Башни над лесом

У границы Терлецкой дубравы по проекту бюро ADM строится жилой комплекс PerovSky, воплощающий в себе не букву, но дух идеологии квартальности.

Автор текста:
Лилия Аронова

15 Февраля 2016
mainImg
Мастерская:
ADM
Проект:
ЖК PerovSky
Россия, Москва, шоссе Энтузиастов, вл. 88

Авторский коллектив:
Архитекторы: Романов А.С., Кузнецова Е.И., Маломуж А.А., Дорошенко Е.А., Заец Б.Н.

2016 – 2018

Застройщик: MR Group
Участок под застройку, на котором компания MR Group возводит новый многофункциональный жилой комплекс, расположен в уникальном для столичных условий природном окружении. Мало того что от близкого шоссе Энтузиастов и плотной застройки жилых микрорайонов Перова он отделен зелёными территориями двух больниц и Дома ветеранов сцены, так еще и практически у самой его восточной границы, буквально в паре минут ходьбы, начинается территория знаменитого Терлецкого парка – памятника ландшафтного искусства с каскадом прудов, старинной дубравой и прочими парковыми радостями, не говоря уже о просторах Измайловского леса, тянущегося с другой стороны шоссе. В таком роскошном с точки зрения экологии и будущих видовых характеристик местоположении есть и еще одно преимущество – архитекторам не пришлось задумываться о том, как вписать проект в городской контекст ввиду полного его, контекста, отсутствия. Один из авторов строящегося комплекса Андрей Романов сравнивает подобные объекты с подводной лодкой, существующей автономно, исключительно по собственным правилам. «Главное, – добавляет он, – чтобы объект был сам по себе целостным и внутренне гармоничным».

Основной идеей, которую Андрей Романов и Екатерина Кузнецова положили в основу проекта, стала тема «своей территории», иными словами – пресловутой квартальности, ведь квартал по своей сути есть не что иное, как некая сомасштабная человеку ячейка городской структуры, внутри которой у её обитателей должно возникнуть ощущение «дома». Понятно, что соорудить такую ячейку проще всего традиционным способом – огородив внутридомовое пространство замкнутым контуром, – но если это невозможно, того же результата можно добиться и с помощью менее очевидных архитектурных приемов. ЖК PerovSky состоит из трёх 23-этажных башен: как ни старайся, традиционный квартал из таких составляющих не построишь. Поэтому архитекторы ADM объединили башни двухэтажным стилобатом. Такой прием отлично себя зарекомендовал: невысокий массив не давит на зрителя, не затеняет двор, но отлично справляется с ролью связующего звена – архитекторы использовали его и в предыдущей своей работе для MR Group, жилом комплексе на Воробьевых горах.

В данном случае сложный в плане объем, то педантично повторяющий прямые линии башен, то вдруг отступающий вглубь параболическим изгибом, не только вмещает в себя всю необходимую инфраструктуру – от супермаркета и кафе до фитнес-центра, – но и служит барьером, который отделяет внутридомовую территорию от внешней, уличной. Через главное лобби стилобата можно войти в один из жилых корпусов; чтобы попасть в два других, придется пересечь двор. Выемка второго входа ведёт в детский сад, рассчитанный не только на жителей комплекса, но и на их соседей. Его прогулочную площадку, расчерченную цветными треугольниками, архитекторы вынесли за пределы двора – она примыкает к внешней стороне стилобата.
ЖК Perovsky. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Главный вход. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Главный вход. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Двор. Проект, 2015 © ADM

Фасады жилых корпусов, при очевидном стилевом единстве, пластически решены по-разному. Точнее говоря, тема одна, а вариаций несколько. Отчасти это обусловлено различной квартирографией, расположением по сторонам света, а отчасти – желанием придать индивидуальность каждому из высотных параллелепипедов. Для всех фасадов использован клинкерный кирпич, но широкая цветовая гамма этого материала позволила выбрать для каждого корпуса собственный тон, оживленный то более, то менее подчеркнутой пикселизацией, создающей ощущение объема и даже движения – легкая пестрота для глаза комфортнее, чем глухая монотонность. В междуэтажных полосах ригели поставлены вертикально, образуя легкие ненавязчивые фризы, данные намеком, только через рисунок швов облицовки.

Ещё один инструмент организации стены – ритм окон; как и в предыдущих своих проектах, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова выстраивают его виртуозно. В одном из корпусов – краснокирпичном – выстроенные вертикальными рядами окна позволяют себе диагональную динамику, созвучную такому же, через этаж, чередованию угловых окон. Регулярный, но подвижный рисунок проёмов облегчает стену, компенсируя ощутимую материальность темно-красного кирпича. Второй корпус светлее, строже и регулярнее, его проемы ощутимо сгущаются к центру фасадов, акцентируя плотность углов. Третий корпус ещё светлее, и его ритм усложнен горизонтальным чередованием, превращающим фасад в шахматный паттерн. Тему поддерживают металлизированные горизонтальные вставки в верхней и нижней частях окон, вертикальные деревянные панели (они встречаются во втором корпусе) и небольшие решетчатые балкончики для кондиционеров.

