Архсовет Москвы–26

Московский архсовет 22 апреля отклонил оба рассмотренных проекта: пристройки к театру Et Cetera на Тургеневской площади и физкультурного комплекса на Борисовских прудах.

mainImg
Мастерская:
ООО «АТиС»
Проект:
Физкультурно-оздоровительный комплекс с аквапарком на Борисовских прудах
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Красильников А.В., Пухаева И.Г.

2015

Заказчик: ООО «Южное созвездие»
Театр Et Cetera на Тургеневской площади
zooming
Архитектурно-градостроительное решение театра «ET CETTERA» под руководством А.Калягина. Проектная организация: ООО «СатКо-Альянс»; Заказчик: ООО «Юнинетстрой». Авторы: Нечай Е.А.

Существующее здание театра построено на пересечении Бульварного кольца и Мясницкой улицы по проекту Андрея Бокова и «Моспроекта-4». С момента окончания строительства и до настоящего дня обсуждается возможность возведения второй очереди театра, которая должна одновременно решить несколько важных задач: оформить центральный вход в театр, которого сейчас практически нет, компенсировать недостаток помещений и репетиционных залов, а главное – завершить облик одной из центральных площадей города. Небольшая по объему пристройка играет важную роль в формировании Тургеневской площади, а также взаимодействует с расположенным рядом баженовским домом Юшкова.
zooming
Архитектурно-градостроительное решение театра «ET CETTERA» под руководством А.Калягина. Проектная организация: ООО «СатКо-Альянс»; Заказчик: ООО «Юнинетстрой». Авторы: Нечай Е.А.

Авторы второй очереди театра Et Cetera – компания «СатКо-Альянс», сменившая прежних проектировщиков в 2013, показала совету проект, решенный в стилистике здания Андрея Бокова. Одноэтажная входная группа значительно вынесена вперед, главный вход акцентирован козырьком и протяженной полукруглой перголой, выходящей на мощеную площадь со спрятанным за новым декором ветниляционным сооружением метро. В одном из вариантов кровлю входной группы предложено сделать эксплуатируемой. Основной же объем пристройки – плотно пристыкованный к театру семиэтажный округлый блок. Стеклянный портал с красными балконами, по замыслу авторов, должен уравновесить композицию и добавить парадности главному фасаду здания. Внутри, помимо просторного фойе, должны разместиться большой репетиционный зал, «карман» сцены и административные помещения.
zooming
Архитектурно-градостроительное решение театра «ET CETTERA» под руководством А.Калягина. Проектная организация: ООО «СатКо-Альянс»; Заказчик: ООО «Юнинетстрой». Авторы: Нечай Е.А.

Членам совета проект категорически не понравился. От небольшой претензии по поводу странного и нелепого козырька на уровне второго этажа, высказанной Алексеем Воронцовым, эксперты перешли к серьёзным и многочисленным замечаниям. По словам Юрия Григоряна, главным достоинством существующего театра было то, что его не видно, он теряется в окружении. Идея авторов продолжить его архитектуру в новой постройке, по мнению Григоряна, совершенно неприемлема: «Архитекторы и застройщики много лет уродовали это исторически значимое для города место. Теперь приходит новая молодая команда и принимает решение продолжить эту традицию. Почему?». Ничуть не больше стилистики Григоряну понравилась объемно-пространственная композиция и градостроительное решение, по словам эксперта – неграмотное, без логики, уважения к памятникам и даже попытки создать полноценное публичное пространство.
zooming
Архитектурно-градостроительное решение театра «ET CETTERA» под руководством А.Калягина. Проектная организация: ООО «СатКо-Альянс»; Заказчик: ООО «Юнинетстрой». Авторы: Нечай Е.А.

Мнение коллеги разделил Сергей Чобан, раскритиковавший решение соединить семиэтажный объем с полутораэтажной пристройкой входной группы. Площадь, которая должна служить связующим элементом между зданием и городом, выполняет обратную задачу, отгораживаясь от улицы и перекрывая вид на особняк. Совершенно неуместной показалась Чобану пергола в городе, где большую часть года холодно и лежит снег. По его убеждению, архитектура пристройки должна быть современной, не связанной с неудачным образом театра, а площадь перед входом следует сделать открытой и свободной.
zooming
Архитектурно-градостроительное решение театра «ET CETTERA» под руководством А.Калягина. Проектная организация: ООО «СатКо-Альянс»; Заказчик: ООО «Юнинетстрой». Авторы: Нечай Е.А.

Решение сохранить на участке венткамеру метрополитена возмутило всех членов совета. Было высказано общее мнение о переносе некрасивого киоска, перекрывающего всю видовую перспективу. Однако докладчик возразил, что это вынужденное решение: дорогостоящий перенос в настоящий момент невозможен. В прежней концепции второй очереди венткиоски были спрятаны под общим стилобатом. Но затем проект был пересмотрен, финансирование урезано. От подземной части пришлось отказаться, а киоски оказались снова на поверхности.
zooming
Архитектурно-градостроительное решение театра «ET CETTERA» под руководством А.Калягина. Проектная организация: ООО «СатКо-Альянс»; Заказчик: ООО «Юнинетстрой». Авторы: Нечай Е.А.

