Вопрос в том – как восстанавливать. Собор восстановили в духе новейших тенденций современного российского храмостроительства, настойчиво тяготеющего к допетровским образцам. Хороший собор, с располагающим интерьером, но он ничем не напоминает тот, который был до взрыва 1935. Возможно потому, что взорванный монастырский собор был псевдоготическим, построенным в начале XIX века. Воскресенская церковь – XVII века и ее основной объем планируется восстановить как был, но с реконструкцией декора XVII века по документированным фрагментам. В начале XIX века церковь получила новую, классицистическую трапезную и колокольню, ее фасады перелицевали также в духе классицизма, сделав ансамбль цельным. В таком виде ее и разобрали в 1935; но архитектор Сергей Чижов подробно описал открывшиеся в процессе разрушения церкви элементы архитектуры XVII века.
Поскольку здание восстанавливают «с нуля» – фактически оно будет моделью утраченного храма подобно московскому Казанскому собору на Красной площади – то самым важным стал вопрос о том, на какой период восстанавливать. Вариант построить храм полностью в том, классицистическом виде, какой он сохранял перед разрушением – не рассматривался. Напротив, в какой-то момент был предложен проект с гипотетической шатровой колокольней, неизвестной по документам, но в принципе логичной для храма конца XVII века и «удревняющей» его вид. В конечном счете утвержден проект компромиссный, но не лишенный достоверности: храм немного передвинут для того, чтобы не нарушать красных линий; колокольня и трапезная восстанавливаются на начало XIX века, и церковь – на XVII век. Что важно, после проведения раскопок в подклете будет открыт музей, где in situ будут экспонироваться остатки фундаментов и, вероятно, другие находки.
За шесть лет проект с 2011 восстановления изменился три раза. Его автор, архитектор Алексей Котов, рассказал нам историю проектирования.
Начало
Идея воссоздания храма возникла в монастыре в конце 1990-х годов. В апреле 2011 года архитектурная часть работы по благословению настоятельницы была поручена мне. Проектированию предшествовала архивная работа, анализ документов по истории храма и современной градостроительной ситуации.Работы велись с перерывами, проект прошел не один вариант решения, параллельно прорабатываются и сложные, но решаемые вопросы, связанные с другими аспектами воссоздания церкви (градостроительный, юридический, функционирование храма в этом квартале как социального объекта, озеленения, транспорта).
2011: точно на историческом месте,
но в усеченном виде
Первоначальный вариант эскизного проекта, который был выполнен мною в 2011 году, предполагал восстановление церкви с соблюдением исторической посадки ее плана на современном участке.Так как исторический участок церкви после ее сноса был сокращен за счет спрямления ул. Остоженка и увеличения ширины 1-ого Зачатьевского пер., то исторические контуры колокольни и части северного придела выступали за существующую красную линию Остоженки. Небольшая часть алтаря выступает за существующую красную линию 1-го Зачатьевского переулка.
Поэтому проект 2011 года предполагал восстановление храма в усеченном виде, без одного из приделов и части трапезной, и с сокращением основания колокольни.
Вариант 2013 года: полностью в стиле XVII века, с принципиальным изменением исторической посадки
В 2013 году я выполнил эскизный проект воссоздания храма полностью в формах архитектуры XVII века. Формы трапезной и колокольни в нем – гипотетическая реконструкция на конец XVII века выполненная в габаритах исторического плана церкви по сохранившимся архитектурным аналогам этого времени, ввиду отсутствия данных по Воскресенской церкви.Теоретически существование шатровой колокольни очень вероятно, но ее изображений не сохранилось или на данный момент не найдено. Схематичный контур плана старой колокольни известен по чертежу 1799 года, сделанному до перестройки и расширения церкви.
Вариант 2013 года предполагал изменение ориентации посадки плана церкви таким образом, чтобы она целиком оказывалась в границах участка. Но место расположения колокольни было близко к историческому ввиду ее градостроительной важности.
Это вариант много критиковали как далекий от исторической достоверности и собственно концепции воссоздания. Предпочтение форм древнерусской архитектуры перед барокко или классицизмом, на мой взгляд, связано с критическим отношением многих церковных заказчиков к западной культуре вообще.
Январь 2014: небольшой сдвиг исторической посадки с колокольней в стиле XVII века
В январе 2014 года после обсуждения с департаментом культурного наследия и экспертным сообществом был выполнен компромиссный вариант. В нем мы в общих чертах вернулись к исторической посадке церкви, но со сдвигом плана на 3 метра от красной линии Остоженки вглубь участка, из-за того, чтоб восстановить церковь полностью на историческом месте невозможно. В этом варианте трапезная с приделами восстанавливалась в исторических формах XIX века, а вот колокольня по-прежнему – в стиле XVII века.Параллельно я выполнил вариант восстановления храма с колокольней и трапезной в достоверно документированных формах XIX века.
Январь 2017: окончательный вариант
В январе 2017 года монастырь выбрал вариант восстановления храма в формах, достоверно существовавших на момент его разборки в 1935 году, с колокольней и трапезной в стиле XIX века. Посадка храма на несколько метров сдвигается вглубь участка от красной линии Остоженки; несколько сокращается вынос апсид храма. Четверик церкви, к началу XX века перелицованный, восстанавливается всё же в формах архитектуры XVII века.Обоснование проекта воссоздания 2017 года
На момент разборки в 1935 году храм представлял собой соединение трех основных объемов, относящихся к двум разным периодам: увенчанного пятиглавием четверика церкви с трехчастным алтарем, восходящего к 1670–1680-м годам. Трапезная и колокольня церкви были разобраны и заменены новыми в начале XIX века. Новая трапезная с двумя симметричными приделами – эта типология восходит к чертежам из «Смешанного» альбома М.Ф. Казакова, она была популярна в Москве рубежа XVIII–XIX веков. Тогда же церковный четверик был декорирован в духе классицизма.О колокольне XVII века ничего не известно; зато ампирная колокольня известна в деталях по фотографиям начала XX века.
Что же касается четверика церкви, то его восстановление в первоначальных формах архитектуры XVII века документально обосновано. Во время разборки церкви в 1935 году архитектор Сергей Чижов вел детальный дневник наблюдений, в котором фиксировал разборку только древней части храмового четверика с алтарем. Тогда были открыты элементы декора XVII века: пояс кокошников в завершении фасадов четверика, профилированный карниз под ним и оконные обрамления. Чижов также выполнил схематические обмеры общих габаритов четверика церкви, сделал зарисовки и обмеры ее отдельных конструктивных и архитектурных элементов. На основе этого материала мною и выполнена реконструкция четверика храма в формах архитектуры XVII века.
Я считаю допустимым восстановление храма с этими элементами, первоначально присущими его архитектуре и раскрытыми при разборке. Тогда как отделка фасадов четверика в XIX веке не выявляет его первоначальную архитектуру и является историческим наслоением, в данном случае случайным и не представляющим значительной ценности.
Археологические исследования 1990-х годов подтвердили существование кладбища у южного фасада снесенного храма. Культурный слой в этом месте достигает 3–4 метров. Перед началом строительства на участке планируется провести археологические работы – возможно, они откроют новые данные для восстановления архитектуры церкви. Фундаменты разрушенной церкви планируется сохранить в подклете воссоздаваемого храма и сделать доступными для осмотра, как это сделано сейчас в подземном этаже собора Зачатьевского монастыря.
На участке церкви не планируется вспомогательных построек, напротив, должно быть, насколько это возможно, сохранено существующее озеленение. Традиционной ограды не планируется, границы участка по Остоженке и 2-му Зачатьевскому переулку будут отделены невысоким парапетом с зеленой изгородью – для того, чтобы открыть храм для обозрения. Сквер будет открыт для посещения, и в дневное время будет сохранять функции общественного пространства.
Должен сказать, что перспектива с улицы Остоженки на Зачатьевский монастырь, с церковью Воскресения на первом плане и монастырским собором и петровской надвратной церковью на втором – была замечательной по своей художественной значимости. Колокольня церкви возвышалась над проездом к Зачатьевскому монастырю и благодаря изгибу улицы хорошо просматривалась с обеих сторон улицы Остоженка, как от ее начала у Пречистенской площади, так и от Провиантских складов, что хорошо читается на фотографиях рубежа XIX–XX веков.
На схеме рекомендательных режимов реабилитации исторической архитектурно-планировочной среды района здание Воскресенского храма названо «подлежащим воссозданию как ценный архитектурно-градостроительный объект» и узловой элемент градостроительной концепции названных улиц и переулков. Его воссоздание вернет городу ценные визуальные связи: колокольня замкнет перспективу Остоженки, даже в существующей ситуации она могла бы играть важную роль.
Архитектор А.Б. Котов