Школа как сообщество

Лондонское бюро AdjoubeiScott-Whitby Studio превратило здание Александровского училища в Калуге в уникальную школу на 150 учеников. Здание начала XX века адаптировали под британскую образовательную систему – как в программном смысле, так и в архитектурном.

mainImg
Архитектор:
Ксения Аджубей
Мария Тюльканова
Мастерская:
ASWStudio
dot.bureau
Проект:
Калужская Международная Школа
Россия, Калуга, ул. Луначарского д. 16

Авторский коллектив:
ASWStudio
Руководитель: Ксения Аджубей
Ведущий архитектор: Мария Тюльканова
Художник: Анна Кипарис

Команда школы:  М. Соколова, В. Мощалкова, Ю. Рыбина, О. Вербовская

2017 — 2019 / 2018 — 2020

dot.bureau, Строительный Альянс

Заказчик: М. Соколова, В. Мощалкова, Ю. Рыбина, О. Вербовская
В начале 2010-х пять жительниц Калуги объединились, чтобы создать семейный детский сад. Когда дети подросли и пришло время отдавать их в школу, коллектив, получивший название «5МАМ», открыл частное учебное заведение – Калужскую международную школу, которая проводит обучение по программам кембриджских квалификаций и имеет статус Международной школы Кембридж (Cambridge International School). Учебное заведение находилось в Калужской области и вскоре перестало вмещать всех желающих.
Калужская Международная Школа. Открытие школы. Школьный двор
© Калужская Международная Школа

Следующей целью стало расширение школы и ее перенос в центр Калуги. Для этого «Пять мам» договорились с городом о долгосрочной аренде небольшого двухэтажного здания на улице Луначарского. Сведений о постройке мало. Известно, что она закончена в 1906 году по типовому проекту, однако имя ее автора утрачено. Поначалу здание принадлежало Александровскому училищу на 170 человек: в правой половине размещалось мужское училище, в левой – женское, для каждого из них на главном фасаде отдельный вход. Затем, после революции, в здании находилась семилетняя школа № 9, в военные годы – госпиталь, а с 1972 года – коррекционная школа № 40, также известная как «Гармония».
Александровское училище. Архивное фотография
Фотография предоставлена ASWStudio

От основного объема здания, вытянутого вдоль улицы, отходят два крыла, скомпонованные в каре вокруг внутреннего двора. Из кирпича на фасадах составлены портики из четвертных колонн на постаментах, филенчатые фризы и фронтоны, наличники с карнизами и сандриками и все прочие элементы оформления. В первой половине 2010-х наружную кладку весьма неудачно выкрасили алой краской.

Судя по этому комментарию местного Минобра, интерьеры, в отличие от фасадов, не обновляли вовсе: в 2015 году во время приемки школы перед началом 1-й четверти комиссия обнаружила просевшие полы и трещины в стенах и потолках. Перед Новым годом воспитанникам «Гармонии» предписали покинуть здание – как выяснилось позже, навсегда. Прежде, чем в здании открылась Калужская международная школа, оно два года пустовало.
  • zooming
    Калужская Международная Школа. Коридор. Фотографии здания до реконструкции
    Фотография © ASWStudio
  • zooming
    Калужская Международная Школа. Учебный класс. Фотографии здания до реконструкции
    Фотография © ASWStudio
Калужская Международная Школа. План 1 и 2 этажа
© ASWStudio

«Пять мам» заключили с городом контракт об аренде с условием полного восстановления школы. За проектом реставрации и переприспособления обратились к ASWStudio – британскому бюро с офисами в Москве и Лондоне. Название расшифровывается как AdjoubeiScott-Whitby Studio – бюро основано Ксенией Аджубей и Алексом Скоттом-Уитби в 2012 году. По-видимому, выбор был продиктован тем, что знали архитекторов лично – познакомились на одном из фестивалей «Архстояние» в арт-парке Никола-Ленивец, где ASWStudio на тот момент работали над мастер-планом кемпинга и кафе «Угра». К тому же в Великобритании у них за плечами был большой опыт бережной адаптации памятников, проектирования с участием местных сообществ и развития малых городов – все эти навыки сыграли ключевую роль в проекте Калужской школы.
Калужская Международная Школа. Открытие школы. Школьные коридоры
© Калужская Международная Школа

В бюро отмечают, что масштабы и изначальное состояние здания позволили вообразить себя в опустевшем замке, затерянном во времени и пространстве. Так у главного архитектора проекта Марии Тюлькановой и художница Анны Кипарис родилась концепция «Семи замков» – школы как сказочного места, учиться в котором стало бы приключением.
Калужская Международная Школа. Школьный двор
© Калужская Международная Школа

