Блоги: 8–28 февраля

Обсуждение олимпийской архитектуры Сочи в блоге Григория Ревзина, «плохая» Астана в журнале Ильи Варламова и критика проекта реконструкции пермского Речного вокзала под галерею – в новом обзоре блогов.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

28 Февраля 2014
mainImg
В постолимпийскую неделю главным местом сетевых дискуссий стал фейсбучный блог Григория Ревзина, который накануне вернулся из Сочи с фотографиями и серией архитектурных заметок. Как и предыдущую сочинскую статью про церемонию открытия Олимпиады, свои архитектурные впечатления Ревзин не спешил публиковать в официальных СМИ – «потому что люди какие-то нервные, и если ты говоришь, что не надо портить чужие проекты и строить абы как, то тебя упрекают в недостатке патриотизма, а если ты говоришь, что стадион Большой и Айсберг отличная работа – говорят, что ты певец фашистского режима». Более того, Григорий Ревзин на этот раз сразу же понизил градус обсуждения, заявив, что будет беспощадно банить за «неграмотную модернистскую пургу про то, что это вторично, а настоящее новаторство и творчество – это перерисовывать стеклянные кубики со спиральками и кривульками из западных журналов.... Я не хочу здесь спорить, я наспорился на эту тему на всю жизнь».

Олимпийский парк, по мнению Ревзина, был изначально спроектирован ошибочно, потому и впечатление производит весьма двойственное: он здорово смотрится издалека, вроде всемирной ярмарки, но ближе – «выглядит как Черкизон после зачистки ОМОном». Генплан получился похожим на тарелку-менажницу, на которой разложены стадионы, добавляет в комментариях Сергей Кавтарадзе; задумывалось, видимо, как эко-тек, «плавные формы, деликатно изменяющие и приводящие в порядок земные ландшафты, но на круглом заасфальтированном поле они выглядят как выставленные на продажу». Впрочем, с архитектурой отдельных стадионов, по мнению Григория Ревзина, порой вышло даже неплохо, хотя многое и тут не состоялось: интересно задуманный «Фишт», к примеру, в результате тотальной перекройки под церемонию открытия теперь выглядит «почти руиной после 20-ти лет варварской эксплуатации», заключает критик.

Главным же архитектурным событием Олимпиады, по его мнению, оказался не Парк, а построенный в отдалении «Горки Город» Михаила Филиппова, в котором удалось создать «полноценное городское пространство, с правильными улицами и площадями», ничуть не напоминающими лужковские исторические карикатуры; «это оригинальный архитектурный язык, которого хватает на целый город», добавляет Ревзин. «Множество домов-персонажей переженить, перессорить, свести и развести улицы как сюжетные линии, – пишет в комментариях Елена Гонсалес. – То, что возникает в результате, не так уж зависит от удачи отдельных зданий». – А по словам Михаила Белова, у Филиппова получился «оживший увраж Серлио. Хорошо. Даже безнадзорные турки не испортили общего ощущения». Кстати, архитектор, в отличие от критика, готов продолжить дискурс с противниками неоклассики и в своем блоге развенчивает очередной миф о двух «пугалках» современной архитектуры – эклектике и стилизации. И то, и другое, по мнению Белова, хорошо, потому что «соединять разные элементы, стили, прошлое и настоящее – это величайшая запрограммированная деятельность человеческой культуры»; и если прогрессивная половина архитекторов считает эклектику злом, то, по словам автора блога, «процесс перманентной стилизации в реальности продолжается и никогда не останавливается».

Между тем, традиционную сторону в диалоге с актуальным, со своей стороны, выбрал и Сергей Эстрин. Его недавний пост – про забавную историю одного произведения Аниша Капура, которое случайно выбросили на свалку, приняв за груду мусора. По мнению Эстрина, никакого драматизма и уж тем более преступления в случившемся нет; гораздо удивительнее то, что инсталляции из мусора могут не только приобретаться коллекционерами, но и расти в цене; самого архитектора, по его признанию, это пугает.

В блоге Ильи Варламова, тем временем, тоже появился критический пост про Сочи, правда, здесь не про архитектуру, а попытку обустроить в городе дружелюбную и безбарьерную среду. Варламов считает, что она провалилась: появившиеся в городе отдельные пандусы и подъемники не сделали его удобнее для инвалидов; зато на сочинском горизонте повырастало много новых высоток, демонстрирующих намерение «превратить небольшой курорт с населением 400 тысяч в мегаполис», заключает блогер. О том, каким неудачным может быть такой сценарий, Варламов пишет в посте про Астану. Это город, красивый только в макете и с вертолета, считает Варламов:  жить в нем плохо и обитателям футуристических небоскребов, и «гетто для неудачников». «У Яна Гейла есть очень точная характеристика таким архитекторам: birdshit architects, – добавляет блогер. – Архитекторы, подобно птицам, сбрасывают на головы жителей свое дерьмо творчество».

Между тем, Пермь, быть может, лишившаяся архитектурного шедевра, отказав Петеру Цумтору с проектом Художественной галереи, теперь активно обсуждает нынешний вариант с приспособлением под экспонирование коллекции здания Речного вокзала. На днях этот проект обсудил местный градсовет, о чем написал у себя в блоге пермский правозащитник Денис Галицкий. Автор блога не устает повторять, что сама идея реконструкции-сноса памятника архитектуры не выдерживает никакой критики, не считая предъявленных эскизов проекта, в которых коллекцию иконописи предлагается экспонировать под стеклянным куполом. Блогер ar_chitect называет этот купол «как бы нейтральной стеклянной трехэтажной зубчатой нахлобучкой ярко-синего стекла». Между тем, по сведениям Галицкого, рухнула спасительная для памятника идея с экспонированием в новом корпусе на основе недостроенного ТЦ – накануне градсовета из проекта его аврально удалили. Впрочем, блогер уверен, что идея с переездом галереи в здание вокзала в любом случае не будет реализована, настолько она плоха и по архитектурным, и по градостроительным соображениям. А Александр Ложкин добавляет, что вариант с приспособлением к тому же не оставляет места самому вокзалу, т.е. кассам и залу ожидания в историческом здании, хотя сама по себе идея возрождения пассажирского судоходства на Каме довольно зыбкая.
zooming
Проект размещения Художественной галереи в Речном вокзале. Илл. из блога Дениса Галицкого, denis-galitsky.livejournal.com


28 Февраля 2014

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.