Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.05.2017

Юлия Бычкова и Антон Кочуркин: «В первый год мы исследуем город»

Наталья Мурадова

Устроители «АрхСтояния» стали кураторами «АртОврага» в Выксе. Беседуем о том, как это случилось и каковы планы на три года кураторской работы.

Юлия Бычкова. Фотография © Екатерина Баталова
Юлия Бычкова. Фотография © Екатерина Баталова

Архи.ру:
– Очевидно, что приглашение вас куратором и продюсером фестиваля «Арт-Овраг» связано с вашим гигантским опытом проведения «АрхСтояния». Но как это произошло, кто вас позвал? 

Юлия Бычкова:
– Отечественный рынок экспертов по технологиям развития территории через событийный туризм и художественные практики не такой большой. Опыт, полученный нами через фестиваль «АрхCтояние», а именно создание уникального места для внутреннего и международного туризма с активным вовлечением местного сообщества, оказался очень созвучен тому запросу, который сформировался у фонда ОМК. На седьмой год развития «Арт-Оврага» стало очевидно, что он уже больше, чем фестиваль. Для моногорода это явление не может оставаться только в рамках трехдневного развлечения, поэтому мы предложили комплексное развитие города через круглогодичные образовательные и художественные программы, которые по нашему плану должны сформировать локальное сообщество экспертов – институцию, влияющую на развитие города.
Антон Кочуркин. Фотография © Екатерина Баталова
Антон Кочуркин. Фотография © Екатерина Баталова

Антон Кочуркин:
– Подобные практики по развитию территорий это как раз наш случай. В этом мы имеем большой опыт. В России мало кто кроме нас может похвастаться успешным опытом в этой области

– Идея с плотами перекликается с фестивалем плотов в Никола-Ленивце в 2009 году. Почему вы сейчас решили к ней вернуться?

А.К.: Плоты по Угре плыли в 2008 году. В случае «Арт-Оврага» плоты – это инструмент, привлекающий внимание к малоизвестным внешнему туристу ландшафтам Выксы.
Вместе с тем в диапазоне развития этой местности в ближайшие три года важно точнее определиться с ее культурными кодами и дефицитами, понять местное сообщество. На что требуется много времени, именно поэтому в этом году мы не делаем ничего фундаментального и постоянного. Это принципиально. В Никола-Ленивце вставали совсем другие задачи, отчасти противоположные, так, например, спуск арт-объектов на воду позволил уйти от конфликтов с национальным парком.

– Плот Екатерины Кулевой выбрали в результате конкурса. Как выбирали остальных авторов? (Жан-Филипп Пуаре-Виль, Wowhaus, Леонид Тишков). Кстати не покажете ли проекты этих участников?

А.К.: Выбирая участников, я как паззл собирал новое городское пространство, которое является еще и природным достоянием – городской Верхневыксунский пруд. Это старый пруд, который становится общественным пространством – как новый парк, только в нем нет травы и земли, вместо них вода, а передвигаться можно только на плаву. Каждый плот – это его часть, а все вместе они составляют дрейфующий парк. В каждом парке есть своя беседка, свой бар-буфет, своя причудливая скульптура и что-то очень традиционно парковое, выраженное иначе.
Екатерина Кулева. Проект «Летающая прищепка». Изображение предоставлено командой фестиваля «Арт-Овраг»
Екатерина Кулева. Проект «Летающая прищепка». Изображение предоставлено командой фестиваля «Арт-Овраг»
Леонид Тишков. Плот «Луна».  Изображение предоставлено командой фестиваля «Арт-Овраг»
Леонид Тишков. Плот «Луна». Изображение предоставлено командой фестиваля «Арт-Овраг»
Олег Шапиро, Дмитрий Ликин, Белла Филатова, Анастасия Измакова, интернатура бюро WOWHAUS. Плот «Парадокс». Изображение предоставлено командой фестиваля «Арт-Овраг»
Олег Шапиро, Дмитрий Ликин, Белла Филатова, Анастасия Измакова, интернатура бюро WOWHAUS. Плот «Парадокс». Изображение предоставлено командой фестиваля «Арт-Овраг»

– Самое большое граффити это масштабно; по меньшей мере ориентирует Выксу на разговор с Космосом. Чья была идея?

Ю.Б.: Так как в этом году ВМЗ – Выксунский металлургический завод, празднует свое 260-летие, то руководство приняло решение отметить это установкой мирового рекорда на самую большую роспись. Идея сделать роспись принадлежит Ирине Седых, председателю попечительского совета фонда ОМК-участие, учредителю фестиваля. И так как Выкса уже фактически музей уличного искусства под открытым небом, то идея с граффити гармонично встроилась в концепцию развития фестиваля. Наше предложение было в том, чтобы сделать это через международный конкурс среди профессионалов стрит-арта. При поддержке творческого объединения «Артмосфера» мы получили 260 работ из 34 стран мира. И при сложнейшем выборе победила работа Миши Most. Работа по созданию граффити уже идет.
Эскиз росписи фасада здания Выксунского металлургического завода. Автор: Миша Most, Россия. Изображение предоставлено командой фестиваля «Арт-Овраг»
Эскиз росписи фасада здания Выксунского металлургического завода. Автор: Миша Most, Россия. Изображение предоставлено командой фестиваля «Арт-Овраг»

– Что еще важного и нового вы принесли в Выксу? Как изменился вектор?

Ю.Б.: Наша экспертиза состоит в том числе и в том, что мы умеем внимательно изучать среду, в которой работаем. И так как Выксой мы будем заниматься три года, то стратегия нашего движения следующая: первый год мы не создаем ничего фундаментального. Мы исследуем город через образовательные программы, арт-резиденцию, исследовательские проекты со Святом Муруновым и на основе этого получаем информацию, которая становится фундаментом для возникновения более прочных городских связей между городом и заводом, между городом и администрацией, между локальными сообществами. И мы понимаем, какое полезное искусство необходимо среде. На второй год мы занимаемся общественными пространствами города, технические задания на которые мы вырабатываем совместно с жителями и администрацией, и тогда на третий год город может быть будет готов принять «Большое искусство», а именно таких художников, как Парик Догерти, Стефан Таласник, Ричард Сера, Николай Полисский и других.

– При Олеге Шапиро «Арт-Овраг» был скорее фестивалем уличной культуры. Теперь Ирина Седых дала понять, что «Арт-Овраг» теперь будет больше фестивалем искусства. Как вы считаете, будет ли современное искусство адекватно воспринято местными жителями? Ведь Выкса – провинциальный промышленный город, публика там неподготовленная. Причем, по данным прошлых лет, 74 процента посетителей «Арт-Оврага» – это именно местные жители, то есть, ситуация совсем не такая, как в Никола-Ленивце.

А.К.: Честно говоря, мы не знаем пока, какое искусство может быть в Выксе. Чтобы это понять, мы исследуем город разными способами, исследуем уже почти целый год. В одной фразе это не расскажешь, но все же часть накопленных знаний презентуем в лекционной программе фестиваля 16 июня. Возможно, искусство для Выксы – это идеальная выбивалка для ковров, важное значение которой мы обнаружили в процессе исследования городских сообществ. Искусство – это то, что оставляет след в сознании, зацепляя эмоции. Не исключу, если гребля на плотах станет актом искусства для Выксы.

– Правительство Нижегородской области называет фестиваль в Выксе – «примером эффективного партнерства государства, муниципальной власти и частного бизнеса». Вы как кураторы не боитесь существовать в условиях такого триумвирата? Ведь достаточно вспомнить «крестовый поход» министерства культуры против столичных театров, например, «Гоголь-центра», «Электротеатра Станиславский» и других... Не опасаетесь ли цензуры?

Ю.Б.: Современную культуру, как и жизнь в целом, невозможно проектировать долгосрочно, но мы считаем, что в Выксе сосредоточены уникальные силы, чтобы улучшать город через нетривиальные механизмы. Мы учитываем все стороны проекта, но имеем при этом большую уверенность в успехе нашей стратегии, так как точно понимаем запрос фонда и уровень восприятия среды в Выксе. Шесть лет существования фестиваля позволило сформировать лояльность части местного сообщества, что усиливает позиции фестиваля в городе.

– С другой стороны, готовы ли вы учитывать интересы массовой аудитории?

А.К.: И у массовой аудитории есть универсальные интересы, а есть индивидуальные. Если потакать вкусам, то не угадаешь еще и потому, что далеко не все разделяют современную культуру в принципе, но прогадаешь наверняка, если эта аудитория не будет вовлечена, если она останется неосознанной. Искусство в этом случае оказывается неизбежной грушей для битья.

– Выкса конечно моногород, но богатый, металлургический. Сможет ли он действительно стать примером развития других моногородов, в частности, через культуру фестивалей, – или Выкса частный случай, где запрос на фестивали уже обоснован финансовой стабильностью?

А.К.: Уверен, что образцовым этот город сможет стать, если все три основных стейкхолдера (завод, власть и народ) научатся идти к целям совместно. Для создания образцовой городской среды потребуется сменить парадигму принятия решений по развитию общественных пространств. Не всегда красивый дизайн может заменить отсутствие комплексной работы над территорией, но красивый дизайн или арт-объект может удесятерить эффект и презентовать хорошо решенную задачу преобразования улицы или площади, района, или города. 
беседовала: Наталья Мурадова