Александр Скокан: «Диагональ позволила нам увеличить общественное пространство комплекса»

Авторы – о проекте МФК на Верейской улице, городской среде, реках, и профессиональном диалоге.

mainImg
Архитектор:
Александр Скокан
Проект:
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики
Россия, Москва, ул. Верейская, вл. 12

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.А. Скокан, К.В. Гладкий, М.А. Елизарова, А.А. Кочуркин, Д.С. Павлова, Д.Н. Ступина, А.А. Федорова.
При участии: А.В.Бутусова, В.В.Сальникова.

2009 — 2014

Заказчик: ООО «Центр прогресса художественной гимнастики»
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Карта. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

Проект МФК с центром художественной гимнастики Ирины Винер был рассмотрен и в целом одобрен архитектурным советом 19 ноября (подробнее об обсуждении можно узнать на сайте архсовета). Мы поговорили с Александром Скоканом и Кириллом Гладким об особенностях места и предложенного архитекторами решения.

Архи.ру:
– В чем специфика этого проекта?

Александр Скокан:
– Помимо задачи, обусловленной программой и заданной заказчиком, а именно – разместить очень крупный объем на не слишком большом участке, – нам также пришлось считаться со спецификой территории. Образно говоря это место, где нога человеческая еще не ступала: долина реки Сетуни. В начале долины – дача Сталина, дальше Аминьевское шоссе... О Верейской улице мало кто знает; здесь существовало мощное военное предприятие, которое начиналось в 1900 году как пистонный завод, затем превратившийся в МРТЗ, радиотехнический оборонный завод. На нашем участке стояло несколько бараков, рядом – долина реки, заросшая деревьями, одичавшая и неухоженная. Почему гимнастический центр случился на этом месте – не нам судить, во всяком случае когда к нам пришли, было известно, что принято решение строить его здесь.

Так вот нашей целью было создать в этом, достаточно диком месте, где никакой городской цивилизации нет и в помине, новый фрагмент городской среды.
Градостроительный макет. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

Комплекс противоречив: центр художественной гимнастики, гостиница, апартотель и офисное здание, – ничего общего между этими функциями нет, они ни эмоционально, ни логически не связаны друг с другом. Одна часть – спортивная, другая коммерческая. Поэтому мы решили объединить все части городской улицей, которая проходит через участок по диагонали, деля его на части: спортивно-общественную и офисно-жилую.
Длина улицы больше двухсот метров и, как всякая городская улица, она в то же время является общим пространством, объединяющим выходящие на нее объекты. Любая другая расстановка, – проект развивается пять лет, и поначалу мы пробовали различные варианты композиции, – показалась нам менее удачной: провоцировала появление заборов, кроме того, что-то оказывалось на первой линии, что-то – на второй. Вдоль улицы в первых этажах разместились ритейлы: рестораны, магазины, кафе – на всем протяжении улицы… Таким образом получилось вполне естественно, что справа офисы, слева гимнастический центр, гостиница – все это пешеходное общественное пространство проходит через участок наискосок и выводит нас к пойме реки Сетунь в парковую зону.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Эскиз. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

Теперь мы знаем, что все малые московские реки – это часть целостной водной системы. Все они впадают в Москву-реку, а она теперь становится новым центром города, – и пойма реки Сетунь становится одним из отростков этого нового городского центра. Центр города придет сюда не по малоизвестной улице Верейской, а в виде парковой зоны, как продолжение пешеходного паркового маршрута. Расположенный на окраине комплекс будет связан с центром города через парк.

Именно поэтому возникает наша диагональная улица. Улица сама по себе – фрагмент городского центра, к тому же она нас выводит к парк Сетуни, соединяющий нас с Москвой-рекой. Кроме того любая диагональ позволяет, оставаясь в границах прямоугольного участка удлинить, увеличить общественное пространство комплекса.

