Несмотря на то, что Центр сердца занимает целый квартал, для строительства третьей очереди на его территории осталось не так уж много места. Основное здание, в плане напоминающее поставленные друг на друга буквы W и V, вольготно расположилось точно посередине участка. Слева от него, ближе к западной границе участка, в данный момент строится 9-этажный Перинатальный центр, который компактным также никак не назовешь. Единственное место, куда «Студия 44» могла безболезненно вписать свой комплекс, – это узкая полоса земли вдоль северо-восточной части медицинского квартала. Участок площадью всего 3,68 га ограничен красными линиями улиц Аккуратова, Мигуновской, 3-ей линии 1-й половины (которая едва ли не заслуживает звания самого парадоксального топонима Петербурга) и планируемой к строительству 4-й магистрали. Полученное от заказчика техническое задание изобиловало функциями, и по всему выходило, что архитекторам предстоит возвести длинный и высокий корпус, который сформирует новый уличный фасад всего комплекса, но отрежет от проезжей части уже существующие постройки. Идея подобной «китайской стены» Никиту Явейна не вдохновляла совершенно, и после долгих поисков альтернатива все же была найдена.
Лечебный корпус архитекторы решили сделать высотным. Очень компактная овальная в плане башня (а на фоне своего ближайшего окружения 20-этажное здание смотрится действительно едва ли не небоскребом) смещена в угол участка для того, чтобы свести к минимуму воздействие на «соседей». Однако размещать на всех 20 этажах больничные палаты нельзя по требованиям пожарной безопасности, поэтому выше 12 этажа (последнего, с которого пожарные могут эвакуировать людей) расположены операционные, отделение функциональной диагностики, административные и учебно-научные помещения. На крыше здания, на высоте 83 м, устроена вертолетная площадка. Помимо обеспечения требований все той же пожарной безопасности (эвакуация с помощью спасательной капсулы), вертолетная площадка служит гарантией своевременной доставки донорских органов. Дело в том, что ближайшая соответствующая клиника находится на другом конце города, в Купчино, а срок доставки донорских органов составляет не более трех часов: учитывая постоянные пробки на дорогах, без вертолета просто не обойтись.
Зонирование здания по вертикали легко считывается на фасаде благодаря использованию различных отделочных материалов: цокольная часть одета натуральным камнем; средний пояс, где расположены палаты, имеет двойную «кожу» – стеновые ограждения из керамогранита продублированы стеклянным экраном для защиты пациентов от уличного шума. Технические этажи узнаются по решетчатому рисунку, а операционный и административный блоки остеклены.
Многофункциональный зал для проведения научных конференций и выставок архитекторы вынесли в отдельный объем, посчитав, что совмещать столь разные конструктивные структуры, как зальное помещение и высотная часть с ядром жесткости, хлопотно и нерационально. Кроме того, такое решение позволит развести потоки пациентов и научных работников. Композиция этого блока построена на сочетании двух одноэтажных прямоугольных объемов входной группы, имеющих озелененную эксплуатируемую кровлю, и шестиэтажного многофункционального зала. Последний решен в виде двух вставленных друг в друга цилиндров – «глухого» высокого объема собственно зала и «обернутого» вокруг него прозрачного вестибюля и фойе.
Цилиндр, в который упакован зал, имеет совершенно глухие стены. Чтобы компенсировать его визуальную тяжеловесность, архитекторы установили этот объем на колонны, за счет чего нижняя часть здания поднялась на высоту третьего этажа, а пространство под ним стало полностью просматриваться. Освещение многофункционального зала предусмотрено с помощью зенитных фонарей, которые обеспечивают только отраженный верхний свет, лучше всего подходящий для осмотра экспозиций, а на время показа видеоизображений будут зашториваться. В противовес глухому внутреннему объему наружный цилиндр выполнен в максимально прозрачных конструкциях. Его стены представляют собой сплошной витраж, поднимающийся от пола первого этажа на высоту 13 метров. В этом объеме находятся залы вестибюля, фойе, обеденный зал кафе, а по периметру размещены все вертикальные коммуникации (2 открытые лестницы, 4 лестничные клетки и 2 пассажирских лифта).
Еще один блок был спроектирован в виде отдельного объема из соображений уже не конструктивных, а технологических. В нем расположена зона МРТ и лучевой диагностики, оборудование для которых (в частности, магнитно-резонансный томограф) гиперчувствительно к внешним воздействиям. Это здание имеет наименьшую высоту (всего 3 этажа) и строгую квадратную форму, которая обеспечивает скромному по габаритам объему достойное место в общей композиции комплекса.
Все три блока соединены между собой стилобатной частью и подвалом, а с существующим и строящимся зданиями – с помощью переходных галерей. Вдоль красной линии квартала они выстроились в эффектную цепочку объемных геометрических фигур – овальный и круглый цилиндры и куб. Высотный объем визуально «закрепляет» угол этого квартала, одновременно фиксируя створ 4-ой магистрали и ее поворот, а два более низких здания служат своего рода ступенями, ведущими к Перинатальному центру.
Таким образом, архитекторам удалось разделить сложнейшую функциональную программу комплекса на отдельные, простые составляющие, доступные для пластического осмысления. Поэтому, вероятно, и архитектура нового лечебно-реабилитационного комплекса получилась лаконичной и ясной. А использование тех же текстур и материалов, что и в других, существующих и строящихся, частях комплекса (единственным исключением стал радикальный синий цвет, присутствующий в отделке клинико-поликлинического корпуса, от которого авторы проекта отказались ради большей колористической сдержанности) – должны стать дополнительной гарантией быстрой и безболезненной адаптации новых зданий в уже сложившемся медицинском квартале.