English version

Альтернативный проект

В понедельник, 1 октября союзы архитекторов России и Москвы впервые продемонстрировали альтернативную градостроительную концепцию Сочи-2014 – которая, по убеждению ее авторов, исправляет ошибки того замысла, который был разработан американцами для заявки, принятой МОК

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

03 Октября 2007
mainImg
0

Начиная с 1986 года, агентство ЮНЕСКО под названием UN Habitat, которое занимается проблемами среды, в широком смысле, человеческих поселений, отмечает всемирный день Habitat, который становится поводом для различных мероприятий. Этот день приурочивается к первому понедельнику октября. В 1996 году к этой инициативе решил присоединиться Международный союз архитекторов, объявивший тот же день Всемирным днем архитектуры, которую, безусловно, надо признать одной из заметных составляющих среды любого поселения. Праздники отмечаются похожим образом – «головная организация» задает тему, к которой приурочиваются разные встречи, выступления и круглые столы. В этом году темой дня архитектуры была экология.
Союзы архитекторов России и Москвы отметили профессиональный праздник презентацией альтернативной градостроительной концепции сочинской Олимпиады 2014 года. 

До вчерашнего дня была известна лишь одна концепция олимпийской застройки Сочи – та, которую показывали МОК в заявке, конкурировавшей в предложениями других городов в начале июля. Помимо общих слов, этот документ, доступный на сайте Заявочного комитета Сочи-2014, содержит много конкретики, в частности, подробный  плана застройки, разработанный американской архитектурной компанией, известной своей специализацией на проектах такого рода – что вероятно, стало одним из факторов, склонивших комитет в сторону Сочи. Достаточно определенные очертания имеют и представленные в заявке олимпийские объекты, более того, после победы сочинской заявки их проектирование продолжается, по словам председателя Союза архитекторов России Юрия Гнедовского, с участием проектировщиков из Италии, Германии и ЮАР. Известных российских архитекторов никто так и не пригласил к проектированию олимпийских сооружений города Сочи.

В сентябре, собравшись в доме отдыха союза архитекторов «Суханово», архитекторы внимательно изучили включенный в заявку проект застройки, определили его слабые места и создали собственный вариант градостроительного решения, которое и представлял 1 октября Юрий Гнедовский.

Отличия российского проекта от того, который значится в заявке и сейчас принят как рабочий, достаточно велики и хорошо походят дате его презентации – в этом году темой дня архитектуры заявлена экология, и именно на эту сторону вопроса сделал упор Юрий Гнедовский, демонстрируя концепцию. Речь идет о застройке приморской зоны – Нижнеимеретинской долины. Это территория между морем, железной дорогой, проходящей на некотором отдалении вдоль побережья, абхазской границей и Адлером. Береговая линия здесь красиво изгибается и один ее мыс, самый заметный, имеет замечательную округлую форму. Американский проект из олимпийской заявки, принятой МОК, располагает на этом мысу большую часть приморских построек, вписывая планировку в правильный круг, который оказывается смысловым центром Олимпиады.

Однако – замечают российские архитекторы – в этом месте рядом с морем расположено поселение старообрядцев, поблизости находится старообрядческое кладбище и кроме того, в глубине территории существует несколько озер, которые хотелось бы сохранить.
В новом российском проекте все это учтено – мыс полностью освобожден, олимпийские постройки отнесены от побережья и выстроены в ряд примерно посередине между пляжами и железной дорогой. Озера не только оставлены на своих местах, но и продолжены  цепочкой прудов к востоку. При этом авторы концепции учитывали представленные в заявке МОК конкретные строения, лишь переставляя их местами – что, вероятно, призвано подчеркнуть отсутствие претензий проектирование объектов, которое сейчас в разгаре, а только на град-концепцию, которая была закончена и сдана еще до победы сочинской олимпийской заявки.

Проект действительно более экологичен и деликатен к автохтонному населению города. С точки зрения человека, не участвующего в организации этого масштабного мероприятия совершенно непонятно, почему нельзя провести Олимпиаду, не ущемив права местных жителей. Он определенно сделан в русле самых популярных на сегодня европейских ценностей.

