Архитектурный год, 2010-й. Каким он был?

Мы попросили десять архитекторов поделиться их мнением о том, каким был уходящий 2010-й год.

mainImg
Приятно констатировать, что большинство из тех архитекторов, кто поучаствовал в нашем новогоднем интервью, говорят о – хотя и небольшом – оживлении рынка, и всего лишь двое из десяти считают стагнацию безнадежной. В конце предыдущего, 2009 года, архитекторы были настроены намного пессимистичнее. Многие позитивно оценивают успехи «Архнадзора», в число удач года попала также деятельность школы на «Стрелке». Среди знаковых проектов были названы: здание Дэвида Аджайе (при поддержке студии «А-Б») для бизнес-школы Сколково, здание Юрия Григоряна на месте Центрального рынка, жилой комплекс, построенный бюро «Сергей Киселев и Партнеры» на Остоженке.
Итак:

Евгений Асс: Очевидная тенденция, продолжавшая набирать силу – отдаление архитекторов от общества. Это проявляется в болезненной реакции общества на архитектуру и изолированности архитекторов от общественных дискуссий. Разговоры о сохранении наследия, о новой архитектуре ведут, по преимуществу, другие, нежели архитекторы, люди. И если прежде архитекторы обсуждали свои проблемы, то сейчас дискуссионный вакуум очевиден. Архитекторы варятся в собственном соку и удовлетворены этим, им хватает общения с заказчиками и бюрократами, но не с обществом, в отношении которого, в конечном счете, проектировщик и должен чувствовать свою ответственность. Хотелось бы, чтобы архитекторы развернулись лицом к городу и миру, нашли общий язык с горожанами.

Конечно, говоря о 2010-м, нельзя не упомянуть поворотный момент в московской истории последнего десятилетия – отставку с поста мэра столицы Юрия Лужкова. Градостроительную политику в Москве давно пора менять. Однако сохранение Александра Кузьмина на посту главного архитектора ставит под сомнение тот факт, что в городской архитектурной политике может что-то кардинально измениться.

Если же говорить о других многообещающих и положительных событиях 2010-го, то я бы назвал открытие «Стрелки» и ее работу как образовательной институции, отмену строительства депозитария на Боровицкой площади и прекращение застройки Хитровки, а также небоскреба «Охта-центр» в Санкт-Петербурге. Событием года для меня стал международный конкурс проектов застройки жилого района «Город кварталов А101» на базе концепции «Block city». Само понятие «международный конкурс» нами давно забыто, и мне приятно, что об этом сейчас вспомнили.

Главным же провалом московской градостроительной политике назову принятие Генплана в нынешнем виде, а также продолжение сноса памятников. На мой взгляд, провальным было выступление российской команды в Венеции на биеннале. При удачной постановке проблемы оказалось крайне поверхностным решение – его, по сути, не было.

Дмитрий Александров: Основная тенденция года – стагнация без малейшего намека на оживление. В качестве доказательства приведу хотя бы тот факт, что СРО НП ГАРХИ на выставке в рамках фестиваля «Зодчество-2010» не смогла собрать полноценную коллекцию построек, в отличии от 2009 года, ограничившись конкурсами и в основном невостребованными поисковыми концепциями. В секторе частного заказа больше стабильности. Главным достижением года я считаю победу разума над Вавилонской башней в Петербурге, а главным позором – попытку обрезания «Дома на Мосфильмовской».

Владимир Биндеман: Сравнивая уходящий год с прошлым, могу сказать, что интерес к работе архитекторов растет. Появляются новые заказчики, и они ставят более интересные творческие задачи. Правда, как правило, эта тенденция охватывает лишь Подмосковье – в регионах заказы по-прежнему редкость, а если они и случаются, то заканчиваются, как правило, ничем. Из безусловных архитектурных достижений года хочу отметить здание школы менеджмента в «Сколково». Я сознательно не хочу говорить сейчас об идеологии и программе этого проекта, но с архитектурной точки зрения это очень интересный объект. И мне кажется, в том, что он реализован, огромна заслуга бюро «А-Б», который довел до ума проект Дэвида Аджайе. Самым же большим позором назову попытку властей частично разобрать «Дом на Мосфильмовской» – на мой взгляд, более бездарное вмешательство в архитектуру трудно придумать.

Юрий Григорян: С одной стороны, есть ощущение, что за два последних года какая-либо архитектурная деятельность вообще прекратилась, да и согласование проектов тоже. Я связываю это с принятием генплана – все хотели, чтобы появились внятные правила работы в городе, но в итоге мы получили лишь еще более непонятный режим застройки и полную неразбериху с тем, кто за что отвечает. С другой стороны, меньше строить ведь полезно: качество от этого только выигрывает. И вообще, если говорить о профессиональном сообществе, то совершенно очевидно, что уровень требований к качеству архитектуры неуклонно растет, увеличивается и реальная конкуренция на рынке. Событием года я бы назвал открытие Института «Стрелка». Я сам там преподаю, и происходящие там процессы кажутся мне чрезвычайно правильными и полезными. В том числе и лично для меня как для архитектора.  

Сергей Крючков: За этот год произошел целый ряд важных изменений на рынке, как недвижимости, так и архитектурных услуг. Во-первых, рынок оживился: если кризис не закончился, то значит, рынок сумел к нему приспособиться, и это внушает оптимизм. Во-вторых, стала превалировать тема жилья, причем жилья разнообразного. Инвесторы наконец-то начали переключаться с типового жилья на индивидуального – и мне кажется, это станет одной из главных тенденций 2011-го года. Сегодня мы наблюдаем агонию панельных серий. Конечно, сборный железобетон никуда не денется, но, наконец-то мы становимся свидетелями отказа от советского наследия. В-третьих, повсеместно повышаются требования к качеству архитектуры – и не только со стороны заказчиков, но и со стороны конечных потребителей.

К сожалению, в этом году было очень мало реализаций. Из успешных могу назвать, пожалуй, только жилой комплекс на Остоженке, построенный по проекту мастерской «Сергей Киселев и Партнеры», тогда как, в основном, в эксплуатацию сдавалось то, что досталось нам в наследство от предыдущих «тучных» лет. И, честно говоря, участь этих объектов не завидна. Уже сегодня очевидно, что они не удовлетворяют ни эстетическим требованиям, и потребительским, – а значит, вычищение рынка неизбежно, и рано или поздно их ждет либо бульдозер, либо кардинальная реконструкция и перепрофилирование.

Николай Лызлов: В этом году тихо преставилось большинство самых амбициозных архитектурных проектов, в частности, практически все затеи Нормана Фостера. Таким образом, угроза засилья Фостера в Москве, к счастью, миновала. Все, что затевалось этим бестрепетным мастером, ушло в небытие: и Зарядье, и Нагатино, и башня «Россия» в районе «Москва-сити». Страшно теперь только за ГМИИ им. Пушкина, – хочется надеяться, что и это рассосется. Не состоялся также «Золотой остров» – это тоже хорошо. Впрочем, корректнее говорить об этом не как о достижении, а как о тенденции развития архитектуры. Городу нужна передышка с экспериментами, причем не только Москве. И в этом смысле не может не радовать отмена строительства «Охта-центра» в Петербурге.

Провал года – Генеральный план. Провал, потому что его просто нет. Если сравнить нынешний ГП с планом 1973 года, окажется, что тот был куда более прогрессивным, научным, проработанным. У нынешнего Генплана нет концепции, произведенная НИиПИ Генплана г. Москвы работа не ясна, зато результат удобен для интерпретаций. Генплан усугубил общую растерянность по отношению к строительству в городе – как оно должно вестись, насколько активно может осваиваться центр и т.д.

Лучшая реализация года – Центральный рынок на Цветном бульваре, построенный по проекту бюро «Меганом».

Владимир Плоткин: Мне кажется, уходящий год запомнится нам большим количеством конкурсов. Международные и российские, открытые и закрытые – они проводятся все чаще, и в этом я вижу огромный ресурс для развития профессии и рынка. К сожалению, не так много домов было построено в 2010 году, но в целом интерес к нашим услугам растет. Не уверен, что это интерес к профессии архитектора как таковой, но услуги проектировщиков востребованы, и это уже неплохо.

Никита Токарев: Мне кажется, главное настроение года – это постепенный выход из кризиса (так и хочется постучать по дереву). В начале года мы еле сводили концы с концами, сейчас более или менее восстановили докризисные объемы проектирования, возобновились остановленные в кризис стройки, пошли публикации. Что же касается удач года, то, думаю, главные из них сосредоточены в Петербурге. Первая – это отмена строительства газпромовского небоскреба. Вторая – Главный штаб Никиты и Олега Явейнов. Архитектуру можно обсуждать, но по сути это первый из реализованных мегапроектов, за который не стыдно. Удача в Москве – открытие «Стрелки»: хоть какой-то проблеск надежды в архитектурном образовании.

Однако в целом ситуация в Москве обстоит далеко не самым лучшим образом. В частности, судя по всему, смена руководства не приведет к изменению градостроительной и архитектурной политики. Владимир Ресин остался в мэрии, Михаил Посохин (или аналогичная по идеологии фигура) в Москомархитектуре. Еще один шанс упущен. Вторая неудача – усугубляется театр абсурда со СРО. Бюрократический аппарат в лице НОП (нечто вроде Министерство проектирования), живущий на наши деньги, диктует все более жесткие условия выживания для небольших проектных организаций. И избрание Посохина главой НОП четко обозначило именно этот вектор развития.

Михаил Хазанов: Главная тенденция года – продолжающаяся стагнация отрасли. Разумеется, уныние – грех, но настроение в самом деле тревожное: стройки как встали, так и стоят, многие проекты остановлены или вообще свернуты. Конечно, это не означает, что какая-либо активность на рынке совсем угасла. То и дело возникают предложения от разных заказчиков, но при ближайшем рассмотрении многое оказывается не слишком реальным, а зачастую и вовсе невыполнимым из-за наших постоянно меняющихся «правил игры», невнятных норм, регламентов проектирования, сложной конъюнктуры прохождения проектов, предельно заниженной цены проектных работ. Мне кажется, очень грустным итогом года также является нынешнее положение в законодательной отрасли. Градкодекс в последних редакциях, принятых без учета мнений профессионального архитектурно-градостроительного сообщества, вслед за не менее «удачными» Лесным, Водным, Земельными кодексами посвящен, в основном, глобальной коммерциализации всего и вся. И до тех пор, пока у нас отсутствуют внятные градостроительные стратегии развития, это представляет собой реальную угрозу национальному ландшафту страны, экологии, природным ресурсам, историко-культурному наследию.

По-прежнему ничего хорошего не обещает архитектуре наших городов и 94-й ФЗ «О госзакупках», согласно которому право на проектирование получает не тот, кто творчески и профессионально выше, а тот кто меньше всего берет за свои услуги. Дополнительную сумятицу в организацию проектного дела вносит последнее доморощенное изобретение – т.н. «саморегулирование», которое не имеет ничего общего с принятыми во всем мире профессиональными лицензиями и схемами страхования проектных рисков. Обидно, так как принятая у нас система проектирования до последнего времени оставалась «оплотом стабильности», постепенно развивалась, медленно, но уверенно сближаясь с международной практикой.

Поэтому главным достижением прошедшего года я считаю то, что, несмотря на все напасти, мы его прожили. Еще как-то держатся на плаву наши недоразваленные крупные проектные организации, еще живы многие архитектурные бюро, студии, мастерские, еще существуют архитектурные вузы, школы, детские студии. Бурное, пусть бестолковое обсуждение Генплана Москвы, сверхактивность Архнадзора, «народных» движений автомобилистов и зеленых, – все эти акции выявили все возрастающий общественный интерес к градостроительству, к архитектуре. И это дает надежду на то, что будущее у нас все таки есть.

Никита Явейн: На мой взгляд, тенденции  2010 года парадоксальны. Профессиональный уровень серьезных архитектурных команд повысился, но они в условиях кризиса вынуждены были лечь на дно. А всплыло на поверхность, как водится, не самое лучшее – проектные конторки при строительных холдингах – удобные, карманные, ручные. Что же касается лично нашей мастерской, то мы в 2010-м почли для себя за благо осваивать новые проектные рынки. И выиграли два международных конкурса в Астане – на Дворец школьников и на железнодорожный вокзал. А моим главным беспокойством года, увы, остается то, что у «Студии 44» по-прежнему нет уверенности в том, что наша мастерская будет выполнять рабочую документацию для второй очереди реконструкции Главного штаба. Генподрядчик хочет проектировать своими силами, и нам пока не удается его переубедить. 
zooming
Павильон России на Венецианской биеннале архитектуры. Фрагмент экспозиции
С Новым годом! Коллаж: Архи.ру, 12.2010
Ниже следуют изображения некоторых героев прошедшего года:
Фестиваль «Зодчество-2010»
zooming
На фестивале «Зодчество-2010»: внутри павильона Петербурга
zooming
Реконструкция Главного штаба. Фото Алексея Народицкого
Московская школа управления «Сколково»
zooming
Конкурс кварталов А101
zooming
Конкурс кварталов А101
Дом на Мосфильмовской
zooming
Митинг «Архнадзора»
zooming
Жилой комплекс на ул. Остоженка
zooming
Отмененный проект небоскреба «Охта-центр»
zooming
Проект депозитария Музеев Московского Кремля. Отмененный проект
zooming
Сергей Чобан - куратор российского павильона на Венецианской биеннале архитектуры
zooming
Рем Колхас – один из основателей Института «Стрелка»
Дэвид Аджайе
zooming
Проект «Фабрика Россия» для XII Венецианской биеннале архитектуры: исторический центр Вышнего Волочка. Арх.: Сергей Скуратов Architects
zooming
Эскизный проект Дворца творчества школьников в городе Астана. Арх.: «Студия 44»

30 Декабря 2010

Похожие статьи
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Сад за крепостной стеной
Мастерская Ильи Гринберга спроектировала для Гурьевска микрорайон, на концепцию которого повлиял сохранившийся вокруг Калининграда пояс фортификационных сооружений. С одной стороны урбан-блоки формируют жесткий треугольник – четкий уличный фронт и звено в цепи будущих микрогородов, с другой – подобие тихого и укрытого от всех невзгод садово-паркового ансамбля. Вашему вниманию – авторский текст о проекте
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.