Будни воссоздания

Архитектор Алексей Котов о проекте восстановления церкви Воскресения на Остоженке, который за 6 лет эволюционировал от гипотетической реконструкции на XVII век в сторону исторической достоверности.

mainImg
Архитектор:
Алексей Котов
Проект:
Церковь Воскресения Христова на Остоженке
Россия, Москва, ул. Остоженка, 15

2017
На Остоженке напротив МАММ и рядом с новым домом архитекторов СКиП, там где от перекрестка постепенно разветвляются три Зачатьевских переулка, есть сквер. Его занимала церковь Воскресения Новое, она была приписана к Зачатьевскому монастырю и стояла на земле монастырской слободы. Такие церкви были у многих монастырей, поскольку в них можно было совершать таинства крещения, венчания, отпевания, запрещенные в монастырских храмах. Церковь снесли в 1935 году под предлогом расширения улиц: северо-западный угол ее колокольни заходил на проезжую часть Остоженки, а алтарь «мешал проезду» по Зачатьевскому переулку. Тогда же взорвали собор Зачатьевского монастыря и построили на его месте школу. В 2000-е на монастырской территории провели раскопки – самые масштабные монастырские раскопки в Москве. На месте собора построен новый, над его проектом какое-то время работал Илья Уткин. Теперь монастырь планирует восстановить приписную церковь Воскресения на Остоженке.
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Сквер на месте церкви, 2011 год © Алексей Котов
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Встройка. Вид с Остоженки, вариант 2017 © Алексей Котов
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Встройка. Вид с Остоженки, вариант 2017 © Алексей Котов
zooming
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. ГНИМА, фототека
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Существующая ситуация © Алексей Котов

Вопрос в том – как восстанавливать. Собор восстановили в духе новейших тенденций современного российского храмостроительства, настойчиво тяготеющего к допетровским образцам. Хороший собор, с располагающим интерьером, но он ничем не напоминает тот, который был до взрыва 1935. Возможно потому, что взорванный монастырский собор был псевдоготическим, построенным в начале XIX века. Воскресенская церковь – XVII века и ее основной объем планируется восстановить как был, но с реконструкцией декора XVII века по документированным фрагментам. В начале XIX века церковь получила новую, классицистическую трапезную и колокольню, ее фасады перелицевали также в духе классицизма, сделав ансамбль цельным. В таком виде ее и разобрали в 1935; но архитектор Сергей Чижов подробно описал открывшиеся в процессе разрушения церкви элементы архитектуры XVII века.
zooming
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Фотомонтаж с предложением по воссозданию. Вид с ул. Остоженка © Алексей Котов

Поскольку здание восстанавливают «с нуля» – фактически оно будет моделью утраченного храма подобно московскому Казанскому собору на Красной площади – то самым важным стал вопрос о том, на какой период восстанавливать. Вариант построить храм полностью в том, классицистическом виде, какой он сохранял перед разрушением – не рассматривался. Напротив, в какой-то момент был предложен проект с гипотетической шатровой колокольней, неизвестной по документам, но в принципе логичной для храма конца XVII века и «удревняющей» его вид. В конечном счете утвержден проект компромиссный, но не лишенный достоверности: храм немного передвинут для того, чтобы не нарушать красных линий; колокольня и трапезная восстанавливаются на начало XIX века, и церковь – на XVII век. Что важно, после проведения раскопок в подклете будет открыт музей, где in situ будут экспонироваться остатки фундаментов и, вероятно, другие находки.

За шесть лет проект с 2011 восстановления изменился три раза. Его автор, архитектор Алексей Котов, рассказал нам историю проектирования.
 
Начало
Идея воссоздания храма возникла в монастыре в конце 1990-х годов. В апреле 2011 года архитектурная часть работы по благословению настоятельницы была поручена мне. Проектированию предшествовала архивная работа, анализ документов по истории храма и современной градостроительной ситуации.

