09.02.2015
беседовала: Юлия Тарабарина

Юлия Бычкова и Антон Кочуркин: «Земли в России много, а рук мало»

Организаторы фестиваля «Архстояние» и других проектов Никола-Ленивца – о том, как территория будет развиваться после ухода «Архполиса», о старых и новых планах любимого многими места.

информация:

«Ротонда» Александра Бродского, 2009. Фотография © Архстояние, 2014
«Ротонда» Александра Бродского, 2009. Фотография © Архстояние, 2014 открыть большое изображение

В январе стало известно о том, что «Архполис» сворачивает свою деятельность из-за потери источника финансирования и проекты Никола-Ленивца будут продолжать свою работу самостоятельно, без титульного спонсора. Мы задали несколько вопросов бессменным организаторам фестиваля «Архстояние» Юлии Бычковой и Антону Кочуркину.
Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, продюсер и куратор фестиваля Архстояние. Фотография © Екатерина Баталова
Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, продюсер и куратор фестиваля Архстояние. Фотография © Екатерина Баталоваоткрыть большое изображение

– Очень сочувствую потере спонсора, и желаю проектам Никола-Ленивца побыстрее найти финансовую поддержку; думаю не ошибусь, если скажу, что сейчас вся архитектурная и артистическая Москва болеет за вас.

В недавнем пресс-релизе говорилось о пересмотре масштаба культурной программы и приостановке развития гостевой инфраструктуры. Что это означает конкретно? Какие части проектов Никола-Ленивца опирались на поддержку «Архполиса» и будут теперь сокращены?

Антон Кочуркин: Арт-события, в том числе фестиваль «Архстояние» финансировались инвестором наполовину (кроме последнего года), поэтому «Архстояние» в том или ином формате будет продолжаться, а вот развитие инфраструктуры сейчас заморожено. На деньги «Архполиса» опирались прежде всего инфраструктурные проекты и операционные расходы: творческий поселок, Мехдвор, кемпинг, ресторан, ферма, команда. Существующая инфраструктура будет функционировать, но пока без дополнительных сервисов. Мы ищем инвесторов на уже проработанный, но не реализованный гостиничный проект.

Снизится объем инвестиций по уходу за территорией – регулярные ландшафтные работы, уход за лесом, парковые работы. Некоторые из проектов, такие как ферма и детский лагерь, вышедшие на самоокупаемость, продолжат функционирование. Мы также не отказываемся от творческих резиденций в Никола-Ленивце.

– Если возможно, расскажите чуть подробнее об этих устойчивых проектах. Что делается на ферме, с какой регулярностью открыт детский лагерь? И как, к примеру, функционирует молодежная гостиница «Казарма»?

Нашу ферму создают прекрасная пара Анна и Сергей Морозовы. На данный момент это порядка 15 га возделываемой земли. Пока мы только выращиваем растительные культуры и кормим себя и резидентов, а также продаем на внешние рынки то, что пользуется спросом. Этим летом ребята сделали прекрасный «Салат-бар» прям в середине фермерского участка и он был постоянно полон. Туристический формат «истории со вкусом» всегда востребован и популярен.

Лагерь стартует в конце мая и завершается в августе. Всего 5 смен по 100 детей в каждой. И каждая смена тематическая: Английская, Мультимедиа, Фото или Архитектура и искусство. Несмотря на то, что мы предлагаем детям жить в палатках, это не отпугивает, а даже стимулирует родителей отдавать нам своих чад для выживания и закаливания в творческой среде.

Казарма – это молодежный формат гостиницы и мы стараемся сдавать ее полностью под одну компанию, что получается. Там прекрасный вид на «Бобур» и отличная баня.

– Насколько я помню, «Архполис» был прямо или косвенно связан с проектом строительства нового поселка где-то в окрестностях Никола-Ленивца и с более масштабной, чем фестивальная, реорганизацией территории. Как пересекался фестиваль «Архстояние» с этими проектами, насколько они реализованы и что с ними теперь будет?

