Architectural practice: равнение на Евросоюз

В рамках фестиваля «Зодчество-2007» прошел круглый стол «Евросоюз и Россия. Особенности организации архитектурной практики». Ситуацию в профессии обсуждали: со стороны Международного союза архитекторов второй вице-президент МСА Мартин Драховский (Словакия) и президент ассоциации польских архитекторов Ержи Грохольский, российскую позицию озвучивали президент СМА Виктор Логвинов, первый вице-президент САР Борис Нелюбин, советник МСА от России Андрей Кафтанов и другие. В ходе обсуждения было сказано немало интересного

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

21 Октября 2007
mainImg

Начало острой дискуссии положило выступление Виктора Логвинова, обрисовавшего, по его словам, тревожную ситуацию на российском архитектурном рынке в отношении с западными коллегами. Логвинов заявил, что вместо диалога России и объединенной Европы в профессии пока что мы видим ситуацию вопиющего неравноправия и незащищенности наших архитекторов. Но прежде чем приступить к разбору полетов, выяснили, как вопрос профессиональной и правовой защиты архитекторов решается сегодня в странах Евросоюза.

Нынешняя позиция международного союза заключается в унифицировании деятельности архитекторов 27 стран, входящих в Евросоюз, при помощи системы лицензирования. С октября 2007 года для всего европейского рынка вступила в действие так называемая генеральная «горизонтальная» директива. Теперь архитектор, получив лицензию в одной из этих стран, может работать в любой из них, или как гражданин, или как гость. В любом случае он, прежде всего, должен зарегистрироваться в Палате или специальном органе и получить лицензию, подтверждающую его профессию. Отметим еще и то, что МСА продолжает политику внедрения системы непрерывного профессионального образования в странах – членах Евросоюза. Уже думают о том, чтобы сделать эту систему регулярной и обязательной. Это будет нечто вроде всемирного банка данных, состоящего из лекций профессоров, объединяющих самые различные подходы в этой области, и любая национальная секция, в зависимости от своих особенностей, может выбрать соответствующий блок лекций.

Почему бы и России не включиться в эту проработанную систему, играть по этим правилам? Тем временем, равновесного взаимодействия между Евросоюзом и Россией с прилегающими территориями СНГ в профессии все еще нет. Это такое одностороннее движение:  западные коллеги все чаще приезжают работать на наш рынок, и мы относимся к ним даже с чрезмерным пиететом, в то время как рынок всей объединенной Европы для нас закрыт признанием системы лицензирования. А между тем, по словам В. Логвинова, мы уже не страна третьего мира с третьесортной архитектурой, и ситуация неравноправия, которая сейчас выстроилась, попросту невозможна. По словам президента МСА, наше законодательство не защищает наш рынок, мы знаем примеры, когда западные архитекторы работают здесь безо всяких правил.

Как получилось, что российские архитекторы оказались в таком невыгодном положении? Для начала вспомним, что 5 лет назад у нас законодательно было отменено лицензирование (поскольку архитектурная деятельность – творческая), а вместе с ним канула в лету жесткая позиция в отношении к иностранным застройщикам. Сегодня в России можно работать кому угодно и безо всяких лицензий, что привело, в частности, к перекосу в конкурсной системе. Последние крупные питерские конкурсы на Охта центр («Газпром-сити») и конгресс-центр «Константиновский» в Стрельне обнаружили, по словам представителей СМА, вопиющие нарушения как этической стороны дела, так и правовой, что подтолкнуло ряд архитекторов вообще отказаться от участия.

По словам Андрея Кафтанова, те конкурсы, которые проходили у нас как «международные», не проводились под эгидой МСА, а между тем это единственная международная организация, уполномоченная ООН и ЮНЕСКО декларацией 1975 г. «к устроению такого рода мероприятий на базе соответствующих документов». В итоге мы становимся свидетелями одновременного проведения сразу двух параллельных конкурсов в Стрельне, несмотря на то, что это запрещено международными правилами. Основной конкурс, призванный выбрать компанию по подготовке проектной документации, оказался закрытым и исключительно иностранным по составу участников, а для наших был устроен «утешительный», конкурс «на идею». Как мы уже писали, в иностранном конкурсе победил Риккардо Бофилл, а в открытом российском выиграла молодая команда под руководством архитекторов Александра Купцов, Сергея Гикало. Каким образом устроители будут объединять две противоположные по духу идеи, и будут ли, неясно.

Постскриптум союзы пытаются исправлять сделанные ошибки. Как заявил Кафтанов, на последнем совете МСА удалось добиться того, чтобы в финальный протокол заседания Туринского совета была внесли коллективную поддержку позиции САР о недопустимости проведения конкурса на «Газпром-сити».
В то же время для России, по словам Андрея Кафтанова, сегодня есть реальная возможность формировать проектные задания и проводить конкурсы под эгидой МСА, где обеспечивается, по словам представителей союза, западный уровень организации, проведения, правил, стандартов, жюри, которому можно доверять.

Несомненно, опыт международного сотрудничества полезен, но только при взаимном признании прав сторон, в первую очередь образования. Сейчас же получается, что на европейское лицензирование мы пока ничем не можем ответить, у нас даже уполномоченного органа, вроде Палаты архитекторов, нет. Виктор Логвинов предложил вернуться к практике начала 1990-х, когда вместо лицензирования выступало членство в Союзе архитекторов, перенести ее на сегодняшний день и заключить двухстороннее соглашение, которое бы приравнивало европейское лицензирование к нашему членству в Союзе – по его словам, это, в частности, могло бы защитить права российских архитекторов в ходе конкурсов. Правда, европейские коллеги на такое предложение отреагировали скептически.

На что россияне ответили, что да, быстро  встроиться в европейскую систему, вероятно, не получится, но надо же делать какие-то шаги к этому с обеих сторон, можно начать хотя бы с выполнения предписанного международным союзом договора о консалтинговых услугах, что, оказывается, является этической нормой для иностранных компаний во всем мире. Это значит, что когда речь идет о привлечении к работе местных архитекторов, знакомых с нормами проектирования и строительства в данной стране, то есть нашим хотелось бы поддержать известную практику "укрепления" иностранцев своими коллегами.

С другой стороны, сказали участники круглого стола, думать, пусть даже гипотетически, о широкой возможности для российских архитекторов работать на западе, может быть, пока и рано. Действительно, готовы ли мы к полноценному сотрудничеству теперь уже не только в правовом, а в профессиональном плане? Как отметила Елена Баженова, член Президиума Правления СМА, наша архитектурная профессия во многом отделена от западной своим содержанием. Известно, что перечень услуг зарубежного архитектора на 45-50% больше, чем то, что могут предложить наши профессионалы. Мы не обучены оказывать услуги в условиях рынка, а на Западе потребуется не просто рисовать, но и проектировать в бюджете, не говоря уже о том, что у нас даже этапы проектирования другие. Возможно, для начала следует свою структуру выстроить согласно мировым стандартам, как сделали Польша, Китай, а уж потом проситься уравнять нас в правах с Евросоюзом.

zooming
zooming


21 Октября 2007

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эксизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии, использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.