|
Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)
|
20.07.2022
|
Транспорт налаживается: номинанты премии Москвы
|
Юлия Тарабарина
|
Объект: |
Механизированный паркинг в деревне Захарково на участке Т04
|
Адрес: |
Россия,
Москва.
|
Реконструкция Пешеходного моста через ул. Большая Грузинская в Московском зоопарке
|
Адрес: |
Россия,
Москва.
ул. Большая Грузинская, д. 1, Стр. 27
|
Станция метро «Воронцовская»
|
Адрес: |
Россия,
Москва.
пересечение Профсоюзной улицы и Хлебобулочного проезда
|
Станция метро «Потапово». Сокольническая линия
|
Адрес: |
Россия,
Москва.
|
Станция метро «Терехово»
|
Адрес: |
Россия,
Москва.
Терехово
|
Авторский коллектив:
|
Архитекторы-партнеры: Ольга Алексакова, Юлия Бурдова
Инна Сафиулина, Ольга Власенко, Неля Сабирова, Анна Бакхлина, Алёна Гук, Наталья Полякова
|
Еще одна номинация Архитектурной премии, очень важная для города, посвящена транспорту. В ней 3 станции метро, причем 2 из них открыты в декабре 2021 года в составе БКЛ, пешеходный мост зоопарка от ПТАМ Виссарионова и паркинг с фасадами от итальянского архитектора.
Надо сказать, что темы номинаций Архитектурной премии столицы варьируются из года в год очень вольно, стремясь лишь не слишком выходить за рамки 4-5 штук. Теперь, впрочем, обещано, что в следующем году номинаций, а значит, и премий, в следующем году будет целых 12, будет где развернуться. И в то же время номинация Транспорт устойчиво присутствует в последних трех премиях, в 2020 и 2021 годах она занимала 1 место в списке, только теперь ее потеснили небоскребы – но куда без них.
Транспорт в городе интенсивно налаживается в течение не менее десяти последних лет, так что удивительно, что номинация как-то не очень фигурировала раньше. Нельзя в то же время и сказать, что номинация, как впрочем и все остальные, дает нам полный срез своей темы за год: часть проектов полностью реализована, часть – нет, да и тематически здесь определенно не все. Станция Терехово почему-то фигурирует в номинации без указания авторов идеи, победившей в конкурсе 2016 года, и последующей переработки проекта – архитекторов buromoscow.
В то же время именно станции метро получили в шорт-листе номинации три места из пяти. Победил проект станции метро «Потапово» (прежнее название «Новомосковская»). Его концепция разработана архитектурным бюро скульптора Даши Намдакова PARSEC Architects; получать награду вышли авторы проектной документации, представители компании Моспромпроект.
|
Станция метро «Потапово». Сокольническая линия © Моспромпроект / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры |
где: | Россия, Москва |
функция: | Транспортный / станция метро |
мастерская: | PARSEC architects, Моспромпроект |
архитектор: | Даши Намдаков |
Проектировало-проектировало бюро Захи Хадид одну станцию московского метро, и больше не проектирует. Но надо признать, что решение, предложенное бюро Даши Намдакова для отдаленной станции на юге Коммунарки, между ЖК «Скандинавия-Юг» и микрорайоном «Бутовские аллеи», – отличается той обтекаемостью скульптурных форм на грани элегантного и брутального, которая, быть может, как-то компенсирует городу утрату пластики звездных архитекторов.
Если серьезно – решение смелое, вероятно, одно из самых смелых за историю проектирования новых станций, цельно-устремленное, гибкое, аэродинамичное. Оболочка из перфорированного металла, на одном торце – далеко вынесенный козырек, на другом – «нос», отчего все вместе напоминает морское животное, какого-нибудь, скажем так, кита, – и одновременно, конечно же, отсылает к самолетно-космической эстетике. По словам Сергея Кузнецова, образное решение станции вдохновлено ее названием «Новомосковская» (теперь она переименована в Потаповскую по топониму) – иными словами, футуристичный облик отвечает амбициям Новой Москвы. И правда, станция совсем не похожа на конечную, скорее здесь читается идея «нового начала» – хотя пока что она планируется именно как конечная красной ветки, сразу за Коммунаркой.
