В районе Остоженки в скором времени появится еще один образец современной архитектуры: недалеко от своего известного дома в Молочном переулке, а именно во владении номер 3 по Хилкову переулку Юрий Григорян собирается построить жилой комплекс, состоящий из разномасштабных объемов.
Исторически на участке между Турчаниновым и Хилковым переулками находилась городская усадьба Лоддера, которая соприкасалась территориями с усадьбой Всеволошинских и храмом Успения на Остоженке. в 1930е гг. на ее месте построили жилой дом из силикатного кирпича, который недавно на комиссии по сносу был приговорен к уничтожению и замене элитным жильем. Единственное, что сегодня ценно в этом месте, отмечает эксперт по истории Б. Пастернак, – это планировка места, которую подчеркивает бурно озелененный участок рядом с еще не снесенным зданием, остаток от усадьбы Лоддера.
Итак, здесь предполагается построить Г-образный жилой комплекс, который будет «охватывать» сохраняемый садик Лоддера. Как рассказал Юрий Григорян, архитекторы Меганом не ставили перед собой цели захватить полностью всю территорию – поэтому они решили сохранить старую московскую традицию проходных дворов и оставили свободными проходы между комплексом и соседними домами, которые будут вести в озелененный двор, но будут предназначены только для пешеходов и пожарных машин. Комплекс состоит из пяти разногабаритных объемов объединенных на высоким стилобатом. Разрывы между объемами призваны сохранить окружающие виды.
Проект дома уже несколько раз уменьшался в высоте после ландшафтно-визуального анализа, однако, несмотря на это получил массу предложений по корректировке, связанных именно с общим объемом дома. Андрей Демидов заметил, что «сплошной фронт, несмотря на разрывы, разрушает более мелкую историческую композицию района». И предложил делать «разные объемы как будто разными руками». Экспертов также смутил выходящий в сторону Турчанинова переулка «топоровидный» объем, который автор объяснил желанием оградить внутренний двор дома. «Он не увязывается с низкой соседней застройкой и над его решением можно еще поработать», - отметили на заседании. Итог как всегда подвел Виктор Шередега, которому проект понравился явно больше, чем коллегам. «Пластическую фигуру здания» он назвал «живой» и «следующей географии места». Однако предложил сделать архитектуру более детализированной, чтобы она превратилась в «сложный конгломерат пластических решений» и тем самым поддержала «гений места». Вместе с этим Виктор Шередега попросил сделать «запасные» варианты с пониженной высотностью этажа и убрать скаты с крыш, отметив напоследок, что здание «много лучше комплекса ФСБ».
По Садово-Черногрязской улице, по фронту исторической застройки, сформированной в частности корпусами института глазных болезней им. Гельмгольца, из-за построенной в 1970-е гг. панельной башни произошел существенный разрыв «ткани» улицы. Чтобы исправить этот, как выразилась автор проекта, «выбитый зуб» предполагается, что один из больничных корпусов будет надстроен этажом, а у другого до него будет продлен фасад, который будет «проходить единым каркасом» (ООО«Здравпроект», арх. Н.А. Тарасенко) Таким образом, авторы очень мудро решили проблему увеличения полезных площадей, сделав и себе и городу приятно. Эксперты спросили только, не увеличится ли транспортная и человеческая нагрузка на участок и, услышав отрицательный ответ, направили проект на дальнейшее согласование А. Кузьмину.
Третий вопрос был посвящен торговому комплексу «Крестовский», который сейчас встречает пассажиров, выходящих из станции метро «Рижская». Теперь он собирается расшириться второй очередью строительства и съесть Рижский рынок. Спешите, как говорится, посетить напоследок культовое место периода кооперации. Рынок снесут, на его месте построят четырехэтажный торговый комплекс (ООО «Олекс Ходинг-М», арх. А.С. Нестеров). Самой большой инновацией комплекса, по словам инвесторов, является то, что в его проект заложена автоматическая парковка на 764 машиномест. Однако, несмотря на автомобильный акцент проекта, именно транспортная схема стала основным камнем преткновения в его согласовании.
Вначале эксперты критично отметили слишком увесистый объем комплекса, который если не накладывается на рядом стоящую церковь Знамения Богородицы, то загромождает вид на нее, в частности с Крестового моста. Главным же стало то, что согласование проекта намечено «транспортниками» только в том случае, если будет выполнен целый свод предписаний, начиная с самого сложного – создания разворота трамвая с Трифоновской улицы возле комплекса. В итоге рассмотрения эксперты отметили, что авторы не продумали транспортную схему всего района, а также пешеходные и рекреационные зоны. Андрей Демидов в частности отметил, что, занимая половину площади столь локального района, авторы не потрудились продумать, что же будет с соседним «самостроем», который низводит весь замысел этого комплекса. А Юрий Громченко заметил, что комплекс должен вообще решаться в совокупности со всем Рижским районом, где котором в недалеком будущем затевается принципиально новое для России изменение железных дорог. В итоге авторов попросили учесть все замечания и прийти с более развернутым планом.