Architectural practice: равнение на Евросоюз

В рамках фестиваля «Зодчество-2007» прошел круглый стол «Евросоюз и Россия. Особенности организации архитектурной практики». Ситуацию в профессии обсуждали: со стороны Международного союза архитекторов второй вице-президент МСА Мартин Драховский (Словакия) и президент ассоциации польских архитекторов Ержи Грохольский, российскую позицию озвучивали президент СМА Виктор Логвинов, первый вице-президент САР Борис Нелюбин, советник МСА от России Андрей Кафтанов и другие. В ходе обсуждения было сказано немало интересного

Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

21 Октября 2007
mainImg

Начало острой дискуссии положило выступление Виктора Логвинова, обрисовавшего, по его словам, тревожную ситуацию на российском архитектурном рынке в отношении с западными коллегами. Логвинов заявил, что вместо диалога России и объединенной Европы в профессии пока что мы видим ситуацию вопиющего неравноправия и незащищенности наших архитекторов. Но прежде чем приступить к разбору полетов, выяснили, как вопрос профессиональной и правовой защиты архитекторов решается сегодня в странах Евросоюза.

Нынешняя позиция международного союза заключается в унифицировании деятельности архитекторов 27 стран, входящих в Евросоюз, при помощи системы лицензирования. С октября 2007 года для всего европейского рынка вступила в действие так называемая генеральная «горизонтальная» директива. Теперь архитектор, получив лицензию в одной из этих стран, может работать в любой из них, или как гражданин, или как гость. В любом случае он, прежде всего, должен зарегистрироваться в Палате или специальном органе и получить лицензию, подтверждающую его профессию. Отметим еще и то, что МСА продолжает политику внедрения системы непрерывного профессионального образования в странах – членах Евросоюза. Уже думают о том, чтобы сделать эту систему регулярной и обязательной. Это будет нечто вроде всемирного банка данных, состоящего из лекций профессоров, объединяющих самые различные подходы в этой области, и любая национальная секция, в зависимости от своих особенностей, может выбрать соответствующий блок лекций.

Почему бы и России не включиться в эту проработанную систему, играть по этим правилам? Тем временем, равновесного взаимодействия между Евросоюзом и Россией с прилегающими территориями СНГ в профессии все еще нет. Это такое одностороннее движение:  западные коллеги все чаще приезжают работать на наш рынок, и мы относимся к ним даже с чрезмерным пиететом, в то время как рынок всей объединенной Европы для нас закрыт признанием системы лицензирования. А между тем, по словам В. Логвинова, мы уже не страна третьего мира с третьесортной архитектурой, и ситуация неравноправия, которая сейчас выстроилась, попросту невозможна. По словам президента МСА, наше законодательство не защищает наш рынок, мы знаем примеры, когда западные архитекторы работают здесь безо всяких правил.

Как получилось, что российские архитекторы оказались в таком невыгодном положении? Для начала вспомним, что 5 лет назад у нас законодательно было отменено лицензирование (поскольку архитектурная деятельность – творческая), а вместе с ним канула в лету жесткая позиция в отношении к иностранным застройщикам. Сегодня в России можно работать кому угодно и безо всяких лицензий, что привело, в частности, к перекосу в конкурсной системе. Последние крупные питерские конкурсы на Охта центр («Газпром-сити») и конгресс-центр «Константиновский» в Стрельне обнаружили, по словам представителей СМА, вопиющие нарушения как этической стороны дела, так и правовой, что подтолкнуло ряд архитекторов вообще отказаться от участия.

По словам Андрея Кафтанова, те конкурсы, которые проходили у нас как «международные», не проводились под эгидой МСА, а между тем это единственная международная организация, уполномоченная ООН и ЮНЕСКО декларацией 1975 г. «к устроению такого рода мероприятий на базе соответствующих документов». В итоге мы становимся свидетелями одновременного проведения сразу двух параллельных конкурсов в Стрельне, несмотря на то, что это запрещено международными правилами. Основной конкурс, призванный выбрать компанию по подготовке проектной документации, оказался закрытым и исключительно иностранным по составу участников, а для наших был устроен «утешительный», конкурс «на идею». Как мы уже писали, в иностранном конкурсе победил Риккардо Бофилл, а в открытом российском выиграла молодая команда под руководством архитекторов Александра Купцов, Сергея Гикало. Каким образом устроители будут объединять две противоположные по духу идеи, и будут ли, неясно.

Постскриптум союзы пытаются исправлять сделанные ошибки. Как заявил Кафтанов, на последнем совете МСА удалось добиться того, чтобы в финальный протокол заседания Туринского совета была внесли коллективную поддержку позиции САР о недопустимости проведения конкурса на «Газпром-сити».
В то же время для России, по словам Андрея Кафтанова, сегодня есть реальная возможность формировать проектные задания и проводить конкурсы под эгидой МСА, где обеспечивается, по словам представителей союза, западный уровень организации, проведения, правил, стандартов, жюри, которому можно доверять.

Несомненно, опыт международного сотрудничества полезен, но только при взаимном признании прав сторон, в первую очередь образования. Сейчас же получается, что на европейское лицензирование мы пока ничем не можем ответить, у нас даже уполномоченного органа, вроде Палаты архитекторов, нет. Виктор Логвинов предложил вернуться к практике начала 1990-х, когда вместо лицензирования выступало членство в Союзе архитекторов, перенести ее на сегодняшний день и заключить двухстороннее соглашение, которое бы приравнивало европейское лицензирование к нашему членству в Союзе – по его словам, это, в частности, могло бы защитить права российских архитекторов в ходе конкурсов. Правда, европейские коллеги на такое предложение отреагировали скептически.

На что россияне ответили, что да, быстро  встроиться в европейскую систему, вероятно, не получится, но надо же делать какие-то шаги к этому с обеих сторон, можно начать хотя бы с выполнения предписанного международным союзом договора о консалтинговых услугах, что, оказывается, является этической нормой для иностранных компаний во всем мире. Это значит, что когда речь идет о привлечении к работе местных архитекторов, знакомых с нормами проектирования и строительства в данной стране, то есть нашим хотелось бы поддержать известную практику "укрепления" иностранцев своими коллегами.

С другой стороны, сказали участники круглого стола, думать, пусть даже гипотетически, о широкой возможности для российских архитекторов работать на западе, может быть, пока и рано. Действительно, готовы ли мы к полноценному сотрудничеству теперь уже не только в правовом, а в профессиональном плане? Как отметила Елена Баженова, член Президиума Правления СМА, наша архитектурная профессия во многом отделена от западной своим содержанием. Известно, что перечень услуг зарубежного архитектора на 45-50% больше, чем то, что могут предложить наши профессионалы. Мы не обучены оказывать услуги в условиях рынка, а на Западе потребуется не просто рисовать, но и проектировать в бюджете, не говоря уже о том, что у нас даже этапы проектирования другие. Возможно, для начала следует свою структуру выстроить согласно мировым стандартам, как сделали Польша, Китай, а уж потом проситься уравнять нас в правах с Евросоюзом.

zooming
zooming

21 Октября 2007

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Технологии и материалы
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
Смена масштабов
AMO, исследовательское подразделение бюро OMA, разработало декорации для показа ювелирной коллекции Bvlgari в миланской Галерее Виктора Эммануила II.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.