Надежда на историю будущего

В конце декабря была презентована научно обоснованная 3D и AR модель палат Ван дер Гульстов, известных как «дом Анны Монс», последнего, если не считать дворца Лефорта, сохранившегося каменного дома Немецкой слободы конца XVII века. Рассказываем о модели, судьбе и значении дома, также как и о надеждах открыть его для обозрения и отреставрировать.

mainImg
Виртуальная модель палат конца XVII века разработана студиями Geometrical и Craft-In по инициативе музея Басманного района Басмания и общественной организации Слобода при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина в рамках программы «Прогулки за Кукуй». Модель создавалась с сентября по декабрь 2021 года и в конце года была презентована в сопровождении подробного рассказа об истории дома и его частичной реставрации в 1950-е годы. 



Модель опубликована на сайте музея Басмания и также доступна на sketchfab. Она рассчитана на внешнее обозрение дома и основана на исследованиях Николая Аввакумова, известного реставрацией палат Лукьяна Голосова (дома Ярошенко) на Хитровке.

В процессе работы над моделью данные о памятнике конца XVII века были дополнены новыми исследованиями, но основаны они на работе группы реставраторов Моспроекта-2 под руководством Инессы Казакевич – в начале 1950-х палаты были исследованы, а в 1956 году частично восстановлены: тогда на парадном, обращенном к улице фасаде докомпоновали, на основании так называемых «хвостов» – стесанных остатков декора, три белокаменных оконных наличника с высокими сандриками-фронтонами и «ионическими» завитками в их основании.
  • zooming
    «Хвосты» оконных обрамлений. Дом ван дер Гульста в Старокирочном переулке
    Фотография © Александр Иванов / 01.2022
  • zooming
    Оконные обрамления, восстановленные в 1956 году. Дом ван дер Гульста в Старокирочном переулке
    Фотография © Александр Иванов / 01.2022

Оконные обрамления у палат разные: на обращенном к улице фасаде они явно указывают на конец XVII века, а на противоположном, дворовом, тяготеют скорее к третьей четверти века. Существует две версии: согласно первой, парадный фасад был перестроен в раннепетровское время, и следовательно палаты построены раньше, так как Ван дер Гульсты работали еще для царя Алексея Михайловича. Согласно другой версии различие оформления происходит из разного значения фасадов (вторая версия кажется более верной). 
Палаты Ван дер Гульстов
Фотография © Александр Иванов / 01.2022

Между тем на чертежах проекта реставрации отсутствует, к примеру, карниз на консолях, восстановленный реставраторами по остаткам на докомпонованном фрагменте фасада. Предшествующие гипотетические реконструкции, сделанные в конце 1980-х годов Николаем Аввакумовым, Георгием Евдокимовым и Григорием Стриженовым, в новой виртуальной модели также уточнены: в частности, модель показывает, что на торцевых фасадах палат не было никаких окон и они, вероятно, были полностью «глухими». 
Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
© Басмания, музей Басманного района
Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
© Басмания, музей Басманного района

Модель хорошо проработана и детализирована. Профили нарисованы по реставрационным чертежам 1950-х. Присутствуют ставни, решетки, расстекловка (впрочем она показана достаточно условно), печные трубы, стропила, тесовая кровля и даже фигурки на ее коньке. На северо-западном углу отслоившаяся обмазка показывает красный кирпич стен: к слову об обмазке – на реконструкциях конца 1980-х годов палаты показывали с красными стенами и белым декором, но сейчас, исходя из остатков сохранившейся побелки, Николай Аввакумов делает вывод, что палаты были белыми. 
  • zooming
    1 / 4
    Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    2 / 4
    Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    3 / 4
    Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    4 / 4
    Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
    © Басмания, музей Басманного района

Представляя модель, Николай Аввакумов подчеркнул, что она – никоим образом не проект реставрации палат, а именно визуализация для показа и сравнения с существующим домом, – поскольку принципы современной реставрации, в отличие от практики 1950-х годов, ориентированы на ценность показа подлинных фрагментов, которые получают приоритет перед реставрационной докомпоновкой. Последняя дает более целостное представление о памятнике, но неизбежно грешит неточностью, поскольку восстановление во многих случаях происходит по аналогиям других построек. Иными словами, реставрируя палаты, имеет смысл не восстанавливать все элементы «в натуре», а законсервировать и открыть для обозрения подлинные остатки – тем более что виртуальная модель теперь позволяет составить более яркое представление о здании конца XVII века, чем это было возможно раньше по рисункам и макетам.

Между тем координатор Архнадзора Константин Михайлов напомнил на презентации, что начиная с 2021 года 3D модели обязательны, согласно законодательству, при реставрационных работах с объектами ОКН. 

Существенная особенность 3D модели – она рассчитана не столько на просмотр «в безвоздушном пространстве», сколько на AR – дополненную реальность. Модуль augmented reality авторы еще дорабатывают, но предполагается, что музей Басмания будет водить экскурсии по Старокирочному переулку, демонстрируя как реальный памятник архитектуры, так и его реконструкцию – через телефон. Сейчас авторы ориентированы на AR в айфонах и айпедах, устройства системы Андроид пока не рассматривают. 

