У истоков большого стиля

В Музее архитектуры им. А. В. Щусева открылась масштабная выставка «Кузница большой архитектуры. Советские конкурсы 1920–1950-х».

Автор текста:
Борис Кондаков

mainImg
Название выставки «кузница большой архитектуры» так и хочется домыслить до «кузница большого стиля». Ведь в экспозиции наглядно представлен весь диапазон стилей, позже сплавленных в пресловутый сталинский неоклассицизм (или ампир – кому как больше нравится). В залах Анфилады Главного здания музея – и авангардисты (Константин Мельников, братья Веснины), и близкое к западному ар деко направление (мастерская Даниила Фридмана), и ретроспективистская эклектическая школа (Алексей Щусев), и ленинградские неоклассики-традиционалисты (Ной Троцкий, Владимир Щуко). Разнообразие существовавших практически в один исторический момент течений действительно впечатляет.

Но выставка не только о генезисе «большого стиля».

Надо отдать должное кураторам, Сергею Чобану (SPEECH) и Ирине Чепкуновой (МА): экспозиция состоит не просто из перечня отдельно взятых конкурсных проектов 1920–1950-х годов, коими богато собрание Музея архитектуры. Кураторы предпочли отобрать всего семь конкурсных историй, но каждую из них рассказать подробно – от замысла до реализации. Вот объекты, вокруг которых сосредоточено повествование: Дворец Труда (на предназначавшемся для него месте была в итоге выстроена гостиница Моссовета («Москва»)), Московское отделение редакции газеты «Ленинградская правда» (издательство газеты «Известия»), Центральный Телеграф, Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, Военная академия РККА им. М.В. Фрунзе, Государственный театр им В.С. Мейерхольда (Концертный зал им. П.И. Чайковского), Академия наук СССР (ее участок занял ЦДХ).
 
zooming
А.В. Щусев, Л.И. Савельев, О.А. Стапран Гостиница Моссовета. 1933. Из собрания Государственного музея архитектуры А.В. Щусева
zooming
Д.С. Марков, Д.Ф. Фридман Библиотека им. В.И. Ленина. Конкурс 1928. Из собрания Государственного музея архитектуры А.В. Щусева

В итоговый «шортлист» вошли знаковые здания Москвы, создававшиеся в драматический период становления советской архитектуры. Как правило, строились они в среде исторического города, преобразуя ее, иногда – вступая в противоречие, задавая новый, укрупненный масштаб и формируя новые городские центры. Экспозиция позволяет проследить, как зарождалась и трансформировалась идея зданий-символов, существующих не вне, но внутри сложившейся градостроительной ткани.
 
zooming
Вид экспозиции © Государственный музей архитектуры А.В. Щусева

Еще эта выставка – о том, как сравнительно быстро, за счет точечных включений в городские узловые места и видовые точки, Москва переродилась в новый город. Здесь неизбежно (и этого явно хотели кураторы) возникает аналогия с сегодняшним днем. Вряд ли в столице в течение последнего двадцатилетия возникли по-настоящему знаковые общественные объекты. Однако хочется задуматься: возможно ли сегодня, на новом историческом этапе появление здесь образцов большой архитектуры, скажем, на набережных (именно такую задачу ставит проходящий сейчас конкурс)?
 
zooming
Вид экспозиции © Государственный музей архитектуры А.В. Щусева

Но вернемся к теме выставки. Для экспонирования выбраны крупные конкурсы, увенчавшиеся реализацией лучшего проекта, а многочисленные «бумажные» конкурсы 1920–1930-х гг. – оставлены за кадром. Таким образом, основная идея организаторов выставки очевидна: конкурс важен для них именно как механизм отбора лучших идей для создания реальной архитектуры.
 
zooming
К.С. Мельников Московское отделение газеты «Ленинградская правда». Конкурс 1924. Из собрания Государственного музея архитектуры А.В. Щусева

Так, шесть из семи конкурсов в конечном итоге получили «материальное воплощение». Исключением выступает лишь соревнование на проект здания Дворца Труда (1922–1923) – этапное событие, хотя и не приведшее к реализации проекта-победителя, однако предопределившее направление развития отечественной архитектуры.
 
zooming
И.А. Голосов Московское отделение газеты «Ленинградская правда». Конкурс 1924. Из собрания Государственного музея архитектуры А.В. Щусева

История этого конкурса может служить и ценным уроком архитекторам наших дней. В процессе работы над конкурсными проектами архитекторы-рационалисты АСНОВА во главе с Николаем Ладовским отказались от участия из-за слишком консервативного, по их мнению, состава жюри, тем самым уступив место своим конкурентам – конструктивистам братьям Весниным, которые в итоге получили третью премию. Как показала история, это самоустранение рационалистов стало для них фатальным: они были навсегда отодвинуты с архитектурной сцены, а Веснины получили возможность формировать лицо современной архитектуры.
 
zooming
И.И. Рерберг Центральный телеграф. Заказ. 1926. Из собрания Государственного музея архитектуры А.В. Щусева

История создания знаковых зданий Москвы становится понятнее именно в процессе сопоставления различных конкурсных предложений. Так, реализованный архитектурный замысел Концертного зала имени П.И. Чайковского авторства Дмитрия Чечулина можно рассматривать как рудиментализированную первоначальную версию проекта Алексея Щусева с башней, от которой в финальном варианте осталось лишь пергольное завершение под никогда не действовавший ресторан.
 
zooming
Д.Н. Чечулин Концертный зал им. П.И. Чайковского. 1940. Из собрания Государственного музея архитектуры А.В. Щусева

Важно понимать, что далеко не всегда реализовывался самый прогрессивный и интересный в архитектурном отношении вариант: воплощался проект, наиболее соответствующий вкусу заказчика, коим выступало государство – основной организатор конкурсов.
 
Некоторые из представленных работ воистину уникальны и будут интересны любителям истории архитектуры. Например, на выставке представлен конкурсный проект здания Академии Наук французского классика интернационального стиля Андре Люрса, проработавшего некоторое время в СССР в середине 1930-х годов. Последний раз этот проект демонстрировался публике во Франции 30 лет назад. Также практически впервые показан проект бригады АСНОВА для конкурса Военной академии РККА им. М.В. Фрунзе и ряд других работ.
 
Многие экспонаты, например, проект Дома Художника на Крымском валу, пролежали несколько десятилетий свернутыми в рулон и от этого значительно пострадали. Поэтому они были отреставрированы перед экспонированием, что является обычной практикой в ходе подготовки выставки, как подчеркнула куратор Ирина Чепкунова.

Дизайн-проект выставки потребовал ограничения количества демонстрируемых проектов, поэтому некоторые из них в экспозицию так и не попали. Однако эти произведения можно найти в каталоге выставки, где опубликованы все планировавшиеся кураторами к показу работы.

Выставка открыта в Анфиладе Главного здания Музея архитектуры им. А.В. Щусева до 15 февраля 2015 года.

28 Ноября 2014

Автор текста:

Борис Кондаков
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Выставки в Музее архитектуры

Total Палладио
Сергей Хачатуров – о выставке, посвященной русскому палладианству, которая, приехав в Москву, оказалось разделенной на две части и от этого что-то потеряла.
Зафиксированная архитектура
Параллельно с кинофестивалем MAFF во флигеле Руина Музея архитектуры на прошлой неделе открылась выставка архитектурной фотографии Михаила Чуракова. Более 20 лет он фиксировал развернувшееся в СССР в 1950-70-е годы индустриальное строительство и памятники архитектуры советских республик, некоторые из которых сейчас утрачены.

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Сделано в ARCHICAD: концертный зал «Зарядье»
Владимир Плоткин и Александр Пономарев – о программном обеспечении, использованном на разных стадиях проектирования и моделирования знаменитого концертного зала.

Сейчас на главной

Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: Мы учились у Пиранези и Палладио
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.
Четыре интерьера
Сейчас, когда кафе, салоны и многие магазины, увы, закрыты, мы подобрали несколько свежих интерьеров из Перми, Минска и Челябинска. Все они завершены осенью 2019 года и почти не успели поработать до начала пандемии.
Пресса: Московская династия: Ассы
История семьи архитектора, художника, основателя Архитектурной школы МАРШ Евгения Асса похожа на захватывающий роман. Евгения Гершкович поговорила с Евгением Викторовичем и его сыном Кириллом о судьбе их дедов и прадедов и о том, как их династия выстроилась в уже три поколения архитекторов.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».