Надо сказать, что темы номинаций Архитектурной премии столицы варьируются из года в год очень вольно, стремясь лишь не слишком выходить за рамки 4-5 штук. Теперь, впрочем, обещано, что в следующем году номинаций, а значит, и премий, в следующем году будет целых 12, будет где развернуться. И в то же время номинация Транспорт устойчиво присутствует в последних трех премиях, в 2020 и 2021 годах она занимала 1 место в списке, только теперь ее потеснили небоскребы – но куда без них.
Транспорт в городе интенсивно налаживается в течение не менее десяти последних лет, так что удивительно, что номинация как-то не очень фигурировала раньше. Нельзя в то же время и сказать, что номинация, как впрочем и все остальные, дает нам полный срез своей темы за год: часть проектов полностью реализована, часть – нет, да и тематически здесь определенно не все. Станция Терехово почему-то фигурирует в номинации без указания авторов идеи, победившей в конкурсе 2016 года, и последующей переработки проекта – архитекторов buromoscow.
В то же время именно станции метро получили в шорт-листе номинации три места из пяти. Победил проект станции метро «Потапово» (прежнее название «Новомосковская»). Его концепция разработана архитектурным бюро скульптора Даши Намдакова PARSEC Architects; получать награду вышли авторы проектной документации, представители компании Моспромпроект.
Станция метро «Потапово». Сокольническая линия
Автор
Даши Намдаков
Руководитель авторского коллектива
Мастерская
PARSEC architects
Моспромпроект
Авторский
коллектив
коллектив
Архитектор: Даши Намдаков (в соавторстве с Parsec)
Где
Россия, Москва
Даты
— 2021 /
Функция
Транспортный / станция метро
Проектировало-проектировало бюро Захи Хадид одну станцию московского метро, и больше не проектирует. Но надо признать, что решение, предложенное бюро Даши Намдакова для отдаленной станции на юге Коммунарки, между ЖК «Скандинавия-Юг» и микрорайоном «Бутовские аллеи», – отличается той обтекаемостью скульптурных форм на грани элегантного и брутального, которая, быть может, как-то компенсирует городу утрату пластики звездных архитекторов.
Если серьезно – решение смелое, вероятно, одно из самых смелых за историю проектирования новых станций, цельно-устремленное, гибкое, аэродинамичное. Оболочка из перфорированного металла, на одном торце – далеко вынесенный козырек, на другом – «нос», отчего все вместе напоминает морское животное, какого-нибудь, скажем так, кита, – и одновременно, конечно же, отсылает к самолетно-космической эстетике. По словам Сергея Кузнецова, образное решение станции вдохновлено ее названием «Новомосковская» (теперь она переименована в Потаповскую по топониму) – иными словами, футуристичный облик отвечает амбициям Новой Москвы. И правда, станция совсем не похожа на конечную, скорее здесь читается идея «нового начала» – хотя пока что она планируется именно как конечная красной ветки, сразу за Коммунаркой.
Главный «аттракцион», чтобы не сказать аттрактор, проекта – гигантская двухопорная скульптура-колонна – собственно произведение скульптора Даши Намдакова. Ее планируется собрать из фибробетонных панелей, отлитых в индивидуальных матрицах, с обработанной вручную поверхностью (швы панелей, впрочем, на эскизе отсутствуют; предположим, что они будут заполированы и форма действительно будет выглядеть цельнолитой). V-образная опора расширяется кверху, внутри образуется крупный проем, обведенный тонким ребром арки, похожим на кость или сухожилие. Колонну будет хорошо видно снаружи через стекло витражей по бокам платформы: они запустят внутрь естественный свет и откроют вид на скульптуру из города – особенно эффектный при вечерней подсветке, когда, вероятно, «колонна» будет казаться фрагментом скелета металлического существа.
Станция островная, поезда будут подъезжать по сторонам одной платформы. И, главное, она надземная – можно предположить, что таким образом удается сэкономить затраты на рытье туннелей, дабы вложить их в эстетику скульптурного решения. Кроме того, платформа не очень протяженная, если сравнить ее с другими станциями московского метро – это тоже позволило избежать ряда опор, сосредоточившись на одной колонне-скульптуре, которая свободно заняла собой значительную часть пространства. Будем надеяться, что реализовать эффектный замысел удастся без потерь: как в образности целого, так и в мелочах. Потому что ведь заявлять о футуристичности развития новой части города над всерьез, правда? Станцию планируется запустить в 2024 году.
