Кто обустроит Третьяковку

Объявлен состав участников закрытого конкурса на фасады нового корпуса Третьяковской галереи, выходящего на Кадашевскую набережную. Одновременно Сергей Кузнецов объявил о проведении открытого конкурса на ту же тему среди студентов МАрхИ (UPD: конкурс уже прошел).

mainImg
Речь о северной, выходящей в сторону Кадашевской набережной и Кремля частью «музейного квартала» Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Проект нового музейного корпуса был разработан «Моспроектом-4» в 2003-2007 годах. В декабре 2012 года тендер на строительство выиграла компания «Зарубежпроект» (см. об этом довольно ехидную, но подробную статью в Slon.ru), которая выступает сейчас в роли заказчика конкурса. Участники конкурса должны предложить новое решение фасадов; на работу отведено 2,5 месяца, т.е. предполагается, что результаты будут известны к середине августа. Здание должно быть построено к 2018 году, стоимость строительства несколько лет назад была определена объемом 4,7 млрд. рублей, деньги планируется выделить из госбюджета.

Участников конкурса – семь:
  • ТПО «Резерв»
  • АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры»
  • UNK project
  • АБ «Остоженка»
  • SPEECH
  • АБ «ТОТЕМЕНТ/ПЕЙПЕР»
  • А.В. Боков
Параллельно на ту же тему будет проведен открытый конкурс среди студентов МАрхИ. По словам Сергея Кузнецова, вероятно, что победители этого конкурса будут интегрированы в команду, работающую над проектом. (UPD: позднее выяснилось, что студенческий конкурс уже прошел. Вероятно, мы неправильно поняли то, что было сказано на брифинге. Приносим извинения тем, кто был введен в заблуждение по нашей вине. Полную видеозапись брифинга можно увидеть ниже.)

zooming
Предпроектное предложение второй очереди Государственной Третьяковской галереи, 2003-2004, ГУП МНИИП «Моспроект-4». Архитекторы А.В. Боков, Сержантов А.Г., Макарова О.В., Сержантова Н.М., Япринцева Н.В. Изображение с сайта: i-stroy.ru (вид со стороны Лаврушинского пер.). Вверху слева - изображение, распространенное пресс-службой музея в 2012 году, вид со стороны Кадашевской набережной.
zooming
Пространство атриума нового корпуса ГТГ по проекту «Моспроекта-4» (2007 год) © «Моспроект-4»
zooming
Предпроектное предложение второй очереди Государственной Третьяковской галереи, ГУП МНИИП «Моспроект-4». Источник - slon.ru, 2012
zooming
Предпроектное предложение второй очереди Государственной Третьяковской галереи, ГУП МНИИП «Моспроект-4». Источник - slon.ru, 2012
zooming
Предпроектное предложение второй очереди Государственной Третьяковской галереи, ГУП МНИИП «Моспроект-4». Источник - slon.ru, 2012
zooming
Предпроектное предложение второй очереди Государственной Третьяковской галереи, ГУП МНИИП «Моспроект-4». Источник - slon.ru, 2012

Вчера автор существующего проекта, глава «Моспроекта-4» Андрей Боков, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и директор ГТГ Ирина Лебедева провели пресс-брифинг, на котором рассказали о своем видении проводимого конкурса. Здесь можно увидеть видеозапись брифинга: 




По словам Ирины Лебедевой, перед участниками поставлена очень сложная задача – предложить новое, встроившись в существующий (и получивший все согласования) проект, реализация которого уже начата: «сделана стена в грунте, опоясывающая всю стройплощадку», см. трансляцию с веб-камеры с видом на стройплощадку. Галерея, по образному выражению директора, начавшись с собственного дома Третьякова, «развивалась как росток», обрастая флигелями (историю роста можно изучить по брошюре на сайте музея и наглядному flash-ролику там же).
zooming
А.В. Щусев. Проект расширения галереи в два раза с выводом нового фасада на Кадашевскую набережную для размещения советского искусства (1944). Изображение из буклета размещенного на сайте ГТГ tretyakovgallery.ru
В новом здании разместяся фондохранилище, мастерские, зал графики и другие выставочные залы, а также помещения, необходимые для культурно-просветительской деятельности музея. К новому зданию и его частям, – говорит директор ГТГ, – предъявляется множество требований, например, мастерским живописи нужно много света и большие окна, а мастерским, работающим с графикой – маленькие окна, выходящие на север. Поэтому объем корпуса, по словам Ирины Лебедевой, получился крупным и монолитным. Перед архитекторами, как считает директор, стоит задача визуально расчленить этот объем, чтобы он не подавил остальные здания музейного квартала.

Отвечая на вопрос о том, что именно не устраивало дирекцию в корректируемом проекте Ирина Лебедева сказала, что, во-первых, в его разработке активное участие принимали представители тогдашних городских властей, прежде всего мэр Юрий Лужков, который был председателем попечительского совета музея. В частности, поэтому проект получился «морально устаревшим»: если Инженерный корпус 1980-х был «более стилизованным, то здесь мы делаем опять почти прямую цитату старого корпуса». Кроме того, предыдущий проект предполагал ярусность, что неудобно музею с точки зрения функции.

