Александр Скокан: «Диагональ позволила нам увеличить общественное пространство комплекса»

Авторы – о проекте МФК на Верейской улице, городской среде, реках, и профессиональном диалоге.

mainImg
Архитектор:
Александр Скокан
Проект:
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики
Россия, Москва, ул. Верейская, вл. 12

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.А. Скокан, К.В. Гладкий, М.А. Елизарова, А.А. Кочуркин, Д.С. Павлова, Д.Н. Ступина, А.А. Федорова.
При участии: А.В.Бутусова, В.В.Сальникова.

2009 — 2014

Заказчик: ООО «Центр прогресса художественной гимнастики»
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Карта. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

Проект МФК с центром художественной гимнастики Ирины Винер был рассмотрен и в целом одобрен архитектурным советом 19 ноября (подробнее об обсуждении можно узнать на сайте архсовета). Мы поговорили с Александром Скоканом и Кириллом Гладким об особенностях места и предложенного архитекторами решения.

Архи.ру:
– В чем специфика этого проекта?

Александр Скокан:
– Помимо задачи, обусловленной программой и заданной заказчиком, а именно – разместить очень крупный объем на не слишком большом участке, – нам также пришлось считаться со спецификой территории. Образно говоря это место, где нога человеческая еще не ступала: долина реки Сетуни. В начале долины – дача Сталина, дальше Аминьевское шоссе... О Верейской улице мало кто знает; здесь существовало мощное военное предприятие, которое начиналось в 1900 году как пистонный завод, затем превратившийся в МРТЗ, радиотехнический оборонный завод. На нашем участке стояло несколько бараков, рядом – долина реки, заросшая деревьями, одичавшая и неухоженная. Почему гимнастический центр случился на этом месте – не нам судить, во всяком случае когда к нам пришли, было известно, что принято решение строить его здесь.

Так вот нашей целью было создать в этом, достаточно диком месте, где никакой городской цивилизации нет и в помине, новый фрагмент городской среды.
Градостроительный макет. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

Комплекс противоречив: центр художественной гимнастики, гостиница, апартотель и офисное здание, – ничего общего между этими функциями нет, они ни эмоционально, ни логически не связаны друг с другом. Одна часть – спортивная, другая коммерческая. Поэтому мы решили объединить все части городской улицей, которая проходит через участок по диагонали, деля его на части: спортивно-общественную и офисно-жилую.
Длина улицы больше двухсот метров и, как всякая городская улица, она в то же время является общим пространством, объединяющим выходящие на нее объекты. Любая другая расстановка, – проект развивается пять лет, и поначалу мы пробовали различные варианты композиции, – показалась нам менее удачной: провоцировала появление заборов, кроме того, что-то оказывалось на первой линии, что-то – на второй. Вдоль улицы в первых этажах разместились ритейлы: рестораны, магазины, кафе – на всем протяжении улицы… Таким образом получилось вполне естественно, что справа офисы, слева гимнастический центр, гостиница – все это пешеходное общественное пространство проходит через участок наискосок и выводит нас к пойме реки Сетунь в парковую зону.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Эскиз. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

Теперь мы знаем, что все малые московские реки – это часть целостной водной системы. Все они впадают в Москву-реку, а она теперь становится новым центром города, – и пойма реки Сетунь становится одним из отростков этого нового городского центра. Центр города придет сюда не по малоизвестной улице Верейской, а в виде парковой зоны, как продолжение пешеходного паркового маршрута. Расположенный на окраине комплекс будет связан с центром города через парк.

Именно поэтому возникает наша диагональная улица. Улица сама по себе – фрагмент городского центра, к тому же она нас выводит к парк Сетуни, соединяющий нас с Москвой-рекой. Кроме того любая диагональ позволяет, оставаясь в границах прямоугольного участка удлинить, увеличить общественное пространство комплекса.

