В этом году организатор Архипа, издательский дом «Салон-пресс» решил поймать всех возможных зайцев: организовал экспозицию «роскошных» интерьеров и мебели в рамках международной выставки «Мебель» в Экспо-центре, и присоединил к ней конкурсы и мастер-классы – что, надо отметить, выгодно отличило этот салон роскоши от множества других. 14 ноября были вручены сразу три премии: традиционный Архип, не менее традиционный конкурс среди студентов архитектурных специальностей «Дом для звезды» и совсем новый конкурс промышленного дизайна или дизайна вещи «Русский дизайн».
Архип проходит уже в седьмой раз, однако в этом году все работы будут делиться по категориям «традиция» и «инновация», и кроме того, конкурс объявлен международным – так что теперь нашим архитекторам и дизайнерам пришлось соревноваться не только между собой, но и с западными коллегами – что особенно чувствовалось в разделе инновационных проектов, где иностранцы задали хороший, но для многих пока недостижимый тон. Как бы намекая на результаты конкурса, на предшествовавшей награждению пресс-конференции члены жюри сообщили, что наши архитекторы будут, скорее всего, оттеснены иностранцами благодаря развитой культуре дизайна за рубежом и вообще жюри в этом году не удовлетворило качество поданных проектов, которые больше напоминают декорирование, а не желаемую работу с пространством.
В номинации «Индивидуальный жилой дом» в категории «Инновация» победил Дом Casa Tolo в Лугар даc Карвальиньяш португальского архитектора Альваро Лите Сиза Вьейра, сына знаменитого архитектора Альваро Сиза. Получавшая премию представитель Португальского посольства зачитала письмо архитектора, в котором он рассказывает о концепции проекта и из которого следует, что «дом-лестница, …располагаясь над обрывом и упираясь в грунт, как бы ищет опору, которую никак не может найти». Иными словами, вписывая здание в склон горы, архитектор всеми способами хотел подчеркнуть, что по-настоящему гармонично это сделать все-таки невозможно и здание всегда будет отчуждено от природы.
В категории «Традиция» лучшим индивидуальным домом был назван дом в Московской области Нины Прудниковой, Павла Бурмакина и Петра Юшина. Сдержанная архитектура дома сочетает традиционные формы и материалы с некоторой степенью бюргерской строгости, особенно заметной в интерьерах. В целом этот проект можно охарактеризовать как воплощение умеренности, навеянной чем-то подобным голландскому городу XVII века.
Среди инновационных интерьеров первым стал пентхаус House Ray 1 в Вене Эльке Делюган-Майсль и Романа Делюгана австрийской группы Delugan Мeissl associated architects. Пространство этой квартиры образовано жестко искривленными формами стен и мебели, и в целом напоминает каменоломню.
Лучшим традиционным интерьером квартиры стал также не лишенный современного веяния интерьер петербургской квартиры, оформленной Михаилом Соловьевым-Петко и Ольгой Мотиной. «Каркас» квартиры составляет обнаженная кирпичная кладка; однотонная штукатурка стен кое-где акцентирована мощными литыми деталями и небольшими колоннами в проходах. По словам жюри, эту работу отличает хорошее сочетание материалов и творческого начала.
Лучшим инновационным общественным интерьером был назван ресторан архитектора Пьерлуиджи Пиу. Он размещен под землей, но не кажется темным подземельем, а напротив, как будто бы излучает свет. Поскольку главных центров притяжения для посетителей – окон – здесь нет, весь акцент сосредоточен на стенах, отличных в каждом из залов. Одна из них состоит из выступающих «ребер» песчаных барханов.
В категории Традиция премию за общественный интерьер не присудили.
Помимо трех номинаций «Архипа», еще одну дополнительную премию вручает Общественное жюри. Премию вручали представитель «Тройки-Диалог» Павел Теплухин и Елена Катаева с телеканала Культура. Они объяснили выбор жюри следующим образом: …не всякую картину повесишь дома на стену и не во всяком шедевре станешь жить – поэтому при выборе жюри исходило в первую очередь из позиции потребителя. Лауреатом стала вилла Либерти архитекторов Дмитрия Величкина, Николая Голованова и Вячеслава Виноградова, которые, узнав, что Общественное жюри в этом году состояло не из деятелей культуры, а из заказчиков, очень обрадовались такой «реальной оценке».
В студенческом конкурсе «Дом для звезды» первое место занял дом-обитель для Милы Йовович Светланы Васильевой и Александра Леонова. Второе и третье места заняли дома для Сальвадора Дали (Антона Ладыгина и Алексея Куркова, и Маргариты Гареевой соответственно), что вызвало смех в зале, поскольку Дали единственная среди всех звезд, кому дом может понадобится меньше всего. По результатам конкурса оказалось, что студенты МАРХИ в этом году впервые заняли в этом конкурсе призовые места, да к тому же сразу два первых.
Затем были подведены итоги нового конкурса «Русский дизайн», который с одной стороны призван обратиться к малоразвитой в нашей стране теме дизайна вещи, а не только интерьера. А с другой стороны, должен хоть сколько-нибудь наметить линию отечественного дизайна, который пока только «копирует зарубежный опыт, причем не только в плане самого проектирования, но и в технологиях продвижения». Выступая на награждении председатель жюри отметил, что присланные работы все достаточно сырые и сложно их представить в действии: «3D модели работали десять лет назад, сейчас нужно показать не рисунок, а саму вещь, которая будет работать в реальности». Из всех 34 работ, отобранных в финал, победители, по словам жюри, были видны сразу и главным критерием в выборе была идея.
Первое место заняла перегородка студентки Художественно-промышленной академии – Карины Еганян. Второе место получил проект «Кресла-качалки для двоих» архитектора из Art-Play Лики Монастырской. Третье место досталось студенту Строгановки А.Ю. Бетоньяну (проект «Стулья»).