RSS
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе

информация:

Никита Явейн

авторский коллектив

Архитекторы: Н. И. Явейн, Е. А. Новосадюк, Б. Д. Немцев, Я. П. Пяткина, А. А. Сызранова, при участии А. И. Покатович
Визуализация: А. А. Патрикеев
Конструкторы: Д. П. Кресов, М. В. Новосёлов

партнеры, заказчики, смежники

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа
Верхний объем, ось которого продолжает линию Советской улицы. Лестница и эксплуатируемая кровля. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Архи.ру об этом объекте:

23.12.2021

Юлия Тарабарина. Стереометрическое построение

Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.

Закрытый конкурс на здание музея современного искусства в Уфе, на склоне рядом с Домом правительства, был проведен в марте-августе 2020 года; в нем участвовали три известных архитектурных бюро: АБ Меганом, ТОТЕМЕНТ / PAPER, и Студия 44 . О конкурсе ...   читать дальше
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

описание:

Здание музея запроектировано в чрезвычайно живописной местности, на высоком берегу реки Белой. Четыре прямоугольных блока сооружения вырастают из складок рельефа, поворачиваясь относительно вертикальной оси по ходу солнца, которое постепенно наполняет экспозиционные залы естественным светом. Бетонные параллелепипеды, на первый взгляд массивные и брутальные,  выглядят  воздушными и полупрозрачными благодаря панорамному остеклению. Здание, с одной стороны, будто прорастает из скалы, а с другой, за счет поворота и выноса консолей, невесомо парит над склоном.

Структура сооружения соотнесена с планировочным каркасом города, благодаря чему оно прочно укореняется не только в ландшафте, но и в градостроительном контексте Уфы. Парящая над склоном консоль завершает собой ось Советской улицы и восточной аллеи парка Нуриева, в то время как перпендикулярный ей блок следует параллельно набережной реки Белой и улице Тукая. Еще два блока, последовательно поворачиваясь под углом 30 градусов, образуют в плане раскрытый веер, чьи «пластины» ориентированы в направлении городских доминант: памятника Салавату Юлаеву и здания аппарата правительства Республики Башкортостан.

В структуре музейного комплекса выделяются два типа внутренних пространств: врезанные в склон помещения, не требующие большого количества света, и воздушные панорамные пространства в консольной части «ступеней». Внутреннее пространство каждой консоли подразделяется на два уровня, расширяя возможности дизайна экспозиций и позволяя размещать в двухсветных пространствах крупномасштабные арт-объекты. Кроме того, в залах предусмотрено оборудование для проведения выставок в формате “black box” с полным затемнением выставочного пространства и искусственным освещением экспонируемых предметов. 

Связующим звеном между блоками музейного комплекса и его главным коммуникационным узлом становится освещенный верхним светом центральный холл с эскалаторами, перекрестно связывающими между собой этажи. В темное время суток из центрального холла, пронзая его насквозь, вырывается мощный столп света, обозначающий место музея в панораме города. Световой поток служит ориентиром для гуляющих по набережной и своего рода маяком для судов, проплывающих по реке Белой.

Главный вход в музейный комплекс организован с кровли верхней консоли. Смотровая площадка, обрамляющая входную группу на кровле, становится главной видовой точкой всего города. Широкая парадная лестница ведет в центральный холл, откуда можно пройти в конгресс-центр, в ресторан с панорамным видом на реку Белую или в зал временной экспозиции. Этажом ниже мы продолжаем знакомство с временными экспозициями; там же располагается и многофункциональный зрительный зал. Фойе театра перетекает в зимний сад, интегрированный в рельеф склона. Третий, считая сверху, уровень отведен под постоянную экспозицию; рядом, в глухой части здания, расположено фондохранилище. Наконец, самую нижнюю «ступень», в которой обустроен вход в музей со стороны набережной, занимают административные помещения и жилые резиденции с мастерскими для приглашенных художников. Эксплуатируемые кровли всех четырех блоков служат дополнительными экспозиционными площадками, где арт-объекты предстанут перед зрителями на фоне природных декораций. 

