Будни воссоздания

Архитектор Алексей Котов о проекте восстановления церкви Воскресения на Остоженке, который за 6 лет эволюционировал от гипотетической реконструкции на XVII век в сторону исторической достоверности.

mainImg
Архитектор:
Алексей Котов
Проект:
Церковь Воскресения Христова на Остоженке
Россия, Москва, ул. Остоженка, 15

2017
На Остоженке напротив МАММ и рядом с новым домом архитекторов СКиП, там где от перекрестка постепенно разветвляются три Зачатьевских переулка, есть сквер. Его занимала церковь Воскресения Новое, она была приписана к Зачатьевскому монастырю и стояла на земле монастырской слободы. Такие церкви были у многих монастырей, поскольку в них можно было совершать таинства крещения, венчания, отпевания, запрещенные в монастырских храмах. Церковь снесли в 1935 году под предлогом расширения улиц: северо-западный угол ее колокольни заходил на проезжую часть Остоженки, а алтарь «мешал проезду» по Зачатьевскому переулку. Тогда же взорвали собор Зачатьевского монастыря и построили на его месте школу. В 2000-е на монастырской территории провели раскопки – самые масштабные монастырские раскопки в Москве. На месте собора построен новый, над его проектом какое-то время работал Илья Уткин. Теперь монастырь планирует восстановить приписную церковь Воскресения на Остоженке.
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Сквер на месте церкви, 2011 год © Алексей Котов
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Встройка. Вид с Остоженки, вариант 2017 © Алексей Котов
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Встройка. Вид с Остоженки, вариант 2017 © Алексей Котов
zooming
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. ГНИМА, фототека
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Существующая ситуация © Алексей Котов

Вопрос в том – как восстанавливать. Собор восстановили в духе новейших тенденций современного российского храмостроительства, настойчиво тяготеющего к допетровским образцам. Хороший собор, с располагающим интерьером, но он ничем не напоминает тот, который был до взрыва 1935. Возможно потому, что взорванный монастырский собор был псевдоготическим, построенным в начале XIX века. Воскресенская церковь – XVII века и ее основной объем планируется восстановить как был, но с реконструкцией декора XVII века по документированным фрагментам. В начале XIX века церковь получила новую, классицистическую трапезную и колокольню, ее фасады перелицевали также в духе классицизма, сделав ансамбль цельным. В таком виде ее и разобрали в 1935; но архитектор Сергей Чижов подробно описал открывшиеся в процессе разрушения церкви элементы архитектуры XVII века.
zooming
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Фотомонтаж с предложением по воссозданию. Вид с ул. Остоженка © Алексей Котов

Поскольку здание восстанавливают «с нуля» – фактически оно будет моделью утраченного храма подобно московскому Казанскому собору на Красной площади – то самым важным стал вопрос о том, на какой период восстанавливать. Вариант построить храм полностью в том, классицистическом виде, какой он сохранял перед разрушением – не рассматривался. Напротив, в какой-то момент был предложен проект с гипотетической шатровой колокольней, неизвестной по документам, но в принципе логичной для храма конца XVII века и «удревняющей» его вид. В конечном счете утвержден проект компромиссный, но не лишенный достоверности: храм немного передвинут для того, чтобы не нарушать красных линий; колокольня и трапезная восстанавливаются на начало XIX века, и церковь – на XVII век. Что важно, после проведения раскопок в подклете будет открыт музей, где in situ будут экспонироваться остатки фундаментов и, вероятно, другие находки.

За шесть лет проект с 2011 восстановления изменился три раза. Его автор, архитектор Алексей Котов, рассказал нам историю проектирования.
 
Начало
Идея воссоздания храма возникла в монастыре в конце 1990-х годов. В апреле 2011 года архитектурная часть работы по благословению настоятельницы была поручена мне. Проектированию предшествовала архивная работа, анализ документов по истории храма и современной градостроительной ситуации.

