Александр Скокан: «Диагональ позволила нам увеличить общественное пространство комплекса»

Авторы – о проекте МФК на Верейской улице, городской среде, реках, и профессиональном диалоге.

mainImg
Архитектор:
Александр Скокан
Проект:
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики
Россия, Москва, ул. Верейская, вл. 12

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.А. Скокан, К.В. Гладкий, М.А. Елизарова, А.А. Кочуркин, Д.С. Павлова, Д.Н. Ступина, А.А. Федорова.
При участии: А.В.Бутусова, В.В.Сальникова.

2009 — 2014

Заказчик: ООО «Центр прогресса художественной гимнастики»
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Карта. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

Проект МФК с центром художественной гимнастики Ирины Винер был рассмотрен и в целом одобрен архитектурным советом 19 ноября (подробнее об обсуждении можно узнать на сайте архсовета). Мы поговорили с Александром Скоканом и Кириллом Гладким об особенностях места и предложенного архитекторами решения.

Архи.ру:
– В чем специфика этого проекта?

Александр Скокан:
– Помимо задачи, обусловленной программой и заданной заказчиком, а именно – разместить очень крупный объем на не слишком большом участке, – нам также пришлось считаться со спецификой территории. Образно говоря это место, где нога человеческая еще не ступала: долина реки Сетуни. В начале долины – дача Сталина, дальше Аминьевское шоссе... О Верейской улице мало кто знает; здесь существовало мощное военное предприятие, которое начиналось в 1900 году как пистонный завод, затем превратившийся в МРТЗ, радиотехнический оборонный завод. На нашем участке стояло несколько бараков, рядом – долина реки, заросшая деревьями, одичавшая и неухоженная. Почему гимнастический центр случился на этом месте – не нам судить, во всяком случае когда к нам пришли, было известно, что принято решение строить его здесь.

Так вот нашей целью было создать в этом, достаточно диком месте, где никакой городской цивилизации нет и в помине, новый фрагмент городской среды.
Градостроительный макет. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

Комплекс противоречив: центр художественной гимнастики, гостиница, апартотель и офисное здание, – ничего общего между этими функциями нет, они ни эмоционально, ни логически не связаны друг с другом. Одна часть – спортивная, другая коммерческая. Поэтому мы решили объединить все части городской улицей, которая проходит через участок по диагонали, деля его на части: спортивно-общественную и офисно-жилую.
Длина улицы больше двухсот метров и, как всякая городская улица, она в то же время является общим пространством, объединяющим выходящие на нее объекты. Любая другая расстановка, – проект развивается пять лет, и поначалу мы пробовали различные варианты композиции, – показалась нам менее удачной: провоцировала появление заборов, кроме того, что-то оказывалось на первой линии, что-то – на второй. Вдоль улицы в первых этажах разместились ритейлы: рестораны, магазины, кафе – на всем протяжении улицы… Таким образом получилось вполне естественно, что справа офисы, слева гимнастический центр, гостиница – все это пешеходное общественное пространство проходит через участок наискосок и выводит нас к пойме реки Сетунь в парковую зону.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Эскиз. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

Теперь мы знаем, что все малые московские реки – это часть целостной водной системы. Все они впадают в Москву-реку, а она теперь становится новым центром города, – и пойма реки Сетунь становится одним из отростков этого нового городского центра. Центр города придет сюда не по малоизвестной улице Верейской, а в виде парковой зоны, как продолжение пешеходного паркового маршрута. Расположенный на окраине комплекс будет связан с центром города через парк.

Именно поэтому возникает наша диагональная улица. Улица сама по себе – фрагмент городского центра, к тому же она нас выводит к парк Сетуни, соединяющий нас с Москвой-рекой. Кроме того любая диагональ позволяет, оставаясь в границах прямоугольного участка удлинить, увеличить общественное пространство комплекса.