Если серьезно – решение смелое, вероятно, одно из самых смелых за историю проектирования новых станций, цельно-устремленное, гибкое, аэродинамичное. Оболочка из перфорированного металла, на одном торце – далеко вынесенный козырек, на другом – «нос», отчего все вместе напоминает морское животное, какого-нибудь, скажем так, кита, – и одновременно, конечно же, отсылает к самолетно-космической эстетике. По словам Сергея Кузнецова, образное решение станции вдохновлено ее названием «Новомосковская» (теперь она переименована в Потаповскую по топониму) – иными словами, футуристичный облик отвечает амбициям Новой Москвы. И правда, станция совсем не похожа на конечную, скорее здесь читается идея «нового начала» – хотя пока что она планируется именно как конечная красной ветки, сразу за Коммунаркой.
Главный «аттракцион», чтобы не сказать аттрактор, проекта – гигантская двухопорная скульптура-колонна – собственно произведение скульптора Даши Намдакова. Ее планируется собрать из фибробетонных панелей, отлитых в индивидуальных матрицах, с обработанной вручную поверхностью (швы панелей, впрочем, на эскизе отсутствуют; предположим, что они будут заполированы и форма действительно будет выглядеть цельнолитой). V-образная опора расширяется кверху, внутри образуется крупный проем, обведенный тонким ребром арки, похожим на кость или сухожилие. Колонну будет хорошо видно снаружи через стекло витражей по бокам платформы: они запустят внутрь естественный свет и откроют вид на скульптуру из города – особенно эффектный при вечерней подсветке, когда, вероятно, «колонна» будет казаться фрагментом скелета металлического существа.
Станция островная, поезда будут подъезжать по сторонам одной платформы. И, главное, она надземная – можно предположить, что таким образом удается сэкономить затраты на рытье туннелей, дабы вложить их в эстетику скульптурного решения. Кроме того, платформа не очень протяженная, если сравнить ее с другими станциями московского метро – это тоже позволило избежать ряда опор, сосредоточившись на одной колонне-скульптуре, которая свободно заняла собой значительную часть пространства. Будем надеяться, что реализовать эффектный замысел удастся без потерь: как в образности целого, так и в мелочах. Потому что ведь заявлять о футуристичности развития новой части города над всерьез, правда? Станцию планируется запустить в 2024 году.
Реконструкция Пешеходного моста через ул. Большая Грузинская в Московском зоопарке
Автор
Юрий Виссарионов
Руководитель авторского коллектива
Авторский
коллектив
коллектив
руководитель авторского коллектива – Юрий Геннадьевич Виссарионов; ГАП – Светлана Воронина; архитектор – Антон Киселёв
Где
Россия, Москва. ул. Большая Грузинская, д. 1, Стр. 27
Даты
2016 — 2021 / 2021 — 2022
Функция
Инженерно-промышленный / Пешеходный мост
Еще одно произведение, ориентированное на футуристичность текучей формы, но, в отличие от станции Потапово, полностью реализованное и укорененное в самом что ни на есть центре старой Москвы, недалеко от Садового кольца – мост Юрия Виссарионова над Большой Грузинской улицей, соединивший две территории зоопарка, старую и новую (не так давно переосмысленную архитекторами Wowhaus).
Пешеходный мост – часть проекта реконструкции зоопарка, выполненных бюро Юрия Виссарионова наряду с проектом входной группы со стороны метро Баррикадная, отмеченной премией Москвы в 2019 году. Над проектом моста, в отличие от входной группы, архитекторы начали работать достаточно давно, в 2016 году; реализация же совершилась недавно и быстро, где-то за год.
Мост, в отличие от колонны-скульптуры Даши Намдакова, расширяется, скорее, книзу, – в чем вторит известной «горке» старого входа в зоопарк, с которой он и соседствует, и силуэтно перекликается. В то же время его архитектурное решение полностью подчинено идее гибкого, легкого, прозрачного и, что немаловажно, совершенно белого сооружения. Мост-пергола чем-то напоминает об идее моста-призрака, предложенного когда-то на конкурсе мостов для Венеции. Между тем он совершенно реален, ламели достаточно часты, чтобы снять все подозрения о призрачности – мост уже становится привычным в пейзаже Большой Грузинской улицы.
