Александр Скокан: «Диагональ позволила нам увеличить общественное пространство комплекса»

Авторы – о проекте МФК на Верейской улице, городской среде, реках, и профессиональном диалоге.

mainImg
Архитектор:
Александр Скокан
Проект:
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики
Россия, Москва, ул. Верейская, вл. 12

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.А. Скокан, К.В. Гладкий, М.А. Елизарова, А.А. Кочуркин, Д.С. Павлова, Д.Н. Ступина, А.А. Федорова.
При участии: А.В.Бутусова, В.В.Сальникова.

2009 — 2014

Заказчик: ООО «Центр прогресса художественной гимнастики»
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Карта. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

Проект МФК с центром художественной гимнастики Ирины Винер был рассмотрен и в целом одобрен архитектурным советом 19 ноября (подробнее об обсуждении можно узнать на сайте архсовета). Мы поговорили с Александром Скоканом и Кириллом Гладким об особенностях места и предложенного архитекторами решения.

Архи.ру:
– В чем специфика этого проекта?

Александр Скокан:
– Помимо задачи, обусловленной программой и заданной заказчиком, а именно – разместить очень крупный объем на не слишком большом участке, – нам также пришлось считаться со спецификой территории. Образно говоря это место, где нога человеческая еще не ступала: долина реки Сетуни. В начале долины – дача Сталина, дальше Аминьевское шоссе... О Верейской улице мало кто знает; здесь существовало мощное военное предприятие, которое начиналось в 1900 году как пистонный завод, затем превратившийся в МРТЗ, радиотехнический оборонный завод. На нашем участке стояло несколько бараков, рядом – долина реки, заросшая деревьями, одичавшая и неухоженная. Почему гимнастический центр случился на этом месте – не нам судить, во всяком случае когда к нам пришли, было известно, что принято решение строить его здесь.

Так вот нашей целью было создать в этом, достаточно диком месте, где никакой городской цивилизации нет и в помине, новый фрагмент городской среды.
Градостроительный макет. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

Комплекс противоречив: центр художественной гимнастики, гостиница, апартотель и офисное здание, – ничего общего между этими функциями нет, они ни эмоционально, ни логически не связаны друг с другом. Одна часть – спортивная, другая коммерческая. Поэтому мы решили объединить все части городской улицей, которая проходит через участок по диагонали, деля его на части: спортивно-общественную и офисно-жилую.
Длина улицы больше двухсот метров и, как всякая городская улица, она в то же время является общим пространством, объединяющим выходящие на нее объекты. Любая другая расстановка, – проект развивается пять лет, и поначалу мы пробовали различные варианты композиции, – показалась нам менее удачной: провоцировала появление заборов, кроме того, что-то оказывалось на первой линии, что-то – на второй. Вдоль улицы в первых этажах разместились ритейлы: рестораны, магазины, кафе – на всем протяжении улицы… Таким образом получилось вполне естественно, что справа офисы, слева гимнастический центр, гостиница – все это пешеходное общественное пространство проходит через участок наискосок и выводит нас к пойме реки Сетунь в парковую зону.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Эскиз. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

Теперь мы знаем, что все малые московские реки – это часть целостной водной системы. Все они впадают в Москву-реку, а она теперь становится новым центром города, – и пойма реки Сетунь становится одним из отростков этого нового городского центра. Центр города придет сюда не по малоизвестной улице Верейской, а в виде парковой зоны, как продолжение пешеходного паркового маршрута. Расположенный на окраине комплекс будет связан с центром города через парк.

Именно поэтому возникает наша диагональная улица. Улица сама по себе – фрагмент городского центра, к тому же она нас выводит к парк Сетуни, соединяющий нас с Москвой-рекой. Кроме того любая диагональ позволяет, оставаясь в границах прямоугольного участка удлинить, увеличить общественное пространство комплекса.

