Школа. Школьная столовая
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio

За счет цветов подчеркнули нарочитую инаковость новых элементов на фоне исторического здания. Яркие внутренние перегородки контрастируют с частично неоштукатуренной кладкой в помещениях. Согласно санитарным нормам, стены в учебных заведениях должны быть окрашены целиком, чтобы их было легко мыть и между трещинами не скапливалась пыль и микроорганизмы. По этой причине пескоструй применять было нельзя. ASWStudio нашли выход в полупрозрачном покрытии с белым оттенком, которое разработали совместно с компанией Caparol специально для проекта – готовых решений на российском рынке не было, а везти зарубежные аналоги было бы слишком дорого.
Калужская Международная Школа. Коридор
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio

Но найти подходящее покрытие – в данном случае только полбеды. Важно было, чтобы строители не боялись оставлять на кирпичах потертости. В бюро вспоминают, что для этого бригаде провели целую лекцию с презентацией, и в частности показывали берлинский Новый музей Дэвида Чипперфильда – чтобы объяснить, как выглядит идеальный результат. И поскольку подобных нестандартных решений в проекте немало, проект получился очень «ручным» – в нем было много прямого контакта со строителями.
Калужская Международная Школа. Детали отделки
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio

И все же за вниманием к историческому наследию и сугубо архитектурным приемам главным в этом проекте стало умение подчинять пространство современным образовательным нормам и превращать его в катализатор детского развития. Мебель подбирали таким образом, чтобы ее могли с легкостью передвигать даже самые маленькие пользователи, адаптируя и меняя среду под себя; разнообразие фактур – плитки, гладких стен с чередующейся кладкой, тканей и открытого металла – помогает создать детскую и инклюзивную среду, визуально и тактильно разграничить различные зоны, а также расширить чувственное восприятие детей.
Калужская Международная Школа. Учебный класс
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio

Уложиться в небольшой бюджет позволило активное сотрудничество с местными производителями – большая часть мебели и строительных материалов изготовлено в России и предоставлено школе на льготных условиях. Липецкая мебельная компания «Агат» дала большие скидки на новые предметы мебели. Аналогичным образом поступили производители окон, детской и спортивной площадок.
Калужская Международная Школа. Детская площадка
© Калужская Международная Школа
 
Одна из важных черт школы – открытость и прозрачность как для учеников и родителей, так и для города в целом. Главная дверь остеклена и прохожим с улицы легко наблюдать за происходящим в здании, часть стен в кабинетах прорезана окнами. Еще на ранних этапах разработки концепции заказчики и архитекторы пришли к тому, чтобы сделать территорию вокруг здания общедоступной: школьный двор и спортивная площадка открыты для всех горожан, а на последней могут проходить не только общешкольные, но и городские события, а также общедоступные кружки: футбольный клуб и занятия для детей с ДЦП.
Калужская Международная Школа. Открытие спортивного стадиона
© Калужская Международная Школа

Директор британского офиса ASWStudio Алекс Скотт-Уитби – о работе ведущего архитектора Марии Тюлькановой: «Маленькая архитектура, воплощенная Марией в отдельных пространственных сюжетах очень наглядно демонстрирует отношения исторического здания и новых решений, подобно тому, как можно наблюдать диалог взрослого и ребенка».
Калужская Международная Школа. Мастер-план
© ASWStudio
Архитектор:
Ксения Аджубей
Мария Тюльканова
Мастерская:
AdjoubeiScott-Whitby Studio
dot.bureau
Проект:
Калужская Международная Школа
Россия, Калуга, ул. Луначарского д. 16

Авторский коллектив:
ASWStudio
Руководитель: Ксения Аджубей
Ведущий архитектор: Мария Тюльканова
Художник: Анна Кипарис

Команда школы:  М. Соколова, В. Мощалкова, Ю. Рыбина, О. Вербовская

2017 — 2019 / 2018 — 2020

dot.bureau, Строительный Альянс

Заказчик: М. Соколова, В. Мощалкова, Ю. Рыбина, О. Вербовская

30 Сентября 2022

Похожие статьи
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Технологии и материалы
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Сейчас на главной
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.