Металлические брусья межэтажных перекрытий, перекрещиваясь под углом 30 градусов, отсылают внимательного зрителя к конструкции «кереге», некогда использовавшейся в домостроении Башкортостана. Ромбический рисунок использован и в благоустройстве панорамных площадок на кровлях корпусов. Геометрический орнамент из плит мощения и световых проемов покрывает здание узорчатым ковром. Наиболее эффектно этот «пятый фасад» музейного комплекса будет смотреться с высоты птичьего полета: его живописную ткань смогут по достоинству оценить пассажиры самолета, набирающего высоту или заходящего на посадку.    

Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Лестница со стороны Дома правительства. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Фасад со стороны реки Белая
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Фасад вдоль Советской улицы
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Функциональное зонирование
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Внутренняя структура
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -4.200 и -7.800 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -15.600 и -23.400 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -27.600 и -30.900 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Конструктивные решения. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Скуратов
  • Анатолий Столярчук
  • Андрей Гнездилов
  • Алексей Полищук
  • Виталий Лутц
  • Евгений Подгорнов
  • Раис Баишев
  • Роман Грибанов
  • Константин Ходнев
  • Дмитрий Буш
  • Анастасия Абашева
  • Евгений Зеленов
  • Зураб Басария
  • Александр Котенков
  • Олег Мединский
  • Татьяна Гук
  • Вера Бутко
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Надточий
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Труханов
  • Дмитрий Сухов
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Григориос Гавалидис
  • Наталья Сидорова
  • Илья Уткин
  • Алексей Орлов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Егор Донцов
  • Сергей Чобан
  • Василий Крапивин
  • Андрей Романов
  • Иван Кожин
  • Роман Леонидов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Анна Иванова
  • Сергей Орешкин
  • Илья Машков
  • Андрей Михайлов
  • Александр Скокан
  • Юлий Борисов
  • Наталия Шилова
  • Станислав Белых
  • Игорь Шварцман
  • Юрий Виссарионов
  • Григорий Мустафин
  • Александр Самарин
  • Михаил Давыдов
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Ковалёв
  • Павел Андреев
  • Ростислав Цайзер
  • Степан Липгарт
  • Никита Явейн
  • Алексей Гинзбург
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Никешкин
  • Андрей Чуйков
  • Полина Воеводина
  • Левон Айрапетов
  • Александра Кузьмина
  • Игорь Членов
  • Энди Сноу
  • Марина Егорова
  • Антон Лукомский
  • Дмитрий Климов
  • Валерия Преображенская
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Асадов
  • Константин Таранов
  • Александр Асадов
  • Даниил Лоренц
  • Михаил Канунников
  • Валерий Лукомский
  • Владислав Андреев
  • Владимир Тихонов
  • Николай Кикава

Проект из каталога (случайный выбор)

«Ильинские поляны». Концепция застройки сельского поселения Ильинское
Всеволод Медведев, Зураб Басария, Михаил Канунников, Олег Мединский, 2015
«Ильинские поляны». Концепция застройки сельского поселения Ильинское

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК на Евгеньевской
  • Академия Единоборств
  • Бизнес-центр на Ходынской
  • ЖК Portland
  • Кафе PIMS в Dubai Hills
  • Офис Stratera
  • Бутик женской одежды «Sashaskvo»
  • Дом на Большом Сампсониевском проспекте
  • Общественное пространство «Садовых кварталов»

Новости российской архитектуры:

Технологии:

20.01.2025

Весь в белом: особенности производства и применения светлого кирпича

Светлый кирпич – перспективный и востребованный продукт. Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным об особенностях производства белого кирпича и потенциале российского рынка.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
13.01.2025

Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит в третье измерение

Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
ООО «ЛУЧИДО»
27.12.2024

MVRDV разработало керамический фасад для магазина Tiffany в Штутгарте

«Бриллианты» изготовлены вручную и окрашены в фирменные цвета.
MVRDV
24.12.2024

Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования: тенденции мощения от BRAER

Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Группа компаний BRAER
20.12.2024

Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной детской больницы

В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
КНАУФ ГИПС
другие статьи