RSS
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе

информация:

Никита Явейн
Евгений Новосадюк

авторский коллектив

Архитекторы: Н. И. Явейн, Е. А. Новосадюк, Б. Д. Немцев, Я. П. Пяткина, А. А. Сызранова, при участии А. И. Покатович
Визуализация: А. А. Патрикеев
Конструкторы: Д. П. Кресов, М. В. Новосёлов

партнеры, заказчики, смежники

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа
Верхний объем, ось которого продолжает линию Советской улицы. Лестница и эксплуатируемая кровля. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Архи.ру об этом объекте:

23.12.2021

Юлия Тарабарина. Стереометрическое построение

Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.

Закрытый конкурс на здание музея современного искусства в Уфе, на склоне рядом с Домом правительства, был проведен в марте-августе 2020 года; в нем участвовали три известных архитектурных бюро: АБ Меганом, ТОТЕМЕНТ / PAPER, и Студия 44 . О конкурсе ...   читать дальше
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

описание:

Здание музея запроектировано в чрезвычайно живописной местности, на высоком берегу реки Белой. Четыре прямоугольных блока сооружения вырастают из складок рельефа, поворачиваясь относительно вертикальной оси по ходу солнца, которое постепенно наполняет экспозиционные залы естественным светом. Бетонные параллелепипеды, на первый взгляд массивные и брутальные,  выглядят  воздушными и полупрозрачными благодаря панорамному остеклению. Здание, с одной стороны, будто прорастает из скалы, а с другой, за счет поворота и выноса консолей, невесомо парит над склоном.

Структура сооружения соотнесена с планировочным каркасом города, благодаря чему оно прочно укореняется не только в ландшафте, но и в градостроительном контексте Уфы. Парящая над склоном консоль завершает собой ось Советской улицы и восточной аллеи парка Нуриева, в то время как перпендикулярный ей блок следует параллельно набережной реки Белой и улице Тукая. Еще два блока, последовательно поворачиваясь под углом 30 градусов, образуют в плане раскрытый веер, чьи «пластины» ориентированы в направлении городских доминант: памятника Салавату Юлаеву и здания аппарата правительства Республики Башкортостан.

В структуре музейного комплекса выделяются два типа внутренних пространств: врезанные в склон помещения, не требующие большого количества света, и воздушные панорамные пространства в консольной части «ступеней». Внутреннее пространство каждой консоли подразделяется на два уровня, расширяя возможности дизайна экспозиций и позволяя размещать в двухсветных пространствах крупномасштабные арт-объекты. Кроме того, в залах предусмотрено оборудование для проведения выставок в формате “black box” с полным затемнением выставочного пространства и искусственным освещением экспонируемых предметов. 

Связующим звеном между блоками музейного комплекса и его главным коммуникационным узлом становится освещенный верхним светом центральный холл с эскалаторами, перекрестно связывающими между собой этажи. В темное время суток из центрального холла, пронзая его насквозь, вырывается мощный столп света, обозначающий место музея в панораме города. Световой поток служит ориентиром для гуляющих по набережной и своего рода маяком для судов, проплывающих по реке Белой.

Главный вход в музейный комплекс организован с кровли верхней консоли. Смотровая площадка, обрамляющая входную группу на кровле, становится главной видовой точкой всего города. Широкая парадная лестница ведет в центральный холл, откуда можно пройти в конгресс-центр, в ресторан с панорамным видом на реку Белую или в зал временной экспозиции. Этажом ниже мы продолжаем знакомство с временными экспозициями; там же располагается и многофункциональный зрительный зал. Фойе театра перетекает в зимний сад, интегрированный в рельеф склона. Третий, считая сверху, уровень отведен под постоянную экспозицию; рядом, в глухой части здания, расположено фондохранилище. Наконец, самую нижнюю «ступень», в которой обустроен вход в музей со стороны набережной, занимают административные помещения и жилые резиденции с мастерскими для приглашенных художников. Эксплуатируемые кровли всех четырех блоков служат дополнительными экспозиционными площадками, где арт-объекты предстанут перед зрителями на фоне природных декораций. 

