Надежда на историю будущего

В конце декабря была презентована научно обоснованная 3D и AR модель палат Ван дер Гульстов, известных как «дом Анны Монс», последнего, если не считать дворца Лефорта, сохранившегося каменного дома Немецкой слободы конца XVII века. Рассказываем о модели, судьбе и значении дома, также как и о надеждах открыть его для обозрения и отреставрировать.

mainImg
Виртуальная модель палат конца XVII века разработана студиями Geometrical и Craft-In по инициативе музея Басманного района Басмания и общественной организации Слобода при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина в рамках программы «Прогулки за Кукуй». Модель создавалась с сентября по декабрь 2021 года и в конце года была презентована в сопровождении подробного рассказа об истории дома и его частичной реставрации в 1950-е годы. 



Модель опубликована на сайте музея Басмания и также доступна на sketchfab. Она рассчитана на внешнее обозрение дома и основана на исследованиях Николая Аввакумова, известного реставрацией палат Лукьяна Голосова (дома Ярошенко) на Хитровке.

В процессе работы над моделью данные о памятнике конца XVII века были дополнены новыми исследованиями, но основаны они на работе группы реставраторов Моспроекта-2 под руководством Инессы Казакевич – в начале 1950-х палаты были исследованы, а в 1956 году частично восстановлены: тогда на парадном, обращенном к улице фасаде докомпоновали, на основании так называемых «хвостов» – стесанных остатков декора, три белокаменных оконных наличника с высокими сандриками-фронтонами и «ионическими» завитками в их основании.
  • zooming
    «Хвосты» оконных обрамлений. Дом ван дер Гульста в Старокирочном переулке
    Фотография © Александр Иванов / 01.2022
  • zooming
    Оконные обрамления, восстановленные в 1956 году. Дом ван дер Гульста в Старокирочном переулке
    Фотография © Александр Иванов / 01.2022

Оконные обрамления у палат разные: на обращенном к улице фасаде они явно указывают на конец XVII века, а на противоположном, дворовом, тяготеют скорее к третьей четверти века. Существует две версии: согласно первой, парадный фасад был перестроен в раннепетровское время, и следовательно палаты построены раньше, так как Ван дер Гульсты работали еще для царя Алексея Михайловича. Согласно другой версии различие оформления происходит из разного значения фасадов (вторая версия кажется более верной). 
Палаты Ван дер Гульстов
Фотография © Александр Иванов / 01.2022

Между тем на чертежах проекта реставрации отсутствует, к примеру, карниз на консолях, восстановленный реставраторами по остаткам на докомпонованном фрагменте фасада. Предшествующие гипотетические реконструкции, сделанные в конце 1980-х годов Николаем Аввакумовым, Георгием Евдокимовым и Григорием Стриженовым, в новой виртуальной модели также уточнены: в частности, модель показывает, что на торцевых фасадах палат не было никаких окон и они, вероятно, были полностью «глухими». 
Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
© Басмания, музей Басманного района
Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
© Басмания, музей Басманного района

Модель хорошо проработана и детализирована. Профили нарисованы по реставрационным чертежам 1950-х. Присутствуют ставни, решетки, расстекловка (впрочем она показана достаточно условно), печные трубы, стропила, тесовая кровля и даже фигурки на ее коньке. На северо-западном углу отслоившаяся обмазка показывает красный кирпич стен: к слову об обмазке – на реконструкциях конца 1980-х годов палаты показывали с красными стенами и белым декором, но сейчас, исходя из остатков сохранившейся побелки, Николай Аввакумов делает вывод, что палаты были белыми. 
  • zooming
    1 / 4
    Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    2 / 4
    Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    3 / 4
    Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    4 / 4
    Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
    © Басмания, музей Басманного района

Представляя модель, Николай Аввакумов подчеркнул, что она – никоим образом не проект реставрации палат, а именно визуализация для показа и сравнения с существующим домом, – поскольку принципы современной реставрации, в отличие от практики 1950-х годов, ориентированы на ценность показа подлинных фрагментов, которые получают приоритет перед реставрационной докомпоновкой. Последняя дает более целостное представление о памятнике, но неизбежно грешит неточностью, поскольку восстановление во многих случаях происходит по аналогиям других построек. Иными словами, реставрируя палаты, имеет смысл не восстанавливать все элементы «в натуре», а законсервировать и открыть для обозрения подлинные остатки – тем более что виртуальная модель теперь позволяет составить более яркое представление о здании конца XVII века, чем это было возможно раньше по рисункам и макетам.

Между тем координатор Архнадзора Константин Михайлов напомнил на презентации, что начиная с 2021 года 3D модели обязательны, согласно законодательству, при реставрационных работах с объектами ОКН. 

Существенная особенность 3D модели – она рассчитана не столько на просмотр «в безвоздушном пространстве», сколько на AR – дополненную реальность. Модуль augmented reality авторы еще дорабатывают, но предполагается, что музей Басмания будет водить экскурсии по Старокирочному переулку, демонстрируя как реальный памятник архитектуры, так и его реконструкцию – через телефон. Сейчас авторы ориентированы на AR в айфонах и айпедах, устройства системы Андроид пока не рассматривают. 