Работы велись с перерывами, проект прошел не один вариант решения, параллельно прорабатываются и сложные, но решаемые вопросы, связанные с другими аспектами воссоздания церкви (градостроительный, юридический, функционирование храма в этом квартале как социального объекта, озеленения, транспорта).
 
2011: точно на историческом месте,
но в усеченном виде
Первоначальный вариант эскизного проекта, который был выполнен мною в 2011 году, предполагал восстановление церкви с соблюдением исторической посадки ее плана на современном участке.
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Южный фасад, вариант 2013 года © Алексей Котов

Так как исторический участок церкви после ее сноса был сокращен за счет спрямления ул. Остоженка и увеличения ширины 1-ого Зачатьевского пер., то исторические контуры колокольни и части северного придела выступали за существующую красную линию Остоженки. Небольшая часть алтаря выступает за существующую красную линию 1-го Зачатьевского переулка.

Поэтому проект 2011 года предполагал восстановление храма в усеченном виде, без одного из приделов и части трапезной, и с сокращением основания колокольни.
 
Вариант 2013 года: полностью в стиле XVII века, с принципиальным изменением исторической посадки
В 2013 году я выполнил эскизный проект воссоздания храма полностью в формах архитектуры XVII века. Формы трапезной и колокольни в нем – гипотетическая реконструкция на конец XVII века выполненная в габаритах исторического плана церкви по сохранившимся архитектурным аналогам этого времени, ввиду отсутствия данных по Воскресенской церкви.
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Ситуационный план, проект 2011 года © Алексей Котов
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Ситуационный план, проект. Вариант 2013 года © Алексей Котов

Теоретически существование шатровой колокольни очень вероятно, но ее изображений не сохранилось или на данный момент не найдено. Схематичный контур плана старой колокольни известен по чертежу 1799 года, сделанному до перестройки и расширения церкви.

Вариант 2013 года предполагал изменение ориентации посадки плана церкви таким образом, чтобы она целиком оказывалась в границах участка. Но место расположения колокольни было близко к историческому ввиду ее градостроительной важности.

Это вариант много критиковали как далекий от исторической достоверности и собственно концепции воссоздания. Предпочтение форм древнерусской архитектуры перед барокко или классицизмом, на мой взгляд, связано с критическим отношением многих церковных заказчиков к западной культуре вообще.
 
Январь 2014: небольшой сдвиг исторической посадки с колокольней в стиле XVII века
В январе 2014 года после обсуждения с департаментом культурного наследия и экспертным сообществом был выполнен компромиссный вариант. В нем мы в общих чертах вернулись к исторической посадке церкви, но со сдвигом плана на 3 метра от красной линии Остоженки вглубь участка, из-за того, чтоб восстановить церковь полностью на историческом месте невозможно. В этом варианте трапезная с приделами восстанавливалась в исторических формах XIX века, а вот колокольня по-прежнему – в стиле XVII века.
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Южный фасад, вариант 2014 года © Алексей Котов
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Ситуационный план, проектное предложение, январь 2014 © Алексей Котов

Параллельно я выполнил вариант восстановления храма с колокольней и трапезной в достоверно документированных формах XIX века.
 
Январь 2017: окончательный вариант 
В январе 2017 года монастырь выбрал вариант восстановления храма в формах, достоверно существовавших на момент его разборки в 1935 году, с колокольней и трапезной в стиле XIX века. Посадка храма на несколько метров сдвигается вглубь участка от красной линии Остоженки; несколько сокращается вынос апсид храма. Четверик церкви, к началу XX века перелицованный, восстанавливается всё же в формах архитектуры XVII века.
 