У стилобата простенки ощутимо тоньше, плоскость остекления больше, его объем распастанный по земле воспринимается как стройный и легкий. Полоса светлого дерева прошивает оба яруса стилобата в верхней части сплошным фризом; она расположена глубже рельефных ребер, но выше плоскостей стекла, подчиняясь тому же эффекту многослойной стены, что и жилые башни. Там, где прямые плоскости фасадов стилобата продолжают линии стен корпусов, они превращены в красно-кирпичную решетку, генетически связанную с терракотовой темой первого корпуса. В углублениях мини-площадей перед входами архитекторы заменяют кирпичные ребра ещё более тонкими белыми – полученный таким образом эффект «надкушенного яблока» подчеркивает открытость входных зон, приглашает внутрь, и в то же время позволяет ощутить пространство площадок как переходное, расположенное уже внутри геометрических контуров параллелепипеда, но ещё снаружи, за прозрачной поверхностью стекла. Кровлю стилобата планируется озеленить, так что вид на неё из окон корпусов не будет нарушать гармонию лесной панорамы вокруг.
ЖК Perovsky. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Фрагмент 1 корпуса. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Фрагмент 2 корпуса. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Фрагмент 3 корпуса. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Фрагмент 3 корпуса. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Вход в детский сад. Проект, 2015 © ADM

На чём Андрей Романов и Екатерина Кузнецова никогда не экономят, так это на благоустройстве. И речь не только и не столько о бюджете, сколько об идеях и времени, потраченном на разработку. Ведь помимо выполнения прикладных функций: скамейки – для отдыха, детские площадки – для игры, деревья – для тени, – правильный дизайн придомовых территорий решает и серьёзные макрозадачи. Архитекторы уверены, что даже самый лучший фасад человек не способен воспринимать в отрыве от ландшафтного контекста. «Это вопрос целеполагания, – комментирует Андрей Романов. – Мы хотим сделать среду, в которой человеку должно быть интересно и комфортно, даже если многие детали он воспринимает только на подсознательном уровне».

ЖК PerovSky должен интриговать ещё на подходе – перед главным лобби расположилась живописная аванплощадь с деревьями, круговыми скамейками и концентрическими кругами из разноцветной плитки; такая же, но поменьше, появится и у входа в детский сад. Но, конечно, самый затейливый и тщательно проработанный ландшафтный дизайн достанется жителям комплекса. Во внутреннем дворе предполагается насыпать настоящие холмы (поскольку под двором расположится подземный гараж, для посадки деревьев необходимо будет добавить определенный объем почвы), обустроить детские площадки, не говоря уже о клумбах, газонах и дорожках, которые складываются в картины, подчас напоминающие об образцах классического авангарда. Детям, выросшим в таком дворе, можно только позавидовать – у них будет собственный маленький мир с горами, садами и закоулками; да и взрослые в такой среде найдут, где отдохнуть и на чём остановить взгляд. Насыщенный ландшафт совместно с ограждающим, но лёгким и прозрачным объемом стилобата сформируют на уровне восприятия пешехода фрагмент обустроенного города – комфортное пространство человеческого масштаба. В какой-то степени это можно считать вариантом решения проблемы а-приори бесчеловечного масштаба высотных корпусов: башни отступают на второй план, с улицы воспринимается и «работает» только двухэтажная часть, и хотя поднявшись домой, человек почувствует высоту башен, отсюда она воспринимается иначе – через панораму окружающих парков и города в перспективе. А в наше, всё менее комфортное, время полезны как ландшафтный уют, так и эффект "полёта над городом".
 
ЖК Perovsky. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Детский сад. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Детский сад. Проект, 2015 © ADM
ЖК PerovSky. Генеральный план. Проект, 2015 © ADM
ЖК PerovSky. План 1 этажа. Проект, 2015 © ADM
ЖК PerovSky. План типового этажа. Проект, 2015 © ADM


Мастерская:
ADM
Проект:
ЖК PerovSky
Россия, Москва, шоссе Энтузиастов, вл. 88

Авторский коллектив:
Архитекторы: Романов А.С., Кузнецова Е.И., Маломуж А.А., Дорошенко Е.А., Заец Б.Н.

2016 – 2018

Застройщик: MR Group

15 Февраля 2016

Автор текста:

Лилия Аронова
Технологии и материалы
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия (коллажа), отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне. Эффектное здание, спроектированное архитектурным бюро из Базеля Herzog & de Meuron, одновременно является выставочной площадкой, экспериментальной лабораторией и флагманом швейцарского производителя мебели. На сегодняшний день VitraHaus посетили 3,5 миллиона человек со всего мира. По случаю десятой годовщины здания Vitra представляет совершенно новый интерьер VitraHaus, который объединяет в себе накопленный опыт, идеи и тенденции, которые определяли и продолжают задавать тон в индустрии дизайна с 2010-х по 2020-е годы.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Ганзейский молл
Торговый центр для малого города, в котором главным «якорем» выступает не сетевой арендатор, а зеленая кровля и «пряничные» фасады.
По принципам каллиграфии
Художественная галерея в уезде Шуян посвящена традиционно развитому там искусству каллиграфии. Авторы проекта – Архитектурный проектно-исследовательский институт Чжэцзянского университета.
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.