Самый большой «замок» – это непосредственно школьное здание площадью 1360 м2. Оно разграничено на семь «замков» меньшего размера по числу ключевых пространств: Входной, Рыцарский, Книжный, Художественный, Горный и Облачный. Названия подобраны в зависимости от деталей интерьера и сценариев, заложенных в помещение.
Калужская Международная Школа. Аксонометрия концепции
© ASWStudio

Архитекторы с самого начала подчеркивали, что для создания атмосферы достаточно самых простых материалов, мебели и светильников из масс-маркета. Необходимый эффект достигается за счет особого размещения элементов и вызываемых ими ассоциаций: например, Рыцарский замок, где подают обеды и устраивают праздники и общегородские мероприятия, обставлен круглыми столами и стульями с высокими спинками. В Горном замке находится спортзал с живописным скалодромом и настенным панно в виде абстрактной скалистой гряды.
Калужская Международная Школа. Проект и реализация спортивного зала
© ASWStudio

Важную роль занимают малые формы внутри больших пространств. Так как здание является памятником местного значения, у архитекторов не было возможности перестраивать внутреннюю структуру и менять габариты помещений. В то же время эти довольно внушительные пространства с пятиметровыми потолками важно было адаптировать под детское восприятие и сделать их сомасштабными даже самым юным воспитанникам. Помимо мебели, это было решено за счет отделочных материалов и объемных пространственных элементов: во Входном замке дверь на улицу предваряет сетчатый деревянный каркас из березового массива, а индивидуальные шкафчики для сменки скомбинированы таким образом, чтобы напоминать крепость в центре зала. 
Калужская Международная Школа. Входная зона
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio
Калужская Международная Школа. Спортивный зал
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio

В Книжном замке, или библиотеке, согласно изначальной концепции должен был появиться особый фанерный шкаф и уголок для библиотекаря, напоминающий келью Святого Иеронима с полотна Антонелло да Мессины. Однако эта часть проекта осталась на бумаге, поскольку оказалась слишком сложной и дорогостоящей по исполнению. «Келью» заменили стандартными икеевскими стеллажами.
Калужская Международная Школа. Школьная библиотека
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio
 
Помимо ASWStudio, за реализацию отвечали московское архитектурное бюро  dot.bureau и строительный холдинг ООО «Строительный Альянс», которые адаптировало проект под российские нормы. Работы заняли два года – с 2017 по 2019. От выцветшей штукатурки, плитки и других остатков постсоветского интерьера полностью избавились, обнажив историческую кладку. Раскрыли один из изначальных входов, фланкирующих главный фасад – в советское время их заделали, чтобы разместить больше классов, а дети заходили внутрь с боковой стороны. Увы, историческую кладку пришлось оставить под слоем краски, так как реставрация наружного кирпича не укладывалась в бюджет.
Калужская Международная Школа. Детали отделки
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio

Одно из немногих отступлений от первоначального проекта – стальные балки в столовой, прежде также служившей классом. Во время строительных работ каркас раскрыли и решили не зашивать заново. Это, с одной стороны, подчеркнуло атмосферу «рыцарского зала», а с другой – задало помещению масштаб, комфортный ребенку.
Калужская Международная Школа. Школьная столовая
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio

Балки в столовой, как и радиаторы и трубы в прочих помещениях, покрасили в пыльно-розовый цвет. Этот и другие ведущие цвета проекта – ярко-бирюзовый, охристый, темно-голубой, нежно-сиреневый – подбирали на основе палитры зданий в Калуге. Особенно непростым оказался выбор цвета для коридоров, огибающих здание по периметру со стороны П-образного внутреннего двора. Красные фасады дают розоватые переотражения на внутренних стенах – поэтому цвета для интерьеров приходилось перепроверять несколько раз, прежде чем получить нужный эффект.
Калужская Международная Школа. Школьная столовая
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio

За счет цветов подчеркнули нарочитую инаковость новых элементов на фоне исторического здания. Яркие внутренние перегородки контрастируют с частично неоштукатуренной кладкой в помещениях. Согласно санитарным нормам, стены в учебных заведениях должны быть окрашены целиком, чтобы их было легко мыть и между трещинами не скапливалась пыль и микроорганизмы. По этой причине пескоструй применять было нельзя. ASWStudio нашли выход в полупрозрачном покрытии с белым оттенком, которое разработали совместно с компанией Caparol специально для проекта – готовых решений на российском рынке не было, а везти зарубежные аналоги было бы слишком дорого.
Калужская Международная Школа. Коридор
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio

Но найти подходящее покрытие – в данном случае только полбеды. Важно было, чтобы строители не боялись оставлять на кирпичах потертости. В бюро вспоминают, что для этого бригаде провели целую лекцию с презентацией, и в частности показывали берлинский Новый музей Дэвида Чипперфильда – чтобы объяснить, как выглядит идеальный результат. И поскольку подобных нестандартных решений в проекте немало, проект получился очень «ручным» – в нем было много прямого контакта со строителями.
Калужская Международная Школа. Детали отделки
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio

И все же за вниманием к историческому наследию и сугубо архитектурным приемам главным в этом проекте стало умение подчинять пространство современным образовательным нормам и превращать его в катализатор детского развития. Мебель подбирали таким образом, чтобы ее могли с легкостью передвигать даже самые маленькие пользователи, адаптируя и меняя среду под себя; разнообразие фактур – плитки, гладких стен с чередующейся кладкой, тканей и открытого металла – помогает создать детскую и инклюзивную среду, визуально и тактильно разграничить различные зоны, а также расширить чувственное восприятие детей.
Калужская Международная Школа. Учебный класс
Фотография © Ольга Алексеенко / предоставлена ASWStudio

Уложиться в небольшой бюджет позволило активное сотрудничество с местными производителями – большая часть мебели и строительных материалов изготовлено в России и предоставлено школе на льготных условиях. Липецкая мебельная компания «Агат» дала большие скидки на новые предметы мебели. Аналогичным образом поступили производители окон, детской и спортивной площадок.
Калужская Международная Школа. Детская площадка
© Калужская Международная Школа
 
Одна из важных черт школы – открытость и прозрачность как для учеников и родителей, так и для города в целом. Главная дверь остеклена и прохожим с улицы легко наблюдать за происходящим в здании, часть стен в кабинетах прорезана окнами. Еще на ранних этапах разработки концепции заказчики и архитекторы пришли к тому, чтобы сделать территорию вокруг здания общедоступной: школьный двор и спортивная площадка открыты для всех горожан, а на последней могут проходить не только общешкольные, но и городские события, а также общедоступные кружки: футбольный клуб и занятия для детей с ДЦП.
Калужская Международная Школа. Открытие спортивного стадиона
© Калужская Международная Школа

Директор британского офиса ASWStudio Алекс Скотт-Уитби – о работе ведущего архитектора Марии Тюлькановой: «Маленькая архитектура, воплощенная Марией в отдельных пространственных сюжетах очень наглядно демонстрирует отношения исторического здания и новых решений, подобно тому, как можно наблюдать диалог взрослого и ребенка».
Калужская Международная Школа. Мастер-план
© ASWStudio
Архитектор:
Ксения Аджубей
Мария Тюльканова
Мастерская:
ASWStudio
dot.bureau
Проект:
Калужская Международная Школа
Россия, Калуга, ул. Луначарского д. 16

Авторский коллектив:
ASWStudio
Руководитель: Ксения Аджубей
Ведущий архитектор: Мария Тюльканова
Художник: Анна Кипарис

Команда школы:  М. Соколова, В. Мощалкова, Ю. Рыбина, О. Вербовская

2017 — 2019 / 2018 — 2020

dot.bureau, Строительный Альянс

Заказчик: М. Соколова, В. Мощалкова, Ю. Рыбина, О. Вербовская

30 Сентября 2022

Похожие статьи
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.
Размеренная жизнь
Проект среднеэтажного жилого квартала под Петербургом от бюро TOBE acrhitects вдохновлен природой и спокойным течением жизни скандинавских городов. Генеральный план сочетает квартальную и точечную застройку, а разнообразие секций достигается благодаря работе с цветом, фактурой и пластикой.
Голубые незабудки
Работая над корнером ювелирного магазина, команда Ashburo обыгрывала фирменные символы и цвета бренда. В результате на сильно ограниченном по площади пространстве образовался функциональный уголок с атмосферой девичьих грез и Диснейленда.
Диагональ и кирпич
В проекте среднеэтажного дома в Бресте местное бюро Majsterni использует несколько простых приемов, которые позволяют зданию не выбиваться из контекста, но и транслировать индивидуальность. Двухслойный фасад, объемную кладку и «аритмию» окон дополняет двор с безбарьерной средой, а также комплекс общих пространств и террасы на кровле.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.
Вишневый овраг
По проекту dot.bureau преобразилась территория у пруда в городе Уварово Тамбовской области. Идиллический образ усадебного сада архитекторы совместили с мотивами из индустриального прошлого этого места, создав точки притяжения для разных групп людей.
Орбитальная станция
По проекту ПИ «Гипрокоммундортранс» в Воронеже построена школа на 2860 детей – самая большая в России. Организовать такое количество учеников помогли космические референсы, многоэтажная столовая, свободная планировка и другие нестандартные решения.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.