Юлия Бычкова и Антон Кочуркин: «Земли в России много, а рук мало»

Организаторы фестиваля «Архстояние» и других проектов Никола-Ленивца – о том, как территория будет развиваться после ухода «Архполиса», о старых и новых планах любимого многими места.

Юлия Тарабарина

Беседовала:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 В январе стало известно о том, что «Архполис» сворачивает свою деятельность из-за потери источника финансирования и проекты Никола-Ленивца будут продолжать свою работу самостоятельно, без титульного спонсора. Мы задали несколько вопросов бессменным организаторам фестиваля «Архстояние» Юлии Бычковой и Антону Кочуркину.
«Ротонда» Александра Бродского, 2009. Фотография © Архстояние, 2014
Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, продюсер и куратор фестиваля Архстояние. Фотография © Екатерина Баталова

– Очень сочувствую потере спонсора, и желаю проектам Никола-Ленивца побыстрее найти финансовую поддержку; думаю не ошибусь, если скажу, что сейчас вся архитектурная и артистическая Москва болеет за вас.

В недавнем пресс-релизе говорилось о пересмотре масштаба культурной программы и приостановке развития гостевой инфраструктуры. Что это означает конкретно? Какие части проектов Никола-Ленивца опирались на поддержку «Архполиса» и будут теперь сокращены?

Антон Кочуркин: Арт-события, в том числе фестиваль «Архстояние» финансировались инвестором наполовину (кроме последнего года), поэтому «Архстояние» в том или ином формате будет продолжаться, а вот развитие инфраструктуры сейчас заморожено. На деньги «Архполиса» опирались прежде всего инфраструктурные проекты и операционные расходы: творческий поселок, Мехдвор, кемпинг, ресторан, ферма, команда. Существующая инфраструктура будет функционировать, но пока без дополнительных сервисов. Мы ищем инвесторов на уже проработанный, но не реализованный гостиничный проект.

Снизится объем инвестиций по уходу за территорией – регулярные ландшафтные работы, уход за лесом, парковые работы. Некоторые из проектов, такие как ферма и детский лагерь, вышедшие на самоокупаемость, продолжат функционирование. Мы также не отказываемся от творческих резиденций в Никола-Ленивце.

– Если возможно, расскажите чуть подробнее об этих устойчивых проектах. Что делается на ферме, с какой регулярностью открыт детский лагерь? И как, к примеру, функционирует молодежная гостиница «Казарма»?

Нашу ферму создают прекрасная пара Анна и Сергей Морозовы. На данный момент это порядка 15 га возделываемой земли. Пока мы только выращиваем растительные культуры и кормим себя и резидентов, а также продаем на внешние рынки то, что пользуется спросом. Этим летом ребята сделали прекрасный «Салат-бар» прям в середине фермерского участка и он был постоянно полон. Туристический формат «истории со вкусом» всегда востребован и популярен.

Лагерь стартует в конце мая и завершается в августе. Всего 5 смен по 100 детей в каждой. И каждая смена тематическая: Английская, Мультимедиа, Фото или Архитектура и искусство. Несмотря на то, что мы предлагаем детям жить в палатках, это не отпугивает, а даже стимулирует родителей отдавать нам своих чад для выживания и закаливания в творческой среде.

Казарма – это молодежный формат гостиницы и мы стараемся сдавать ее полностью под одну компанию, что получается. Там прекрасный вид на «Бобур» и отличная баня.

– Насколько я помню, «Архполис» был прямо или косвенно связан с проектом строительства нового поселка где-то в окрестностях Никола-Ленивца и с более масштабной, чем фестивальная, реорганизацией территории. Как пересекался фестиваль «Архстояние» с этими проектами, насколько они реализованы и что с ними теперь будет?

Юлия Бычкова: На данный момент разработан весь генплан территории и основные объекты застройки: гостиницу с общественными функциями спроектировал Евгений Асс, фермерский комплекс – Александр Бродский. Совместно с бюро Snøhetta мы сделали проект общественного центра.
Бюро Александра Бродского. «Дом фермера»; Никола-Ленивец. Проект, 2014 © Бюро Александра Бродского
Бюро Александра Бродского. Мастер-план творческого поселка с фермой; Никола-Ленивец. Проект, 2014 © Бюро Александра Бродского

Проект коттеджного поселка разработан с участием Василия Щетинина, Антона Кочуркина, Ивана Овчинникова – этот проект планировалось запустить уже в сентябре 2014 как инструмент основного устойчивого заработка для территории, но – увы.
Евгений Асс. Гостинично-образовательный центр в Звизжах, проект. 2013 © Евгений Асс
Евгений Асс. Гостинично-образовательный центр в Звизжах, проект. 2013 © Евгений Асс

– Инвесторов вы сейчас ищете на гостиницу, спроектированную Евгением Ассом?

Ю.Б.: Евгений Викторович проектировал для нас гостинично-образовательный центр на месте старых коровников в Звизжах. Это получился замечательный и экспериментальный проект. Но с развитием Мехдвора и художественных мастерских напротив в той же деревне стало очевидно, что набор функций данного проекта должен быть переосмыслен, так же как и экономическая модель.

Для нас сейчас важно запустить в реализацию такие проекты, как всесезонный кемпинг (авторы 8 линий + Мел + Мегабудка), а также проект нового формата творческого поселка (авторы И. Овчинников + 8 линий), который разработан специально под конечного потребителя. Первый нам даст возможность всесезонно размещать гостей парка и экономически-устойчивую модель, а второй создаст новый круг «стейкхолдеров» территории, которые могут в той или иной мере участвовать в проекте.
Мастерплан гостевого поселка в деревне Кольцово © 8 линий, Мегабудка, Ксения Аджубей
Вариант гостевого дома для поселка вокруг пруда в Кольцово. 8 Линий © 8 Линий, 2014
В застройке гостевого поселка в Кольцово также планируется использовать модульные «Дубль дома» Ивана Овчинникова © Bioarchitects, 2013
Парящие избы. деревня Кольцово. Василий Щетинин © Василий Щетинин, 2014
Зимняя рецепция © 8 линий, 2014

– Самый острый вопрос не только для Никола-Ленивца, но сейчас и вообще для многих: планируете ли повышать цены? В частности, на билеты, на ночевки в гостевых домах?

А.К.: Возможно небольшое повышение, как это происходит каждый год, но оно не связано с потерей инвестиций в проект, а связано в целом с политикой фестиваля.

– Какие ваши самые яркие воспоминания о сотрудничестве с «Архполисом»?

Ю.Б.: Во многом благодаря деятельности «Архполиса» на территории появились такие успешные проекты как Ночь Новых Медиа, Детский лагерь и ферма Никола-Ленивца. Артель Николая Полисского смогла запустить и создать такие проекты как «Вселенский разум» и «Бобур». Все это – начинания, которые заронили правильные векторы и воспитали ряд отличных кураторов и менеджеров, таких как Иван Полисский, Катя Мелихова, Анна и Сергей Морозовы и другие. Данная ситуация станет хорошей проверкой и позволит понять, насколько наша команда может вытянуть все направления проекта, что жизнеспособно, а что нет. И, конечно, за три года существования «Архполиса» появились навыки управления другого масштаба и качества. Это важно. Так как любой из нас сейчас может выйти на рынок труда с пониманием задач и практическими навыками. И быть востребованным. Земли в России много, а рук мало.
«Ротонда» Александра Бродского. Фотография © Архстояние, 2014

– Какие спонсоры поддерживали «Архстояние» и другие проекты Никола-Ленивца до появления «Архполиса»?

А.К: Николая Полисского и «Архстояние» поддерживало и поддерживает ряд крупных, частных, а также нишевых спонсоров, существующих на рынке архитектуры и строительства: Solo, Крост, Vitra, Bars, Solo,VIP to VIP, Nora, Artishok и много других. Мы получали гранты российских и зарубежных фондов. Самый большой грант был выделен Евросоюзом в 2009 году. Последнее время нам удавалось выходить на таких партнеров как Peugeot, Mini, Яндекс, фонд Елены и Геннадия Тимченко.

– Какие источники финансирования вы сейчас рассматриваете как основные для проектов Никола-Ленивца?

Ю.Б.: Процесс фандрайзинга у нас включен постоянно и мы по-прежнему занимаемся поиском государственных источников. Скорее всего у нас будет синтезированная, как всегда, система: частные вложения, нишевые спонсоры, госгранты, краудфандинг + инфраструктурный заработок. Фестиваль «Архстояние» уже в прошлом году собрал на спонсорах и билетах около 50% своего годового бюджета. Так что есть надежда, что выход на самоокупаемость не за горами.

– Насколько успешен, с вашей точки зрения, краудфандинг – в частности, я помню ваш проект по поиску средств на строительство «Ленивого зиккурата», их удалось собрать таким образом или пришлось привлечь титульного спонсора?

А.К.: Crowdfunding очень капризная штука. Популярность того или иного объекта, собираемого таким образом, зависит от тысячи причин. «Ленивый зиккурат», к сожалению, не собрал планируемых денег. Очевидно, что в нашей стране далеко не все разделяют проблемы Архитектуры. Краудфандинг по моему опыту работает лучше в тех жанрах, где больше «движухи», там, где эффект достигается сиюминутно (музыкальные фестивали, кино и т.д.).
Ленивый Зиккурат. Владимир Кузмин и Николай Калошин, Архстояние, 2014. Фотография © Никита Шохов
Перформанс Мака Форманека Nikola-Lenivets Time, Архстояние 2014. Фотография © Никита Шохов

– Теперь давайте взглянем на ситуацию с другой стороны, оптимистической. Что, как вы считаете, удастся сохранить скорее всего и несмотря ни на что?

Ю.Б.: Мы сейчас пересматриваем схему управления проектом и, я уверена, что нам удастся выстроить систему самоуправления на территории, где основные участники процесса создают свои проекты, не ожидая больших инвестиций, а рассчитывают прежде всего на свои силы. Инвестиции в этом случае как правило сами приходят.

