Башни над лесом

У границы Терлецкой дубравы по проекту бюро ADM строится жилой комплекс PerovSky, воплощающий в себе не букву, но дух идеологии квартальности.

Автор текста:
Лилия Аронова

15 Февраля 2016
mainImg

Мастерская:

ADM

Проект:

ЖК PerovSky
Россия, Москва, шоссе Энтузиастов, вл. 88

Авторский коллектив:
Архитекторы: Романов А.С., Кузнецова Е.И., Маломуж А.А., Дорошенко Е.А., Заец Б.Н.

2016 – 2018

Застройщик: MR Group
Участок под застройку, на котором компания MR Group возводит новый многофункциональный жилой комплекс, расположен в уникальном для столичных условий природном окружении. Мало того что от близкого шоссе Энтузиастов и плотной застройки жилых микрорайонов Перова он отделен зелёными территориями двух больниц и Дома ветеранов сцены, так еще и практически у самой его восточной границы, буквально в паре минут ходьбы, начинается территория знаменитого Терлецкого парка – памятника ландшафтного искусства с каскадом прудов, старинной дубравой и прочими парковыми радостями, не говоря уже о просторах Измайловского леса, тянущегося с другой стороны шоссе. В таком роскошном с точки зрения экологии и будущих видовых характеристик местоположении есть и еще одно преимущество – архитекторам не пришлось задумываться о том, как вписать проект в городской контекст ввиду полного его, контекста, отсутствия. Один из авторов строящегося комплекса Андрей Романов сравнивает подобные объекты с подводной лодкой, существующей автономно, исключительно по собственным правилам. «Главное, – добавляет он, – чтобы объект был сам по себе целостным и внутренне гармоничным».

Основной идеей, которую Андрей Романов и Екатерина Кузнецова положили в основу проекта, стала тема «своей территории», иными словами – пресловутой квартальности, ведь квартал по своей сути есть не что иное, как некая сомасштабная человеку ячейка городской структуры, внутри которой у её обитателей должно возникнуть ощущение «дома». Понятно, что соорудить такую ячейку проще всего традиционным способом – огородив внутридомовое пространство замкнутым контуром, – но если это невозможно, того же результата можно добиться и с помощью менее очевидных архитектурных приемов. ЖК PerovSky состоит из трёх 23-этажных башен: как ни старайся, традиционный квартал из таких составляющих не построишь. Поэтому архитекторы ADM объединили башни двухэтажным стилобатом. Такой прием отлично себя зарекомендовал: невысокий массив не давит на зрителя, не затеняет двор, но отлично справляется с ролью связующего звена – архитекторы использовали его и в предыдущей своей работе для MR Group, жилом комплексе на Воробьевых горах.

В данном случае сложный в плане объем, то педантично повторяющий прямые линии башен, то вдруг отступающий вглубь параболическим изгибом, не только вмещает в себя всю необходимую инфраструктуру – от супермаркета и кафе до фитнес-центра, – но и служит барьером, который отделяет внутридомовую территорию от внешней, уличной. Через главное лобби стилобата можно войти в один из жилых корпусов; чтобы попасть в два других, придется пересечь двор. Выемка второго входа ведёт в детский сад, рассчитанный не только на жителей комплекса, но и на их соседей. Его прогулочную площадку, расчерченную цветными треугольниками, архитекторы вынесли за пределы двора – она примыкает к внешней стороне стилобата.
ЖК Perovsky. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Главный вход. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Главный вход. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Двор. Проект, 2015 © ADM
Фасады жилых корпусов, при очевидном стилевом единстве, пластически решены по-разному. Точнее говоря, тема одна, а вариаций несколько. Отчасти это обусловлено различной квартирографией, расположением по сторонам света, а отчасти – желанием придать индивидуальность каждому из высотных параллелепипедов. Для всех фасадов использован клинкерный кирпич, но широкая цветовая гамма этого материала позволила выбрать для каждого корпуса собственный тон, оживленный то более, то менее подчеркнутой пикселизацией, создающей ощущение объема и даже движения – легкая пестрота для глаза комфортнее, чем глухая монотонность. В междуэтажных полосах ригели поставлены вертикально, образуя легкие ненавязчивые фризы, данные намеком, только через рисунок швов облицовки.

Ещё один инструмент организации стены – ритм окон; как и в предыдущих своих проектах, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова выстраивают его виртуозно. В одном из корпусов – краснокирпичном – выстроенные вертикальными рядами окна позволяют себе диагональную динамику, созвучную такому же, через этаж, чередованию угловых окон. Регулярный, но подвижный рисунок проёмов облегчает стену, компенсируя ощутимую материальность темно-красного кирпича. Второй корпус светлее, строже и регулярнее, его проемы ощутимо сгущаются к центру фасадов, акцентируя плотность углов. Третий корпус ещё светлее, и его ритм усложнен горизонтальным чередованием, превращающим фасад в шахматный паттерн. Тему поддерживают металлизированные горизонтальные вставки в верхней и нижней частях окон, вертикальные деревянные панели (они встречаются во втором корпусе) и небольшие решетчатые балкончики для кондиционеров.

У стилобата простенки ощутимо тоньше, плоскость остекления больше, его объем распастанный по земле воспринимается как стройный и легкий. Полоса светлого дерева прошивает оба яруса стилобата в верхней части сплошным фризом; она расположена глубже рельефных ребер, но выше плоскостей стекла, подчиняясь тому же эффекту многослойной стены, что и жилые башни. Там, где прямые плоскости фасадов стилобата продолжают линии стен корпусов, они превращены в красно-кирпичную решетку, генетически связанную с терракотовой темой первого корпуса. В углублениях мини-площадей перед входами архитекторы заменяют кирпичные ребра ещё более тонкими белыми – полученный таким образом эффект «надкушенного яблока» подчеркивает открытость входных зон, приглашает внутрь, и в то же время позволяет ощутить пространство площадок как переходное, расположенное уже внутри геометрических контуров параллелепипеда, но ещё снаружи, за прозрачной поверхностью стекла. Кровлю стилобата планируется озеленить, так что вид на неё из окон корпусов не будет нарушать гармонию лесной панорамы вокруг.
ЖК Perovsky. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Фрагмент 1 корпуса. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Фрагмент 2 корпуса. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Фрагмент 3 корпуса. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Фрагмент 3 корпуса. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Вход в детский сад. Проект, 2015 © ADM
На чём Андрей Романов и Екатерина Кузнецова никогда не экономят, так это на благоустройстве. И речь не только и не столько о бюджете, сколько об идеях и времени, потраченном на разработку. Ведь помимо выполнения прикладных функций: скамейки – для отдыха, детские площадки – для игры, деревья – для тени, – правильный дизайн придомовых территорий решает и серьёзные макрозадачи. Архитекторы уверены, что даже самый лучший фасад человек не способен воспринимать в отрыве от ландшафтного контекста. «Это вопрос целеполагания, – комментирует Андрей Романов. – Мы хотим сделать среду, в которой человеку должно быть интересно и комфортно, даже если многие детали он воспринимает только на подсознательном уровне».

ЖК PerovSky должен интриговать ещё на подходе – перед главным лобби расположилась живописная аванплощадь с деревьями, круговыми скамейками и концентрическими кругами из разноцветной плитки; такая же, но поменьше, появится и у входа в детский сад. Но, конечно, самый затейливый и тщательно проработанный ландшафтный дизайн достанется жителям комплекса. Во внутреннем дворе предполагается насыпать настоящие холмы (поскольку под двором расположится подземный гараж, для посадки деревьев необходимо будет добавить определенный объем почвы), обустроить детские площадки, не говоря уже о клумбах, газонах и дорожках, которые складываются в картины, подчас напоминающие об образцах классического авангарда. Детям, выросшим в таком дворе, можно только позавидовать – у них будет собственный маленький мир с горами, садами и закоулками; да и взрослые в такой среде найдут, где отдохнуть и на чём остановить взгляд. Насыщенный ландшафт совместно с ограждающим, но лёгким и прозрачным объемом стилобата сформируют на уровне восприятия пешехода фрагмент обустроенного города – комфортное пространство человеческого масштаба. В какой-то степени это можно считать вариантом решения проблемы а-приори бесчеловечного масштаба высотных корпусов: башни отступают на второй план, с улицы воспринимается и «работает» только двухэтажная часть, и хотя поднявшись домой, человек почувствует высоту башен, отсюда она воспринимается иначе – через панораму окружающих парков и города в перспективе. А в наше, всё менее комфортное, время полезны как ландшафтный уют, так и эффект "полёта над городом".
 
ЖК Perovsky. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Детский сад. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Проект, 2015 © ADM
ЖК Perovsky. Детский сад. Проект, 2015 © ADM
ЖК PerovSky. Генеральный план. Проект, 2015 © ADM
ЖК PerovSky. План 1 этажа. Проект, 2015 © ADM
ЖК PerovSky. План типового этажа. Проект, 2015 © ADM


Мастерская:

ADM

Проект:

ЖК PerovSky
Россия, Москва, шоссе Энтузиастов, вл. 88

Авторский коллектив:
Архитекторы: Романов А.С., Кузнецова Е.И., Маломуж А.А., Дорошенко Е.А., Заец Б.Н.

2016 – 2018

Застройщик: MR Group

15 Февраля 2016

Автор текста:

Лилия Аронова

Технологии и материалы

Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.

Сейчас на главной

Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.