Начиная с 1986 года, агентство ЮНЕСКО под названием UN Habitat, которое занимается проблемами среды, в широком смысле, человеческих поселений, отмечает всемирный день Habitat, который становится поводом для различных мероприятий. Этот день приурочивается к первому понедельнику октября. В 1996 году к этой инициативе решил присоединиться Международный союз архитекторов, объявивший тот же день Всемирным днем архитектуры, которую, безусловно, надо признать одной из заметных составляющих среды любого поселения. Праздники отмечаются похожим образом – «головная организация» задает тему, к которой приурочиваются разные встречи, выступления и круглые столы. В этом году темой дня архитектуры была экология.
Союзы архитекторов России и Москвы отметили профессиональный праздник презентацией альтернативной градостроительной концепции сочинской Олимпиады 2014 года.
До вчерашнего дня была известна лишь одна концепция олимпийской застройки Сочи – та, которую показывали МОК в заявке, конкурировавшей в предложениями других городов в начале июля. Помимо общих слов, этот документ, доступный на сайте Заявочного комитета Сочи-2014, содержит много конкретики, в частности, подробный плана застройки, разработанный американской архитектурной компанией, известной своей специализацией на проектах такого рода – что вероятно, стало одним из факторов, склонивших комитет в сторону Сочи. Достаточно определенные очертания имеют и представленные в заявке олимпийские объекты, более того, после победы сочинской заявки их проектирование продолжается, по словам председателя Союза архитекторов России Юрия Гнедовского, с участием проектировщиков из Италии, Германии и ЮАР. Известных российских архитекторов никто так и не пригласил к проектированию олимпийских сооружений города Сочи.
В сентябре, собравшись в доме отдыха союза архитекторов «Суханово», архитекторы внимательно изучили включенный в заявку проект застройки, определили его слабые места и создали собственный вариант градостроительного решения, которое и представлял 1 октября Юрий Гнедовский.
Отличия российского проекта от того, который значится в заявке и сейчас принят как рабочий, достаточно велики и хорошо походят дате его презентации – в этом году темой дня архитектуры заявлена экология, и именно на эту сторону вопроса сделал упор Юрий Гнедовский, демонстрируя концепцию. Речь идет о застройке приморской зоны – Нижнеимеретинской долины. Это территория между морем, железной дорогой, проходящей на некотором отдалении вдоль побережья, абхазской границей и Адлером. Береговая линия здесь красиво изгибается и один ее мыс, самый заметный, имеет замечательную округлую форму. Американский проект из олимпийской заявки, принятой МОК, располагает на этом мысу большую часть приморских построек, вписывая планировку в правильный круг, который оказывается смысловым центром Олимпиады.
Однако – замечают российские архитекторы – в этом месте рядом с морем расположено поселение старообрядцев, поблизости находится старообрядческое кладбище и кроме того, в глубине территории существует несколько озер, которые хотелось бы сохранить.
В новом российском проекте все это учтено – мыс полностью освобожден, олимпийские постройки отнесены от побережья и выстроены в ряд примерно посередине между пляжами и железной дорогой. Озера не только оставлены на своих местах, но и продолжены цепочкой прудов к востоку. При этом авторы концепции учитывали представленные в заявке МОК конкретные строения, лишь переставляя их местами – что, вероятно, призвано подчеркнуть отсутствие претензий проектирование объектов, которое сейчас в разгаре, а только на град-концепцию, которая была закончена и сдана еще до победы сочинской олимпийской заявки.
Проект действительно более экологичен и деликатен к автохтонному населению города. С точки зрения человека, не участвующего в организации этого масштабного мероприятия совершенно непонятно, почему нельзя провести Олимпиаду, не ущемив права местных жителей. Он определенно сделан в русле самых популярных на сегодня европейских ценностей.
Сложнее сказать, насколько проект выгоднее и удобнее для проведения игр. Несложно заметить, что объекты, у «американцев» скученные в приморский городок, в российском варианте выстроились в линию, живо напоминающую сооруженный в Москве к 1980 году Олимпийский проспект. Будучи расставлены далековато от моря, они лишаются части романтического окружения, а взамен между морем и городом возникает большой парк. Сам по себе парк лично мне гораздо симпатичнее – и до соревнований, и во время, после. Однако заметно, что в показанном российском проекте пиар-агрессивная «олимпийская» составляющая заметно, если не сказать – демонстративно оттесняется, уступая место социальным и природным ценностям. От чего план становится каким-то очень «юнесковским» и начинает казаться, что его основная цель – подчеркнуть недостатки рабочего заявочного решения, а не предложить что-нибудь конструктивное.
Еще одна ключевая неувязка – авторство показанного проекта. Концепцию представлял Юрий Гнедовский, от имени союза архитекторов вообще, и по ходу рассказа становился все заметнее налет анонимности, который как правило преследует любую коллективную работу. Сетуя на нераскрученность российских «звезд», представители союза при этом отнюдь не стремились обнародовать авторский коллектив демонстрируемой концепции. Обычно такие вещи пишут прямо на планшетах, а здесь – нет. Только в ответ на вопрос корреспондента Агентства архитектурных новостей председатель союза назвал имена, причем часть из них – действительно персоналии – Александр Асадов, Андрей Боков, Александр Скокан, Михаил Хазанов, это член-корр. РААСН Владилен Красильников и главный архитектор института «Южпроекткоммунстрой» Олег Козинский. Другую часть составляют организации, это два советских института-градостроителя – НИИ Урбанистики и Гипрогор.
По словам Юрия Гнедовского, участники разделились на 6 команд и сделали 6 проектов. Затем, вновь собравшись вместе, архитекторы нашли, что версии во многом совпадают, и создали на их основе один итоговый вариант. Все это, разумеется, навевает мысли о стремлении к абсолютному совершенству путем объединения наилучшего, но с другой стороны совершенно неясно, что, например, предложил Боков, что – Асадов, а что Гипрогор. Обозначенные «звезды» тонут в стремящейся к абсолюту материи коллективного творчества, что в некотором смысле дает ответ на поставленный здесь же на пресс-конференции вопрос: почему своих звезд не ценят.
Сейчас состояние «альтернативного плана» олимпийского Сочи приблизительно следующее. Проект был оформлен и предложен для показа верховной власти, решения на его счет ожидали в прошедшую пятницу. Но после перестановок в правительстве весь его путь «по верхам» надо начинать заново, поэтому архитектурные союзы решили обнародовать проект уже сейчас – чем мы и были обязаны его появлению вчера на совместной пресс-конференции САР и СМА.
Помимо генплана сочинских строений участники пресс-конференции рассказали о планах союзов архитекторов восстановить отмененное около года назад лицензирование архитектурной деятельности, а также напомнили присутствующим о том, что 18 октября в Манеже открывается фестиваль «Зодчество».