Заседание Объединенной экспертной рабочей группы, 26 июня

Были приняты: проект восстановления дома причта в «Рогожской слободе» Павла Андреева, здание для галереи Василия Нестеренко на Арбате, небольшой проект Александра Асадова для Большого Знаменского пер. и проект комплекса бытового обслуживания в Электрическом пер. На доработку отправлены: учебно-методический центр МГТС в 3-м Люсиновском пер., бизнес-центр в Подколокольном переулке от «Группы АБВ» и многофункциональный комплекс в Аптекарском переулке

Автор текста:
Ирина Фильченкова

mainImg

Павел Андреев представил на рассмотрение предпроект восстановления дома причта в историко-архитектурном ансамбле «Рогожская слобода» (Рогожский поселок, 29). Дом имеет статус вновь выяленного памятника, и проект его восстановления уже получил одобрение на Научно-методическом совете Москомнаследия – где было рекомендовано продолжить проектирование «при сохранении наружных габаритов и подвалов и с разборкой аварийных внутренних стен, не входящих в охрану». Рабочей группой автор показал один вариант, соответствующий габаритам памятника; на фасаде – восстанавливаются колонны. Эксперты согласились с мнением методсовета и проект был принят без возражений.

Не в первый раз рассматривался проект Александра Асадова, который предполагает регенерацию застройки в Большом Знаменском пер., 13, стр.2 ради размещения двух апартаментов (Моспроект-2, маст. 19, арх. А.Р. Асадов). Одноэтажное здание с чердачными пространствами превращается в двухэтажное, сохраняя классицистический облик существующего фасада. Эксперты отметили, что показанный ныне проект сделал большой шаг вперед по сравнению с предыдущими, но все же нашли несколько неувязок. Оконные проемы показались слишком большими, не соответствующими историческим, смотрящие на улицу велюксовские окна, будут выходит к памятнику, но главное – это пространство между зданием и памятником, где когда-то были ворота. По словам автора, ворота будут обязательно восстановлены, но это территория уже не в их собственности. «Улучшенный вариант» приняли за основу с тем, чтобы в дальнейшем проектировщики убрали пристройки со стороны памятника, показали, как встанут ворота и поработали над оконными проемами.

Здание Московской государственной картинной галереи Василия Нестеренко планируется построить на месте 4-этажного доходного дома на Арбате (44, стр. 2). Существующее на этом месте сейчас здание было построено в XIX веке на месте усадебного флигеля XVIII века; теперь доходный дом приговорен к сносу (комиссия пройдена) по ветхости. По с небольшой оговоркой.
Поскольку дом сохранил элементы усадебного флигеля в виде белокаменных арочных проемов, то вновь построенное здание должно сохранить эти арки и в целом стать «регенерацией», то есть зависеть от заключения археологов, которые будут следить за разбором дома. Таким образом на сегодняшнем этапе главным вопросом были объемные и высотные показатели проектируемого строения. Было предложено несколько вариантов, эксперты выбрали тот, который ближе других по общим параметрам к существующему объему – также 4-х этажный. К нему будут пристроены выставочные залы галереи. Предложение присоединить новый объем к глухой стене стоящего рядом АТС было отклонено Виктором Шередегой, поскольку, если этого не делать, внутренний двор между домами останется проходным. В целом принятый вариант назвали «регенерацией с натяжкой» и к следующему разу авторов попросили принести архитектурное решение.

Участок у Белорусского вокзала в районе Электрического переулка сейчас проходит корректировку охранной зоны. Единственный сохранившийся элемент исторической застройки местности – это главный дом городской усадьбы, который из-за ветхости и малой сохранности уже решено сносить. Предложенный на это место проект комплекса бытового обслуживания («Курсор-Холдинг», арх. М.Г. Порембская) согласно рекомендациям Комиссии по сносу сохраняет композицию участка и предлагает строительство 6-7 этажного дома с двухэтажным подземным паркингом (общая площадь – 550 кв.м, высота – 25 м). Проект был принят за основу, но с одной существенной оговоркой – вернуться на рассмотрение еще раз, когда распоряжение о корректировке охранной зоны действительно будет выпущено.

Предпроект учебно-методического центра МГТС со встроенной АТС в 3-м Люсиновском пер., 1 (АБ «АБВ-проект», арх. В.П. Шалявский) рассматривался повторно. Также как и в прошлый раз, эксперты с недоверием отнеслись к функции здания, которое, по их мнению,  после строительства скорее всего превратится в административный, то есть офисный центр и будет нагружать и без того перегруженный район. Но главный вопрос вызвало то, что здание ориентируется не на красную линию всей улицы, а на здание 1970-х, которое играет мало роли и вообще вряд ли простоит здесь еще больше пяти лет. По мнению экспертов, рядом есть более ценная застройка, идущая со стороны Мытной улицы, линию которой нужно выдержать. Также группу не устроила ступенчатая пирамидальность кровли. В итоге эксперты не стали принимать окончательное решение по проекту и предложили авторам сделать еще несколько вариантов с другими композициями, не «зацикливаясь» только на П-образном плане, чтобы можно было их сравнить.

В Подколокольном пер., 11а, на месте бывшего техникума планируется возвести бизнес-центр с развитой инфраструктурой (АБ «Группа АБВ», арх. Н.Ю. Бирюков). Объект предполагается разновысотным, стоящим на красной линии бывшего ПТУ-шного здания. Однако его высота – 30 метров, перекрывает вид на Москва-реку и высотку на Котельнической набережной и, по мнению специалистов ландшафтно-визуального анализа,  должна быть понижена минимум до 24 м. Вторая группа замечаний коснулась, как теперь почти всегда бывает, офисной функции здания. Дом проектируется согласно постановлению мэрии от 2005 года, а решение не строить больше офисы в центре было принято в 2006-м; так что функция устарела. Посмотрев на проект, эксперты назвали его стиль «суровым», напоминающим  гостиницу «Россия», что не соответствует ни уникальному рельефу местности, ни историческму окружению. В итоге группа вынесла вердикт, что «ни в объемном, ни в высотном, ни в архитектурном решении их объект не удовлетворяет» и авторам нужно принести проект соответствующий всем этим показателям.

В заповедной территории «Басманная» - самой большой заповедной зоне Москвы, на месте снесенной в 2002 году фабрики в Аптекарском переулке (вл. 4) предполагается построить многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой («СААР-Проект», арх. В.П. Петухов). Проект уже рассматривался группой предварительно, а сейчас авторы хотели получить разрешение на первую очередь строительства. Однако согласовательных документов для этого у них не хватило: градобоснование оказалось слишком старым (2005 год), заключения НИиПИ Генплана и ландшафтно-визуального анализа – вообще отрицательными. Поэтому проекту не дали испрошенного «условного согласования» и попросили авторов пройти все необходимые инстанции.

Попытка архитектора Н.Е. Новикова, спроектировавшего дом в Малом Головине переулке, 5-7, добавить к нему большой стеклянный балкон сверху, вновь не получила одобрения. Эта идея была отвергнута экспертами несколько недель назад; вчера было показано два новых варианта, но и они не прошли. По мнению экспертов, балкон будет тяготить фасад и давать почву к тому, что весь дом начнет несанкционированно «подрастать в высоту», используя известную тактику игнорирования ограничений «по факту».

Проект восстановления дома Причта в «Рогожской слободе». Фотографии Ирины Фильченковой
Дом причта в «Рогожской слободе»
Дом Причта в «Рогожской слободе»
Надстройка стеклянного балкона. Малый Головин пер. Вариант первый.
Макет учебно-методического центра МГТС со встроенной АТС в 3-м Люсиновском пер.
Предпроект учебно-методического центра МГТС со встроенной АТС в 3-м Люсиновском пер.
Проект регенерации застройки для апартаментов в Большом Знаменском пер.
Проект комплекса бытового обслуживания в Электрическом пер.
Макет бизнес-центра с развитой инфраструктурой в Подколокольном пер., 11А
Проект бизнес-центра с развитой инфраструктурой в Подколокольном пер., 11А
Вид с Подколокольного пер.


27 Июля 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.