По словам Владимира Плоткина, выходом из сложившейся ситуации, могла бы стать пристройка в виде современного моноблока, освобожденного от всех ненужных деталей. Резче высказался Сергей Кузнецов, который, понимая стремление авторов организовать парадную зону входа в театр, тем не менее указал им на то, что они добились обратных результатов: фасад скорее напоминает хозяйственный блок или зону загрузки продуктового магазина. По мнению главного архитектора Москвы, во второй очереди излишество деталей выглядит даже хаотичнее, чем в первой очереди, архитектура которой непопулярна в народе. На вопрос Кузнецова о том, почему возникло такое решение пристройки, представитель заказчика напомнил о сокращении финансирования, из-за которого пришлось отказаться от подземной части, а также о том, что композиция и структура объема были определены Департаментом культуры. На что Сергей Кузнецов возразил, что всегда можно обратиться в Департамент с просьбой о пересмотре их решения, тем более, что сегодня для этого нет никаких препятствий.

Михаил Посохин признался, что архитектура театра Et Cetera всегда вызывала у него чувство абсолютного неприятия. С учетом перспективного развития Москвы сегодня нельзя подчеркивать и развивать такую архитектуру. Пристройка вызвала у Михаила Посохина неприятные ассоциации с инородным образованием, наростом или даже бородавкой. По мнению эксперта, реализация такого проекта нанесет непоправимый ущерб городу.
zooming
Архитектурно-градостроительное решение театра «ET CETTERA» под руководством А.Калягина. Проектная организация: ООО «СатКо-Альянс»; Заказчик: ООО «Юнинетстрой». Авторы: Нечай Е.А.

Поддержал коллег и Андрей Гнездилов. В представленном проекте его огорчило буквально всё – от планов, не дающих представления о том, как устроено пространство, до собственно архитектуры. «При взгляде на планировки складывается впечатление, что это не театр, а сельский клуб, – пояснил Гнездилов, – Я думаю, что в данном проекте воля архитекторов была сильно подавлена. Есть ощущение, что процессом управляет кто-то очень непрофессиональный. Обидно, что заказчик зачастую относится к центру города как к собственному дачному участку, не понимая роли и значимости объекта. Я считаю, что в данном случае необходимо полностью, с нуля, перерабатывать проект, менять команду и техническое задание».
zooming
Архитектурно-градостроительное решение театра «ET CETTERA» под руководством А.Калягина. Проектная организация: ООО «СатКо-Альянс»; Заказчик: ООО «Юнинетстрой». Авторы: Нечай Е.А.

Итоги эмоционального обсуждения подвел Сергей Кузнецов: проект следует целиком переработать, включая техническое задание.

Физкультурно-оздоровительный комплекс с аквапарком на Борисовских прудах
zooming
Физкультурно-оздоровительный комплекс с аквапарком на пересечении улицы Борисовские Пруды с улицей Наташинская. Проектная организация: ООО «АТиС»; Заказчик: ООО «Южное созвездие». Авторы: Красильников А.В., Пухаева И.Г.

Проект физкультурного комплекса выполнен компанией «АТиС». Здание предполагается возвести в большом парке рядом с Борисовскими прудами. Архитектуру, по словам авторов, определил сложный рельеф участка с большими перепадами высот и соседство с природным комплексом. Пытаясь максимально сохранить природу, авторы решили само здание сделать частью парка. Так возникли террасы и пандусы, ведущие на эксплуатируемую кровлю, где предусмотрено благоустройство и озеленение. Значительную часть комплекса занимает аквапарк. Его окна обращены в сторону прудов, тогда как эксплуатируемая кровля и террасы – к улице. Стеклянные фасады по убеждению проектировщиков должны минимизировать присутствие здания в парке.
zooming
Физкультурно-оздоровительный комплекс с аквапарком на пересечении улицы Борисовские Пруды с улицей Наташинская. Проектная организация: ООО «АТиС»; Заказчик: ООО «Южное созвездие». Авторы: Красильников А.В., Пухаева И.Г.

Комментируя проект, Ханс Штимманн заметил, что авторы противоречат сами себе: заявляя о намерении максимально сохранить парковое пространство, они на деле располагают здание таким образом, что отнимают у парка намного больше, чем следовало бы. По его мнению, объем стоило бы сместить ближе к улице, оставив в покое зелёные пространства.