Над улицей мост возвышается аркой, а на обе территории спускается протяженными пандусами, причем один из них, в новой части, почти прямой, поворачивает один раз под прямым углом, а другой сворачивается в старом зоопарке «улиткой». Авторы сравнивают свой мост с «то ли живым существом, то ли причудливым вольером».
Пешеходный мост – часть проекта реконструкции зоопарка, выполненных бюро Юрия Виссарионова наряду с проектом входной группы со стороны метро Баррикадная, отмеченной премией Москвы в 2019 году. Над проектом моста, в отличие от входной группы, архитекторы начали работать достаточно давно, в 2016 году; реализация же совершилась недавно и быстро, где-то за год.
Мост, в отличие от колонны-скульптуры Даши Намдакова, расширяется, скорее, книзу, – в чем вторит известной «горке» старого входа в зоопарк, с которой он и соседствует, и силуэтно перекликается. В то же время его архитектурное решение полностью подчинено идее гибкого, легкого, прозрачного и, что немаловажно, совершенно белого сооружения. Мост-пергола чем-то напоминает об идее моста-призрака, предложенного когда-то на конкурсе мостов для Венеции. Между тем он совершенно реален, ламели достаточно часты, чтобы снять все подозрения о призрачности – мост уже становится привычным в пейзаже Большой Грузинской улицы.
Над улицей мост возвышается аркой, а на обе территории спускается протяженными пандусами, причем один из них, в новой части, почти прямой, поворачивает один раз под прямым углом, а другой сворачивается в старом зоопарке «улиткой». Авторы сравнивают свой мост с «то ли живым существом, то ли причудливым вольером».
Ссылки
Станция метро «Терехово»
Автор
Юлия БурдоваОльга Алексакова
Мастерская
BuroMoscow
Бустрен РМ
Авторский
коллектив
коллектив
Архитекторы-партнеры: Ольга Алексакова, Юлия Бурдова
Инна Сафиулина, Ольга Власенко, Неля Сабирова, Анна Бакхлина, Алёна Гук, Наталья Полякова
Инна Сафиулина, Ольга Власенко, Неля Сабирова, Анна Бакхлина, Алёна Гук, Наталья Полякова
Где
Россия, Москва. Терехово
Даты
2016 — / — 2021
Функция
Транспортный / станция метро
Станция «Терехово», расположенная в середине «кармана» Мневниковской поймы, запущена в конце 2021 года. Она без преувеличения стала одним из заметных архитектурных достижений московского метро, при том что реализована не вполне по тому проекту, который победил в конкурсе, проведенном КБ «Стрелка» в 2016 году. Зато авторы принимали деятельное участие и в последующем проектировании, и в реализации. Больше всего на решение конкурсного проекта похожи входные павильоны, меньше всего – колонны внутри, они стали из круглых, как минимум, прямоугольными в сечении.
Зато основную идею сохранить удалось: вся станция, и павильоны, и вестибюль, реализованы из архитектурного бетона, что для московского метро, предпочитающего мрамор, металл, цветное стекло – достаточно непривычно. В отличие от «Новомосковской», «Терехово» никуда не течет и не стремится. Его форма скорее статуарна. По словам авторов его архитектура «отсылает к историческим интерьерам московского метрополитена», поэтому здесь присутствуют «каннелюры, кессоны, колоннады в современной минималистической интерпретации». Силуэты людей на колоннах призваны перекликаться с рабочими и колхозниками советского метро, создавая суммарный образ наших современников. Силуэты, к слову, присутствовали и в конкурсном проекте: там они были обозначены световыми контурами на круглых колоннах.
Станция относится к Большой кольцевой линии и проектировалась, в 2016 году, с названием Парламентский центр, идеи строительства которого в Мневниковской пойме озвучивались в середине – второй половине 2010-х годов несколько раз.