Сложнее сказать, насколько проект выгоднее и удобнее для проведения игр. Несложно заметить, что объекты, у «американцев» скученные в приморский городок, в российском варианте выстроились в линию, живо напоминающую сооруженный в Москве к 1980 году Олимпийский проспект. Будучи расставлены далековато от моря, они лишаются части романтического окружения, а взамен между морем и городом возникает большой парк. Сам по себе парк лично мне гораздо симпатичнее – и до соревнований, и во время, после. Однако заметно, что в показанном российском проекте пиар-агрессивная «олимпийская» составляющая заметно, если не сказать – демонстративно оттесняется, уступая место социальным и природным ценностям. От чего план становится каким-то очень «юнесковским» и начинает казаться, что его основная цель – подчеркнуть недостатки рабочего заявочного решения, а не предложить что-нибудь конструктивное.

Еще одна ключевая неувязка – авторство показанного проекта. Концепцию представлял Юрий Гнедовский, от имени союза архитекторов вообще, и по ходу рассказа становился все заметнее налет анонимности, который как правило преследует любую коллективную работу. Сетуя на нераскрученность российских «звезд», представители союза при этом отнюдь не стремились обнародовать авторский коллектив демонстрируемой концепции. Обычно такие вещи пишут прямо на планшетах, а здесь – нет. Только в ответ на вопрос корреспондента Агентства архитектурных новостей председатель союза назвал имена, причем часть из них – действительно персоналии – Александр Асадов, Андрей Боков, Александр Скокан, Михаил Хазанов, это член-корр. РААСН Владилен Красильников и главный архитектор института «Южпроекткоммунстрой» Олег Козинский. Другую часть составляют организации, это два советских института-градостроителя – НИИ Урбанистики и Гипрогор.

По словам Юрия Гнедовского, участники разделились на 6 команд и сделали 6 проектов. Затем, вновь собравшись вместе, архитекторы нашли, что версии во многом совпадают, и создали на их основе один итоговый вариант. Все это, разумеется, навевает мысли о стремлении к абсолютному совершенству путем объединения наилучшего, но с другой стороны совершенно неясно, что, например, предложил Боков, что – Асадов, а что Гипрогор. Обозначенные «звезды» тонут в стремящейся к абсолюту материи коллективного творчества, что в некотором смысле дает ответ на поставленный здесь же на пресс-конференции вопрос: почему своих звезд не ценят.

Сейчас состояние «альтернативного плана» олимпийского Сочи приблизительно следующее. Проект был оформлен и предложен для показа верховной власти, решения на его счет ожидали в прошедшую пятницу. Но после перестановок в правительстве весь его путь «по верхам» надо начинать заново, поэтому архитектурные союзы решили обнародовать проект уже сейчас – чем мы и были обязаны его появлению вчера на совместной пресс-конференции САР и СМА.
Помимо генплана сочинских строений участники пресс-конференции рассказали о планах союзов архитекторов восстановить отмененное около года назад лицензирование архитектурной деятельности, а также напомнили присутствующим о том, что 18 октября в Манеже открывается фестиваль «Зодчество».

Президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский перед картой «Большого Сочи»
zooming
Нижнеимеретинская низменность. Градостроительная концепция, фигурирующая в заявке, утвержденной МОК. Фото: Ю.Тарабариной, Архи.ру
Представитель Международного союза архитекторов Андрей Кафтанов
Нижнеимеретинская низменность. Градостроительная концепция, фигурирующая в заявке, утвержденной МОК
Нижнеимеретинская низменность. Предложение Союза архитекторов России. Фото: Ю.Тарабариной, Архи.ру
Нижнеимеретинская низменность. Предложение Союза архитекторов России
Нижнеимеретинская низменность. Предложение Союза архитекторов России
Нижнеимеретинская низменность. Предложение Союза архитекторов России
Нижнеимеретинская низменность. Предложение Союза архитекторов России. Фото: Ю.Тарабариной, Архи.ру
Нижнеимеретинская низменность. Предложение Союза архитекторов России
Нижнеимеретинская низменность. Предложение Союза архитекторов России

03 Октября 2007

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Черные ступени
Храм Баладжи по проекту Sameep Padora & Associates на юго-востоке Индии служит также для восстановления экологического равновесия в окружающей местности.
Один большой плюс
Для новой фабрики норвежской мебельной компании Vestre бюро BIG выбрало простую, но функционально оправданную и многозначную форму в виде огромного знака плюс посреди лесного массива.
Атриум для жизни
Историческая штаб-квартира Голландской железнодорожной компании теперь вместила амстердамский филиал международной юридической фирмы. Авторы трансформации – архитекторы KCAP и дизайнеры интерьера Fokkema & Partners.
Неоновая трансформация
Устаревший сингапурский молл 1990-х превращен бюро SPARK в яркий молодежный аттракцион. Кроме перепланировки, архитекторы занимались «содержательной» стороной и большую роль отвели инфографике и указателям, в том числе неоновым.
Три слагаемых культуры
В Шэньчжэне завершилось строительство культурного центра района Баоань по проекту Rocco Design Architects. Третьим и самым важным его элементом стало здание театра.
Доступное жилье в деловом центре
Комплекс Émergence Lafayette в одном из крупнейших деловых районов Европы, лионском Пар-Дьё, призван принести туда жизнь за пределами рабочего дня и обеспечить доступными квартирами нуждающихся, в том числе – работающую молодежь.
Естественное развитие
Два проекта образовательных пространств компании Брусника – школу от архитекторов SVESMI и детский сад от LEVS architecten – объединяет общий подход не только к педагогике, но и к архитектуре. Их пространства гибки, многофункциональны, разнообразны и связаны между собой, пронизаны естественным светом и решены в натуральных тонах; объемы компактны, а фасады бруталистски облицованы кирпичом. Все это представляет европейские тенденции проектирования школ последних десяти, примерно, лет. Изучаем детали на двух примерах.
Геологический колорит
Новое крыло художественного Музея Арнема облицовано глазурованной плиткой в оттенках ледника, когда-то сформировавшего склон, над которым стоит здание. Архитекторы – Benthem Crouwel.
За крышами – будущее
Две яркие инсталляции MVRDV позволяют посмотреть на Роттердам с неожиданной точки зрения и задуматься о кровлях как ресурсе для развития города.
Уединение на водах
Кэнго Кума представил современную версию традиционной японской гостиницы на водах в Кусацу, одном из известных термальных курортов-онсэне.
Изнанка кирпича
В новом здании Королевского колледжа искусств в Лондоне Herzog & de Meuron использовали для фасадов «скрытую» сторону кирпича – с возникшими при обжиге пятнами и неровностями.
Искусство в стекле
Многофункциональный центр «Боржиславка» пражское бюро Aulík Fišer architekti точно вписало в сложный рельеф участка. Многочисленные объекты современного паблик-арта стали неотъемлемой частью архитектурного решения.
Народный театр XXI века
На Тайване завершено строительство Тайбэйского центра исполнительских искусств по проекту OMA. Здание рассчитано на смелые эксперименты и иную, чем обычно, социальную позицию театра.
Энергия искусства вместо электричества
В Ташкенте представлен проект реновации здания электростанции, где располагается Центр современного искусства, а также проекты арт-резиденций в Старом городе. Автором выступило французское бюро Studio KO.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Технологии и материалы
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Сейчас на главной
Формула жилья
Гигантский квартал социального жилья «Байцзывань» по соседству с Центральным деловым районом Пекина для звездного китайского бюро MAD стал первым проектом подобного типа.
Приют цифрового кочевника
Апарт-гостиница, спроектированная бюро GAFA для центрального округа Москвы, предлагает гостям проживать привычную рутину через новый пространственный опыт, а также претендует на статус художественной доминанты.
Вторая, лучшая жизнь
Бюро Powerhouse Company, Atelier Oslo и Lundhagem выиграли конкурс на проект реконструкции Центральной библиотеки в Роттердаме. Они планируют не только приспособить ее к современным требованиям, но и ликвидировать последствия экономии бюджета во время изначального строительства.
Белый пароход
Лицей Ла-Провиданс в бретонском Сен-Мало по проекту бюро ALTA соединил местные традиции и ресурсоэффективность.
Множество террас
Музей Циньтай по проекту бюро Atelier Deshaus вписался в прибрежный ландшафт, имитируя плавную неровность рельефа.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Внутри смартфона
Офис компании VLP в Санкт-Петербурге напоминает современный гаджет – компактный, минималистичный и контрастный. Из других особенностей: зонирование с помощью растений и кабинет руководителей рядом с общей кухней.
Просьба не беспокоить
Secret Boutique Hotel, открывшийся в деловом квартале «Московский шелк», предлагает своим гостям камерность и приватность. Бюро Archpoint сделало каждый номер в чем-то особеным, а также продумало пространства для деловых или очень неформальных встреч.
Лесная шкатулка
Храм Вознесения Господня, построенный под Выборгом на фундаменте финской усадьбы, встраивается в пейзаж, достойный кисти Ивана Шишкина или Исаака Левитана. Внутреннее убранство храма одновременно минималистично и наполнено отсылками к истории места.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Черные ступени
Храм Баладжи по проекту Sameep Padora & Associates на юго-востоке Индии служит также для восстановления экологического равновесия в окружающей местности.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Один большой плюс
Для новой фабрики норвежской мебельной компании Vestre бюро BIG выбрало простую, но функционально оправданную и многозначную форму в виде огромного знака плюс посреди лесного массива.
Душой и телом
Частный спа-комплекс, напоминающий галерею искусств: барельефы из переработанного пластика в зоне бассейна, NFT-искусство в баре и антикварная мебель в комнатах отдыха.
Новая устойчивость
Экспозиция молодых архитекторов NEXT стала одним из самых ярких и эмоционально насыщенных событий прошедшей Арх Москвы. Предлагаем виртуально познакомиться со всеми 13 объектами.
Атриум для жизни
Историческая штаб-квартира Голландской железнодорожной компании теперь вместила амстердамский филиал международной юридической фирмы. Авторы трансформации – архитекторы KCAP и дизайнеры интерьера Fokkema & Partners.
Неоновая трансформация
Устаревший сингапурский молл 1990-х превращен бюро SPARK в яркий молодежный аттракцион. Кроме перепланировки, архитекторы занимались «содержательной» стороной и большую роль отвели инфографике и указателям, в том числе неоновым.
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Горская гавань
Конкурс на концепцию развития территории «Горская» завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus, однако проект, вероятно, реализован не будет. Рассказываем о причинах и публикуем предложения победителей.
История вопроса
Эрик Валеев и бюро IQ разработали экспозиционный дизайн для выставки «Россия. Дорогами цивилизаций» в Историческом музее.
Под лаской пледа
Для семейной кондитерской в спальном районе Минска ZROBIM Architects создавали уютный интерьер без налета старомодности с помощью разнообразных фактур, штучной мебели и продуманного освещения.
Правильное хранение
Обновляя интерьер винного бутика на территории алтайского курорта, архитекторы студии Balcon сделали ассортимент частью дизайна и позаботились об условиях хранения.
Три слагаемых культуры
В Шэньчжэне завершилось строительство культурного центра района Баоань по проекту Rocco Design Architects. Третьим и самым важным его элементом стало здание театра.
Пресса: Сергей Скуратов: «Садовые кварталы» — это зеркало...
В начале 2022 года была завершена застройка жилых корпусов «Садовых кварталов» — знакового для Москвы комплекса, строившегося более десяти лет. О том, что в проекте удалось, что не удалось, о радостях и трудностях совместной работы звезд архитектуры рассказал знаменитый архитектор Сергей Скуратов.