Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе

информация:

Никита Явейн

Никита Явейн

Nikita Yavein / Россия
Студия 44

Студия 44

Studio 44 / Россия
авторский коллектив
Архитекторы: Н. И. Явейн, Е. А. Новосадюк, Б. Д. Немцев, Я. П. Пяткина, А. А. Сызранова, при участии А. И. Покатович
Визуализация: А. А. Патрикеев
Конструкторы: Д. П. Кресов, М. В. Новосёлов

партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа
Верхний объем, ось которого продолжает линию Советской улицы. Лестница и эксплуатируемая кровля. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Архи.ру об этом объекте:

23.12.2021

Юлия Тарабарина. Стереометрическое построение

Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.

Закрытый конкурс на здание музея современного искусства в Уфе, на склоне рядом с Домом правительства, был проведен в марте-августе 2020 года; в нем участвовали три известных архитектурных бюро: АБ Меганом, ТОТЕМЕНТ / PAPER, и Студия 44 . О конкурсе ...   читать дальше
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

описание:

Здание музея запроектировано в чрезвычайно живописной местности, на высоком берегу реки Белой. Четыре прямоугольных блока сооружения вырастают из складок рельефа, поворачиваясь относительно вертикальной оси по ходу солнца, которое постепенно наполняет экспозиционные залы естественным светом. Бетонные параллелепипеды, на первый взгляд массивные и брутальные,  выглядят  воздушными и полупрозрачными благодаря панорамному остеклению. Здание, с одной стороны, будто прорастает из скалы, а с другой, за счет поворота и выноса консолей, невесомо парит над склоном.

Структура сооружения соотнесена с планировочным каркасом города, благодаря чему оно прочно укореняется не только в ландшафте, но и в градостроительном контексте Уфы. Парящая над склоном консоль завершает собой ось Советской улицы и восточной аллеи парка Нуриева, в то время как перпендикулярный ей блок следует параллельно набережной реки Белой и улице Тукая. Еще два блока, последовательно поворачиваясь под углом 30 градусов, образуют в плане раскрытый веер, чьи «пластины» ориентированы в направлении городских доминант: памятника Салавату Юлаеву и здания аппарата правительства Республики Башкортостан.

В структуре музейного комплекса выделяются два типа внутренних пространств: врезанные в склон помещения, не требующие большого количества света, и воздушные панорамные пространства в консольной части «ступеней». Внутреннее пространство каждой консоли подразделяется на два уровня, расширяя возможности дизайна экспозиций и позволяя размещать в двухсветных пространствах крупномасштабные арт-объекты. Кроме того, в залах предусмотрено оборудование для проведения выставок в формате “black box” с полным затемнением выставочного пространства и искусственным освещением экспонируемых предметов. 

Связующим звеном между блоками музейного комплекса и его главным коммуникационным узлом становится освещенный верхним светом центральный холл с эскалаторами, перекрестно связывающими между собой этажи. В темное время суток из центрального холла, пронзая его насквозь, вырывается мощный столп света, обозначающий место музея в панораме города. Световой поток служит ориентиром для гуляющих по набережной и своего рода маяком для судов, проплывающих по реке Белой.

Главный вход в музейный комплекс организован с кровли верхней консоли. Смотровая площадка, обрамляющая входную группу на кровле, становится главной видовой точкой всего города. Широкая парадная лестница ведет в центральный холл, откуда можно пройти в конгресс-центр, в ресторан с панорамным видом на реку Белую или в зал временной экспозиции. Этажом ниже мы продолжаем знакомство с временными экспозициями; там же располагается и многофункциональный зрительный зал. Фойе театра перетекает в зимний сад, интегрированный в рельеф склона. Третий, считая сверху, уровень отведен под постоянную экспозицию; рядом, в глухой части здания, расположено фондохранилище. Наконец, самую нижнюю «ступень», в которой обустроен вход в музей со стороны набережной, занимают административные помещения и жилые резиденции с мастерскими для приглашенных художников. Эксплуатируемые кровли всех четырех блоков служат дополнительными экспозиционными площадками, где арт-объекты предстанут перед зрителями на фоне природных декораций. 

Металлические брусья межэтажных перекрытий, перекрещиваясь под углом 30 градусов, отсылают внимательного зрителя к конструкции «кереге», некогда использовавшейся в домостроении Башкортостана. Ромбический рисунок использован и в благоустройстве панорамных площадок на кровлях корпусов. Геометрический орнамент из плит мощения и световых проемов покрывает здание узорчатым ковром. Наиболее эффектно этот «пятый фасад» музейного комплекса будет смотреться с высоты птичьего полета: его живописную ткань смогут по достоинству оценить пассажиры самолета, набирающего высоту или заходящего на посадку.    

Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Лестница со стороны Дома правительства. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Фасад со стороны реки Белая
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Фасад вдоль Советской улицы
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Функциональное зонирование
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Внутренняя структура
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -4.200 и -7.800 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -15.600 и -23.400 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -27.600 и -30.900 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Конструктивные решения. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Никита Явейн,

другие постройки:
  • Территория развития СПбГУ. Генплан и объемно-планировочная композиция, Санкт-Петербург
  • Жилой комплекс «Красин», Санкт-Петербург
  • Реставрация и модернизация публичной библиотеки им. Маяковского, Санкт-Петербург
  • ЖК на Синопской набережной, Санкт-Петербург
  • Кампус университета ИТМО, Южный
  • Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус, Южный
  • Кампус университета ИТМО. Общежития, Южный
  • Романтический парк «Тучков буян», Санкт-Петербург
  • Академия танца под руководством Бориса Эйфмана, 2 очередь, Санкт-Петербург

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Василий Крапивин
  • Ростислав Цайзер
  • Анастасия Абашева
  • Зураб Басария
  • Станислав Белых
  • Виталий Лутц
  • Александра Кузьмина
  • Игорь Членов
  • Михаил Канунников
  • Сергей Переслегин
  • Алексей Гинзбург
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Никешкин
  • Максим Гурвич
  • Александр Скокан
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Надточий
  • Николай Переслегин
  • Николай Миловидов
  • Георгий Трофимов
  • Вера Бутко
  • Екатерина Кузнецова
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Роман Леонидов
  • Анна Иванова (Баданова)
  • Евгений Волков
  • Сергей Труханов
  • Никита Явейн
  • Катерина Грень
  • Полина Воеводина
  • Илья Машков
  • Илья Уткин
  • Иван Кожин
  • Степан Липгарт
  • Никита Токарев
  • Дмитрий Реутт
  • Евгений Герасимов
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Асадов
  • Олег Мединский
  • Александр Котенков
  • Олег Григорьев
  • Андрей Романов
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Скуратов
  • Антон Лукомский
  • Левон Айрапетов
  • Алексей Орлов
  • Игорь Шварцман
  • Константин Ходнев
  • Валерия Преображенская
  • Дмитрий Буш
  • Карен Сапричян
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Асадов
  • Анатолий Столярчук
  • Павел Андреев
  • Владимир Плоткин
  • Григориос Гавалидис
  • Сергей Чобан
  • Наталия Шилова
  • Александр Самарин
  • Юлий Борисов
  • Наталья Сидорова
  • Андрей Михайлов
  • Владимир Ковалёв
  • Евгений Подгорнов
  • Валерий Лукомский
  • Татьяна Гук

Проект из каталога (случайный выбор)

Комплекс ACROS
Эмилио Амбас, – 1995
Комплекс ACROS

Постройки и проекты (новые записи):

  • TOPWINEDOM
  • ФОК в Зеленограде
  • Здание Центрального телеграфа
  • Коворкинг Пушкин на Чёрной Речке
  • Концепция общественных интерьеров небоскреба Famous в ЖК Filicity
  • Брассерия Zoe
  • Архитектурно-градостроительный облик вестибюля станции метро «Электросила»
  • Реконструкция здания на 1-ой Фрунзенской улице. «Дом-самолет»
  • Детский сад на Верхней Масловке

Новости российской архитектуры:

Бетон, дерево и кофе
16.05.2022

Бетон, дерево и кофе

Кирилл Ставцев
Винный дом
13.05.2022

Винный дом

Татьяна Лаптиева, Анжелла Якимович
Каспийские дары
13.05.2022

Каспийские дары

Шушана Хачатрян

Технологии:

04.05.2022

Клинкер как выразительное средство

Жилой дом «Одиннадцать Станиславского» вписан в историческую среду Таганки с помощью клинкерного кирпича Wittmunder Klinker индивидуальной сортировки.
АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE, ADM
27.04.2022

Датское хьюгге с упором на экологию

Компания ROCKWOOL получила награду ECO FRIENDLY OFFICE за самый экологичный офис.
ROCKWOOL
18.04.2022

Приглашаем на вебинар «Стальной потенциал» массового жилого строительства и городской инфраструктуры
21 апреля, 11:00 – 12:00

Особенности стального строительства инфраструктурных объектов на примере реальных бизнес-кейсов: реконструкция площадки ГЭС-2 в Москве, развлекательный комплекс «Остров Мечты» и других.
Северсталь
06.04.2022

Потолки для мультизадачных решений

Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Knauf Ceiling Solutions
другие статьи