Обоснование проекта воссоздания 2017 года
На момент разборки в 1935 году храм представлял собой соединение трех основных объемов, относящихся к двум разным периодам: увенчанного пятиглавием четверика церкви с трехчастным алтарем, восходящего к 1670–1680-м годам. Трапезная и колокольня церкви были разобраны и заменены новыми в начале XIX века. Новая трапезная с двумя симметричными приделами – эта типология восходит к чертежам из «Смешанного» альбома М.Ф. Казакова, она была популярна в Москве рубежа XVIII–XIX веков. Тогда же церковный четверик был декорирован в духе классицизма.
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. План храма, вариант 2017 года © Алексей Котов

О колокольне XVII века ничего не известно; зато ампирная колокольня известна в деталях по фотографиям начала XX века.

Что же касается четверика церкви, то его восстановление в первоначальных формах архитектуры XVII века документально обосновано. Во время разборки церкви в 1935 году архитектор Сергей Чижов вел детальный дневник наблюдений, в котором фиксировал разборку только древней части храмового четверика с алтарем. Тогда были открыты элементы декора XVII века: пояс кокошников в завершении фасадов четверика, профилированный карниз под ним и оконные обрамления. Чижов также выполнил схематические обмеры общих габаритов четверика церкви, сделал зарисовки и обмеры ее отдельных конструктивных и архитектурных элементов. На основе этого материала мною и выполнена реконструкция четверика храма в формах архитектуры XVII века.
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Восточный фасад. Вариант 2017 года © Алексей Котов
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Западный фасад. Вариант 2017 года © Алексей Котов
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Восточный фасад. Вариант 2017 года © Алексей Котов

Я считаю допустимым восстановление храма с этими элементами, первоначально присущими его архитектуре и раскрытыми при разборке. Тогда как отделка фасадов четверика в XIX веке не выявляет его первоначальную архитектуру и является историческим наслоением, в данном случае случайным и не представляющим значительной ценности.

Археологические исследования 1990-х годов подтвердили существование кладбища у южного фасада снесенного храма. Культурный слой в этом месте достигает 3–4 метров. Перед началом строительства на участке планируется провести археологические работы – возможно, они откроют новые данные для восстановления архитектуры церкви. Фундаменты разрушенной церкви планируется сохранить в подклете воссоздаваемого храма и сделать доступными для осмотра, как это сделано сейчас в подземном этаже собора Зачатьевского монастыря.

На участке церкви не планируется вспомогательных построек, напротив, должно быть, насколько это возможно, сохранено существующее озеленение. Традиционной ограды не планируется, границы участка по Остоженке и 2-му Зачатьевскому переулку будут отделены невысоким парапетом с зеленой изгородью – для того, чтобы открыть храм для обозрения. Сквер будет открыт для посещения, и в дневное время будет сохранять функции общественного пространства.
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Ситуационный план, проект. Вариант 2017 года © Алексей Котов
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Западный фасад © Алексей Котов
Церковь Воскресения Христова на Остоженке. Восточный фасад © Алексей Котов

Должен сказать, что перспектива с улицы Остоженки на Зачатьевский монастырь, с церковью Воскресения на первом плане и монастырским собором и петровской надвратной церковью на втором – была замечательной по своей художественной значимости. Колокольня церкви возвышалась над проездом к Зачатьевскому монастырю и благодаря изгибу улицы хорошо просматривалась с обеих сторон улицы Остоженка, как от ее начала у Пречистенской площади, так и от Провиантских складов, что хорошо читается на фотографиях рубежа XIX–XX веков.

На схеме рекомендательных режимов реабилитации исторической архитектурно-планировочной среды района здание Воскресенского храма названо «подлежащим воссозданию как ценный архитектурно-градостроительный объект» и узловой элемент градостроительной концепции названных улиц и переулков. Его воссоздание вернет городу ценные визуальные связи: колокольня замкнет перспективу Остоженки, даже в существующей ситуации она могла бы играть важную роль.
 
Архитектор А.Б. Котов
Архитектор:
Алексей Котов
Проект:
Церковь Воскресения Христова на Остоженке
Россия, Москва, ул. Остоженка, 15

2017

16 Мая 2017

Похожие статьи
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.