RSS
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе

информация:

Никита Явейн

Никита Явейн

Nikita Yavein / Россия
Евгений Новосадюк

Евгений Новосадюк

Россия

Студия 44

Company: / Россия

авторский коллектив

Архитекторы: Н. И. Явейн, Е. А. Новосадюк, Б. Д. Немцев, Я. П. Пяткина, А. А. Сызранова, при участии А. И. Покатович
Визуализация: А. А. Патрикеев
Конструкторы: Д. П. Кресов, М. В. Новосёлов

партнеры, заказчики, смежники

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа
Верхний объем, ось которого продолжает линию Советской улицы. Лестница и эксплуатируемая кровля. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Архи.ру об этом объекте:

23.12.2021

Юлия Тарабарина. Стереометрическое построение

Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.

Закрытый конкурс на здание музея современного искусства в Уфе, на склоне рядом с Домом правительства, был проведен в марте-августе 2020 года; в нем участвовали три известных архитектурных бюро: АБ Меганом, ТОТЕМЕНТ / PAPER, и Студия 44 . О конкурсе ...   читать дальше
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

описание:

Здание музея запроектировано в чрезвычайно живописной местности, на высоком берегу реки Белой. Четыре прямоугольных блока сооружения вырастают из складок рельефа, поворачиваясь относительно вертикальной оси по ходу солнца, которое постепенно наполняет экспозиционные залы естественным светом. Бетонные параллелепипеды, на первый взгляд массивные и брутальные,  выглядят  воздушными и полупрозрачными благодаря панорамному остеклению. Здание, с одной стороны, будто прорастает из скалы, а с другой, за счет поворота и выноса консолей, невесомо парит над склоном.

Структура сооружения соотнесена с планировочным каркасом города, благодаря чему оно прочно укореняется не только в ландшафте, но и в градостроительном контексте Уфы. Парящая над склоном консоль завершает собой ось Советской улицы и восточной аллеи парка Нуриева, в то время как перпендикулярный ей блок следует параллельно набережной реки Белой и улице Тукая. Еще два блока, последовательно поворачиваясь под углом 30 градусов, образуют в плане раскрытый веер, чьи «пластины» ориентированы в направлении городских доминант: памятника Салавату Юлаеву и здания аппарата правительства Республики Башкортостан.

В структуре музейного комплекса выделяются два типа внутренних пространств: врезанные в склон помещения, не требующие большого количества света, и воздушные панорамные пространства в консольной части «ступеней». Внутреннее пространство каждой консоли подразделяется на два уровня, расширяя возможности дизайна экспозиций и позволяя размещать в двухсветных пространствах крупномасштабные арт-объекты. Кроме того, в залах предусмотрено оборудование для проведения выставок в формате “black box” с полным затемнением выставочного пространства и искусственным освещением экспонируемых предметов. 

Связующим звеном между блоками музейного комплекса и его главным коммуникационным узлом становится освещенный верхним светом центральный холл с эскалаторами, перекрестно связывающими между собой этажи. В темное время суток из центрального холла, пронзая его насквозь, вырывается мощный столп света, обозначающий место музея в панораме города. Световой поток служит ориентиром для гуляющих по набережной и своего рода маяком для судов, проплывающих по реке Белой.

Главный вход в музейный комплекс организован с кровли верхней консоли. Смотровая площадка, обрамляющая входную группу на кровле, становится главной видовой точкой всего города. Широкая парадная лестница ведет в центральный холл, откуда можно пройти в конгресс-центр, в ресторан с панорамным видом на реку Белую или в зал временной экспозиции. Этажом ниже мы продолжаем знакомство с временными экспозициями; там же располагается и многофункциональный зрительный зал. Фойе театра перетекает в зимний сад, интегрированный в рельеф склона. Третий, считая сверху, уровень отведен под постоянную экспозицию; рядом, в глухой части здания, расположено фондохранилище. Наконец, самую нижнюю «ступень», в которой обустроен вход в музей со стороны набережной, занимают административные помещения и жилые резиденции с мастерскими для приглашенных художников. Эксплуатируемые кровли всех четырех блоков служат дополнительными экспозиционными площадками, где арт-объекты предстанут перед зрителями на фоне природных декораций. 

