На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Многофункциональный жилой комплекс на Звенигородском шоссе © бюро «Меганом»
Многофункциональный жилой комплекс планируется построить на Звенигородском шоссе, на месте бывшего хлебозавода N16, закрытого около трех лет назад. Участок расположен напротив Ваганьковского кладбища, в районе станции метро «Улица 1905 года», в плотном кольце жилой застройки. Ближе всего к площадке подходят два жилых кирпичных дома средней этажности, расположенные вдоль шоссе, что накладывает серьезные инсоляционные ограничения. По 2-ой Черногрязской улице границу бывшего хлебозавода «штурмуют» такие же жилые дома с зелеными дворами. Застройка повыше подступает сзади, из глубины квартала. И только с востока с участком соседствует массивный бизнес-центр «Марр Плаза».
На стесненном участке требовалось разместить порядка 18 тысяч м² полезной площади, из которых большая часть – это квартиры. Согласно выданному ГПЗУ, разрешенная высота зданий могла составить 75 м – и это несмотря на тесное соседство с пятиэтажками. Как рассказал Юрий Григорян, лично представивший проект членам Архитектурного совета, в поисках ответа на все градостроительные задачи было разработано около пятидесяти вариантов композиционных и архитектурных решений, прежде чем был найден правильный.
Комплекс представлен двумя высокими жилыми башнями, поставленными на общий двухэтажный стилобат Г-образной формы. Одна из башен выходит непосредственно на Звенигородское шоссе, другая помещена в глубину участка. Стилобат фиксирует контуры двора, ограничивая его пространство со стороны шоссе и соседних жилых домов по 2-ой Черногрязской улице. Здесь же, вдоль всего фасада нового комплекса, организована пешеходная аллея, позволяющая пересечь квартал насквозь. Сам двор – озелененный и превращенный в небольшой сквер без доступа автомобилей – тоже оставлен открытым и проницаемым. Для автомобилей предусмотрен подземный паркинг. Стилобат целиком отдан под общественные и коммерческие функции. В нем располагаются магазины шаговой доступности, небольшие кафе и фитнес-клуб. Все это призвано оживить городское пространство вдоль созданной аллеи и со стороны шоссе, где из-за перепада рельефа от тротуара к входам в стилобатную часть придется спускаться по лестнице.
Многофункциональный жилой комплекс на Звенигородском шоссе. Макет Бюро «Меганом»
Башни изначально задумывались одинаковой высоты – по 75 м каждая. Однако в процессе проектирования стало ясно, что один из объемов, выходящий к шоссе, частично перекроет вид на Кудринскую площадь и расположенную там сталинскую высотку. Тогда было принято решение сделать башню чуть шире, но на 10 м ниже, тем самым сгладив ее присутствие.
Обеим башням придана сложная скульптурная форма с множеством выступающих угловых элементов. Полностью гладким сделан только северный фасад, обращенный в сторону кладбища. Его предлагается облицевать перламутровой керамической плиткой, сформировав простой повторяющийся геометрический рисунок. Для отделки дворового фасада и второй башни планируется использовать натуральный камень и архитектурный бетон.
Большое внимание в проекте уделено планировкам. «Мы пытались добиться максимального раскрытия квартир на юг и в сторону реки, – рассказал Юрий Григорян. – Были разработаны квартиры с 5-6 углами, что делает их более ценными и с точки зрения открывающихся видов, и с точки зрения самого пространства внутри квартиры».
Еще одна «инициативная» часть проекта – межевание территории, включающее пустующий соседний участок. Юрий Григорян объяснил, что это стоит рассматривать лишь как попытку обезопасить территорию от высокоплотной точечной застройки, что приведет к утрате одной из важнейших идей проекта – проницаемости и открытости.
Многофункциональный жилой комплекс на Звенигородском шоссе. Макет Бюро «Меганом»
Предваряя обсуждение проекта, Сергей Кузнецов объяснил, что основной причиной его рассмотрения на совете стала опасная перспектива нарушить восприятие Кудринской площади с Звенигородского шоссе. Несмотря на то, что башня, выходящая к шоссе, на 10 м ниже допустимой в ГПЗУ высоты, визуально-ландшафтный анализ показал, что здание будет частично закрывать сталинскую высотку. Члены совета, однако, в большинстве своем высказались за сохранение пропорций комплекса. Владимир Плоткин отметил, что в районе площади и без того много высотных зданий: «Я каждый день еду на работу по Звенигородскому шоссе и каждый раз поражаюсь возникающему силуэту высотки на Кудринской площади, – объяснил Плоткин. – Но по мере приближения к центру ее силуэт постепенно проседает, оказываясь в кольце другой высотной застройки, включая комплекс Москва-Сити, расположенный чуть правее. Поэтому две новые башни на восприятие высотки, как мне кажется, существенно не повлияют».
Похожее мнение высказал и Николай Ляшенко, который напомнил, что его бюро уступило «Меганому» в закрытом конкурсе на разработку проекта для этого участка. «Увидев результат, я понял, почему мы проиграли, – признался Ляшенко. – Юрий Григорян нашел остроумное решение для территории с огромным количеством ограничений. Что же касается высотности комплекса, то здесь нельзя забывать, что он воспринимается не только из машины, он находится внутри плотной застройки, становясь ее частью, а потому никому не мешает». Сделать башню вдоль шоссе чуть ниже предложил только Александр Кудрявцев, и то только для того, чтобы усилить дифференциацию между башнями, сделав одну более скульптурной и тонкой, а вторую – наоборот, приземистой.
Андрей Гнездилов предложил поддержать проект в представленном варианте, отметив высокое качество архитектуры, художественный подход, «тонкое пропорционирование в пространстве» и отличную графику – «как будто вычерчено руками». Идеи Григоряна относительно межевания территории Гнездилов с сожалением признал нереализуемыми в рамках действующего градостроительного законодательства, поскольку, пока на соседний участок не пришел собственник, с ним сделать ничего нельзя. Но в качестве проектного предложения он посоветовал сохранить идеи «Меганома» на будущее.
Также члены совета высоко оценили стремление создать качественные общественные пространства и идею проницаемости территории. По мнению Михаила Посохина, комплекс, выполненный с таким артистизмом, задаст крайне высокую планку для дальнейшего развития района – «нельзя будет сделать хуже». Андрей Боков посоветовал авторам доработать транспортную схему и продумать все маршруты движения пешеходов.
Подводя итоги обсуждения, Сергей Кузнецов заметил, что в целом совет дал представленной работе очень высокую оценку, что случается редко. Проект решено было поддержать.
|