Никола-Ленивецкие промыслы Николая Полисского и фестиваль «Архстояние» – это частные бренды и они продолжат свое существование и развитие. Люди, которые их делают, преданы процессу. Очень надеемся, что общими усилиями мы не прервем развития Детского лагеря, Ночь новых медиа и фермы Никола-Ленивца.
Перформанс «Ножницы и бумага» Сашико Абе, Архстояние 2014. Фотография © Никита Шохов

– Как изменится летняя программа? Каковы в целом вашим планы на наступивший год?

А.К.: Летняя программа ужмется, мы собираемся провести только одно массовое событие – «Архстояние». Однако в течение теплого сезона будут работать творческие и образовательные резиденции.

В этом году мы решили изменить географию фестиваля «Архстояние» и перейти в деревню Звизжи, примыкающую к территории Никола-Ленивца. В Звизжах живут люди, многие из которых нам помогали все эти годы, фестиваль помог многим из них создать свои маленькие локальные бизнесы. В этом году «Архстояние» займется преобразованием общественных пространств деревни. Нисколько не умаляя ценности «Архстояния» как лидера парковой и ландшафтной архитектуры, мы переориентируем задачу на полезное «сельское» искусство, на нужные, но по скудости заброшенные места. Надеюсь во время всеобщего кризиса фестиваль сможет помочь деревне.

– Речь об Арт-резиденции Звизжи? Кто там работает и как «Архстояние» планирует взаимодействовать с Арт-резиденцией?

Ю.Б.: Да, деревня Звизжи – часть территории Никола-Ленивецкого проекта, одна из трех деревень, входящих в состав территории. В 2012–2013 годах мы реализовывали проект «Резиденция в Звизжах» совместно с АМК и фондом Мондриана (Голландия). Проекты были представлены на «Архстоянии». Это был очень полезный для нас проект, так как мы очень многое поняли про местный социум и наладили «горизонтальные связи» во взаимодействии с местным населением. В целом программа арт-резидениции у нас существует постоянно, но пока без ‘open call’. Программа открытого набора в резиденцию должна опираться на устойчивое финансирование. Мы приглашаем тех авторов, с которыми планируем работать над проектами, предоставляем им жилье и питание и вместе работаем над идеей. Так следующими резидентами НЛ станут пермские художники «Куда бегут собаки» и архитекторы Gijs Van Vaerenbergh (Бельгия) и Мартин Райниш (Чехия).
 

09 Февраля 2015

Юлия Тарабарина

Беседовала:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Феликс Новиков: «Я никогда не предлагал заказчику...
Большое и очень увлекательное интервью с Феликсом Новиковым. О репрессированных родителях, погибшем брате, о переходе от классики к модернизму, об авторстве и соавторстве, о том, как обойти ограничения. По видео связи в Zoom, Hью-Йорк – Рочестер, штат Нью-Йорк, 16-17 Августа, 2021.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Пресса: Искусство выстояло перед публикой
В Никола-Ленивце завершился фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Новых объектов в этом году не строили, вместо этого обустраивали и озвучивали уже существующие.
Пресса: 7 коубов с «Архстояния»
В последние выходные июля в Никола-Ленивце прошёл фестиваль «Архстояние». The Village изучил семь объектов, представленных на фестивале.
Пресса: В Калужской области открылся международный фестиваль...
Девятый международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» по теме «Здесь и сейчас» открылся сегодня, 25 июля, на территории национального парка «Угра» в Никола-Ленивце Дзержинского района Калужской области
Пресса: Диалог с бревном
25 июля в деревне Никола-Ленивец (Калужская область) начинается 9-й фестиваль ландшафтных арт-объектов "Архстояние-2014. Здесь и сейчас".
Пресса: «Архстояние» — это больше, чем мы сами»
Ежегодно на несколько дней огромная территория парка вокруг деревни Никола-Ленивец Калужской области превращается в пространство удивительных арт-объектов. В этом году к привычному «Архстоянию» добавился фестиваль «Архстояние детское: Можно!». Накануне грядущих событий продюсер фестиваля Юлия Бычкова побеседовала с корреспондентом «Известий».
Технологии и материалы
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
Сейчас на главной
Игра в архетипы
Бюро ОСА предложило Нур-Султану жилой комплекс, в котором брутальные башни соседствуют с высокоплотной квартальной застройкой. Рассказываем, как концепция встраивается в череду мега-проектов новой столицы Казахстана.
Первый шаг
Бюро OMA завершило первую из четырех фаз реконструкции легендарного универмага KaDeWe в Берлине. Центром обновленного пространства стала отделанная темным деревом «воронка» атриума с веером эскалаторов.
Нечто особенное
В ожидании главных итогов Всемирного фестиваля архитектуры, рассказываем о победителях в специальных номинациях, которые демонстрируют самые разные аспекты архитектурного процесса: от инженерных решений или использования цвета до эффектной подачи.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Праздник, который всегда с тобой
Двор в петербургских Никольских рядах снова открывается на зимний сезон. Рассказываем, как архитекторам из бюро KATARSIS удалось создать круглогодичную атмосферу праздника: катальная горка, посвящение Хаяо Миядзаки, трдельники и виды на Коломну.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.