Главный «аттракцион», чтобы не сказать аттрактор, проекта – гигантская двухопорная скульптура-колонна – собственно произведение скульптора Даши Намдакова. Ее планируется собрать из фибробетонных панелей, отлитых в индивидуальных матрицах, с обработанной вручную поверхностью (швы панелей, впрочем, на эскизе отсутствуют; предположим, что они будут заполированы и форма действительно будет выглядеть цельнолитой). V-образная опора расширяется кверху, внутри образуется крупный проем, обведенный тонким ребром арки, похожим на кость или сухожилие. Колонну будет хорошо видно снаружи через стекло витражей по бокам платформы: они запустят внутрь естественный свет и откроют вид на скульптуру из города – особенно эффектный при вечерней подсветке, когда, вероятно, «колонна» будет казаться фрагментом скелета металлического существа.
Станция островная, поезда будут подъезжать по сторонам одной платформы. И, главное, она надземная – можно предположить, что таким образом удается сэкономить затраты на рытье туннелей, дабы вложить их в эстетику скульптурного решения. Кроме того, платформа не очень протяженная, если сравнить ее с другими станциями московского метро – это тоже позволило избежать ряда опор, сосредоточившись на одной колонне-скульптуре, которая свободно заняла собой значительную часть пространства. Будем надеяться, что реализовать эффектный замысел удастся без потерь: как в образности целого, так и в мелочах. Потому что ведь заявлять о футуристичности развития новой части города над всерьез, правда? Станцию планируется запустить в 2024 году.
Станция метро «Потапово». Сокольническая линия © Моспромпроект / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры |
Станция метро «Потапово». Сокольническая линия © Моспромпроект / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры |
Станция метро «Потапово». Сокольническая линия © Моспромпроект / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры |
Станция метро «Потапово». Сокольническая линия © Моспромпроект / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры |
|
Реконструкция Пешеходного моста через ул. Большая Грузинская в Московском зоопарке © ПТАМ Виссарионова |
где: | Россия, Москва. ул. Большая Грузинская, д. 1, Стр. 27 |
функция: | Инженерно-промышленный / Пешеходный мост |
мастерская: | Проектно-творческая архитектурная мастерская Виссарионова |
архитектор: | Юрий Виссарионов |
Еще одно произведение, ориентированное на футуристичность текучей формы, но, в отличие от станции Потапово, полностью реализованное и укорененное в самом что ни на есть центре старой Москвы, недалеко от Садового кольца – мост Юрия Виссарионова над Большой Грузинской улицей, соединивший две территории зоопарка, старую и новую (не так давно переосмысленную архитекторами Wowhaus).
Пешеходный мост – часть проекта реконструкции зоопарка, выполненных бюро Юрия Виссарионова наряду с проектом входной группы со стороны метро Баррикадная, отмеченной премией Москвы в 2019 году. Над проектом моста, в отличие от входной группы, архитекторы начали работать достаточно давно, в 2016 году; реализация же совершилась недавно и быстро, где-то за год.
Мост, в отличие от колонны-скульптуры Даши Намдакова, расширяется, скорее, книзу, – в чем вторит известной «горке» старого входа в зоопарк, с которой он и соседствует, и силуэтно перекликается. В то же время его архитектурное решение полностью подчинено идее гибкого, легкого, прозрачного и, что немаловажно, совершенно белого сооружения. Мост-пергола чем-то напоминает об идее моста-призрака, предложенного когда-то на конкурсе мостов для Венеции. Между тем он совершенно реален, ламели достаточно часты, чтобы снять все подозрения о призрачности – мост уже становится привычным в пейзаже Большой Грузинской улицы.
Над улицей мост возвышается аркой, а на обе территории спускается протяженными пандусами, причем один из них, в новой части, почти прямой, поворачивает один раз под прямым углом, а другой сворачивается в старом зоопарке «улиткой». Авторы сравнивают свой мост с «то ли живым существом, то ли причудливым вольером».
Реконструкция Пешеходного моста через ул. Большая Грузинская в Московском зоопарке Фотография © Илья Бурлаченко /предоставлена ПТАМ Виссарионова |
Реконструкция Пешеходного моста через ул. Большая Грузинская в Московском зоопарке Фотография © Илья Бурлаченко /предоставлена ПТАМ Виссарионова |
Реконструкция Пешеходного моста через ул. Большая Грузинская в Московском зоопарке Фотография © Илья Бурлаченко /предоставлена ПТАМ Виссарионова |
Реконструкция Пешеходного моста через ул. Большая Грузинская в Московском зоопарке Фотография © Илья Бурлаченко /предоставлена ПТАМ Виссарионова |
|
Станция метро «Терехово» Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена BuroMoscow |
где: | Россия, Москва. Терехово |
функция: | Транспортный / станция метро |
мастерская: | BuroMoscow, Бустрен РМ |
архитектор: | Ольга Алексакова, Юлия Бурдова |
Станция «Терехово», расположенная в середине «кармана» Мневниковской поймы, запущена в конце 2021 года. Она без преувеличения стала одним из заметных архитектурных достижений московского метро, при том что реализована не вполне по тому проекту, который победил в конкурсе, проведенном КБ «Стрелка» в 2016 году. Зато авторы принимали деятельное участие и в последующем проектировании, и в реализации. Больше всего на решение конкурсного проекта похожи входные павильоны, меньше всего – колонны внутри, они стали из круглых, как минимум, прямоугольными в сечении.
