Архсовет Москвы–53

На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.

Автор текста:
Алла Павликова

mainImg
Архитектор:
Юрий Григорян
Мастерская:
Меганом
Проект:
Жилой комплекс на Звенигородском шоссе
Россия, Москва

2017
Многофункциональный жилой комплекс планируется построить на Звенигородском шоссе, на месте бывшего хлебозавода N16, закрытого около трех лет назад. Участок расположен напротив Ваганьковского кладбища, в районе станции метро «Улица 1905 года», в плотном кольце жилой застройки. Ближе всего к площадке подходят два жилых кирпичных дома средней этажности, расположенные вдоль шоссе, что накладывает серьезные инсоляционные ограничения. По 2-ой Черногрязской улице границу бывшего хлебозавода «штурмуют» такие же жилые дома с зелеными дворами. Застройка повыше подступает сзади, из глубины квартала. И только с востока с участком соседствует массивный бизнес-центр «Марр Плаза».

На стесненном участке требовалось разместить порядка 18 тысяч м² полезной площади, из которых большая часть – это квартиры. Согласно выданному ГПЗУ, разрешенная высота зданий могла составить 75 м – и это несмотря на тесное соседство с пятиэтажками. Как рассказал Юрий Григорян, лично представивший проект членам Архитектурного совета, в поисках ответа на все градостроительные задачи было разработано около пятидесяти вариантов композиционных и архитектурных решений, прежде чем был найден правильный.

Комплекс представлен двумя высокими жилыми башнями, поставленными на общий двухэтажный стилобат Г-образной формы. Одна из башен выходит непосредственно на Звенигородское шоссе, другая помещена в глубину участка. Стилобат фиксирует контуры двора, ограничивая его пространство со стороны шоссе и соседних жилых домов по 2-ой Черногрязской улице. Здесь же, вдоль всего фасада нового комплекса, организована пешеходная аллея, позволяющая пересечь квартал насквозь. Сам двор – озелененный и превращенный в небольшой сквер без доступа автомобилей – тоже оставлен открытым и проницаемым. Для автомобилей предусмотрен подземный паркинг. Стилобат целиком отдан под общественные и коммерческие функции. В нем располагаются магазины шаговой доступности, небольшие кафе и фитнес-клуб. Все это призвано оживить городское пространство вдоль созданной аллеи и со стороны шоссе, где из-за перепада рельефа от тротуара к входам в стилобатную часть придется спускаться по лестнице.
Многофункциональный жилой комплекс на Звенигородском шоссе © бюро «Меганом»
Многофункциональный жилой комплекс на Звенигородском шоссе. Макет
Бюро «Меганом»

Башни изначально задумывались одинаковой высоты – по 75 м каждая. Однако в процессе проектирования стало ясно, что один из объемов, выходящий к шоссе, частично перекроет вид на Кудринскую площадь и расположенную там сталинскую высотку. Тогда было принято решение сделать башню чуть шире, но на 10 м ниже, тем самым сгладив ее присутствие.

Обеим башням придана сложная скульптурная форма с множеством выступающих угловых элементов. Полностью гладким сделан только северный фасад, обращенный в сторону кладбища. Его предлагается облицевать перламутровой керамической плиткой, сформировав простой повторяющийся геометрический рисунок. Для отделки дворового фасада и второй башни планируется использовать натуральный камень и архитектурный бетон.

Большое внимание в проекте уделено планировкам. «Мы пытались добиться максимального раскрытия квартир на юг и в сторону реки, – рассказал Юрий Григорян. – Были разработаны квартиры с 5-6 углами, что делает их более ценными и с точки зрения открывающихся видов, и с точки зрения самого пространства внутри квартиры».

Еще одна «инициативная» часть проекта – межевание территории, включающее пустующий соседний участок. Юрий Григорян объяснил, что это стоит рассматривать лишь как попытку обезопасить территорию от высокоплотной точечной застройки, что приведет к утрате одной из важнейших идей проекта – проницаемости и открытости.
Многофункциональный жилой комплекс на Звенигородском шоссе. Макет
Бюро «Меганом»

Предваряя обсуждение проекта, Сергей Кузнецов объяснил, что основной причиной его рассмотрения на совете стала опасная перспектива нарушить восприятие Кудринской площади с Звенигородского шоссе. Несмотря на то, что башня, выходящая к шоссе, на 10 м ниже допустимой в ГПЗУ высоты, визуально-ландшафтный анализ показал, что здание будет частично закрывать сталинскую высотку. Члены совета, однако, в большинстве своем высказались за сохранение пропорций комплекса. Владимир Плоткин отметил, что в районе площади и без того много высотных зданий: «Я каждый день еду на работу по Звенигородскому шоссе и каждый раз поражаюсь возникающему силуэту высотки на Кудринской площади, – объяснил Плоткин. – Но по мере приближения к центру ее силуэт постепенно проседает, оказываясь в кольце другой высотной застройки, включая комплекс Москва-Сити, расположенный чуть правее. Поэтому две новые башни на восприятие высотки, как мне кажется, существенно не повлияют».

Похожее мнение высказал и Николай Ляшенко, который напомнил, что его бюро уступило «Меганому» в закрытом конкурсе на разработку проекта для этого участка. «Увидев результат, я понял, почему мы проиграли, – признался Ляшенко. – Юрий Григорян нашел остроумное решение для территории с огромным количеством ограничений. Что же касается высотности комплекса, то здесь нельзя забывать, что он воспринимается не только из машины, он находится внутри плотной застройки, становясь ее частью, а потому никому не мешает». Сделать башню вдоль шоссе чуть ниже предложил только Александр Кудрявцев, и то только для того, чтобы усилить дифференциацию между башнями, сделав одну более скульптурной и тонкой, а вторую – наоборот, приземистой.

Андрей Гнездилов предложил поддержать проект в представленном варианте, отметив высокое качество архитектуры, художественный подход, «тонкое пропорционирование в пространстве» и отличную графику – «как будто вычерчено руками». Идеи Григоряна относительно межевания территории Гнездилов с сожалением признал нереализуемыми в рамках действующего градостроительного законодательства, поскольку, пока на соседний участок не пришел собственник, с ним сделать ничего нельзя. Но в качестве проектного предложения он посоветовал сохранить идеи «Меганома» на будущее.

Также члены совета высоко оценили стремление создать качественные общественные пространства и идею проницаемости территории. По мнению Михаила Посохина, комплекс, выполненный с таким артистизмом, задаст крайне высокую планку для дальнейшего развития района – «нельзя будет сделать хуже». Андрей Боков посоветовал авторам доработать транспортную схему и продумать все маршруты движения пешеходов.

Подводя итоги обсуждения, Сергей Кузнецов заметил, что в целом совет дал представленной работе очень высокую оценку, что случается редко. Проект решено было поддержать.

Архитектор:
Юрий Григорян
Мастерская:
Меганом
Проект:
Жилой комплекс на Звенигородском шоссе
Россия, Москва

2017

30 Ноября 2017

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы – 51
Архсовет отклонил проект высотной жилой застройки на Ленинградском проспекте и принял концепцию многофункционального офисного и торгово-развлекательного центра в Новой Москве.
Архсовет Москвы–50
Разработанная МКА концепция развития бывшей территории Военной академии на Москворецкой набережной – исторического Воспитательного дома – получила одобрение Архитектурного совета.
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту по проекту Querkraft и Berger + Parkkinen в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.