Заседание Объединенной экспертной рабочей группы, 26 июня

Были приняты: проект восстановления дома причта в «Рогожской слободе» Павла Андреева, здание для галереи Василия Нестеренко на Арбате, небольшой проект Александра Асадова для Большого Знаменского пер. и проект комплекса бытового обслуживания в Электрическом пер. На доработку отправлены: учебно-методический центр МГТС в 3-м Люсиновском пер., бизнес-центр в Подколокольном переулке от «Группы АБВ» и многофункциональный комплекс в Аптекарском переулке

Автор текста:
Ирина Фильченкова

mainImg

Павел Андреев представил на рассмотрение предпроект восстановления дома причта в историко-архитектурном ансамбле «Рогожская слобода» (Рогожский поселок, 29). Дом имеет статус вновь выяленного памятника, и проект его восстановления уже получил одобрение на Научно-методическом совете Москомнаследия – где было рекомендовано продолжить проектирование «при сохранении наружных габаритов и подвалов и с разборкой аварийных внутренних стен, не входящих в охрану». Рабочей группой автор показал один вариант, соответствующий габаритам памятника; на фасаде – восстанавливаются колонны. Эксперты согласились с мнением методсовета и проект был принят без возражений.

Не в первый раз рассматривался проект Александра Асадова, который предполагает регенерацию застройки в Большом Знаменском пер., 13, стр.2 ради размещения двух апартаментов (Моспроект-2, маст. 19, арх. А.Р. Асадов). Одноэтажное здание с чердачными пространствами превращается в двухэтажное, сохраняя классицистический облик существующего фасада. Эксперты отметили, что показанный ныне проект сделал большой шаг вперед по сравнению с предыдущими, но все же нашли несколько неувязок. Оконные проемы показались слишком большими, не соответствующими историческим, смотрящие на улицу велюксовские окна, будут выходит к памятнику, но главное – это пространство между зданием и памятником, где когда-то были ворота. По словам автора, ворота будут обязательно восстановлены, но это территория уже не в их собственности. «Улучшенный вариант» приняли за основу с тем, чтобы в дальнейшем проектировщики убрали пристройки со стороны памятника, показали, как встанут ворота и поработали над оконными проемами.

Здание Московской государственной картинной галереи Василия Нестеренко планируется построить на месте 4-этажного доходного дома на Арбате (44, стр. 2). Существующее на этом месте сейчас здание было построено в XIX веке на месте усадебного флигеля XVIII века; теперь доходный дом приговорен к сносу (комиссия пройдена) по ветхости. По с небольшой оговоркой.
Поскольку дом сохранил элементы усадебного флигеля в виде белокаменных арочных проемов, то вновь построенное здание должно сохранить эти арки и в целом стать «регенерацией», то есть зависеть от заключения археологов, которые будут следить за разбором дома. Таким образом на сегодняшнем этапе главным вопросом были объемные и высотные показатели проектируемого строения. Было предложено несколько вариантов, эксперты выбрали тот, который ближе других по общим параметрам к существующему объему – также 4-х этажный. К нему будут пристроены выставочные залы галереи. Предложение присоединить новый объем к глухой стене стоящего рядом АТС было отклонено Виктором Шередегой, поскольку, если этого не делать, внутренний двор между домами останется проходным. В целом принятый вариант назвали «регенерацией с натяжкой» и к следующему разу авторов попросили принести архитектурное решение.

Участок у Белорусского вокзала в районе Электрического переулка сейчас проходит корректировку охранной зоны. Единственный сохранившийся элемент исторической застройки местности – это главный дом городской усадьбы, который из-за ветхости и малой сохранности уже решено сносить. Предложенный на это место проект комплекса бытового обслуживания («Курсор-Холдинг», арх. М.Г. Порембская) согласно рекомендациям Комиссии по сносу сохраняет композицию участка и предлагает строительство 6-7 этажного дома с двухэтажным подземным паркингом (общая площадь – 550 кв.м, высота – 25 м). Проект был принят за основу, но с одной существенной оговоркой – вернуться на рассмотрение еще раз, когда распоряжение о корректировке охранной зоны действительно будет выпущено.

Предпроект учебно-методического центра МГТС со встроенной АТС в 3-м Люсиновском пер., 1 (АБ «АБВ-проект», арх. В.П. Шалявский) рассматривался повторно. Также как и в прошлый раз, эксперты с недоверием отнеслись к функции здания, которое, по их мнению,  после строительства скорее всего превратится в административный, то есть офисный центр и будет нагружать и без того перегруженный район. Но главный вопрос вызвало то, что здание ориентируется не на красную линию всей улицы, а на здание 1970-х, которое играет мало роли и вообще вряд ли простоит здесь еще больше пяти лет. По мнению экспертов, рядом есть более ценная застройка, идущая со стороны Мытной улицы, линию которой нужно выдержать. Также группу не устроила ступенчатая пирамидальность кровли. В итоге эксперты не стали принимать окончательное решение по проекту и предложили авторам сделать еще несколько вариантов с другими композициями, не «зацикливаясь» только на П-образном плане, чтобы можно было их сравнить.

В Подколокольном пер., 11а, на месте бывшего техникума планируется возвести бизнес-центр с развитой инфраструктурой (АБ «Группа АБВ», арх. Н.Ю. Бирюков). Объект предполагается разновысотным, стоящим на красной линии бывшего ПТУ-шного здания. Однако его высота – 30 метров, перекрывает вид на Москва-реку и высотку на Котельнической набережной и, по мнению специалистов ландшафтно-визуального анализа,  должна быть понижена минимум до 24 м. Вторая группа замечаний коснулась, как теперь почти всегда бывает, офисной функции здания. Дом проектируется согласно постановлению мэрии от 2005 года, а решение не строить больше офисы в центре было принято в 2006-м; так что функция устарела. Посмотрев на проект, эксперты назвали его стиль «суровым», напоминающим  гостиницу «Россия», что не соответствует ни уникальному рельефу местности, ни историческму окружению. В итоге группа вынесла вердикт, что «ни в объемном, ни в высотном, ни в архитектурном решении их объект не удовлетворяет» и авторам нужно принести проект соответствующий всем этим показателям.

В заповедной территории «Басманная» - самой большой заповедной зоне Москвы, на месте снесенной в 2002 году фабрики в Аптекарском переулке (вл. 4) предполагается построить многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой («СААР-Проект», арх. В.П. Петухов). Проект уже рассматривался группой предварительно, а сейчас авторы хотели получить разрешение на первую очередь строительства. Однако согласовательных документов для этого у них не хватило: градобоснование оказалось слишком старым (2005 год), заключения НИиПИ Генплана и ландшафтно-визуального анализа – вообще отрицательными. Поэтому проекту не дали испрошенного «условного согласования» и попросили авторов пройти все необходимые инстанции.

Попытка архитектора Н.Е. Новикова, спроектировавшего дом в Малом Головине переулке, 5-7, добавить к нему большой стеклянный балкон сверху, вновь не получила одобрения. Эта идея была отвергнута экспертами несколько недель назад; вчера было показано два новых варианта, но и они не прошли. По мнению экспертов, балкон будет тяготить фасад и давать почву к тому, что весь дом начнет несанкционированно «подрастать в высоту», используя известную тактику игнорирования ограничений «по факту».

Проект восстановления дома Причта в «Рогожской слободе». Фотографии Ирины Фильченковой
Дом причта в «Рогожской слободе»
Дом Причта в «Рогожской слободе»
Надстройка стеклянного балкона. Малый Головин пер. Вариант первый.
Макет учебно-методического центра МГТС со встроенной АТС в 3-м Люсиновском пер.
Предпроект учебно-методического центра МГТС со встроенной АТС в 3-м Люсиновском пер.
Проект регенерации застройки для апартаментов в Большом Знаменском пер.
Проект комплекса бытового обслуживания в Электрическом пер.
Макет бизнес-центра с развитой инфраструктурой в Подколокольном пер., 11А
Проект бизнес-центра с развитой инфраструктурой в Подколокольном пер., 11А
Вид с Подколокольного пер.

27 Июля 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова
Похожие статьи
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Цвет в бетоне и кирпиче
Жилой дом 11-19 Jane Street в Нью-Йорке по проекту бюро Дэвида Чипперфильда развивает архитектурные мотивы исторического района Гринвич-Виллидж.
Курдонеры и конструктивизм
Рассматриваем второй квартал «города в городе» Ligovsky City, построенный по проекту бюро «А.Лен» и сочетающий несколько тенденций, характерных для современной архитектуры города.
Внутри рисованной сетки
При проектировании комплекса апартаментов PLAY в Даниловской слободе архитекторы бюро ADM сделали ставку на образность постройки. Наиболее ярко она проявилась в сложносочиненной сетке фасадов.
Своды и лестницы
В Филадельфии завершилась реконструкция Музея искусств по проекту Фрэнка Гери. Материал исторических и новых частей здания одинаков: золотистый известняк.
Ярусная композиция
Немного Нью-Йорка в Одессе: апарт-комплекс по проекту «Архиматики» с башнями и таунхаусами, площадью и бассейнами.
На соевой траве
Площадь Линкольн-центра в Нью-Йорке превратилась в лужайку из эко-газона: новое общественное пространство станет «главной сценой» для постепенного открытия Метрополитен-оперы, New York City Ballet и Филармонии после карантина.
Белые башни
Жилой комплекс Y-Loft City в городе Чанчжи по проекту пекинского бюро Superimpose Architecture предназначен для поколения Y.
Эстетизация двора
Благоустраивая двор жилого комплекса премиум-класса, бюро GAFA позаботилось не только о соответствующем высокому статусу образе, но и о простых человеческих радостях, а также виртуозно преодолело нормативные ограничения.
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.