Из рассказа Ирины Лебедевой также стали известны некоторые детали, например, что в задании на проектирование корпусов, построенных в 1985–1995 было, в числе прочего, определена одновременно необходимость встроить новые корпуса в ансамбль существующих зданий – и акцентировать их отличия. Иными словами, новые корпуса должны были быть похожи и не похожи одновременно, например, в задании было записано, что цвет их стен должен отличаться от исторических фасадов. В это время проектом занимался уже «Моспроект-4», который работает над расширением ГТГ уже около 30 лет, – дополнил слова директора музея Андрей Боков: «финнов пригласили и они сделали кубик в сборном железобетоне, потому что другое тогда не разрешалось. Потом они сделали Инженерный корпус. Следующим этапом была реконструкция щусевского корпуса, внешне почти не проявленная, но весьма серьезная. А над проектом корпуса, выходящего на Кадашевскую набережную, работал еще Щусев до войны».

Ирина Лебедева назвала проводимый сейчас конкурс «блиц-конкурсом идей», Андрей Боков определил его как экспертизу, а участников назвал экспертами: «… сам факт участия в этой экспертизе должен стать серьезным фактом в биографии каждого из вас» – сказал Андрей Боков, обращаясь к участникам конкурса. Он пообещал «крайне уважительное отношение ко всем тем предложениям, которые будут сделаны. Но главной целью будет не просто высказаться, но получить еще и результат. С одной стороны, нам интересно высказать свое представление о правильной архитектуре. С другой стороны нам надо решить конкретную задачу. И решая эту задачу, я думаю, мы должны воспользоваться инструментами нам понятными и известными. Если в конкурсе будет один победитель, один лидер, «…» тогда на основании этого предложения плюс той базы, которую я вам покажу, будет выстроено задание на корректировку решения фасадов. Оно будет подписано главным архитектором, галереей и заказчиком, несущим всю полноту ответственности за бюджет и сроки. «…» Затем мы вместе с финалистом или финалистами делаем стадию проекта. Мы показываем ее главному архитектору, галерее, она идет в экпертизу и дальше мы сами делаем фасадную систему или заказываем исполнителю. Будет четыре финалиста – прекрасно. Я буду только приветствовать большое число продуктивных, качественных, впечатляющих идей и образов. Будет один – ну что же, может быть, тогда проще будет все это. Еще раз: буду очень благодарен каждому из вас за честное, откровенное высказывание по теме».

Сергей Кузнецов назвал конкурс «довольно быстрым с целью выявления идеи, которая может быть интегрирована в существующий практически готовый проект», а его задачу определил как сложную и ответственную (фасад выходит на Кремль).

В ответ на вопрос журналиста о том, почему выбрана форма закрытого конкурса Сергей Кузнецов определил данный конкурс как «скорее полузакрытый»: «Мы подбирали участников методом сторонних консультаций и опроса довольно большого количества команд. Задача совершенно не типовая, надо сказать, что не все согласились участвовать. Был сделан выбор из тех архитекторов, с которыми нам удалось достичь взаимопонимания и мотивации, потому что люди должны быть заинтересованы в задаче. Мы не стремились никого уговаривать. Согласились те, кому эта задача действительно интересна. Хотя безусловно я соглашусь, что конкурс с открытой фазой это самое интересное и продуктивное из того, что может быть, но надо сказать, что фактор времени не позволил нам развернуться. То, что это не новый проект, а корректировка, накладывает свои нюансы, плюс сроки. Мне кажется что в такой сложной ситуации это оптимальный вариант поиска решений», – заключил Сергей Кузнецов.

Определять победителя конкурса будет попечительский совет и директор ГТГ, архитектурный совет, по словам Сергея Кузнецова, предложит свою помощь, форма которой будет определена в ближайшее время: «либо это будет финальное мнение, либо составление рейтинга проектов, либо заседание архсовета, на котором будут рассмотрены проекты».


31 Мая 2013

comments powered by HyperComments
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Пресса: Победители конкурса на метро: MAParchitects
Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро MAParchitects — разработавших оригинальную концепцию «техногенного леса» для станции «Стромынка». Подробности проекта комментирует руководитель бюро Александр Порошкин.
Пресса: Победители конкурса на метро: ai-architects
Архитекторов необходимо привлекать к разработке архитектурной концепции станций метро еще на этапе проектирования. Тогда в проект можно будет заложить оригинальные решения, которые сделают передвижение пассажиров еще комфортнее и безопаснее, считают основатели бюро ai-architects Иван Колманок и Александр Томашенко. Их проект станции «Шереметьевская» победил в голосовании на портале «Активный гражданин».
Пресса: Финалисты конкурса на метро: PRIDE + A+3
Консорциум PRIDE + A+3, прошедший в финал международного конкурса на станции метрополитена «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка», отвечает на наш опросник про основные вызовы дизайна современных станций. Среди них — нормальная доступность, максимально подробная навигация и информации для туристов.
Пресса: Финалисты конкурса на метро: ПланАР
Художественные акции и выставки, продажа газет и воды, «дневное» освещение и наличие мест для ожидания, встреч и отдыха — что еще поможет сделать современные станции метро комфортными для пассажиров, беседуем с архитекторами студии «ПланАР», которая вошла в число 15 финалистов международного конкурса на станции метрополитена «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка».
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.