Зато основную идею сохранить удалось: вся станция, и павильоны, и вестибюль, реализованы из архитектурного бетона, что для московского метро, предпочитающего мрамор, металл, цветное стекло – достаточно непривычно. В отличие от «Новомосковской», «Терехово» никуда не течет и не стремится. Его форма скорее статуарна. По словам авторов его архитектура «отсылает к историческим интерьерам московского метрополитена», поэтому здесь присутствуют «каннелюры, кессоны, колоннады в современной минималистической интерпретации». Силуэты людей на колоннах призваны перекликаться с рабочими и колхозниками советского метро, создавая суммарный образ наших современников. Силуэты, к слову, присутствовали и в конкурсном проекте: там они были обозначены световыми контурами на круглых колоннах.
Станция относится к Большой кольцевой линии и проектировалась, в 2016 году, с названием Парламентский центр, идеи строительства которого в Мневниковской пойме озвучивались в середине – второй половине 2010-х годов несколько раз.
Механизированный паркинг в деревне Захарково на участке Т04
Мастерская
Marco Casamonti & Partners
Маркс Инжиниринг
Авторский
коллектив
коллектив
Концепция фасадов – Marco Casamonti & Partners S.r.l.
Где
Россия, Москва
Даты
— 2021 / 2022 —
Функция
Транспортный / паркинг
Надземных паркингов в наше время строится и проектируется немало, но именно этот непростой. Во-первых, он – часть Сбер-Сити в Рублево-Архангельском, бывшей территории МФЦ; конкурс 2018 года на smartCity, «умный город» Сбербанка, выиграли Nikken Sekkei в консорциуме с UNK. Сейчас время от времени анонсируют проекты застройки отдельных частей территории.
Паркинг – один из таких проектов. Он расположится у северного угла деревни Захарково. Особенность – в том, что фасады паркинга спроектированы флорентийским архитектором Марко Казамонти. Часто ли фасады российских паркингов – не собор, не лобби и не фасады клубных домов, – поручают итальянскому архитектору? Фасады планируется отделать штукатурской с металлизированным оттенком и металлокассетами, напоминающими листья, и снабдить архподсветкой. В первом этаже – общественное пространство для людей, ожидающих погрузки-разгрузки своих автомобилей.
Паркинг – один из таких проектов. Он расположится у северного угла деревни Захарково. Особенность – в том, что фасады паркинга спроектированы флорентийским архитектором Марко Казамонти. Часто ли фасады российских паркингов – не собор, не лобби и не фасады клубных домов, – поручают итальянскому архитектору? Фасады планируется отделать штукатурской с металлизированным оттенком и металлокассетами, напоминающими листья, и снабдить архподсветкой. В первом этаже – общественное пространство для людей, ожидающих погрузки-разгрузки своих автомобилей.
Станция метро «Воронцовская»
Мастерская
Моспромпроект
Авторский
коллектив
коллектив
А. Л. Вигдоров
Где
Россия, Москва. пересечение Профсоюзной улицы и Хлебобулочного проезда
Даты
/ — 2021
Функция
Транспортный / павильон метро
«Воронцовская» – одна из 10 станций московской БКЛ, скопом открытых в декабре 2021 года; в их числе была открыта и «Терехово» (см. о ней выше). На Воронцовскую пассажиры теперь пересаживаются с Калужской оранжевой ветки. Автор проекта – Александр Вигдоров, руководитель мастерской №15 Мосинжпроекта, автор целой серии станций московского метро, начиная с лиричной «Чеховской» (1987, в соавторстве с Виктором Череминым) и безопорной широкопролетной «Тимирязевской» (1991, в соавторстве с Леонидом Борзенковым); обе, как и десяток других станций, Вигдоров проектировал еще в составе «Метрогипротранса».
Станция – трехпролетная колонная мелкого заложения с одной островной платформой. Отделка – мрамором, граненые колонны из архбетона. Две отличительные черты станции – потолок из «потока» круглых серебристых плашек, укрепленных на металлических штырях, и скрещенные лампы эскалаторов.
Станция – трехпролетная колонная мелкого заложения с одной островной платформой. Отделка – мрамором, граненые колонны из архбетона. Две отличительные черты станции – потолок из «потока» круглых серебристых плашек, укрепленных на металлических штырях, и скрещенные лампы эскалаторов.