Кирилл Гладкий:
– Диагональная улица также продолжает линию Верейской улицы, встраивается в ее перспективу в юго-восточном направлении. Верейскую улицу, впрочем, планируют расширять, менять ее направление, но в историческую трассу угол нашего комплекса встроен.
zooming
Верейская плаза. Бархин Д.Б., Бархин А.Д., Максимова Л.Ю. Фотография: a-barhin.livejournal.com


Александр Скокан:
– Своей планировкой мы «ловим» очевидную для этого места силовую линию. Делом в том, что расположенный чуть дальше на этой оси комплекс Верейская плаза построил Дмитрий Борисович Бархин, сын Бориса Григорьевича Бархина, известного профессора МАрхИ, который был моим учителем. Мне как ученику было интересно вступить в дискуссию с сыном моего профессора. Дмитрий Бархин работает в таком пышном классицистическом стиле
. Наш комплекс, будучи более аскетичным, находится с ним, как нам кажется, в интересном профессиональном диалоге.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка


– А как бы Вы определили суть этого диалога?

Александр Скокан:
– Суть в том, что мы говорим на разных языках, но в наших речах можно найти что-то общее.

– Хотя вы нанизали комплекс на общественное пространство пешеходной улицы, вы в то же время отчетливо обозначили различие объемов, у каждого из них своё лицо: рельефные волны, образованные ламелями разной глубины, покрывают фасад гимнастического центра; офисный объем покрыт «пилой» крупных выступов, а жилой дом сдержанно-клетчатый, причем со стороны реки нижняя половина его фасада желтая, верхняя – белая; желтыми вы сделали и внутреннюю поверхность арок. А откуда появились вырезы в верхней части пластины с апартаментами?

Кирилл Гладкий:
– Здесь расположены двухъярусные пентхаусы, там будут устроены террасы; да и линия верха получается богаче. Ханс Штиманн назвал на совете наш комплекс «городом в городе», так вот здесь на крыше у нас поместилась еще небольшая элитная деревня.

На кровле офисной части – небольшой сквер, попасть в который смогут все жители, там специально устроен лифт с первого этажа. Кровля гимнастического центра с восточной стороны тоже эксплуатируемая, на нее можно будет попасть из кабинетов администрации.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

– Жилой объем нависает над офисным эффектной консолью, она впечатляет…

Кирилл Гладкий:
– Эта консоль небольшая, она поддержана лифтовой шахтой и дополнительными опорами. Серьезная консоль – в здании центра гимнастики со стороны Верейской улицы. Под ней мы организовали еще один променад.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка

– Я вижу в конце улицы, там, где она подходит к парку, мостик – там большой перепад высот?

Кирилл Гладкий:
– Под всем комплексом расположена парковка, и мы смоделировали рельеф внутри комплекса так, что в сторону реки внутренняя улица поднимается на пять метров, тогда как естественный рельеф понижается на три. Вначале вы поднимаетесь по наклонной улице, затем по лестнице спукаетесь в парк. В нижней части дома со стороны реки появляется еще один уровень окон, которого нет внутри, во дворе.
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженк
Фотография макета. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка / 2014


Александр Скокан:
– Тут много будет интересных эффектов, особенно на закате.
Могу вам гарантировать, что там не будет скучно. Мы еще сделали видеоролик, под музыку «Полет шмеля»…



В комплексе много арок – гигантских проемов, через которые открываются виды на парк; арки связывают его с окружением. И глядя на наш объект на архсовете, – как бы со стороны, – я отчетливо понял, что главная арка, через которую улица выводит нас в парк, могла быть ещё выше – не двенадцатиэтажной высоты, а семнадцатиэтажной. 

 
Фотография макета. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка / 2014
Фотография макета. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка / 2014
Схема сводного плана 1-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 2-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 3-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 4-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 5-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана 9-го этажа I части, плана кровли II части. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема плана -1-го этажа. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема разреза 1-1. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема разреза 3-3. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по улице Верейская. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по восточному проезду. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по северному проезду. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
zooming
Схема развертки по западному проезду. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Схема озеленения. Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики © АБ Остоженка
Архитектор:
Александр Скокан
Проект:
Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики
Россия, Москва, ул. Верейская, вл. 12

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.А. Скокан, К.В. Гладкий, М.А. Елизарова, А.А. Кочуркин, Д.С. Павлова, Д.Н. Ступина, А.А. Федорова.
При участии: А.В.Бутусова, В.В.Сальникова.

2009 — 2014

Заказчик: ООО «Центр прогресса художественной гимнастики»

11 Декабря 2014

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.