Кирилл Гладкий:
– Диагональная улица также продолжает линию Верейской улицы, встраивается в ее перспективу в юго-восточном направлении. Верейскую улицу, впрочем, планируют расширять, менять ее направление, но в историческую трассу угол нашего комплекса встроен.
zooming
Верейская плаза. Бархин Д.Б., Бархин А.Д., Максимова Л.Ю. Фотография: a-barhin.livejournal.com


Александр Скокан:
– Своей планировкой мы «ловим» очевидную для этого места силовую линию. Делом в том, что расположенный чуть дальше на этой оси комплекс Верейская плаза построил Дмитрий Борисович Бархин, сын Бориса Григорьевича Бархина, известного профессора МАрхИ, который был моим учителем. Мне как ученику было интересно вступить в дискуссию с сыном моего профессора. Дмитрий Бархин работает в таком пышном классицистическом стиле
. Наш комплекс, будучи более аскетичным, находится с ним, как нам кажется, в интересном профессиональном диалоге.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка


– А как бы Вы определили суть этого диалога?

Александр Скокан:
– Суть в том, что мы говорим на разных языках, но в наших речах можно найти что-то общее.

– Хотя вы нанизали комплекс на общественное пространство пешеходной улицы, вы в то же время отчетливо обозначили различие объемов, у каждого из них своё лицо: рельефные волны, образованные ламелями разной глубины, покрывают фасад гимнастического центра; офисный объем покрыт «пилой» крупных выступов, а жилой дом сдержанно-клетчатый, причем со стороны реки нижняя половина его фасада желтая, верхняя – белая; желтыми вы сделали и внутреннюю поверхность арок. А откуда появились вырезы в верхней части пластины с апартаментами?

Кирилл Гладкий:
– Здесь расположены двухъярусные пентхаусы, там будут устроены террасы; да и линия верха получается богаче. Ханс Штиманн назвал на совете наш комплекс «городом в городе», так вот здесь на крыше у нас поместилась еще небольшая элитная деревня.

На кровле офисной части – небольшой сквер, попасть в который смогут все жители, там специально устроен лифт с первого этажа. Кровля гимнастического центра с восточной стороны тоже эксплуатируемая, на нее можно будет попасть из кабинетов администрации.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

– Жилой объем нависает над офисным эффектной консолью, она впечатляет…

Кирилл Гладкий:
– Эта консоль небольшая, она поддержана лифтовой шахтой и дополнительными опорами. Серьезная консоль – в здании центра гимнастики со стороны Верейской улицы. Под ней мы организовали еще один променад.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

– Я вижу в конце улицы, там, где она подходит к парку, мостик – там большой перепад высот?

Кирилл Гладкий:
– Под всем комплексом расположена парковка, и мы смоделировали рельеф внутри комплекса так, что в сторону реки внутренняя улица поднимается на пять метров, тогда как естественный рельеф понижается на три. Вначале вы поднимаетесь по наклонной улице, затем по лестнице спукаетесь в парк. В нижней части дома со стороны реки появляется еще один уровень окон, которого нет внутри, во дворе.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженк
Фотография макета. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка / 2014


Александр Скокан:
– Тут много будет интересных эффектов, особенно на закате.
Могу вам гарантировать, что там не будет скучно. Мы еще сделали видеоролик, под музыку «Полет шмеля»…



В комплексе много арок – гигантских проемов, через которые открываются виды на парк; арки связывают его с окружением. И глядя на наш объект на архсовете, – как бы со стороны, – я отчетливо понял, что главная арка, через которую улица выводит нас в парк, могла быть ещё выше – не двенадцатиэтажной высоты, а семнадцатиэтажной. 

 
Фотография макета. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка / 2014
Фотография макета. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка / 2014
Схема сводного плана 1-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 2-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 3-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 4-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 5-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 9-го этажа I части, плана кровли II части. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана -1-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема разреза 1-1. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема разреза 3-3. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по улице Верейская. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по восточному проезду. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по северному проезду. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по западному проезду. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема озеленения. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Архитектор:
Александр Скокан
Проект:
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики
Россия, Москва, ул. Верейская, вл. 12

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.А. Скокан, К.В. Гладкий, М.А. Елизарова, А.А. Кочуркин, Д.С. Павлова, Д.Н. Ступина, А.А. Федорова.
При участии: А.В.Бутусова, В.В.Сальникова.

2009 — 2014

Заказчик: ООО «Центр прогресса художественной гимнастики»

11 Декабря 2014

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.