Между тем картинки, демонстрирующие наложение виртуальности на реальность, пока носят временный демонстрационный характер и сделаны «для красоты» (в дополненной реальности градиентного размытия не будет). 
  • zooming
    1 / 5
    Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    2 / 5
    Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    3 / 5
    Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    4 / 5
    Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    5 / 5
    Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
    © Басмания, музей Басманного района

Ну что же, ждем экскурсий с дополненной реальностью. 

Далее скажем несколько слов о значении памятника – оно достаточно велико не только потому, что это редкий пример палат «нарышкинского стиля» за пределами Садового кольца, но еще и потому, что дом, вместе с палатами Щербакова на Бакунинской, стал началом градозащитного движения в его современном понимании в Москве. На защите дома Анны Монс от обстройки заводским корпусом НИИТП в 1987 году и палат Щербакова от сноса в 1986 году сформировалось как профессионалы и градозащитники несколько замечательных реставраторов, историков и журналистов, там же появились и районное движение Слобода, и музей, который сейчас называется Басмания, но существует без помещения, храня часть своей коллекции в одной из школ Бауманского района. Архнадзор появился позднее, но и он, как подчеркнул там же на презентации Рустам Рахматуллин, генетически восходит к тем протестам 1980-х. Сейчас круг, как будто, замкнулся и мы опять вернулись к судьбе тех «первых» памятников. 
Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
© Басмания, музей Басманного района

Палатам Щербакова повезло больше, их отреставрировали на XVIII век, хотя они несколько лет стоят закрытыми и, кажется, никак не используются. Дому Анны Монс – который называют в честь любовницы Петра I только по легенде, потому что владение Монсов находилось в Немецкой слободе, но легенда тоже важна, – повезло меньше: Роскосмос, которому здание принадлежало до 2016 года, его не реставрировал и не использовал, хотя, как сообщают, от электричества не отключал. К отреставрированным наличникам прислонили какую-то плиту, колонки разрушились, теперь уже кажется, что давно; по стенам текла вода из-за отсутствия водослива, а проект реставрации никак не появлялся и никакие работы не начинались. Затем, в 2020, дом переходил из одних частных рук в другие; сейчас он принадлежит индивидуальному предпринимателю. Теперь, в 2021 году, снесли недостроенный корпус НИИТП (точных приборов), палаты стало видно со Старокирочного. Хотя не так давно делегации ДКН удалось посетить дом внутри, что в частности отразилось в фотографиях Александра Иванова, опубликованных здесь; часть фотографий автор любезно разрешил нам использовать. (Подробнее история дома Анны Монс в Красной книге Архнадзора).
Строительная площадка, 01.2022. Справа отсаток бывшего корпуса НИИТП, слева палаты Ван дер Гульстов
Фотография: Юлия Тарабарина

На месте разобранного корпуса НИИТП планируется строить одно из зданий Кампуса МГТУ (проект ТПО «Прайд» и Сергея Кузнецова широко обсуждался общественностью год назад). 
Строительный стенд. Проект Научно-образовательные кластеры «Арктические технологии», «Оборонные технологии», «Бауманский аэрокосмический кластер»
Фотография: Юлия Тарабарина

По словам Константина Михайлова и Рустама Рахматуллина, открывшийся сейчас вид на дом и еще не начатая стройка – это окно возможностей, когда проект еще можно скорректировать, открыв доступ к  палатам Ван дер Гульстов. Прозвучало также, что есть надежда, что собственник дома начнет его реставрацию.

Все это пока звучит довольно-таки гипотетично в духе надежд, «окна возможностей» и деликатных пожеланий общественности к собственнику дома Анны Монс и проектировщикам «Прайда», которых в зале не оказалось. Однако будет очень странно, если то и другое не будет сделано, – если рядом с пафосным и ультрасовременным, как обещают, кампусом технического университета продолжит гнить недоступный взгляду памятник конца XVII века. У нас все же не Рим, зданий XVII века не так много даже в столице, беречь бы их и охранять. Так что, думаю, модель создана не зря, и экскурсии будут, и реставрация случится и будет грамотной – с привлечением ведущих специалистов. А?

На открытой сейчас в Музее Москвы юбилейной выставке Москомархитектуры и Института Генплана один из видеороликов прекрасного Михаила Зыгаря посвящен общественным протестам, он начинается как раз с Немецкой слободы 1980-х и мягко, но твердо ведет к той мысли, что ТТК отвернули, с общественниками научились договариваться и даже – как хорошо, что они у нас есть, такие дотошные. Самое время воплощать «Историю будущего» в жизнь, чтобы, ну например в данном конкретном месте, оно стало чуточку более прекрасным. И еще – в доме очень уместно бы смотрелся музей Немецкой слободы. Вы так не считаете? 

18 Января 2022

Похожие статьи
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.