Юлия Бычкова: На данный момент разработан весь генплан территории и основные объекты застройки: гостиницу с общественными функциями спроектировал Евгений Асс, фермерский комплекс – Александр Бродский. Совместно с бюро Snøhetta мы сделали проект общественного центра.
Бюро Александра Бродского. «Дом фермера»; Никола-Ленивец. Проект, 2014 © Бюро Александра Бродского
Бюро Александра Бродского. «Дом фермера»; Никола-Ленивец. Проект, 2014 © Бюро Александра Бродскогооткрыть большое изображение
Бюро Александра Бродского. Мастер-план творческого поселка с фермой; Никола-Ленивец. Проект, 2014 © Бюро Александра Бродского
Бюро Александра Бродского. Мастер-план творческого поселка с фермой; Никола-Ленивец. Проект, 2014 © Бюро Александра Бродскогооткрыть большое изображение

Проект коттеджного поселка разработан с участием Василия Щетинина, Антона Кочуркина, Ивана Овчинникова – этот проект планировалось запустить уже в сентябре 2014 как инструмент основного устойчивого заработка для территории, но – увы.
Евгений Асс. Гостинично-образовательный центр в Звизжах, проект. 2013 © Евгений Асс
Евгений Асс. Гостинично-образовательный центр в Звизжах, проект. 2013 © Евгений Ассоткрыть большое изображение
Евгений Асс. Гостинично-образовательный центр в Звизжах, проект. 2013 © Евгений Асс
Евгений Асс. Гостинично-образовательный центр в Звизжах, проект. 2013 © Евгений Ассоткрыть большое изображение

– Инвесторов вы сейчас ищете на гостиницу, спроектированную Евгением Ассом?

Ю.Б.: Евгений Викторович проектировал для нас гостинично-образовательный центр на месте старых коровников в Звизжах. Это получился замечательный и экспериментальный проект. Но с развитием Мехдвора и художественных мастерских напротив в той же деревне стало очевидно, что набор функций данного проекта должен быть переосмыслен, так же как и экономическая модель.

Для нас сейчас важно запустить в реализацию такие проекты, как всесезонный кемпинг (авторы 8 линий + Мел + Мегабудка), а также проект нового формата творческого поселка (авторы И. Овчинников + 8 линий), который разработан специально под конечного потребителя. Первый нам даст возможность всесезонно размещать гостей парка и экономически-устойчивую модель, а второй создаст новый круг «стейкхолдеров» территории, которые могут в той или иной мере участвовать в проекте.
Мастерплан гостевого поселка в деревне Кольцово © 8 линий, Мегабудка, Ксения Аджубей
Мастерплан гостевого поселка в деревне Кольцово © 8 линий, Мегабудка, Ксения Аджубейоткрыть большое изображение
Вариант гостевого дома для поселка вокруг пруда в Кольцово. 8 Линий © 8 Линий, 2014
Вариант гостевого дома для поселка вокруг пруда в Кольцово. 8 Линий © 8 Линий, 2014открыть большое изображение
В застройке гостевого поселка в Кольцово также планируется использовать модульные «Дубль дома» Ивана Овчинникова © Bioarchitects, 2013
В застройке гостевого поселка в Кольцово также планируется использовать модульные «Дубль дома» Ивана Овчинникова © Bioarchitects, 2013открыть большое изображение
Парящие избы. деревня Кольцово. Василий Щетинин © Василий Щетинин, 2014
Парящие избы. деревня Кольцово. Василий Щетинин © Василий Щетинин, 2014открыть большое изображение
Зимняя рецепция © 8 линий, 2014
Зимняя рецепция © 8 линий, 2014открыть большое изображение

– Самый острый вопрос не только для Никола-Ленивца, но сейчас и вообще для многих: планируете ли повышать цены? В частности, на билеты, на ночевки в гостевых домах?

А.К.: Возможно небольшое повышение, как это происходит каждый год, но оно не связано с потерей инвестиций в проект, а связано в целом с политикой фестиваля.

– Какие ваши самые яркие воспоминания о сотрудничестве с «Архполисом»?

Ю.Б.: Во многом благодаря деятельности «Архполиса» на территории появились такие успешные проекты как Ночь Новых Медиа, Детский лагерь и ферма Никола-Ленивца. Артель Николая Полисского смогла запустить и создать такие проекты как «Вселенский разум» и «Бобур». Все это – начинания, которые заронили правильные векторы и воспитали ряд отличных кураторов и менеджеров, таких как Иван Полисский, Катя Мелихова, Анна и Сергей Морозовы и другие. Данная ситуация станет хорошей проверкой и позволит понять, насколько наша команда может вытянуть все направления проекта, что жизнеспособно, а что нет. И, конечно, за три года существования «Архполиса» появились навыки управления другого масштаба и качества. Это важно. Так как любой из нас сейчас может выйти на рынок труда с пониманием задач и практическими навыками. И быть востребованным. Земли в России много, а рук мало.
«Ротонда» Александра Бродского. Фотография © Архстояние, 2014
«Ротонда» Александра Бродского. Фотография © Архстояние, 2014открыть большое изображение

– Какие спонсоры поддерживали «Архстояние» и другие проекты Никола-Ленивца до появления «Архполиса»?