Между тем картинки, демонстрирующие наложение виртуальности на реальность, пока носят временный демонстрационный характер и сделаны «для красоты» (в дополненной реальности градиентного размытия не будет). 
  • zooming
    1 / 5
    Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    2 / 5
    Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    3 / 5
    Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    4 / 5
    Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    5 / 5
    Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
    © Басмания, музей Басманного района

Ну что же, ждем экскурсий с дополненной реальностью. 

Далее скажем несколько слов о значении памятника – оно достаточно велико не только потому, что это редкий пример палат «нарышкинского стиля» за пределами Садового кольца, но еще и потому, что дом, вместе с палатами Щербакова на Бакунинской, стал началом градозащитного движения в его современном понимании в Москве. На защите дома Анны Монс от обстройки заводским корпусом НИИТП в 1987 году и палат Щербакова от сноса в 1986 году сформировалось как профессионалы и градозащитники несколько замечательных реставраторов, историков и журналистов, там же появились и районное движение Слобода, и музей, который сейчас называется Басмания, но существует без помещения, храня часть своей коллекции в одной из школ Бауманского района. Архнадзор появился позднее, но и он, как подчеркнул там же на презентации Рустам Рахматуллин, генетически восходит к тем протестам 1980-х. Сейчас круг, как будто, замкнулся и мы опять вернулись к судьбе тех «первых» памятников. 
Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
© Басмания, музей Басманного района

Палатам Щербакова повезло больше, их отреставрировали на XVIII век, хотя они несколько лет стоят закрытыми и, кажется, никак не используются. Дому Анны Монс – который называют в честь любовницы Петра I только по легенде, потому что владение Монсов находилось в Немецкой слободе, но легенда тоже важна, – повезло меньше: Роскосмос, которому здание принадлежало до 2016 года, его не реставрировал и не использовал, хотя, как сообщают, от электричества не отключал. К отреставрированным наличникам прислонили какую-то плиту, колонки разрушились, теперь уже кажется, что давно; по стенам текла вода из-за отсутствия водослива, а проект реставрации никак не появлялся и никакие работы не начинались. Затем, в 2020, дом переходил из одних частных рук в другие; сейчас он принадлежит индивидуальному предпринимателю. Теперь, в 2021 году, снесли недостроенный корпус НИИТП (точных приборов), палаты стало видно со Старокирочного. Хотя не так давно делегации ДКН удалось посетить дом внутри, что в частности отразилось в фотографиях Александра Иванова, опубликованных здесь; часть фотографий автор любезно разрешил нам использовать. (Подробнее история дома Анны Монс в Красной книге Архнадзора).
Строительная площадка, 01.2022. Справа отсаток бывшего корпуса НИИТП, слева палаты Ван дер Гульстов
Фотография: Юлия Тарабарина

На месте разобранного корпуса НИИТП планируется строить одно из зданий Кампуса МГТУ (проект ТПО «Прайд» и Сергея Кузнецова широко обсуждался общественностью год назад). 
Строительный стенд. Проект Научно-образовательные кластеры «Арктические технологии», «Оборонные технологии», «Бауманский аэрокосмический кластер»
Фотография: Юлия Тарабарина

По словам Константина Михайлова и Рустама Рахматуллина, открывшийся сейчас вид на дом и еще не начатая стройка – это окно возможностей, когда проект еще можно скорректировать, открыв доступ к  палатам Ван дер Гульстов. Прозвучало также, что есть надежда, что собственник дома начнет его реставрацию.

Все это пока звучит довольно-таки гипотетично в духе надежд, «окна возможностей» и деликатных пожеланий общественности к собственнику дома Анны Монс и проектировщикам «Прайда», которых в зале не оказалось. Однако будет очень странно, если то и другое не будет сделано, – если рядом с пафосным и ультрасовременным, как обещают, кампусом технического университета продолжит гнить недоступный взгляду памятник конца XVII века. У нас все же не Рим, зданий XVII века не так много даже в столице, беречь бы их и охранять. Так что, думаю, модель создана не зря, и экскурсии будут, и реставрация случится и будет грамотной – с привлечением ведущих специалистов. А?

На открытой сейчас в Музее Москвы юбилейной выставке Москомархитектуры и Института Генплана один из видеороликов прекрасного Михаила Зыгаря посвящен общественным протестам, он начинается как раз с Немецкой слободы 1980-х и мягко, но твердо ведет к той мысли, что ТТК отвернули, с общественниками научились договариваться и даже – как хорошо, что они у нас есть, такие дотошные. Самое время воплощать «Историю будущего» в жизнь, чтобы, ну например в данном конкретном месте, оно стало чуточку более прекрасным. И еще – в доме очень уместно бы смотрелся музей Немецкой слободы. Вы так не считаете? 

18 Января 2022

Похожие статьи
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.