Кирилл Гладкий:
– Диагональная улица также продолжает линию Верейской улицы, встраивается в ее перспективу в юго-восточном направлении. Верейскую улицу, впрочем, планируют расширять, менять ее направление, но в историческую трассу угол нашего комплекса встроен.
zooming
Верейская плаза. Бархин Д.Б., Бархин А.Д., Максимова Л.Ю. Фотография: a-barhin.livejournal.com


Александр Скокан:
– Своей планировкой мы «ловим» очевидную для этого места силовую линию. Делом в том, что расположенный чуть дальше на этой оси комплекс Верейская плаза построил Дмитрий Борисович Бархин, сын Бориса Григорьевича Бархина, известного профессора МАрхИ, который был моим учителем. Мне как ученику было интересно вступить в дискуссию с сыном моего профессора. Дмитрий Бархин работает в таком пышном классицистическом стиле
. Наш комплекс, будучи более аскетичным, находится с ним, как нам кажется, в интересном профессиональном диалоге.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка


– А как бы Вы определили суть этого диалога?

Александр Скокан:
– Суть в том, что мы говорим на разных языках, но в наших речах можно найти что-то общее.

– Хотя вы нанизали комплекс на общественное пространство пешеходной улицы, вы в то же время отчетливо обозначили различие объемов, у каждого из них своё лицо: рельефные волны, образованные ламелями разной глубины, покрывают фасад гимнастического центра; офисный объем покрыт «пилой» крупных выступов, а жилой дом сдержанно-клетчатый, причем со стороны реки нижняя половина его фасада желтая, верхняя – белая; желтыми вы сделали и внутреннюю поверхность арок. А откуда появились вырезы в верхней части пластины с апартаментами?

Кирилл Гладкий:
– Здесь расположены двухъярусные пентхаусы, там будут устроены террасы; да и линия верха получается богаче. Ханс Штиманн назвал на совете наш комплекс «городом в городе», так вот здесь на крыше у нас поместилась еще небольшая элитная деревня.

На кровле офисной части – небольшой сквер, попасть в который смогут все жители, там специально устроен лифт с первого этажа. Кровля гимнастического центра с восточной стороны тоже эксплуатируемая, на нее можно будет попасть из кабинетов администрации.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

– Жилой объем нависает над офисным эффектной консолью, она впечатляет…

Кирилл Гладкий:
– Эта консоль небольшая, она поддержана лифтовой шахтой и дополнительными опорами. Серьезная консоль – в здании центра гимнастики со стороны Верейской улицы. Под ней мы организовали еще один променад.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

– Я вижу в конце улицы, там, где она подходит к парку, мостик – там большой перепад высот?

Кирилл Гладкий:
– Под всем комплексом расположена парковка, и мы смоделировали рельеф внутри комплекса так, что в сторону реки внутренняя улица поднимается на пять метров, тогда как естественный рельеф понижается на три. Вначале вы поднимаетесь по наклонной улице, затем по лестнице спукаетесь в парк. В нижней части дома со стороны реки появляется еще один уровень окон, которого нет внутри, во дворе.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженк
Фотография макета. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка / 2014


Александр Скокан:
– Тут много будет интересных эффектов, особенно на закате.
Могу вам гарантировать, что там не будет скучно. Мы еще сделали видеоролик, под музыку «Полет шмеля»…



В комплексе много арок – гигантских проемов, через которые открываются виды на парк; арки связывают его с окружением. И глядя на наш объект на архсовете, – как бы со стороны, – я отчетливо понял, что главная арка, через которую улица выводит нас в парк, могла быть ещё выше – не двенадцатиэтажной высоты, а семнадцатиэтажной. 

 
Фотография макета. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка / 2014
Фотография макета. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка / 2014
Схема сводного плана 1-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 2-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 3-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 4-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 5-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 9-го этажа I части, плана кровли II части. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана -1-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема разреза 1-1. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема разреза 3-3. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по улице Верейская. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по восточному проезду. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по северному проезду. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по западному проезду. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема озеленения. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Архитектор:
Александр Скокан
Проект:
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики
Россия, Москва, ул. Верейская, вл. 12

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.А. Скокан, К.В. Гладкий, М.А. Елизарова, А.А. Кочуркин, Д.С. Павлова, Д.Н. Ступина, А.А. Федорова.
При участии: А.В.Бутусова, В.В.Сальникова.

2009 — 2014

Заказчик: ООО «Центр прогресса художественной гимнастики»

11 Декабря 2014

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.