А.К: Николая Полисского и «Архстояние» поддерживало и поддерживает ряд крупных, частных, а также нишевых спонсоров, существующих на рынке архитектуры и строительства: Solo, Крост, Vitra, Bars, Solo,VIP to VIP, Nora, Artishok и много других. Мы получали гранты российских и зарубежных фондов. Самый большой грант был выделен Евросоюзом в 2009 году. Последнее время нам удавалось выходить на таких партнеров как Peugeot, Mini, Яндекс, фонд Елены и Геннадия Тимченко.

– Какие источники финансирования вы сейчас рассматриваете как основные для проектов Никола-Ленивца?

Ю.Б.: Процесс фандрайзинга у нас включен постоянно и мы по-прежнему занимаемся поиском государственных источников. Скорее всего у нас будет синтезированная, как всегда, система: частные вложения, нишевые спонсоры, госгранты, краудфандинг + инфраструктурный заработок. Фестиваль «Архстояние» уже в прошлом году собрал на спонсорах и билетах около 50% своего годового бюджета. Так что есть надежда, что выход на самоокупаемость не за горами.

– Насколько успешен, с вашей точки зрения, краудфандинг – в частности, я помню ваш проект по поиску средств на строительство «Ленивого зиккурата», их удалось собрать таким образом или пришлось привлечь титульного спонсора?

А.К.: Crowdfunding очень капризная штука. Популярность того или иного объекта, собираемого таким образом, зависит от тысячи причин. «Ленивый зиккурат», к сожалению, не собрал планируемых денег. Очевидно, что в нашей стране далеко не все разделяют проблемы Архитектуры. Краудфандинг по моему опыту работает лучше в тех жанрах, где больше «движухи», там, где эффект достигается сиюминутно (музыкальные фестивали, кино и т.д.).
Ленивый Зиккурат. Владимир Кузмин и Николай Калошин, Архстояние, 2014. Фотография © Никита Шохов
Ленивый Зиккурат. Владимир Кузмин и Николай Калошин, Архстояние, 2014. Фотография © Никита Шоховоткрыть большое изображение
Перформанс Мака Форманека Nikola-Lenivets Time, Архстояние 2014. Фотография © Никита Шохов
Перформанс Мака Форманека Nikola-Lenivets Time, Архстояние 2014. Фотография © Никита Шоховоткрыть большое изображение

– Теперь давайте взглянем на ситуацию с другой стороны, оптимистической. Что, как вы считаете, удастся сохранить скорее всего и несмотря ни на что?

Ю.Б.: Мы сейчас пересматриваем схему управления проектом и, я уверена, что нам удастся выстроить систему самоуправления на территории, где основные участники процесса создают свои проекты, не ожидая больших инвестиций, а рассчитывают прежде всего на свои силы. Инвестиции в этом случае как правило сами приходят.

Никола-Ленивецкие промыслы Николая Полисского и фестиваль «Архстояние» – это частные бренды и они продолжат свое существование и развитие. Люди, которые их делают, преданы процессу. Очень надеемся, что общими усилиями мы не прервем развития Детского лагеря, Ночь новых медиа и фермы Никола-Ленивца.
Перформанс «Ножницы и бумага» Сашико Абе, Архстояние 2014. Фотография © Никита Шохов
Перформанс «Ножницы и бумага» Сашико Абе, Архстояние 2014. Фотография © Никита Шоховоткрыть большое изображение

– Как изменится летняя программа? Каковы в целом вашим планы на наступивший год?

А.К.: Летняя программа ужмется, мы собираемся провести только одно массовое событие – «Архстояние». Однако в течение теплого сезона будут работать творческие и образовательные резиденции.

