21.05.2010

«Садовые кварталы»: антикризисный апгрейд

Сегодня «Садовые кварталы» – один из самых известных проектов Москвы. Примечателен он как своим расположением – в Хамовниках, на месте завода «Каучук», – так и совершенно уникальной концепцией «дизайн-кода», разработанной Сергеем Скуратовым. О том, как реализуется этот проект сегодня и какие коррективы в него внес экономический кризис, мы беседуем с автором его концепции.

информация:

  • архитектор:
  • мастерская:
    Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • где:
    Россия. Москва
  • проекты:
    Проект «Садовые кварталы» / Сергей Скуратов Сергей Скуратов ARCHITECTS
    где:
    Россия. Москва, ул. Усачева, вл. 11
    авторский коллектив:
    Руководитель авторского коллектива – С. Скуратов
    Главный архитектор проекта –А. Панёв

    1 квартал (1.2, 1.3, 1.4, 1.5): Н. Асадов, С. Безверхий, И. Голубев, И. Ильин, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, П. Шалимов, И. Щепетков

    2 квартал (2.1, 2.2, 2.3, 2.4): А. Алендеев, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, Е. Тирских

    3 квартал (3.1, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9): А. Алендеев, С. Безверхий, М. Кирьянова, Ю. Левина, Н. Овсянникова, Е. Тирских, А. Чурадаев

    4 квартал (4.1, 4.6, 4.7, 4.8): А. Алендеев, А. Горобец, Е. Гуськова, Я. Дегтярева, М. Кирьянова, Ю. Ковалева, А. Коньков, Н. Овсянникова, Е. Тирских

    Школа, Бизнес-центр: Архитектурное бюро Сергея Скуратова


    Отдельные дома:
    1 квартал: «Бюро 500», архитектор М. Куренной (корп. 1.1, 1.6).
    2 квартал: ТПО «Резерв», архитектор В. Плоткин (корп. 2.5, 2.6).
    «Остоженка», архитектор А. Скокан (корп. 2.2, 2.8).
    3 квартал: АБ «СПиЧ», архитектор С. Чобан (корп. 3.2, 2.9).
    4 квартал: «Проект Меганом», архитектор Ю. Григорян (корп. 4.2, 4.3, 4.4).
    «А-Б», архитектор А. Савин (корп. 4.5).


    На разных этапах работы принимали участие архитекторы: А. Барклянский, В. Обвинцев, Д. Чернышов,К. Харитонова, И. Ильин, А. Беленкова, Р. Гильмутдинов, И. Маринин, А. Дмитриев, Ю. Клевакин, Ю. Фролов, А. Хасанов, А. Егерев, А. Иванова
    заказчики, смежники:
    Заказчик: «М-Девелопмент», ЗАО «Интеко»
    Генподрядчик: ООО «Дивидаг»
    Смежники: «Метроспецстрой-Девелопер», «АМ Групп»

открыть большое изображение
Архи.ру: Сергей Александрович, что сегодня происходит в квартале № 473 в Хамовниках? На какой стадии находится реализация проекта?

Сергей Скуратов: Сейчас начато строительство первой очереди проекта, а именно 1-го и 4-го кварталов. Возводится стена в грунте. К сожалению, наша мастерская не была выбрана генеральным проектировщиком «Садовых кварталов». Мы не выиграли тендер, как нам кажется по двум причинам. Во-первых, не стали предлагать самую низкую стоимость услуг, отлично понимая, сколько работы нам на самом деле предстоит, и во-вторых, мы всегда были достаточно принципиальными и, в общем, жесткими в отстаивании своих проектных решений. Создав прослойку между собой и нами в виде генпроектовщика, заказчик, вероятно, надеется получить еще один рычаг давления на нас в том случае, если ситуация заставит его экономить и упрощать архитектуру. На наш взгляд, это довольно серьезное упущение с его стороны, которое в будущем грозит обернуться большими проблемами для проекта. Теперь мы формально отвечаем только за архитектуру квартала, но на самом деле, конечно, будем болеть за весь проект. Он изначально разрабатывался как пример решения современных архитектурных задач на градостроительном уровне, и мы чувствуем себя его хранителями.

Архи.ру: Наверняка, повальное увлечение девелоперов тендерами, позволяющими найти самых дешевых специалистов, коснулось не только этого раздела проектирования…

Сергей Скуратов: Увы, в процессе работы над проектом сбываются практически все наши опасения и пессимистические прогнозы. Для того чтобы реализовать столь масштабный проект, необходима консолидированная команда, однако ее, к сожалению, нет. В частности, заказчик принял решение напрямую заключить договор с инженерами-конструкторами. Но подобная схема взаимодействия достаточно трудно реализуется в жизни, тем более что ни инженеры, ни конструкторы не участвуют в разработке рабочей документации. Тем самым уменьшается степень профессиональной ответственности за конечный результат, и, естественно, это не могло не отразиться на качестве проектной продукции. Некоторые инженерные разделы, скажу честно, потребовали переделки в самый последний момент.

Архи.ру: Говоря о команде, вы имеете в виду и ваших коллег-архитекторов, приглашенных для проектирования отдельных домов в жилых кварталах?

Сергей Скуратов: Идея пригласить большое количество звезд в один проект, безусловно, очень положительно отразилась на имидже бренда «Садовые кварталы». Однако командой мы стали бы лишь в том случае, если бы работали над проектами домов сообща, постоянно обсуждая наши идеи и предложения. Естественно, на практике все вышло совсем иначе: бюро получили разработанный нами «дизайн-код» и каждое переосмыслило его по-своему. Не хочу обижать коллег, они все очень достойные и талантливые архитекторы, но некоторые из них не стали соблюдать рекомендованные параметры домов и сделали их ярче и выразительнее, чем того требовала общая архитектурная композиция. Стараясь сделать незаурядные дома, некоторые архитекторы нарисовали квартиры столь сложной планировки, что возникают опасения по поводу их ликвидности на рынке. И поскольку изначально квартал задумывался как единый градостроительный организм, все допущения, сделанные коллегами, учесть пришлось мне, откорректировав проекты своих домов – целостность и выразительность среды «Садовых кварталов» для меня превыше всего. Все здания квартала я стремился замкнуть в архитектурный хоровод – зрителю, по крайней мере, искушенному, должно быть без слов ясно, в каких отношениях объемы находятся между собой, откуда в их облицовке берется тот или иной материал, та или иная форма. Среда должна говорить о себе.

Архи.ру: Претерпели ли какие-то изменения общественные здания в квартале?

Сергей Скуратов: Довольно сильно изменилась школа. Если в двух словах, то она перестала быть стеклянной. Этот объем задумывался как фантом, легкое и невесомое здание на фоне окружающих ее кирпичных домов, олицетворяющее собой будущее. Однако в ГорОНО нам сказали, что школа ни в коем случае не может быть стеклянной – и небезопасно, мол, это, и в эксплуатации очень уж тяжело. Смутила чиновников и консоль, они все просили подставить ей ноги. Что касается консоли, ее в итоге удалось отстоять: мы предоставили все расчеты, доказывающие, что дополнительные опоры этой конструкции не нужны. А вот стекло пришлось заменить на медь, не патинированную, а протертую, коричнево-ржавую. В окружении кирпичных домов она смотрится очень выигрышно.

Вообще за те четыре года, что идет работа над этим проектом, не раз кардинально менялась нормативная база, и это, естественно, всегда самым непосредственным образом отражалось на квартале. Например, теперь пожарные проезды должны быть со всех сторон здания. Это повлекло за собой огромное количество композиционных и планировочных корректив, в частности, почти все пешеходные мостики сделались горбатыми, для того чтобы под ними могла проехать пожарная машина. Ужесточились и нормы инсоляции дворов жилых домов. В частности, все детские площадки при детских садах теперь должны иметь двухчасовую инсоляцию, поэтому мы их подняли ближе к солнцу, что довольно сильно изменило рельеф и благоустройство всех кварталов.

Если же говорить о влиянии на проект экономического кризиса, то заметнее всего оно отразилось на внутренних планировках жилых домов: площадь квартир была уменьшена, а их общее количество, соответственно, увеличилось. Несколько упростили мы и здание-арку, обрамляющее исторический корпус, спроектированный Р.Клейном. И если изначально в самой же арке проектировались всего одни апартаменты, то теперь ее площадь разбита на три квартиры. Архитектура опорных зданий арки и соседнего здания – «собрата» Клейна, разрушенного в советское время, – тоже сильно изменилась, стала более собранной, цельной. Иными словами, сравнивая проекты 2007 и конца 2009 годов, наблюдательный зритель найдет довольно много различий. Пожалуй, главное изменение коснулось отделочных материалов, используемых во всех кварталах, – их стало меньше, и это тоже работает на единство среды.

Архи.ру: Четыре года вы работаете над проектом многофункционального комплекса «Садовые кварталы». Сколько времени, по вашему мнению, займет его реализация?

Сергей Скуратов: Думаю, около десяти лет. Если бы не кризис, то реализовать такой проект можно было бы за пять-шесть лет, но приходится делать скидку на экономическую ситуацию. И в этой ситуации главное, что его реализация не прекращается. Несмотря на все сложности, проект продолжает жить, и в конце пути я по-прежнему вижу город-сад. То есть свет, конечно.
открыть большое изображение
Проект «Садовые кварталы»
Проект «Садовые кварталы»открыть большое изображение
Проект «Садовые кварталы»
Проект «Садовые кварталы»открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
«САДОВЫЕ КВАРТАЛЫ». Сергей Скуратов Architects
«САДОВЫЕ КВАРТАЛЫ». Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
проект «Садовые кварталы»
проект «Садовые кварталы»открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Валерий Лукомский
  • Наталья Сидорова
  • Павел Андреев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Карен Сапричян
  • Никита Токарев
  • Сергей Скуратов
  • Олег Шапиро
  • Шимон Матковски
  • Андрей Гнездилов
  • Николай Миловидов
  • Вера Бутко
  • Олег Карлсон
  • Михаил Канунников
  • Зураб Басария
  • Наталия Шилова
  • Антон Надточий
  • Никита Бирюков
  • Магда Кмита
  • Полина Воеводина
  • Георгий Трофимов
  • Антон Лукомский
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Бровкин
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Скокан
  • Тотан Кузембаев
  • Дмитрий Васильев
  • Анатолий Столярчук
  • Александра Кузьмина
  • Петр Фонфара
  • Илья Машков
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Асадов
  • Сергей Кузнецов
  • Валерия Преображенская
  • Магда Чихонь
  • Игорь Шварцман
  • Андрей Романов
  • Левон Айрапетов
  • Николай Переслегин
  • Даниил Лоренц
  • Иван Кожин
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Кузнецова
  • Константин Ходнев
  • Екатерина Грень
  • Александр Асадов
  • Лукаш Качмарчик
  • Роман Леонидов
  • Илья Уткин
  • Алексей Иванов
  • Сергей Труханов
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Переслегин
  • Всеволод Медведев
  • Сергей  Орешкин
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Явейн
  • Арсений Леонович
  • Станислав Белых
  • Антон Яр-Скрябин
  • Олег Мединский
  • Владимир Биндеман
  • Александр Попов
  • Сергей Чобан

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи