Как на ладони

В начале 2021 года в Уфе был проведен закрытый конкурс на проект музея современного искусства. В нем участвовали 3 бюро: «Меганом», «Студия 44» и TOTEMENT/PAPER. Сейчас площадка строительства изменилась, и проектирование, по-видимому, продолжится. Однако заказчик дал нам разрешение на публикацию трех конкурсных проектов. Начинаем публикации с проекта Юрия Григоряна, который еще весной считался победившим.

mainImg
Архитектор:
Юрий Григорян
Мастерская:
Меганом http://meganom.moscow/
Проект:
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
Россия, Уфа, берег реки Белой

1.2021 — 5.2021

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа
Музей современного искусства в Уфе планируется строить по инициативе и при финансовой поддержке местного предпринимателя и мецената Марата Ахметшина, совладельца телеком-оператора «Уфанет», (см. интервью с ним). Некоторое время у проектируемого музея не было названия, теперь он называется ZAMAN.

Поначалу, как сообщает Марат Ахметшин в собственном рассказе об истории проектирования, планировалось провести международный конкурс с сотнями участников и жюри под председательством Араты Исодзаки, что подтверждается и сообщениями уфимских СМИ. Затем планы скорректировала пандемия и заказчики организовали то, что в нашей стране называют закрытым конкурсом. В нем участвовали три очень известных российских бюро: «Меганом» Юрия Григоряна, «Студия 44» Никиты Явейна и ТОТЕМЕНТ / PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской. Все с музейными и выставочными проектами и реализациями в портфолио. Проектировали в начале 2021 года, до марта включительно. 

Между тем уже летом 2021 года место размещения музея решили изменить, прежний участок решено отдать под нужды правительства республики Башкортостан; сейчас идет поиск другого участка.

Следовательно, кто бы ни работал дальше над зданием, проект будет другим. Что не мешает нам показать конкурсные проекты: все они представляют собой эффектные современные музейные здания, также как и примеры работы со сложным участком, крутым склоном над рекой Белой – и с решения ответственной задачи, поскольку музей современного искусства это тема, которая находится на пике проблематики экспозиционных пространств. Здание музея – само по себе уже серьезный вызов для любого архитектора, но музей совриска должен быть к тому же остр и актуален по форме. 
Участок
Итак, несколько слов об участке, с которым работали участники закрытого конкурса. Он располагается на краю административного центра Уфы, на бровке склона реки Белой, к юго-востоку от здания Дома правительства 1970-х годов постройки и к юго-западу от небольшого деревянного дома-музея художника Александра Тюлькина, примера того типа мещанской застройки XIX века, которую принято называть «частным сектором».  

Перепад высот на нем – около 20 м; общая высота склона от Дома правительства до реки – около 70 м. Плюс не очень устойчивые приречные грунты. Высотные ограничения – со стороны Дома правительства 5 этажей, чтобы не возвышаться над ним, со стороны музея Тюлькина 12 метров от верхней отметки склона. 

Место расположения участка:

Начинаем с проекта Юрия Григоряна – некоторое время он считался принятым к реализации и, таким образом, победившим.
Конкурсный проект музея современного искусства в Уфе АБ МЕГАНОМ
Согласно проекту АБ Меганом существующий сквер имени Зии Нуриева, к которому из центра Уфы ведет Советская улица и который сейчас представляет собой обкомовский вариант озеленения в виде дисциплинированных рядов голубых елей, предполагалось благоустроить в современном ключе, с ассиметричными островками, подготавливая, таким образом, путь к музею. 
  • zooming
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Меганом
  • zooming
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Меганом

Вниз к набережной по склону ведет открытая лестница – совершенно прямая, она подхватывает направление ортогональной сетки городских кварталов, но не продолжает ни улицу Советскую, ни Ленина. Лестница проходит справа от музейного здания, вдоль его западной стены. 

Собственно здание музея – простой и широкий параллелепипед уплощенных пропорций, этакий «сендвич» из тонких перекрытий пола и потолка и стеклянных стен по периметру. Оно «воткнуто» в начало склона примерно как книга в стопку себе подобных. Контуры объема вторят все той же ортогональной сетке города, никуда не поворачивают, отчасти он вкапывается в склон и лежит на нем, отчасти нависает консолями. 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом

В основном параллелепипеде размещены все основные помещения музея, доступные для посетителей: постоянная экспозиция, выставки, резиденции художников, кафе, администрация, конференц-зал, побольше, и зал театральный, поменьше. Резиденции частично примыкают к восточному фасаду и художники получают, таким образом, в свое распоряжение большие окна, но в то же время оказываются «экспонированы»; администрация и сувенирный магазин примыкают ко входу-выходу и к основанию склона.

В остальном внутренние объемы свободно распределены в пространстве, и всё в промежутках между ними становится общественным холлом или фойе.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План 1 этажа
© Меганом

Это актуальный прием проектирования современных музеев и общественных зданий – фойе осмысляется как крытая площадь или, говоря точнее, внутренний «город» между объемами «домов». Оно берет на себя роль промежуточного пространства для общения и отдыха, что подчеркнуто, в числе прочего, устройством открытого амфитеатра у наружной стены шестигранного объема конгресс-холла. Забегая вперед – амфитеатр становится также частью входа в основное пространство музея.
  • zooming
    Амфитеатр внутри фойе. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Меганом
  • zooming
    Амфитеатр внутри фойе. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Меганом

Интерьеры внутренних объемов-залов защищены от естественного света: в их кровле предусмотрены зенитные окна, но они, судя по всему, могут быть закрыты. «Крытая площадь» музейного фойе, напротив, освещается, отчасти через зенитные окна и прорези, но в основном – через стеклянные стены по контуру всего здания. Что также дает и обратный эффект: объемы залов видны за стеклом как экспонаты внутри витрины – и белая выгородка постоянной экспозиции, и черные стены конференц-зала и желтые стены театра. Также видны и люди, бродящие внутри музея-«витрины». 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом

Со стороны города параллелепипед музея раскрывается: северный край его кровли плавно приподнимается кверху, как будто «отслаивается» – так что здание открывает «рот» входной лоджии-«козырька», создавая интригующую наклонную стену. Ее верхняя отметка – 12.9 м, на 90 см выше высотного ограничения со стороны дома-музея; но на эту высоту выходит не объем, а лишь верхняя кромка пластины.

В профиль получается плавная дуга, которая по касательной стыкуется с началом склона и сопрягается с поверхностью эксплуатируемой кровли музея – чей уровень, что важно, равен «нулевому» уровню ближайших городских мостовых и сквера имени Нуриева.   
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом

Верхняя поверхность дуги «козырька» отдана ступеням амфитеатра-«трибуны» для созерцания речной панорамы и площади на кровле.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом

Нижняя поверхность изогнутой кровли «вонзается» в землю интригующей дугой – поэтому воспринять ее как раструб лоджии, приглашающей войти внутрь, можно скорее издалека, чем вблизи. Входы устроены в прорезях гигантской пластины. 
Вид со стороны Дома правительства. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом

В «козырьке» – несколько параболических отверстий. Одно из них, небольшое, но расположенное ближе к центральной оси, позволяет пройти по прямой из города на эксплуатируемую кровлю-площадь, не спускаясь и не поднимаясь, по прямой – что подчеркивает значение кровли как продолжения городского пространства, но только расположенного «за стеной» и «над пропастью». Переход между городом и кровлей-площадью оказывается чем-то сродни порталу телепортации: вроде бы мы движемся в одном и том же уровне, но, минуя некое не очень широкое отверстие, оказываемся в пространстве с другими характеристиками – плоском, открытом, с кругами зенитных окон под ногами и прорезями, чей рисунок складывается в подобие супрематической картины. 
Макет. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Пространство площади на эксплуатируемой кровле. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом

Главный вход в музей расположен правее – это крупный стеклянный объем с, опять же, параболическим контуром. Он выступает светящимся носом в западной части, ближе к Дому правительства, и ведет в очень хорошо освещенную, через витражи вверху и по бокам, двухмаршевую лестницу-атриум. На визуализациях архитекторы не акцентируют переплеты и входные двери – но на планах они видны: двери расположены на острие стеклянного «носа», а стекло встроено в ребра, расходящиеся веерно. В целом же вход выглядит как драгоценный камень, прозрачный и светящийся изнутри. 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом

Входную лестницу-атриум можно было бы образно уподобить главной лестнице в здании ГМИИ Романа Клейна, только ведет она не вверх, а вниз. И не по прямой, а под углом, поскольку в уровне 3.6 м приводит площадке перед стеной конгресс-холла: здесь следует повернуть налево и спуститься еще ниже, на уровень основного музейного пространства, -8.4 м от нулевой отметки городских площадей. Вход получается совсем не прямым, но пространство лестниц-амфитеатров с поворотом могло бы быть интригующим. Вход в конгресс-холл – отдельный, сбоку в западной стене, с внешней лестницы. 
  • zooming
    1 / 7
    План на нулевой отметке; показаны, в том числе, входы. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Меганом
  • zooming
    2 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Разрез 1-1
    © Меганом
  • zooming
    3 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Разрез 2-2
    © Меганом
  • zooming
    4 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План 1 этажа
    © Меганом
  • zooming
    5 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Меганом
  • zooming
    6 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. План 1 этажа
    © Меганом
  • zooming
    7 / 7
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Разрез 1-1
    © Меганом

Слева под козырьком вместо ровной «нулевой» поверхности, появляются ступени еще одного амфитеатра, отчасти прикрытого изогнутой поверхностью «козырька» и освещенного через другие прорези, которые здесь играют роль уже не входов, а световых колодцев. Одна из прорезей круглая, другая – тонкая параллельная краю линия; они вторят «супрематическому» рисунку кровли-площади. Всё вместе – авторы, как кажется, намеренно подчеркивают это своей проектной графикой – должно сливаться в некую асимметричную светоносную «триумфальную арку», созвучную, опять же, идее перехода-телепорта, не лишенного фантастичности. 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Меганом

Смелость консоли надо признать не чрезмерной: по центральной оси она нависает над склоном метров на 20 в длину, на углах, конечно, больше. В остальном здание «лежит» на склоне, опираясь также на субструкции нижнего, минус-второго, этажа, отданного фондохранилищу и техпомещениям. Что не мешает ему, особенно при взгляде снизу, с юго-западного угла, легко парить над верхушками деревьев. 
  • zooming
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Меганом
  • zooming
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Меганом

«Выбирали лучшую концепцию вместе с участниками будущего строительства: директором проектной компании Александром Старшининым, супервайзером Максимом Маргиевым и Александром Ильиным. Но максимальная доля влияния была, конечно же, моя», – рассказывает Марат Ахметшин.

Среди достоинств проекта заказчик отмечает трибуны на крыше, просторную смотровую площадку и минималистичность. Действительно, проект Меганома лаконичен и решен на одном приеме – здание как на вытянутой ладони держит над склоном городскую площадь. И в то же время решение входной части, которая уподоблена изнанке некоей материи, приподнятой ветром над рекой – материи, наделенной ролью то ли стены, то ли козырька, то ли группы переходов иные миры, один из которых музей, другой площадь, третий, надо думать, просто свет – завораживает неожиданно тонкой сценографией.
Архитектор:
Юрий Григорян
Мастерская:
Меганом http://meganom.moscow/
Проект:
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
Россия, Уфа, берег реки Белой

1.2021 — 5.2021

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа

22 Декабря 2021

Похожие статьи
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.