В этом году мы решили изменить географию фестиваля «Архстояние» и перейти в деревню Звизжи, примыкающую к территории Никола-Ленивца. В Звизжах живут люди, многие из которых нам помогали все эти годы, фестиваль помог многим из них создать свои маленькие локальные бизнесы. В этом году «Архстояние» займется преобразованием общественных пространств деревни. Нисколько не умаляя ценности «Архстояния» как лидера парковой и ландшафтной архитектуры, мы переориентируем задачу на полезное «сельское» искусство, на нужные, но по скудости заброшенные места. Надеюсь во время всеобщего кризиса фестиваль сможет помочь деревне.

– Речь об Арт-резиденции Звизжи? Кто там работает и как «Архстояние» планирует взаимодействовать с Арт-резиденцией?

Ю.Б.: Да, деревня Звизжи – часть территории Никола-Ленивецкого проекта, одна из трех деревень, входящих в состав территории. В 2012–2013 годах мы реализовывали проект «Резиденция в Звизжах» совместно с АМК и фондом Мондриана (Голландия). Проекты были представлены на «Архстоянии». Это был очень полезный для нас проект, так как мы очень многое поняли про местный социум и наладили «горизонтальные связи» во взаимодействии с местным населением. В целом программа арт-резидениции у нас существует постоянно, но пока без ‘open call’. Программа открытого набора в резиденцию должна опираться на устойчивое финансирование. Мы приглашаем тех авторов, с которыми планируем работать над проектами, предоставляем им жилье и питание и вместе работаем над идеей. Так следующими резидентами НЛ станут пермские художники «Куда бегут собаки» и архитекторы Gijs Van Vaerenbergh (Бельгия) и Мартин Райниш (Чехия).
 
беседовала: Юлия Тарабарина

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Владимир Ковалёв
  • Лукаш Качмарчик
  • Арсений Леонович
  • Анатолий Столярчук
  • Левон Айрапетов
  • Александра Кузьмина
  • Зураб Басария
  • Антон Лукомский
  • Наталья Сидорова
  • Александр Попов
  • Роман Леонидов
  • Илья Уткин
  • Георгий Трофимов
  • Олег Карлсон
  • Петр Фонфара
  • Александр Скокан
  • Тотан Кузембаев
  • Магда Кмита
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Андрей Гнездилов
  • Вера Бутко
  • Андрей Асадов
  • Константин Ходнев
  • Сергей  Орешкин
  • Юлия Тряскина
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Труханов
  • Магда Чихонь
  • Никита Бирюков
  • Владимир Плоткин
  • Дмитрий Ликин
  • Полина Воеводина
  • Илья Машков
  • Сергей Скуратов
  • Игорь Шварцман
  • Валерия Преображенская
  • Евгений Герасимов
  • Шимон Матковски
  • Наталия Шилова
  • Александр Асадов
  • Олег Мединский
  • Дмитрий Васильев
  • Валерий Лукомский
  • Екатерина Кузнецова
  • Карен Сапричян
  • Даниил Лоренц
  • Никита Явейн
  • Александр Бровкин
  • Юлий Борисов
  • Алексей Иванов
  • Владимир Биндеман
  • Николай Переслегин
  • Антон Надточий
  • Никита Токарев
  • Михаил Канунников
  • Станислав Белых
  • Сергей Чобан
  • Алексей Гинзбург
  • Николай Миловидов
  • Павел Андреев
  • Екатерина Грень
  • Олег Шапиро
  • Сергей Переслегин
  • Андрей Романов
  • Сергей Кузнецов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой дом на улице Красного курсанта
  • Реставрация дома Сытина
  • Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка
  • Результаты исследования в рамках проекта «Идеальный город»
  • Многофункциональный комплекс Match point с апартаментами и спортивной волейбольной ареной
  • Апарт-отель в границах промзоны «ЗИЛ»
  • Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард»
  • Жилой комплекс «Time»
  • Жилой микрорайон в Пушкине

Технологии:

07.11.2017

Принтеры HP PageWide XL: скорость решает всё

Линейка принтеров HP PageWide XL – это экономия производственных расходов и фантастическая скорость печати строительных чертежей и рекламных баннеров без потери качества изображения.
Компания HP
25.10.2017

Клинкер в нью-йоркском стиле

Облицованный клинкером Hagemeister жилой комплекс 900 Mahler в Амстердаме призван напоминать о нью-йоркских небоскребах 1920-х годов.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
другие статьи