Контуры Парашютной улицы здесь довольно расплывчаты, застройка крупномасштабная, рыхлая. Большинство домов отступает от проезжей части, тогда как три новых высоких корпуса выдвинуты к самой автостраде. Объединённые двухэтажным стилобатом со встроенными детскими садиками, они решены предельно рационально («до сухости», как выразился рецензент Никита Явейн), хотя строгий вкус авторов выгодно отличает эти дома от соседей. Главный выразительный акцент – разворот корпусов углом по отношению к Парашютной улице, который, действительно, несколько заостряет аморфный характер застройки, хотя, надо, признать, и не упорядочивает её.
Впрочем, градсовет рассматривал не столько архитектуру, которая пока условна, сколько технический вопрос об отклонении от допустимой высотности, которая, согласно недавно принятым ПЗЗ, не должна превышать сорок метров за пределами исторического центра, тогда как новый 24-этажный комплекс приближается к отметке восемьдесят. Однако в окружающей однообразно-высотной среде в 18-24 этажа выдерживать сорок метров, да ещё по линии магистрали, нет никакого смысла, поэтому проект был без труда согласован.
Сюжет лишний раз расстроил отсутствием осмысленного мастер-плана всей территории, а также масштабом застройки. Ведь если среди невысоких зданий даже рядовые вертикали могут быть выразительными, то в данном случае усилия одного из лучших российских бюро имели в итоге не особенно высокий КПД с точки зрения общего визуального воздействия на среду.
***
В отличие от первого, второй вопрос обсуждался долго и достаточно бурно. Однако предметом споров было вовсе не повышение нескольких корпусов до сорока восьми метров, а архитектурно-планировочное решение ввиду ответственного расположения будущего ЖК в красивой излучине реки Охты. Точный адрес нового объекта – Магнитогорская улица, 11, литеры А, О, Р, Ж, П, Ц, Я (пока здесь остатки промзоны). Заказчиком выступила шведская компания-застройщик ООО «Бонава Санкт-Петербург».
Представленный проектным бюро ООО «АйДи» жилой комплекс должен будет занять большую часть мыса, омываемого Охтой. Западное побережье этой территории не входило в участок проектирования, однако члены градсовета справедливо рассудили, что авторы должны учитывать будущее целое.
Нельзя сказать, чтобы проектировщики полностью замкнулись на своём участке: попытка увязать решение с контекстом у них всё же была. Так, они ориентировали дома, выходящие к реке, на расположенную напротив Уткину дачу – усадьбу XVIII века авторства Николая Львова. Памятник федерального значения сегодня находится в плачевном состоянии, однако есть планы по его реставрации и превращении в культурный центр новой застройки. Уткина дача стала точкой, на которой сходятся оси веерно расположенных вдоль берега домов, образующих отдельную группу.
В целом, комплекс совместил в себе сразу три композиционных приёма: упомянутый квартально-живописный, с террасным понижением домов к реке; точечный, внутри застройки; и периметральный, вдоль улиц Магнитогорской и проспекта Шаумяна.
Главные нарекания у выступавших членов градсовета вызвали протяжённые корпуса вдоль Магнитогорской и Шаумяна – «китайская стена», вдоль которой человеку пришлось бы идти более пяти минут практически без смены картинки (Никита Явейн, Михаил Кондиайн, Анатолий Столярчук и другие). Также подавляющее большинство ораторов раскритиковало постановку самого южного корпуса из упомянутого «веера», поскольку именно он при любом раскладе последующей застройки мыса будет мешать сложению общей картины.
Михаил Мамошин предложил проектировщикам расширить свои образные горизонты и подумать об архитектуре Заневской площади, творчестве Армена Барутчева, застройке Малоохтинского проспекта, чтобы прочнее укорениться в «памяти места».
По результатам тайного голосования проект был согласован с учётом замечаний.