Кирилл Гладкий:
– Диагональная улица также продолжает линию Верейской улицы, встраивается в ее перспективу в юго-восточном направлении. Верейскую улицу, впрочем, планируют расширять, менять ее направление, но в историческую трассу угол нашего комплекса встроен.
zooming
Верейская плаза. Бархин Д.Б., Бархин А.Д., Максимова Л.Ю. Фотография: a-barhin.livejournal.com


Александр Скокан:
– Своей планировкой мы «ловим» очевидную для этого места силовую линию. Делом в том, что расположенный чуть дальше на этой оси комплекс Верейская плаза построил Дмитрий Борисович Бархин, сын Бориса Григорьевича Бархина, известного профессора МАрхИ, который был моим учителем. Мне как ученику было интересно вступить в дискуссию с сыном моего профессора. Дмитрий Бархин работает в таком пышном классицистическом стиле
. Наш комплекс, будучи более аскетичным, находится с ним, как нам кажется, в интересном профессиональном диалоге.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка


– А как бы Вы определили суть этого диалога?

Александр Скокан:
– Суть в том, что мы говорим на разных языках, но в наших речах можно найти что-то общее.

– Хотя вы нанизали комплекс на общественное пространство пешеходной улицы, вы в то же время отчетливо обозначили различие объемов, у каждого из них своё лицо: рельефные волны, образованные ламелями разной глубины, покрывают фасад гимнастического центра; офисный объем покрыт «пилой» крупных выступов, а жилой дом сдержанно-клетчатый, причем со стороны реки нижняя половина его фасада желтая, верхняя – белая; желтыми вы сделали и внутреннюю поверхность арок. А откуда появились вырезы в верхней части пластины с апартаментами?

Кирилл Гладкий:
– Здесь расположены двухъярусные пентхаусы, там будут устроены террасы; да и линия верха получается богаче. Ханс Штиманн назвал на совете наш комплекс «городом в городе», так вот здесь на крыше у нас поместилась еще небольшая элитная деревня.

На кровле офисной части – небольшой сквер, попасть в который смогут все жители, там специально устроен лифт с первого этажа. Кровля гимнастического центра с восточной стороны тоже эксплуатируемая, на нее можно будет попасть из кабинетов администрации.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

– Жилой объем нависает над офисным эффектной консолью, она впечатляет…

Кирилл Гладкий:
– Эта консоль небольшая, она поддержана лифтовой шахтой и дополнительными опорами. Серьезная консоль – в здании центра гимнастики со стороны Верейской улицы. Под ней мы организовали еще один променад.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

– Я вижу в конце улицы, там, где она подходит к парку, мостик – там большой перепад высот?

Кирилл Гладкий:
– Под всем комплексом расположена парковка, и мы смоделировали рельеф внутри комплекса так, что в сторону реки внутренняя улица поднимается на пять метров, тогда как естественный рельеф понижается на три. Вначале вы поднимаетесь по наклонной улице, затем по лестнице спукаетесь в парк. В нижней части дома со стороны реки появляется еще один уровень окон, которого нет внутри, во дворе.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженк
Фотография макета. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка / 2014


Александр Скокан:
– Тут много будет интересных эффектов, особенно на закате.
Могу вам гарантировать, что там не будет скучно. Мы еще сделали видеоролик, под музыку «Полет шмеля»…



В комплексе много арок – гигантских проемов, через которые открываются виды на парк; арки связывают его с окружением. И глядя на наш объект на архсовете, – как бы со стороны, – я отчетливо понял, что главная арка, через которую улица выводит нас в парк, могла быть ещё выше – не двенадцатиэтажной высоты, а семнадцатиэтажной. 

 
Фотография макета. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка / 2014
Фотография макета. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка / 2014
Схема сводного плана 1-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 2-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 3-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 4-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 5-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 9-го этажа I части, плана кровли II части. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана -1-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема разреза 1-1. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема разреза 3-3. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по улице Верейская. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по восточному проезду. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по северному проезду. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по западному проезду. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема озеленения. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Архитектор:
Александр Скокан
Проект:
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики
Россия, Москва, ул. Верейская, вл. 12

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.А. Скокан, К.В. Гладкий, М.А. Елизарова, А.А. Кочуркин, Д.С. Павлова, Д.Н. Ступина, А.А. Федорова.
При участии: А.В.Бутусова, В.В.Сальникова.

2009 — 2014

Заказчик: ООО «Центр прогресса художественной гимнастики»

11 Декабря 2014

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.