Золото мэтров

26 апреля в Центральном доме архитектора состоялась торжественная церемония награждения лауреатов премии «Золотое сечение 2011». В этом году престижная профессиональная награда вручалась в восьмой раз – и впервые не за конкретные проекты и реализации, а по совокупности заслуг.

mainImg
В этот день в городе проводилась репетиция Парада Победы, из-за чего все основные магистрали были парализованы километровыми пробками, задержавшими или вовсе не пустившими на церемонию многих из приглашенных гостей. Член жюри Михаил Филиппов, например, вбежал в зал уже после окончания официальной части вечера и потом горько жаловался лауреату Николаю Белоусову: «Я должен был тебя награждать, а там на Ленинградке танки!..» Впрочем, если совсем честно, проблемы «Золотого сечения 2011» начались задолго до танков.

Прежде всего, на смотр-конкурс, проводящийся раз в два года и на этот раз оценивающий  проекты, выполненные московскими архитекторами в 2008-2011 годах, подали всего лишь 51 работу. В 2009-м, для сравнения, их было 100; в 2007-м – 150, теперь же, когда пришло время посмотреть, что было спроектировано и построено в период кризиса, оказалось, что конкурс едва собирает кворум. И если когда-то в фойе Центрального дома архитектора из планшетов участников строился целый лабиринт, в котором можно было потеряться, то в этом году его пространство оказалось почти не задействовано. К счастью, организаторы не стали размещать имеющиеся планшеты на стенах фойе, как это делается в ЦДА чаще всего, а постарались компенсировать скромное количество работ, придумав для них весьма необычные стенды. В плане каждый стенд имел форму пятиконечной звезды, «обнимающей» колонну, а между ее лучами были размещены планшеты. Объединенные попарно, они напоминали книжные развороты, и для того, чтобы «прочесть» каждый из них, посетители должны были нарезать вокруг колонн не один круг.

Из 51 работы, поданной на «Золотое сечение 2011», лишь 25 оказались реализациями. Цифра, сама по себе более чем красноречиво свидетельствующая о влиянии кризиса на архитектуру. Причем, думается, кризиса не только и не столько экономического, ведь Москва – это город, в котором финпотоки никогда не пересыхают окончательно. Гораздо более сложным явлением, с которым пришлось столкнуться профессиональному сообществу, стала смена политического курса. С одной стороны, отставка Юрия Лужкова обессмыслила архитектурную оппозицию, ибо больше нет стиля, которому нужно противостоять, с которым нужно бороться. С другой, новое руководство города не просто остановило большинство строек, унаследованных от «лужковского режима», но поставило под сомнение саму целесообразность дальнейшего развития многих районов столицы. На итогах «Золотого сечения» все это сказалось самым непосредственным образом: реализации в массе своей не слишком свежи и довольно слабы в архитектурном плане, проекты (опять же в массе) несмелы и вторичны.

Как известно, работы, представленные на конкурс, отбираются дважды. Сначала жюри (его в этом году возглавлял архитектор Тимур Башкаев) формирует лонг-лист номинантов, а затем комитет (в этом году в него вошли Юрий Волчок, Владимир Плоткин, Сергей Скуратов, Александр Скокан и Сергей Туманин) выбирает из них лауреатов. И хотя Тимур Башкаев заверил гостей церемонии в том, что критерии отбора были просты и железобетонны: жюри старалось найти самые лучшие проекты – как по оригинальности архитектурного замысла, так и по качеству, – некоторые решения экспертов откровенно озадачили.

Например, в разделе «Реализация» в число номинантов был включен бизнес-центр «Линкор» на Ходынском поле «Моспроекта-4» – здание в черно-белую крапушку, маскирующую окна. Вообще-то новым в нем является разве что название – реализовывался проект как Клуб ветеранов внешней разведки (оттого и маскировка такая нешуточная), но в процессе строительства, видимо, выяснилось, что разведчикам хватит одного этажа, и остальная площадь была приспособлена под офисы. Почему он при этом стал «Линкором», тоже не очень понятно: в Петербурге, например, есть одноименный бизнес-центр, только там он построен на набережной, рядом с «Авророй», и сам внешне напоминает крейсер. Столичный же «Линкор» – треугольная громадина с округлыми боками без окон и дверей – оказался на бывшем летном поле, и в этом, как в танках к празднику, ради которых весь город обрекается на пробки, есть что-то неуловимо московское.  

Впрочем, неизвестных работ в числе реализаций-номинантов не было вовсе. «Дом-мост» Николая Белоусова был лауреатом недавнего фестиваля «Под крышей дома», Центр особо охраняемых природных территорий «Нуви ат» мастерской «Сити-Арх» получил Золотой диплом на последнем «Зодчестве», станции метрополитена «Митино» и «Волоколамская» многократно публиковались в прессе. Двумя наиболее реальными претендентами на «Золотое сечение» считались жилой комплекс на Остоженке мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» и реконструированный Челябинский трубопрокатный завод (авторский коллектив под руководством Сергея Илышева и Владимира Юданова). Первый – пример деликатнейшего и одновременно очень стильного строительства в историческом центре Москвы, попытка реабилитировать улицу, сильно пострадавшую от строительного бума 1990-х. Второй – умопомрачительная инъекция цвета, призванная превратить промышленный объект в живое и комфортное пространство. Раскрашенный во все цвета радуги завод, кстати, скорее всего, станет победителем народного голосования, итоги которого будут подведены в конце мая на «Арх Москве», но в основном забеге проект был дисквалифицирован: комитет счел эту работу произведением скорее дизайна, чем архитектуры. «К тому же по фотографиям совершенно не ясно, насколько проект состоялся именно с точки зрения создания комфортных условий труда», – рассказал нашему порталу архитектор Сергей Туманин. Что же касается жилого дома на Остоженке, то его фактически тоже сняли с дистанции: как пояснил для Архи.ру Сергей Скуратов, комплекс еще не закончен и «к нему есть ряд вопросов».

Лауреатом «Золотого сечения 2011» в номинации «Реализация» стал архитектор Николай Белоусов – едва ли не самый известный сегодня российский проектировщик, работающий с деревом. В конкурсе участвовало несколько проектов Белоусова, но премию он получил не за них, а по совокупности заслуг, «за современное прочтение традиций». Вторая золотая пластина была присуждена Григорию Мудрову и возглавляемой им «Фирме «МАРСС» за проект реконструкции федерального памятника – дома Лобанова-Ростовского. В принципе эту премию тоже можно запросто отнести к категории «по совокупности заслуг»: реставрация велась так долго, что архитекторы уже сами толком не помнят, когда взялись за данный проект. Все эти годы они мужественно охраняли особняк от поспешных решений и искажений, миллиметр за миллиметром восстанавливая памятник. Профессор МАрхИ Юрий Волчок назвал эту работу примером «отзывчивой реставрации»: объект, которому возвращен его первоначальный облик, одновременно соответствует и всем требованиям современной реальности.

Последним для вручения премии к микрофону вышел Сергей Скуратов, и зал приготовился услышать имя победителя в номинации «Проекты». Но Скуратов не стал вскрывать никаких конвертов и вообще о проектах не сказал ни слова: последнее «Золотое сечение» было присуждено известному архитектору Александру Ларину, чей 75-летний юбилей в прошлом году остался несправедливо незамеченным. «Фактически в этом году мы наградили не произведения архитектуры, а людей – реставратора, архитектора и Мастера, – комментирует итоги конкурса сам Сергей Скуратов. – И в данной ситуации я считаю такое решение наилучшим: среди проектов, участвовавших в смотре, не было ни одного безусловного лидера». «Мы выбрали тех, кто больше всего предан профессии, – соглашается Сергей Туманин. – В общем, победила та самая консервативная точка зрения, на которой и держится наша профессия».
zooming
Дом Лобанова-Ростовского
Дом Лобанова-Ростовского
zooming
Дом-мост. Арх.: Николай Белоусов
Дом-мост. Арх.: Николай Белоусов
zooming
Дальний дом архитектора. Арх.: Николай Белоусов
zooming
Дальний дом архитектора. Арх.: Николай Белоусов
Челябинский трубопрокатный завод
Челябинский трубопрокатный завод. Фото: И.Иванова
жилой комплекс на Остоженке

27 Апреля 2011

Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Золото мэтров
26 апреля в Центральном доме архитектора состоялась торжественная церемония награждения лауреатов премии «Золотое сечение 2011». В этом году престижная профессиональная награда вручалась в восьмой раз – и впервые не за конкретные проекты и реализации, а по совокупности заслуг.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.