Металлические брусья межэтажных перекрытий, перекрещиваясь под углом 30 градусов, отсылают внимательного зрителя к конструкции «кереге», некогда использовавшейся в домостроении Башкортостана. Ромбический рисунок использован и в благоустройстве панорамных площадок на кровлях корпусов. Геометрический орнамент из плит мощения и световых проемов покрывает здание узорчатым ковром. Наиболее эффектно этот «пятый фасад» музейного комплекса будет смотреться с высоты птичьего полета: его живописную ткань смогут по достоинству оценить пассажиры самолета, набирающего высоту или заходящего на посадку.    

Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Лестница со стороны Дома правительства. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Фасад со стороны реки Белая
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Фасад вдоль Советской улицы
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Функциональное зонирование
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Внутренняя структура
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -4.200 и -7.800 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -15.600 и -23.400 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -27.600 и -30.900 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Конструктивные решения. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Никешкин
  • Владимир Ковалёв
  • Наталья Сидорова
  • Антон Яр-Скрябин
  • Евгений Подгорнов
  • Ростислав Цайзер
  • Владислав Андреев
  • Павел Андреев
  • Николай Кикава
  • Антон Лукомский
  • Раис Баишев
  • Даниил Лоренц
  • Валерий Лукомский
  • Юлий Борисов
  • Михаил Канунников
  • Владимир Плоткин
  • Александр Самарин
  • Александр Асадов
  • Константин Ходнев
  • Сергей Орешкин
  • Степан Липгарт
  • Алексей Орлов
  • Андрей Романов
  • Игорь Членов
  • Полина Воеводина
  • Екатерина Кузнецова
  • Татьяна Гук
  • Андрей Михайлов
  • Сергей Чобан
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Сухов
  • Анна Иванова
  • Никита Явейн
  • Андрей Асадов
  • Михаил Давыдов
  • Александр Котенков
  • Антон Надточий
  • Илья Машков
  • Василий Крапивин
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Валерия Преображенская
  • Роман Леонидов
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Буш
  • Алексей Курков
  • Сергей Кузнецов
  • Дмитрий Селивохин
  • Энди Сноу
  • Алексей Гинзбург
  • Дмитрий Климов
  • Александра Кузьмина
  • Иван Кожин
  • Сергей Труханов
  • Антон Ладыгин
  • Григорий Мустафин
  • Андрей Гнездилов
  • Левон Айрапетов
  • Анастасия Абашева
  • Евгений Зеленов
  • Алексей Полищук
  • Виталий Лутц
  • Всеволод Медведев
  • Григориос Гавалидис
  • Вера Бутко
  • Станислав Белых
  • Александр Скокан
  • Николай Миловидов
  • Игорь Шварцман
  • Олег Мединский
  • Зураб Басария
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Наталия Шилова
  • Юлия Тряскина
  • Илья Уткин

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК KING & SONS
  • Детский сад на 120 мест с бассейном
  • Аэропорт «Омск-Федоровка». Ворота
  • Аэропорт «Омск-Федоровка». Танец ветра
  • Аэропорт «Омск-Федоровка». Чешуйчатое крыло
  • ЖК Glorax Premium Гребной канал
  • МФК на Вишневой
  • OSSU EATERY barroom
  • Памятник Николаю Степановичу Гумилеву в Кронштадте

Новости российской архитектуры:

Башни в детинце
29.03.2024

Башни в детинце

Александр Сафаров, Юлия Мусина
Золотое кольцо
28.03.2024

Золотое кольцо

Владимир Овчинников
Энергия [пост]модернизма
27.03.2024

Энергия [пост]модернизма

Владимир Кубасов
Кристаллы и минералы
27.03.2024

Кристаллы и минералы

Дмитрий Серегин

Технологии:

29.03.2024

Игры в домике

На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
Новые горизонты
28.03.2024

«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде

Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Северсталь
25.03.2024

Между светильником и трековой системой – модульная система APRIORI

Российский бренд светодиодного оборудования Arlight представляет модульную систему APRIORI, универсальный конструктор, каждый элемент которого призван воплотить уникальную дизайнерскую задумку.
Arlight
19.03.2024

Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных архитектурных идей

Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
HILTI
11.03.2024

ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности

ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
ГК «Интер-Росс»
другие статьи