Блоги: 8–28 февраля

Обсуждение олимпийской архитектуры Сочи в блоге Григория Ревзина, «плохая» Астана в журнале Ильи Варламова и критика проекта реконструкции пермского Речного вокзала под галерею – в новом обзоре блогов.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

28 Февраля 2014
mainImg
В постолимпийскую неделю главным местом сетевых дискуссий стал фейсбучный блог Григория Ревзина, который накануне вернулся из Сочи с фотографиями и серией архитектурных заметок. Как и предыдущую сочинскую статью про церемонию открытия Олимпиады, свои архитектурные впечатления Ревзин не спешил публиковать в официальных СМИ – «потому что люди какие-то нервные, и если ты говоришь, что не надо портить чужие проекты и строить абы как, то тебя упрекают в недостатке патриотизма, а если ты говоришь, что стадион Большой и Айсберг отличная работа – говорят, что ты певец фашистского режима». Более того, Григорий Ревзин на этот раз сразу же понизил градус обсуждения, заявив, что будет беспощадно банить за «неграмотную модернистскую пургу про то, что это вторично, а настоящее новаторство и творчество – это перерисовывать стеклянные кубики со спиральками и кривульками из западных журналов.... Я не хочу здесь спорить, я наспорился на эту тему на всю жизнь».

Олимпийский парк, по мнению Ревзина, был изначально спроектирован ошибочно, потому и впечатление производит весьма двойственное: он здорово смотрится издалека, вроде всемирной ярмарки, но ближе – «выглядит как Черкизон после зачистки ОМОном». Генплан получился похожим на тарелку-менажницу, на которой разложены стадионы, добавляет в комментариях Сергей Кавтарадзе; задумывалось, видимо, как эко-тек, «плавные формы, деликатно изменяющие и приводящие в порядок земные ландшафты, но на круглом заасфальтированном поле они выглядят как выставленные на продажу». Впрочем, с архитектурой отдельных стадионов, по мнению Григория Ревзина, порой вышло даже неплохо, хотя многое и тут не состоялось: интересно задуманный «Фишт», к примеру, в результате тотальной перекройки под церемонию открытия теперь выглядит «почти руиной после 20-ти лет варварской эксплуатации», заключает критик.

Главным же архитектурным событием Олимпиады, по его мнению, оказался не Парк, а построенный в отдалении «Горки Город» Михаила Филиппова, в котором удалось создать «полноценное городское пространство, с правильными улицами и площадями», ничуть не напоминающими лужковские исторические карикатуры; «это оригинальный архитектурный язык, которого хватает на целый город», добавляет Ревзин. «Множество домов-персонажей переженить, перессорить, свести и развести улицы как сюжетные линии, – пишет в комментариях Елена Гонсалес. – То, что возникает в результате, не так уж зависит от удачи отдельных зданий». – А по словам Михаила Белова, у Филиппова получился «оживший увраж Серлио. Хорошо. Даже безнадзорные турки не испортили общего ощущения». Кстати, архитектор, в отличие от критика, готов продолжить дискурс с противниками неоклассики и в своем блоге развенчивает очередной миф о двух «пугалках» современной архитектуры – эклектике и стилизации. И то, и другое, по мнению Белова, хорошо, потому что «соединять разные элементы, стили, прошлое и настоящее – это величайшая запрограммированная деятельность человеческой культуры»; и если прогрессивная половина архитекторов считает эклектику злом, то, по словам автора блога, «процесс перманентной стилизации в реальности продолжается и никогда не останавливается».

Между тем, традиционную сторону в диалоге с актуальным, со своей стороны, выбрал и Сергей Эстрин. Его недавний пост – про забавную историю одного произведения Аниша Капура, которое случайно выбросили на свалку, приняв за груду мусора. По мнению Эстрина, никакого драматизма и уж тем более преступления в случившемся нет; гораздо удивительнее то, что инсталляции из мусора могут не только приобретаться коллекционерами, но и расти в цене; самого архитектора, по его признанию, это пугает.

В блоге Ильи Варламова, тем временем, тоже появился критический пост про Сочи, правда, здесь не про архитектуру, а попытку обустроить в городе дружелюбную и безбарьерную среду. Варламов считает, что она провалилась: появившиеся в городе отдельные пандусы и подъемники не сделали его удобнее для инвалидов; зато на сочинском горизонте повырастало много новых высоток, демонстрирующих намерение «превратить небольшой курорт с населением 400 тысяч в мегаполис», заключает блогер. О том, каким неудачным может быть такой сценарий, Варламов пишет в посте про Астану. Это город, красивый только в макете и с вертолета, считает Варламов:  жить в нем плохо и обитателям футуристических небоскребов, и «гетто для неудачников». «У Яна Гейла есть очень точная характеристика таким архитекторам: birdshit architects, – добавляет блогер. – Архитекторы, подобно птицам, сбрасывают на головы жителей свое дерьмо творчество».

Между тем, Пермь, быть может, лишившаяся архитектурного шедевра, отказав Петеру Цумтору с проектом Художественной галереи, теперь активно обсуждает нынешний вариант с приспособлением под экспонирование коллекции здания Речного вокзала. На днях этот проект обсудил местный градсовет, о чем написал у себя в блоге пермский правозащитник Денис Галицкий. Автор блога не устает повторять, что сама идея реконструкции-сноса памятника архитектуры не выдерживает никакой критики, не считая предъявленных эскизов проекта, в которых коллекцию иконописи предлагается экспонировать под стеклянным куполом. Блогер ar_chitect называет этот купол «как бы нейтральной стеклянной трехэтажной зубчатой нахлобучкой ярко-синего стекла». Между тем, по сведениям Галицкого, рухнула спасительная для памятника идея с экспонированием в новом корпусе на основе недостроенного ТЦ – накануне градсовета из проекта его аврально удалили. Впрочем, блогер уверен, что идея с переездом галереи в здание вокзала в любом случае не будет реализована, настолько она плоха и по архитектурным, и по градостроительным соображениям. А Александр Ложкин добавляет, что вариант с приспособлением к тому же не оставляет места самому вокзалу, т.е. кассам и залу ожидания в историческом здании, хотя сама по себе идея возрождения пассажирского судоходства на Каме довольно зыбкая.
zooming
Проект размещения Художественной галереи в Речном вокзале. Илл. из блога Дениса Галицкого, denis-galitsky.livejournal.com


28 Февраля 2014

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту по проекту Querkraft и Berger + Parkkinen в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.