Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.11.2017

Архсовет Москвы–53

Алла Павликова
Объект:
ЖК Дизайнерский дом Eleven
Адрес:
Россия, Москва. ул. Сергея Макеева, 11

На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.

Многофункциональный жилой комплекс на Звенигородском шоссе © бюро «Меганом»
Многофункциональный жилой комплекс на Звенигородском шоссе © бюро «Меганом»

Многофункциональный жилой комплекс планируется построить на Звенигородском шоссе, на месте бывшего хлебозавода N16, закрытого около трех лет назад. Участок расположен напротив Ваганьковского кладбища, в районе станции метро «Улица 1905 года», в плотном кольце жилой застройки. Ближе всего к площадке подходят два жилых кирпичных дома средней этажности, расположенные вдоль шоссе, что накладывает серьезные инсоляционные ограничения. По 2-ой Черногрязской улице границу бывшего хлебозавода «штурмуют» такие же жилые дома с зелеными дворами. Застройка повыше подступает сзади, из глубины квартала. И только с востока с участком соседствует массивный бизнес-центр «Марр Плаза».

На стесненном участке требовалось разместить порядка 18 тысяч м² полезной площади, из которых большая часть – это квартиры. Согласно выданному ГПЗУ, разрешенная высота зданий могла составить 75 м – и это несмотря на тесное соседство с пятиэтажками. Как рассказал Юрий Григорян, лично представивший проект членам Архитектурного совета, в поисках ответа на все градостроительные задачи было разработано около пятидесяти вариантов композиционных и архитектурных решений, прежде чем был найден правильный.

Комплекс представлен двумя высокими жилыми башнями, поставленными на общий двухэтажный стилобат Г-образной формы. Одна из башен выходит непосредственно на Звенигородское шоссе, другая помещена в глубину участка. Стилобат фиксирует контуры двора, ограничивая его пространство со стороны шоссе и соседних жилых домов по 2-ой Черногрязской улице. Здесь же, вдоль всего фасада нового комплекса, организована пешеходная аллея, позволяющая пересечь квартал насквозь. Сам двор – озелененный и превращенный в небольшой сквер без доступа автомобилей – тоже оставлен открытым и проницаемым. Для автомобилей предусмотрен подземный паркинг. Стилобат целиком отдан под общественные и коммерческие функции. В нем располагаются магазины шаговой доступности, небольшие кафе и фитнес-клуб. Все это призвано оживить городское пространство вдоль созданной аллеи и со стороны шоссе, где из-за перепада рельефа от тротуара к входам в стилобатную часть придется спускаться по лестнице.
Многофункциональный жилой комплекс на Звенигородском шоссе. Макет
Многофункциональный жилой комплекс на Звенигородском шоссе. Макет
Бюро «Меганом»

Башни изначально задумывались одинаковой высоты – по 75 м каждая. Однако в процессе проектирования стало ясно, что один из объемов, выходящий к шоссе, частично перекроет вид на Кудринскую площадь и расположенную там сталинскую высотку. Тогда было принято решение сделать башню чуть шире, но на 10 м ниже, тем самым сгладив ее присутствие.

Обеим башням придана сложная скульптурная форма с множеством выступающих угловых элементов. Полностью гладким сделан только северный фасад, обращенный в сторону кладбища. Его предлагается облицевать перламутровой керамической плиткой, сформировав простой повторяющийся геометрический рисунок. Для отделки дворового фасада и второй башни планируется использовать натуральный камень и архитектурный бетон.

Большое внимание в проекте уделено планировкам. «Мы пытались добиться максимального раскрытия квартир на юг и в сторону реки, – рассказал Юрий Григорян. – Были разработаны квартиры с 5-6 углами, что делает их более ценными и с точки зрения открывающихся видов, и с точки зрения самого пространства внутри квартиры».

Еще одна «инициативная» часть проекта – межевание территории, включающее пустующий соседний участок. Юрий Григорян объяснил, что это стоит рассматривать лишь как попытку обезопасить территорию от высокоплотной точечной застройки, что приведет к утрате одной из важнейших идей проекта – проницаемости и открытости.
Многофункциональный жилой комплекс на Звенигородском шоссе. Макет
Многофункциональный жилой комплекс на Звенигородском шоссе. Макет
Бюро «Меганом»

Предваряя обсуждение проекта, Сергей Кузнецов объяснил, что основной причиной его рассмотрения на совете стала опасная перспектива нарушить восприятие Кудринской площади с Звенигородского шоссе. Несмотря на то, что башня, выходящая к шоссе, на 10 м ниже допустимой в ГПЗУ высоты, визуально-ландшафтный анализ показал, что здание будет частично закрывать сталинскую высотку. Члены совета, однако, в большинстве своем высказались за сохранение пропорций комплекса. Владимир Плоткин отметил, что в районе площади и без того много высотных зданий: «Я каждый день еду на работу по Звенигородскому шоссе и каждый раз поражаюсь возникающему силуэту высотки на Кудринской площади, – объяснил Плоткин. – Но по мере приближения к центру ее силуэт постепенно проседает, оказываясь в кольце другой высотной застройки, включая комплекс Москва-Сити, расположенный чуть правее. Поэтому две новые башни на восприятие высотки, как мне кажется, существенно не повлияют».

Похожее мнение высказал и Николай Ляшенко, который напомнил, что его бюро уступило «Меганому» в закрытом конкурсе на разработку проекта для этого участка. «Увидев результат, я понял, почему мы проиграли, – признался Ляшенко. – Юрий Григорян нашел остроумное решение для территории с огромным количеством ограничений. Что же касается высотности комплекса, то здесь нельзя забывать, что он воспринимается не только из машины, он находится внутри плотной застройки, становясь ее частью, а потому никому не мешает». Сделать башню вдоль шоссе чуть ниже предложил только Александр Кудрявцев, и то только для того, чтобы усилить дифференциацию между башнями, сделав одну более скульптурной и тонкой, а вторую – наоборот, приземистой.

Андрей Гнездилов предложил поддержать проект в представленном варианте, отметив высокое качество архитектуры, художественный подход, «тонкое пропорционирование в пространстве» и отличную графику – «как будто вычерчено руками». Идеи Григоряна относительно межевания территории Гнездилов с сожалением признал нереализуемыми в рамках действующего градостроительного законодательства, поскольку, пока на соседний участок не пришел собственник, с ним сделать ничего нельзя. Но в качестве проектного предложения он посоветовал сохранить идеи «Меганома» на будущее.

Также члены совета высоко оценили стремление создать качественные общественные пространства и идею проницаемости территории. По мнению Михаила Посохина, комплекс, выполненный с таким артистизмом, задаст крайне высокую планку для дальнейшего развития района – «нельзя будет сделать хуже». Андрей Боков посоветовал авторам доработать транспортную схему и продумать все маршруты движения пешеходов.

Подводя итоги обсуждения, Сергей Кузнецов заметил, что в целом совет дал представленной работе очень высокую оценку, что случается редко. Проект решено было поддержать.