Заседание Объединенной экспертной рабочей группы, 26 июня

Были приняты: проект восстановления дома причта в «Рогожской слободе» Павла Андреева, здание для галереи Василия Нестеренко на Арбате, небольшой проект Александра Асадова для Большого Знаменского пер. и проект комплекса бытового обслуживания в Электрическом пер. На доработку отправлены: учебно-методический центр МГТС в 3-м Люсиновском пер., бизнес-центр в Подколокольном переулке от «Группы АБВ» и многофункциональный комплекс в Аптекарском переулке

Автор текста:
Ирина Фильченкова

27 Июля 2007
mainImg

Павел Андреев представил на рассмотрение предпроект восстановления дома причта в историко-архитектурном ансамбле «Рогожская слобода» (Рогожский поселок, 29). Дом имеет статус вновь выяленного памятника, и проект его восстановления уже получил одобрение на Научно-методическом совете Москомнаследия – где было рекомендовано продолжить проектирование «при сохранении наружных габаритов и подвалов и с разборкой аварийных внутренних стен, не входящих в охрану». Рабочей группой автор показал один вариант, соответствующий габаритам памятника; на фасаде – восстанавливаются колонны. Эксперты согласились с мнением методсовета и проект был принят без возражений.

Не в первый раз рассматривался проект Александра Асадова, который предполагает регенерацию застройки в Большом Знаменском пер., 13, стр.2 ради размещения двух апартаментов (Моспроект-2, маст. 19, арх. А.Р. Асадов). Одноэтажное здание с чердачными пространствами превращается в двухэтажное, сохраняя классицистический облик существующего фасада. Эксперты отметили, что показанный ныне проект сделал большой шаг вперед по сравнению с предыдущими, но все же нашли несколько неувязок. Оконные проемы показались слишком большими, не соответствующими историческим, смотрящие на улицу велюксовские окна, будут выходит к памятнику, но главное – это пространство между зданием и памятником, где когда-то были ворота. По словам автора, ворота будут обязательно восстановлены, но это территория уже не в их собственности. «Улучшенный вариант» приняли за основу с тем, чтобы в дальнейшем проектировщики убрали пристройки со стороны памятника, показали, как встанут ворота и поработали над оконными проемами.

Здание Московской государственной картинной галереи Василия Нестеренко планируется построить на месте 4-этажного доходного дома на Арбате (44, стр. 2). Существующее на этом месте сейчас здание было построено в XIX веке на месте усадебного флигеля XVIII века; теперь доходный дом приговорен к сносу (комиссия пройдена) по ветхости. По с небольшой оговоркой.
Поскольку дом сохранил элементы усадебного флигеля в виде белокаменных арочных проемов, то вновь построенное здание должно сохранить эти арки и в целом стать «регенерацией», то есть зависеть от заключения археологов, которые будут следить за разбором дома. Таким образом на сегодняшнем этапе главным вопросом были объемные и высотные показатели проектируемого строения. Было предложено несколько вариантов, эксперты выбрали тот, который ближе других по общим параметрам к существующему объему – также 4-х этажный. К нему будут пристроены выставочные залы галереи. Предложение присоединить новый объем к глухой стене стоящего рядом АТС было отклонено Виктором Шередегой, поскольку, если этого не делать, внутренний двор между домами останется проходным. В целом принятый вариант назвали «регенерацией с натяжкой» и к следующему разу авторов попросили принести архитектурное решение.

Участок у Белорусского вокзала в районе Электрического переулка сейчас проходит корректировку охранной зоны. Единственный сохранившийся элемент исторической застройки местности – это главный дом городской усадьбы, который из-за ветхости и малой сохранности уже решено сносить. Предложенный на это место проект комплекса бытового обслуживания («Курсор-Холдинг», арх. М.Г. Порембская) согласно рекомендациям Комиссии по сносу сохраняет композицию участка и предлагает строительство 6-7 этажного дома с двухэтажным подземным паркингом (общая площадь – 550 кв.м, высота – 25 м). Проект был принят за основу, но с одной существенной оговоркой – вернуться на рассмотрение еще раз, когда распоряжение о корректировке охранной зоны действительно будет выпущено.

Предпроект учебно-методического центра МГТС со встроенной АТС в 3-м Люсиновском пер., 1 (АБ «АБВ-проект», арх. В.П. Шалявский) рассматривался повторно. Также как и в прошлый раз, эксперты с недоверием отнеслись к функции здания, которое, по их мнению,  после строительства скорее всего превратится в административный, то есть офисный центр и будет нагружать и без того перегруженный район. Но главный вопрос вызвало то, что здание ориентируется не на красную линию всей улицы, а на здание 1970-х, которое играет мало роли и вообще вряд ли простоит здесь еще больше пяти лет. По мнению экспертов, рядом есть более ценная застройка, идущая со стороны Мытной улицы, линию которой нужно выдержать. Также группу не устроила ступенчатая пирамидальность кровли. В итоге эксперты не стали принимать окончательное решение по проекту и предложили авторам сделать еще несколько вариантов с другими композициями, не «зацикливаясь» только на П-образном плане, чтобы можно было их сравнить.

В Подколокольном пер., 11а, на месте бывшего техникума планируется возвести бизнес-центр с развитой инфраструктурой (АБ «Группа АБВ», арх. Н.Ю. Бирюков). Объект предполагается разновысотным, стоящим на красной линии бывшего ПТУ-шного здания. Однако его высота – 30 метров, перекрывает вид на Москва-реку и высотку на Котельнической набережной и, по мнению специалистов ландшафтно-визуального анализа,  должна быть понижена минимум до 24 м. Вторая группа замечаний коснулась, как теперь почти всегда бывает, офисной функции здания. Дом проектируется согласно постановлению мэрии от 2005 года, а решение не строить больше офисы в центре было принято в 2006-м; так что функция устарела. Посмотрев на проект, эксперты назвали его стиль «суровым», напоминающим  гостиницу «Россия», что не соответствует ни уникальному рельефу местности, ни историческму окружению. В итоге группа вынесла вердикт, что «ни в объемном, ни в высотном, ни в архитектурном решении их объект не удовлетворяет» и авторам нужно принести проект соответствующий всем этим показателям.

В заповедной территории «Басманная» - самой большой заповедной зоне Москвы, на месте снесенной в 2002 году фабрики в Аптекарском переулке (вл. 4) предполагается построить многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой («СААР-Проект», арх. В.П. Петухов). Проект уже рассматривался группой предварительно, а сейчас авторы хотели получить разрешение на первую очередь строительства. Однако согласовательных документов для этого у них не хватило: градобоснование оказалось слишком старым (2005 год), заключения НИиПИ Генплана и ландшафтно-визуального анализа – вообще отрицательными. Поэтому проекту не дали испрошенного «условного согласования» и попросили авторов пройти все необходимые инстанции.

Попытка архитектора Н.Е. Новикова, спроектировавшего дом в Малом Головине переулке, 5-7, добавить к нему большой стеклянный балкон сверху, вновь не получила одобрения. Эта идея была отвергнута экспертами несколько недель назад; вчера было показано два новых варианта, но и они не прошли. По мнению экспертов, балкон будет тяготить фасад и давать почву к тому, что весь дом начнет несанкционированно «подрастать в высоту», используя известную тактику игнорирования ограничений «по факту».

Проект восстановления дома Причта в «Рогожской слободе». Фотографии Ирины Фильченковой
Дом причта в «Рогожской слободе»
Дом Причта в «Рогожской слободе»
Надстройка стеклянного балкона. Малый Головин пер. Вариант первый.
Макет учебно-методического центра МГТС со встроенной АТС в 3-м Люсиновском пер.
Предпроект учебно-методического центра МГТС со встроенной АТС в 3-м Люсиновском пер.
Проект регенерации застройки для апартаментов в Большом Знаменском пер.
Проект комплекса бытового обслуживания в Электрическом пер.
Макет бизнес-центра с развитой инфраструктурой в Подколокольном пер., 11А
Проект бизнес-центра с развитой инфраструктурой в Подколокольном пер., 11А
Вид с Подколокольного пер.


27 Июля 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.