Работы велись с перерывами, проект прошел не один вариант решения, параллельно прорабатываются и сложные, но решаемые вопросы, связанные с другими аспектами воссоздания церкви (градостроительный, юридический, функционирование храма в этом квартале как социального объекта, озеленения, транспорта).
 
2011: точно на историческом месте,
но в усеченном виде
Первоначальный вариант эскизного проекта, который был выполнен мною в 2011 году, предполагал восстановление церкви с соблюдением исторической посадки ее плана на современном участке.
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Южный фасад, вариант 2013 года © Алексей Котов

Так как исторический участок церкви после ее сноса был сокращен за счет спрямления ул. Остоженка и увеличения ширины 1-ого Зачатьевского пер., то исторические контуры колокольни и части северного придела выступали за существующую красную линию Остоженки. Небольшая часть алтаря выступает за существующую красную линию 1-го Зачатьевского переулка.

Поэтому проект 2011 года предполагал восстановление храма в усеченном виде, без одного из приделов и части трапезной, и с сокращением основания колокольни.
 
Вариант 2013 года: полностью в стиле XVII века, с принципиальным изменением исторической посадки
В 2013 году я выполнил эскизный проект воссоздания храма полностью в формах архитектуры XVII века. Формы трапезной и колокольни в нем – гипотетическая реконструкция на конец XVII века выполненная в габаритах исторического плана церкви по сохранившимся архитектурным аналогам этого времени, ввиду отсутствия данных по Воскресенской церкви.
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Ситуационный план, проект 2011 года © Алексей Котов
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Ситуационный план, проект. Вариант 2013 года © Алексей Котов

Теоретически существование шатровой колокольни очень вероятно, но ее изображений не сохранилось или на данный момент не найдено. Схематичный контур плана старой колокольни известен по чертежу 1799 года, сделанному до перестройки и расширения церкви.

Вариант 2013 года предполагал изменение ориентации посадки плана церкви таким образом, чтобы она целиком оказывалась в границах участка. Но место расположения колокольни было близко к историческому ввиду ее градостроительной важности.

Это вариант много критиковали как далекий от исторической достоверности и собственно концепции воссоздания. Предпочтение форм древнерусской архитектуры перед барокко или классицизмом, на мой взгляд, связано с критическим отношением многих церковных заказчиков к западной культуре вообще.
 
Январь 2014: небольшой сдвиг исторической посадки с колокольней в стиле XVII века
В январе 2014 года после обсуждения с департаментом культурного наследия и экспертным сообществом был выполнен компромиссный вариант. В нем мы в общих чертах вернулись к исторической посадке церкви, но со сдвигом плана на 3 метра от красной линии Остоженки вглубь участка, из-за того, чтоб восстановить церковь полностью на историческом месте невозможно. В этом варианте трапезная с приделами восстанавливалась в исторических формах XIX века, а вот колокольня по-прежнему – в стиле XVII века.
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Южный фасад, вариант 2014 года © Алексей Котов
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Ситуационный план, проектное предложение, январь 2014 © Алексей Котов

Параллельно я выполнил вариант восстановления храма с колокольней и трапезной в достоверно документированных формах XIX века.
 
Январь 2017: окончательный вариант 
В январе 2017 года монастырь выбрал вариант восстановления храма в формах, достоверно существовавших на момент его разборки в 1935 году, с колокольней и трапезной в стиле XIX века. Посадка храма на несколько метров сдвигается вглубь участка от красной линии Остоженки; несколько сокращается вынос апсид храма. Четверик церкви, к началу XX века перелицованный, восстанавливается всё же в формах архитектуры XVII века.
 
Обоснование проекта воссоздания 2017 года
На момент разборки в 1935 году храм представлял собой соединение трех основных объемов, относящихся к двум разным периодам: увенчанного пятиглавием четверика церкви с трехчастным алтарем, восходящего к 1670–1680-м годам. Трапезная и колокольня церкви были разобраны и заменены новыми в начале XIX века. Новая трапезная с двумя симметричными приделами – эта типология восходит к чертежам из «Смешанного» альбома М.Ф. Казакова, она была популярна в Москве рубежа XVIII–XIX веков. Тогда же церковный четверик был декорирован в духе классицизма.
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. План храма, вариант 2017 года © Алексей Котов

О колокольне XVII века ничего не известно; зато ампирная колокольня известна в деталях по фотографиям начала XX века.

Что же касается четверика церкви, то его восстановление в первоначальных формах архитектуры XVII века документально обосновано. Во время разборки церкви в 1935 году архитектор Сергей Чижов вел детальный дневник наблюдений, в котором фиксировал разборку только древней части храмового четверика с алтарем. Тогда были открыты элементы декора XVII века: пояс кокошников в завершении фасадов четверика, профилированный карниз под ним и оконные обрамления. Чижов также выполнил схематические обмеры общих габаритов четверика церкви, сделал зарисовки и обмеры ее отдельных конструктивных и архитектурных элементов. На основе этого материала мною и выполнена реконструкция четверика храма в формах архитектуры XVII века.
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Восточный фасад. Вариант 2017 года © Алексей Котов
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Западный фасад. Вариант 2017 года © Алексей Котов
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Восточный фасад. Вариант 2017 года © Алексей Котов

Я считаю допустимым восстановление храма с этими элементами, первоначально присущими его архитектуре и раскрытыми при разборке. Тогда как отделка фасадов четверика в XIX веке не выявляет его первоначальную архитектуру и является историческим наслоением, в данном случае случайным и не представляющим значительной ценности.

Археологические исследования 1990-х годов подтвердили существование кладбища у южного фасада снесенного храма. Культурный слой в этом месте достигает 3–4 метров. Перед началом строительства на участке планируется провести археологические работы – возможно, они откроют новые данные для восстановления архитектуры церкви. Фундаменты разрушенной церкви планируется сохранить в подклете воссоздаваемого храма и сделать доступными для осмотра, как это сделано сейчас в подземном этаже собора Зачатьевского монастыря.

На участке церкви не планируется вспомогательных построек, напротив, должно быть, насколько это возможно, сохранено существующее озеленение. Традиционной ограды не планируется, границы участка по Остоженке и 2-му Зачатьевскому переулку будут отделены невысоким парапетом с зеленой изгородью – для того, чтобы открыть храм для обозрения. Сквер будет открыт для посещения, и в дневное время будет сохранять функции общественного пространства.
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Ситуационный план, проект. Вариант 2017 года © Алексей Котов
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Западный фасад © Алексей Котов
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Восточный фасад © Алексей Котов

Должен сказать, что перспектива с улицы Остоженки на Зачатьевский монастырь, с церковью Воскресения на первом плане и монастырским собором и петровской надвратной церковью на втором – была замечательной по своей художественной значимости. Колокольня церкви возвышалась над проездом к Зачатьевскому монастырю и благодаря изгибу улицы хорошо просматривалась с обеих сторон улицы Остоженка, как от ее начала у Пречистенской площади, так и от Провиантских складов, что хорошо читается на фотографиях рубежа XIX–XX веков.

На схеме рекомендательных режимов реабилитации исторической архитектурно-планировочной среды района здание Воскресенского храма названо «подлежащим воссозданию как ценный архитектурно-градостроительный объект» и узловой элемент градостроительной концепции названных улиц и переулков. Его воссоздание вернет городу ценные визуальные связи: колокольня замкнет перспективу Остоженки, даже в существующей ситуации она могла бы играть важную роль.
 
Архитектор А.Б. Котов
Архитектор:
Алексей Котов
Проект:
Церковь Воскресения Христова на Остоженке
Россия, Москва, ул. Остоженка, 15

2017

16 Мая 2017

Похожие статьи
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Технологии и материалы
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Пресса: Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который...
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Что я несу?
До апреля в зале ожидания московского Северного речного вокзала можно посмотреть инсталляцию, посвященную истории грузоперевозок по Москве-реке. Используя эстетику контейнеров и кранов бюро .dpt создает скульптурный павильон, который заставляет по-новому взглянуть на пышные интерьеры вокзала, а также узнать, как менялась роль реки.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.