Зато основную идею сохранить удалось: вся станция, и павильоны, и вестибюль, реализованы из архитектурного бетона, что для московского метро, предпочитающего мрамор, металл, цветное стекло – достаточно непривычно. В отличие от «Новомосковской», «Терехово» никуда не течет и не стремится. Его форма скорее статуарна. По словам авторов его архитектура «отсылает к историческим интерьерам московского метрополитена», поэтому здесь присутствуют «каннелюры, кессоны, колоннады в современной минималистической интерпретации». Силуэты людей на колоннах призваны перекликаться с рабочими и колхозниками советского метро, создавая суммарный образ наших современников. Силуэты, к слову, присутствовали и в конкурсном проекте: там они были обозначены световыми контурами на круглых колоннах.
Станция относится к Большой кольцевой линии и проектировалась, в 2016 году, с названием Парламентский центр, идеи строительства которого в Мневниковской пойме озвучивались в середине – второй половине 2010-х годов несколько раз.
Станция метро «Терехово» Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена BuroMoscow |
Станция метро «Терехово» Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена BuroMoscow |
Станция метро «Терехово» Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена BuroMoscow |
Станция метро «Терехово» Фотография © Влад Феоктистов / предоставлена BuroMoscow |
|
Механизированный паркинг © Маркс Инжиниринг / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры |
где: | Россия, Москва |
функция: | Транспортный / паркинг |
мастерская: | Marco Casamonti & Partners, Маркс Инжиниринг |
Надземных паркингов в наше время строится и проектируется немало, но именно этот непростой. Во-первых, он – часть Сбер-Сити в Рублево-Архангельском, бывшей территории МФЦ; конкурс 2018 года на smartCity, «умный город» Сбербанка, выиграли Nikken Sekkei в консорциуме с UNK. Сейчас время от времени анонсируют проекты застройки отдельных частей территории.
Паркинг – один из таких проектов. Он расположится у северного угла деревни Захарково. Особенность – в том, что фасады паркинга спроектированы флорентийским архитектором Марко Казамонти. Часто ли фасады российских паркингов – не собор, не лобби и не фасады клубных домов, – поручают итальянскому архитектору? Фасады планируется отделать штукатурской с металлизированным оттенком и металлокассетами, напоминающими листья, и снабдить архподсветкой. В первом этаже – общественное пространство для людей, ожидающих погрузки-разгрузки своих автомобилей.
Механизированный паркинг © Маркс Инжиниринг / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры |
Механизированный паркинг © Маркс Инжиниринг |
|
Станция метро «Воронцовская» |
где: | Россия, Москва. пересечение Профсоюзной улицы и Хлебобулочного проезда |
функция: | Транспортный / павильон метро |
мастерская: | Моспромпроект |
«Воронцовская» – одна из 10 станций московской БКЛ, скопом открытых в декабре 2021 года; в их числе была открыта и «Терехово» (см. о ней выше). На Воронцовскую пассажиры теперь пересаживаются с Калужской оранжевой ветки. Автор проекта – Александр Вигдоров, руководитель мастерской №15 Мосинжпроекта, автор целой серии станций московского метро, начиная с лиричной «Чеховской» (1987, в соавторстве с Виктором Череминым) и безопорной широкопролетной «Тимирязевской» (1991, в соавторстве с Леонидом Борзенковым); обе, как и десяток других станций, Вигдоров проектировал еще в составе «Метрогипротранса».
Станция – трехпролетная колонная мелкого заложения с одной островной платформой. Отделка – мрамором, граненые колонны из архбетона. Две отличительные черты станции – потолок из «потока» круглых серебристых плашек, укрепленных на металлических штырях, и скрещенные лампы эскалаторов.
Станция метро «Воронцовская». Выход к эскалаторам |
Станция метро «Воронцовская» |
Станция метро «Воронцовская» |
Станция метро «Воронцовская» |
|
|