Напомним, расширение жилплощади Государственного музея-заповедника «Московский Кремль» началось около двух недель назад, когда на Боровицкий холм внезапно вышла строительная техника. На прошлой неделе руководство музея провело пресс-конференцию, на которой призналось, что проект нового депозитария, разработанный еще в 1997 году архитекторами Е.Розановым и В.Колосницыным в псевдоклассическом стиле, не вызывает у них особого восторга, однако принятому решению о строительстве они противостоять не могут. Музейщики ссылались на 94-й ФЗ, не позволяющий заказчикам пересматривать итоги архитектурного конкурса, и сетовали на то, что даже отставка мэра Москвы (а она случилась аккурат в тот же день, 28 сентября) не в силах отменить столь спорное и одновременно столь нужное заповеднику строительство. «Фасады проекта нас устраивают далеко не в полной мере, их надо изменить, мы об этом говорили неоднократно. Другое дело, что нас полностью устраивает спроектированная внутренняя начинка будущего комплекса и, конечно, его местоположение», – разъяснила журналистам свою позицию директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
Однако всего сутки спустя выяснилось, что положения закона отнюдь не столь незыблемы. Уже на следующий день после отставки мэра Москвы Юрия Лужкова его бывший заместитель, а ныне и.о. градоначальника Владимир Ресин дал указание приостановить действие разрешения на строительство реставрационно-депозитарного комплекса музеев Кремля на Боровицкой площади. В четверг, 30 сентября, строительство было полностью остановлено, а рабочие распущены, хотя, строго говоря, подобные вопросы не входят в сферу компетенции московского правительства, ведь объект находится в федеральном ведении. Необходимую с юридической точки зрения точку в этой истории поставил вчера министр культуры РФ Александр Авдеев, подписав «федеральный» приказ о приостановке работ. «Проект депозитария мне не симпатичен, – признался Александр Авдеев в беседе с журналистами. – Но, важно, чтобы дискуссия о качестве проекта не заслонила саму проблему – кремлевские музеи буквально задыхаются от нехватки помещений». Придать этой дискуссии официальный статус и направить ее в конструктивное русло как раз и призван новый архитектурный конкурс на решение Боровицкой площади в целом и здания депозитария в частности.