Основные замечания других членов совета, действительно, коснулись расположения здания на участке. Андрей Гнездилов пожурил авторов за невнятное решение зоны входа – на представленных планах её невозможно обнаружить. Непонятно, как здание взаимодействует с улицей. Перед узким и маленьким входом, который, однако предназначен для достаточно большого количества посетителей, нет даже крохотной площади. Что же касается организации проездов на участке, включая съезд с магистрали, устроенный под острым углом, то она, по мнению Гнездилова, не выдерживает никакой критики.
zooming
Физкультурно-оздоровительный комплекс с аквапарком на пересечении улицы Борисовские Пруды с улицей Наташинская. Проектная организация: ООО «АТиС»; Заказчик: ООО «Южное созвездие». Авторы: Красильников А.В., Пухаева И.Г.

Сергей Кузнецов увидел главную проблему в том, что проектировщики игнорируют существующее общественное пространство парка и, более того – отгораживаются от него. Здание расположено на рельефе и со стороны парка углубляется под землю. За парковым фасадом следует пожарный проезд и высокая подпорная стена. Никакой связи с парком, таким образом, нет. Попытка создать общественное пространство на кровле тоже выглядит неудачно, поскольку эксплуатируемая кровля раскрывается на магистраль с ее шумом и постоянным потоком автомобилей. В то же время отсутствует возможность выхода на поверхность кровли над аквапарком, откуда как раз и видны пруды. «Такое ощущение, что здание поставлено задом наперед, – прокомментировал Кузнецов, – А вся территория вокруг него просто истерзана проездами. И все это происходит там, где первостепенной задачей является создание центра притяжения для жителей района и качественной зеленой среды».
zooming
Физкультурно-оздоровительный комплекс с аквапарком на пересечении улицы Борисовские Пруды с улицей Наташинская. Проектная организация: ООО «АТиС»; Заказчик: ООО «Южное созвездие». Авторы: Красильников А.В., Пухаева И.Г.

На замечание главного архитектора докладчики ответили, что подобное расположение объема вполне обосновано: из аквапарка важно открыть вид на водную гладь, это выглядит очень привлекательно для посетителей. Устроить же эксплуатируемую кровлю над аквапарком по техническим причинам нельзя. Владимир Плоткин в этом вопросе согласился с проектировщиками, подчеркнув, что здесь важно определиться с приоритетами. При этом он отметил, что если бы сам занимался проектированием, то сделал бы выбор в пользу видов с эксплуатируемой кровли, а еще лучше – совместил бы одно с другим. Функциональное наполнение комплекса – правильное и необходимое жителям района, но здание следует переориентировать – убежден Плоткин. Хотя его главное замечание касалось сумбурности недостаточно проработанного генплана.
zooming
Физкультурно-оздоровительный комплекс с аквапарком на пересечении улицы Борисовские Пруды с улицей Наташинская. Проектная организация: ООО «АТиС»; Заказчик: ООО «Южное созвездие». Авторы: Красильников А.В., Пухаева И.Г.

Подача материалов возмутила и Михаила Посохина. На представленных планшетах эксперт не смог разглядеть ни генплан, ни фасады комплекса. С такой подготовкой нельзя приходить на архсовет – уверен Посохин. И если Алексей Воронцов сделал замечание по поводу эклектичности архитектуры, ее невыразительности и нечистоты, то по словам Михаила Посохина, он никакой архитектуры попросту не сумел увидеть из-за некачественной графики.
zooming
Физкультурно-оздоровительный комплекс с аквапарком на пересечении улицы Борисовские Пруды с улицей Наташинская. Проектная организация: ООО «АТиС»; Заказчик: ООО «Южное созвездие». Авторы: Красильников А.В., Пухаева И.Г.

Заступаясь за проектировщиков, Сергей Чобан посоветовал им в последующей работе склониться либо в сторону ландшафта, либо в сторону архитектуры. Сама по себе попытка устроить общественное пространство на крыше уже похвальна. Но неверная посадка здания смазала весь замысел. Поэтому надо либо развернуть ландшафт на крыше в сторону парка, либо вовсе его убрать, тщательнее поработав над архитектурным решением. Такое предложение не понравилось Юрию Григоряну, которому единственно ценной в проекте показалась именно зеленая кровля. «Скорее следует все здание сделать ландшафтом, полностью накрыть его зеленым покрывалом, оставив только входы – норки в домики хоббитов. В этом случае никаких претензий к авторам точно не возникнет. Если же совсем отказаться от ландшафта, то это будет вызов парку».

Итогом обсуждения стало решение отправить проект на доработку. Сергей Кузнецов отметил, что замечания, сделанные советом относительно второго проекта менее критичны, но между тем авторам следует серьёзно подойти к решению генплана, транспортной схемы и внешнего облика здания.
 
Мастерская:
ООО «АТиС»
Проект:
Физкультурно-оздоровительный комплекс с аквапарком на Борисовских прудах
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Красильников А.В., Пухаева И.Г.

2015

Заказчик: ООО «Южное созвездие»

23 Апреля 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.