Металлические брусья межэтажных перекрытий, перекрещиваясь под углом 30 градусов, отсылают внимательного зрителя к конструкции «кереге», некогда использовавшейся в домостроении Башкортостана. Ромбический рисунок использован и в благоустройстве панорамных площадок на кровлях корпусов. Геометрический орнамент из плит мощения и световых проемов покрывает здание узорчатым ковром. Наиболее эффектно этот «пятый фасад» музейного комплекса будет смотреться с высоты птичьего полета: его живописную ткань смогут по достоинству оценить пассажиры самолета, набирающего высоту или заходящего на посадку.    

Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Лестница со стороны Дома правительства. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Фасад со стороны реки Белая
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Фасад вдоль Советской улицы
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Функциональное зонирование
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Внутренняя структура
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -4.200 и -7.800 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -15.600 и -23.400 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -27.600 и -30.900 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Конструктивные решения. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Андрей Романов
  • Сергей Кузнецов
  • Валерий Лукомский
  • Алексей Орлов
  • Роман Леонидов
  • Михаил Давыдов
  • Андрей Чуйков
  • Олег Мединский
  • Наталия Шилова
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Михайлов
  • Никита Явейн
  • Даниил Лоренц
  • Дмитрий Ликин
  • Григориос Гавалидис
  • Елена Пучкова
  • Юлия Тряскина
  • Андрей Гнездилов
  • Энди Сноу
  • Антон Яр-Скрябин
  • Владислав Андреев
  • Юрий Виссарионов
  • Илья Машков
  • Сергей Никешкин
  • Алексей Гинзбург
  • Ростислав Цайзер
  • Юлия Солдатенкова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Екатерина Кузнецова
  • Павел Андреев
  • Сергей Переслегин
  • Сергей Скуратов
  • Игорь Шварцман
  • Николай Переслегин
  • Степан Липгарт
  • Николай Кикава
  • Антон Лукомский
  • Сергей Чобан
  • Марина Егорова
  • Александр Асадов
  • Анастасия Абашева
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Игорь Членов
  • Василий Крапивин
  • Полина Воеводина
  • Дмитрий Буш
  • Антон Надточий
  • Михаил Канунников
  • Евгений Подгорнов
  • Иван Кожин
  • Александр Самарин
  • Александр Котенков
  • Дмитрий Сухов
  • Анна Иванова
  • Евгений Зеленов
  • Олег Шапиро
  • Андрей Асадов
  • Татьяна Гук
  • Юлий Борисов
  • Константин Ходнев
  • Всеволод Медведев
  • Алексей Полищук
  • Раис Баишев
  • Георгий Трофимов
  • Наталья Сидорова
  • Вера Бутко
  • Виталий Лутц
  • Александр Скокан
  • Сергей Труханов
  • Зураб Басария
  • Григорий Мустафин
  • Александра Кузьмина
  • Станислав Белых
  • Левон Айрапетов
  • Александр Бровкин
  • Алина Георгиевская
  • Илья Гринберг
  • Олег Карлсон
  • Алексей Курков
  • Антон Ладыгин
  • Николай Макаров
  • Валерия Преображенская
  • Илья Уткин
  • Олег Шурыгин
  • Дмитрий Шурыгин

Проект из каталога (случайный выбор)

Индивидуальный жилой дом «Новая земля»
Арсений Леонович, Никита Токарев, 2003
Индивидуальный жилой дом «Новая земля»

Постройки и проекты (новые записи):

  • Театр для детей и молодежи в Череповце
  • Навес над тандыром
  • Детский сад в составе в ЖК «Преображенская площадь»
  • Научная площадка Роснефть
  • Площадка 800 летия Москвы
  • Площадка Портал: Куб Пилюгина
  • Площадка Стронций
  • Площадка Франций
  • Площадка Эко Лихачева

Новости российской архитектуры: