English version

Альтернативный проект

В понедельник, 1 октября союзы архитекторов России и Москвы впервые продемонстрировали альтернативную градостроительную концепцию Сочи-2014 – которая, по убеждению ее авторов, исправляет ошибки того замысла, который был разработан американцами для заявки, принятой МОК

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

03 Октября 2007
mainImg

Начиная с 1986 года, агентство ЮНЕСКО под названием UN Habitat, которое занимается проблемами среды, в широком смысле, человеческих поселений, отмечает всемирный день Habitat, который становится поводом для различных мероприятий. Этот день приурочивается к первому понедельнику октября. В 1996 году к этой инициативе решил присоединиться Международный союз архитекторов, объявивший тот же день Всемирным днем архитектуры, которую, безусловно, надо признать одной из заметных составляющих среды любого поселения. Праздники отмечаются похожим образом – «головная организация» задает тему, к которой приурочиваются разные встречи, выступления и круглые столы. В этом году темой дня архитектуры была экология.
Союзы архитекторов России и Москвы отметили профессиональный праздник презентацией альтернативной градостроительной концепции сочинской Олимпиады 2014 года. 

До вчерашнего дня была известна лишь одна концепция олимпийской застройки Сочи – та, которую показывали МОК в заявке, конкурировавшей в предложениями других городов в начале июля. Помимо общих слов, этот документ, доступный на сайте Заявочного комитета Сочи-2014, содержит много конкретики, в частности, подробный  плана застройки, разработанный американской архитектурной компанией, известной своей специализацией на проектах такого рода – что вероятно, стало одним из факторов, склонивших комитет в сторону Сочи. Достаточно определенные очертания имеют и представленные в заявке олимпийские объекты, более того, после победы сочинской заявки их проектирование продолжается, по словам председателя Союза архитекторов России Юрия Гнедовского, с участием проектировщиков из Италии, Германии и ЮАР. Известных российских архитекторов никто так и не пригласил к проектированию олимпийских сооружений города Сочи.

В сентябре, собравшись в доме отдыха союза архитекторов «Суханово», архитекторы внимательно изучили включенный в заявку проект застройки, определили его слабые места и создали собственный вариант градостроительного решения, которое и представлял 1 октября Юрий Гнедовский.

Отличия российского проекта от того, который значится в заявке и сейчас принят как рабочий, достаточно велики и хорошо походят дате его презентации – в этом году темой дня архитектуры заявлена экология, и именно на эту сторону вопроса сделал упор Юрий Гнедовский, демонстрируя концепцию. Речь идет о застройке приморской зоны – Нижнеимеретинской долины. Это территория между морем, железной дорогой, проходящей на некотором отдалении вдоль побережья, абхазской границей и Адлером. Береговая линия здесь красиво изгибается и один ее мыс, самый заметный, имеет замечательную округлую форму. Американский проект из олимпийской заявки, принятой МОК, располагает на этом мысу большую часть приморских построек, вписывая планировку в правильный круг, который оказывается смысловым центром Олимпиады.

Однако – замечают российские архитекторы – в этом месте рядом с морем расположено поселение старообрядцев, поблизости находится старообрядческое кладбище и кроме того, в глубине территории существует несколько озер, которые хотелось бы сохранить.
В новом российском проекте все это учтено – мыс полностью освобожден, олимпийские постройки отнесены от побережья и выстроены в ряд примерно посередине между пляжами и железной дорогой. Озера не только оставлены на своих местах, но и продолжены  цепочкой прудов к востоку. При этом авторы концепции учитывали представленные в заявке МОК конкретные строения, лишь переставляя их местами – что, вероятно, призвано подчеркнуть отсутствие претензий проектирование объектов, которое сейчас в разгаре, а только на град-концепцию, которая была закончена и сдана еще до победы сочинской олимпийской заявки.

Проект действительно более экологичен и деликатен к автохтонному населению города. С точки зрения человека, не участвующего в организации этого масштабного мероприятия совершенно непонятно, почему нельзя провести Олимпиаду, не ущемив права местных жителей. Он определенно сделан в русле самых популярных на сегодня европейских ценностей.

Сложнее сказать, насколько проект выгоднее и удобнее для проведения игр. Несложно заметить, что объекты, у «американцев» скученные в приморский городок, в российском варианте выстроились в линию, живо напоминающую сооруженный в Москве к 1980 году Олимпийский проспект. Будучи расставлены далековато от моря, они лишаются части романтического окружения, а взамен между морем и городом возникает большой парк. Сам по себе парк лично мне гораздо симпатичнее – и до соревнований, и во время, после. Однако заметно, что в показанном российском проекте пиар-агрессивная «олимпийская» составляющая заметно, если не сказать – демонстративно оттесняется, уступая место социальным и природным ценностям. От чего план становится каким-то очень «юнесковским» и начинает казаться, что его основная цель – подчеркнуть недостатки рабочего заявочного решения, а не предложить что-нибудь конструктивное.

Еще одна ключевая неувязка – авторство показанного проекта. Концепцию представлял Юрий Гнедовский, от имени союза архитекторов вообще, и по ходу рассказа становился все заметнее налет анонимности, который как правило преследует любую коллективную работу. Сетуя на нераскрученность российских «звезд», представители союза при этом отнюдь не стремились обнародовать авторский коллектив демонстрируемой концепции. Обычно такие вещи пишут прямо на планшетах, а здесь – нет. Только в ответ на вопрос корреспондента Агентства архитектурных новостей председатель союза назвал имена, причем часть из них – действительно персоналии – Александр Асадов, Андрей Боков, Александр Скокан, Михаил Хазанов, это член-корр. РААСН Владилен Красильников и главный архитектор института «Южпроекткоммунстрой» Олег Козинский. Другую часть составляют организации, это два советских института-градостроителя – НИИ Урбанистики и Гипрогор.

По словам Юрия Гнедовского, участники разделились на 6 команд и сделали 6 проектов. Затем, вновь собравшись вместе, архитекторы нашли, что версии во многом совпадают, и создали на их основе один итоговый вариант. Все это, разумеется, навевает мысли о стремлении к абсолютному совершенству путем объединения наилучшего, но с другой стороны совершенно неясно, что, например, предложил Боков, что – Асадов, а что Гипрогор. Обозначенные «звезды» тонут в стремящейся к абсолюту материи коллективного творчества, что в некотором смысле дает ответ на поставленный здесь же на пресс-конференции вопрос: почему своих звезд не ценят.

Сейчас состояние «альтернативного плана» олимпийского Сочи приблизительно следующее. Проект был оформлен и предложен для показа верховной власти, решения на его счет ожидали в прошедшую пятницу. Но после перестановок в правительстве весь его путь «по верхам» надо начинать заново, поэтому архитектурные союзы решили обнародовать проект уже сейчас – чем мы и были обязаны его появлению вчера на совместной пресс-конференции САР и СМА.
Помимо генплана сочинских строений участники пресс-конференции рассказали о планах союзов архитекторов восстановить отмененное около года назад лицензирование архитектурной деятельности, а также напомнили присутствующим о том, что 18 октября в Манеже открывается фестиваль «Зодчество».

Президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский перед картой «Большого Сочи»
zooming
Нижнеимеретинская низменность. Градостроительная концепция, фигурирующая в заявке, утвержденной МОК. Фото: Ю.Тарабариной, Архи.ру
Представитель Международного союза архитекторов Андрей Кафтанов
Нижнеимеретинская низменность. Градостроительная концепция, фигурирующая в заявке, утвержденной МОК
Нижнеимеретинская низменность. Предложение Союза архитекторов России. Фото: Ю.Тарабариной, Архи.ру
Нижнеимеретинская низменность. Предложение Союза архитекторов России
Нижнеимеретинская низменность. Предложение Союза архитекторов России
Нижнеимеретинская низменность. Предложение Союза архитекторов России
Нижнеимеретинская низменность. Предложение Союза архитекторов России. Фото: Ю.Тарабариной, Архи.ру
Нижнеимеретинская низменность. Предложение Союза архитекторов России
Нижнеимеретинская низменность. Предложение Союза архитекторов России


03 Октября 2007

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.